Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Российская империя в начале XX века




План

 

  1. Основные тенденции социально-экономического развития
  2. Революция 1905 – 1907 гг.
  3. Третьеиюньская политическая система
  4. Столыпинская аграрная реформа

 

 

1. Россия в конце XIX – начале XX вв. была аграрно-индустриальной страной. Общая численность населения составляла 130 млн. человек, из которых 75 % проживало в сельской местности. По оценкам исследователей, Россия являлась среднеразвитой страной второго эшелона капиталистического развития. Однако в отличие от многих стран, Россия имела своеобразные, особенные черты развития, к числу которых относится сравнительно позднее вступление страны в капиталистическую стадию. Бурное развитие буржуазных отношений в российской экономике началось лишь во второй половине XIX в. в результате либеральных реформ. Для России был характерен догоняющий характер экономического развития, проявившийся не только в быстрых темпах проникновения капиталистического уклада, но и в определенной деформации его фаз и стадий. В экономике все возрастающую роль играло государственное регулирование. Кроме того, для России была характерна высокая степень социальной напряженности, вызванной противоречивостью социально-экономической обстановки в стране.

Особенностью российской экономики было то, что черты монополистического капитализма на рубеже XIX – XX вв. стали проявляться в условиях, когда не была пройдена еще мануфактурная стадия развития. Фабричное производство еще не вытеснило в полной мере ручного труда. Легкая промышленность давала более 50 % всей валовой продукции российской промышленности и являлась сосредоточением 43% всей рабочей силы. Эти цифры соответствуют мануфактурной стадии. Данная особенность отражалась и на формах организации промышленного производства. Крупные промышленные предприятия с числом рабочих свыше 500 человек составляли лишь 3 % от общего числа. 26, 5 % составляли предприятия, на которых работало от 50 до 500 человек. Львиная доля в промышленности приходилась на предприятия с числом рабочих менее 50 человек. Они составляли 75 % от общего числа всех промышленных предприятий.

Неразвитость производства, большие издержки при условии узости внутреннего рынка толкали предпринимателей к образованию монополистических союзов. Первые монополии в России стали возникать еще в 80-е гг. XIX вв. (Союз сахарозаводчиков, Союз пермских солезаводчиков, Союз мостостроителей-фабрикантов). В 1890-е гг. наступил промышленный подъем и эти союзы распались. На этом закончился первый этап монополизации российской промышленности.

На втором этапе монополизации (начало 1900-х гг.) процесс образования монополий принял необратимый характер. В начале XX в. произошел мировой экономический кризис, который в России принял особо тяжелые формы. Основными формами монополий в России стали картели и синдикаты. В 1901 г. Возникли первые синдикаты в транспортной отрасли: транспортные кампании «Надежда» и «Кавказ и Меркурий». В это же время произошло объединение 10 заводчиков металлургической промышленности в крупный синдикат «Продамет», который контролировал 2/3 производства железнодорожных рельсов.

Особое место в экономической структуре России занимало сельское хозяйство. Начало XX в. характеризуется дальнейшим ростом сельскохозяйственного производства за счет экстенсивного фактора. Увеличение площадей, вовлекаемых в хозяйственный оборот, имело следствием рост валового сбора зерна. За 90-е гг. XIX – начало XX вв. валовый сбор пшеницы возрос в 1,5 раза. Однако численность крестьянского населения за счет естественного прироста опережала рост сельскохозяйственной продукции, что приводило к уменьшению производства продуктов питания на душу населения. Для сельского хозяйства России в рассматриваемый период был характерен крайне низкий уровень обеспеченности техникой. Из 18,4 млн. сельскохозяйственных орудий 9 млн. составляли сохи. На 12 млн крестьянских хозяйств приходилось лишь 166 тракторов и около 1 млн. жаток и косилок.

Основными способами ведения сельского хозяйства были двуполье и трехполье, но применялся также и перелог. Специфической чертой аграрного сектора экономики в начале XX в. было то, что наряду с интенсивным проникновением капиталистических отношений, в деревне сохранялась целая серия феодальных пережитков, являвшихся следствием незавершенности крестьянской реформы 1861 г. Это помещичье землевладение, община, малоземелье и чересполосица, сословная неполноправность крестьянства. Все эти явления были объективными препятствиями на пути трансформации российского общества из аграрного в индустриальное и обусловливали постоянно нарастающую социальную напряженность в деревне.

 

2. В 1905 г. закончился мирный период развития капиталистических отношений в России и началась эпоха революционных потрясений. Новую эпоху в историческом развитии страны открыла революция 1905 – 1907 гг.

Главной причиной революции стало противоречие между потребностями капиталистической модернизации российского общества и невозможностью ее реализации в условиях существующей общественно-политической системы. В основе данного противоречия лежала незавершенность буржуазных реформ 60-х – 70-х гг. XIX в. Сохранение феодальных пережитков во всех сферах общественной жизни ставило задачу буржуазных преобразований, что определило характер революции.

Кризис самодержавной системы стал наиболее очевиден в ходе русско-японской войны 1904 – 1905 гг., ставшей мощным катализатором революционных событий.

Исследователи дают разную периодизацию первой русской революции, но наиболее приемлемой, на наш взгляд, является периодизация, согласно которой выделяется два основных этапа революционных событий. Первый этап (подъем революции) начался 9 января 1905 г. и продолжался до кульминации революционной борьбы, т.е. до декабрьского вооруженного восстания 1905 г. После его поражения революционная борьба еще продолжалась, однако она носила эпизодический характер, и ее уровень свидетельствовал о спаде революционного движения. Поэтому второй этап (спад революции) – это 1906 – июнь 1907 гг. Завершением революционных событий традиционно считается 3 июня 1907 г., когда была распущена II Государственная Дума и опубликован новый избирательный закон, резко увеличивавший представительство в Думе помещиков и сокращавший возможность проникновения в парламент демократических слоев населения. Каждый из этих этапов революции имеет свой подъэтапы, качественно отличающиеся друг от друга. Так, первый этап характеризуется мощной баррикадной войной после кровавых событий 9 января, огромным размахом стачечного движения по всей стране. Весна и лето 1905 г. связаны с массовыми выступлениями рабочих промышленных центров, созданием в Иваново-Вознесенске первых Советов, ставших результатом революционного творчества народных масс. На данном этапе усиливаются массовые крестьянские выступления, к движению подключаются национальные окраины, начинается повсеместное революционное брожение в армии.

Революционная борьба осенью 1905 г. характеризуется дальнейшим ростом стачечного движения. Всероссийская октябрьская политическая стачка 1905 г. стала кульминацией этого движения. В этих условиях царское правительство вынуждено было пойти на уступки. Манифест 17 октября 1905 г., подписанный Николаем II, даровал народу основные гражданские и политические свободы. Главным ее итогом стало превращение российского самодержавия из абсолютной монархии в парламентскую. Манифест декларировал свободу образования политических партий и провозгласил создание высшего представительного органа власти – Государственной Думы. Всероссийская октябрьская политическая стачка вплотную подвела революционные массы к высшей точке революции – декабрьскому вооруженному восстанию 1905 г. После его поражения наступил период спада революции. Хотя на последнем этапе стачечное движение еще продолжалась, тем не менее, политическая борьба перешла в парламентскую плоскость, что проявилось в ходе созыва и работы I и II Государственных Дум. Третьеиюньский государственный переворот 1907 г. поставил последнюю точку в революционной борьбе.

Революция 1905 – 1907 гг.в России потерпела поражение. Одна из главных причин этого заключается в отсутствии единства тех групп населения, которые являлись главными движущими силами революции. Рабочему классу не удалось создать прочного союза с крестьянством в борьбе против царизма. Крестьяне действовали стихийно, неорганизованно. Либерально-буржуазный лагерь был непоследователен, лавируя между правительственными и революционными силами.

Первая русская революция имела огромное историческое значение. Под напором революционных сил самодержавная политическая система была преобразована в сторону конституционной монархии. Революция положила начало российскому парламентаризму. Самодержавие вынуждено было пойти на уступки народным массам во всех сферах общественной жизни. Вместе с тем, потерпев поражение, революция не решила коренных социально – экономических и политических противоречий в обществе, что в конечном итоге обусловило революционные потрясения 1917 г.

 

3. 3 июня 1907 г. была распущена II Государственная Дума и обнародован новый избирательный закон, существенно ограничивавший степень представительства в парламенте демократических слоев населения. Это событие считается завершением первой русской революции и началом периода третьеиюньской монархии. Премьер-министром России стал П.А. Столыпин, с именем которого связано проведение аграрной реформы, ставившей целью переход от общинного землевладения к частной собственности на землю. Фигура П.А. Столыпина в отечественной историографии в разное время преподносилась с противоположных точек зрения. В советской исследовательской литературе его деятельность оценивалась исключительно с отрицательных позиций, как реакционная и антинародная. В настоящее время историкам также подчас не удается избежать влияния политической конъюнктуры, поэтому в современной науке исторические труды, посвященные П.А. Столыпину, отличаются не всегда оправданной идеализацией проводимых им преобразований. Для того, чтобы дать объективную оценку столыпинской политике, необходимо рассмотреть основные особенности политического развития страны, а также наиболее существенные социально-экономические мероприятия, проводимые правительством.

По новому избирательному закону существенно расширялась в парламенте квота от дворянства. Если раньше от 2000 дворян избирался один представитель, то теперь один депутат представлял интересы лишь 230 дворянских избирателей. По замыслу разработчиков закона доля дворянства в Думе должна была составить 51%. Увеличивался также удельный вес представителей крупной буржуазии. В соответствие с законом один депутат должен был избираться от 1000 предпринимателей. (По старому законодательству данное соотношение составляло 1:4000). Доля владельцев крупных промышленных предприятий в новой Думе должна была составить, таким образом, 13,2 %. Удельный вес наемных фабрично-заводских рабочих не должен был превышать 2,4 % (один депутат от 125000 человек), крестьян – не более 22,4 % (один представитель от 60000). Смысл нового избирательного законодательства заключался в создании нужного царскому правительству лояльного большинства, на которое могла опереться власть при проведении внутриполитического курса.

Расклад политических сил в III Государственной Думе был достаточно пестрым. Из 442 депутатских мест 50 принадлежало право-монархическим партиям (Союз русского народа, Союз Михаила Архангела), 154 – октябристам, 54 – кадетам, 28 – прогрессистам, 19 – социал-демократам, 14 – трудовикам. Остальные места принадлежали беспартийным депутатам. Таким образом, в III Думе сложилось два большинства. Первое большинство – октябристы. От них зависел исход рассмотрения того или иного вопроса. Если они качнутся вправо, то образуется правооктябристское большинство, которое выступало с позиций сохранения незыблемости монархического строя и беспощадной борьбы с революционным движением. Правые, как правило, голосовали за все карательные мероприятия царского правительства. В национальном вопросе они выступали за жесткую русификацию национальных окраин.

Второе большинство – либерально-кадетское объединяло все политические силы, выступавшие за проведение буржуазных преобразований. Правительство в своей политике очень ловко использовало эти два большинства в своих интересах. Оно могло лавировать и играть на противоречиях между этими блоками, что дало возможность самодержавию развязать себе руки в проведении внутриполитического курса. Политику лавирования правительства между основными социальными группами, характерную для России в период третьеиюньской монархии, В.И. Ленин назвал политикой бонапартизма (по имени французского императора Наполеона III Бонапарта, проводившего во Франции в 50-е – 60-е гг. XIX в. схожий внутриполитический курс). Данная политическая система просуществовала вплоть до 1914 г., однако она была достаточно шаткой и неустойчивой. Как в право-монархическом, так и в либеральном лагере отсутствовало единство, а партии, входящие в состав этих блоков, нередко расходились во взглядах по тем или иным вопросом государственной политики.

 

4. Аграрный вопрос был основным вопросом первой русской революции. Большой размах массового крестьянского движения в 1905 – 1907 гг. ускорил проведение реформ в аграрном секторе экономики. Сельское хозяйство, составлявшее основу экономической системы России в начале XX в. находилось в состоянии кризиса, одной их главных причин которого было то, что возможности развития аграрного сектора по экстенсивному пути были во многом уже исчерпаны. Кризис в сельском хозяйстве отражался и на развитии промышленности. Таким образом, причинами аграрного кризиса и причинами реформы являлось экстенсивное ведение сельского хозяйства, составной частью которого было общинное землевладение. Община консервировала феодальные пережитки в деревне, препятствовала внедрению новой техники, ограничивала крестьян в передвижении, практиковала принудительные севообороты и периодические переделы земли.

Целью нового курса аграрной политики стал переход от общины к индивидуальному ведению хозяйства.Исходя изэтой цели, П.А. Столыпин ставил следующие задачи реформы:

; обеспечить условия для перехода от надельной земельной собственности к индивидуальному крестьянскому землевладению

; создать социальную базу для осуществления программы аграрных преобразований в лице крестьянина-собственника

; умиротворение деревни, снятие ее социальной напряженности, ликвидация почвы для распространения в крестьянской среде социалистической пропаганды

; добиться ускоренного роста промышленности и развития внутреннего рынка.

Вместе с тем, столыпинская реформа должна была учесть и интересы дворян-землевладельцев, сохранив незыблемость крупной помещичьей земельной собственности.

Подготовка реформы началась еще в 1905 г., когда был создан комитет для разработки аграрного законодательства под руководством Кутлера и Кауфмана. Первый законопроект предполагал ликвидацию помещичьего землевладения и, вызвав сопротивление дворянства, был отклонен, а С.Ю. Витте, поддержавший этот проект, смещен с поста премьер-министра. Новый аграрный закон был принят 9 ноября 1906 г. и стал основой проведения реформы.

В соответствие с законом, каждый крестьянин имел право выйти из общины и приобрести земельный надел в свою личную собственность. В целях предотвращения спекуляции землей ее разрешалось продавать только крестьянам, входящим в состав той или иной общины. В тех обществах, где в течение 24 лет не было переделов, за крестьянами, выходившими из общины, закреплялись все излишки земли без всякой доплаты, а там где были переделы, излишки закреплялись при условии уплаты по ценам 1861 г.

Закон определял также порядок выхода крестьян из общины. Крестьянин подавал заявление о выходе на мирской сход, который должен был принять соответствующее решение. Если оно было отрицательным, то крестьянин мог подать на опеляцию земскому начальнику, а затем мог выходить на уровень уездного съезда. Таким образом, общинная демократия ставилась под контроль уездных органов власти, что создавало условия для массы злоупотреблений.

Статья 12 данного закона гласила, что крестьянин имеет право требовать предоставления ему надела в компактном виде, а если у общины не было такой возможности, она должна была компенсировать в денежной форме неудобства, вызванные чересполосным расположением земельных отрезков. На землях выделившихся из общины крестьян создавались хутора и отруба. Однако динамика выхода крестьян из общины шла очень медленными темпами. За 9 лет (1907 – 1915) из 12 млн. крестьянских хозяйств из общины выделилось лишь 2,5 млн. Причем основная масса тех. кто воспользовался правом выхода из общины, не собиралась связывать свою жизнь с сельскохозяйственным трудом, а спешила продать свою землю и переехать в город. По данным исследователей, 52,2 % крестьян вышли из общины с целью продажи земли, 27,3% - с целью сохранения излишков, 18,7% - с целью улучшения хозяйства. Одним их последствий реформы стал возврат, крестьян обратно в общину, который составил 10%. Таким образом, главная цель реформы – изменение статуса крестьянской собственности, не была решена. Большая часть земель продолжала оставаться в общинном землевладении.

Одним из важнейших инструментов разрушения общины стало массовое переселение крестьян за Урал. Царское правительство пыталось таким образом ослабить земельный голод во внутренних губерниях России и сгладить социальную напряженность в деревне, вызванную малоземельем. С 1906 по 1914 г. В Сибирь переселилось боле 3 млн. человек. Однако переселенческое ведомство плохо подготовилось к перевозке и устройству на местах огромной массы людей. Кроме того, на местах крестьяне как правило получали не самые пригодные для сельского труда земли и поэтому часть крестьян возвратилось назад. По разным данным, число вернувшихся обратно составило от 500 тыс. до 1 млн. человек.

Хотя столыпинская реформа и не решила главной своей задачи, тем не менее, имели место и положительные результаты в области развития сельского хозяйства. Накануне первой мировой войны оно переживало полосу подъема. Увеличилось население Сибири за счет притока переселенцев, освоивших не менее 30 млн. десятин пустующей земли. Существенно увеличились посевные площади, поднялось производство хлеба на душу населения. По вывозу хлеба Россия обгоняла многие страны, в том числе США, Канаду и Аргентину, экспортируя от 25 до 40% зерна, производимого в мире.

 

Основная литература

1. История Отечества. Курс лекций. / Под ред. В.М. Борисова М., 1998.

2. История России с начала XIX в. до начала XX в. Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Сахарова М., 2005.

3. Федоров В.А. История России 1861 – 1917. Учебник для вузов. М., 2003.

 

Дополнительная литература

1. Аврех А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1992.

2. Вишневский Э. Либеральная оппозиция в России накануне первой мировой войны. М., 1994.

3. Демин В.А. Государственная Дума в России (1906 – 1917): механизм функционирования. М., 1996.

4. Зырянов П.Н. Петр Столыпин: политический портрет. М., 1992.

5. Тютюкин С.В., Шелохаев В.В. Марксизм и русская революция. М., 1996.

 

 

Лекция 11

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.