Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция№6 монгольская империя 1 страница




План:

  1. Монголия в конце XII - начале XIII вв.
  2. Возвышение Чингис-хана.
  3. Образование Монгольского государства.
  4. Военное устройство Монгольской империи в правление Чингисхана.

Общепринятая хронология основных событий в Монголии во второй половине XII в. отсутствует. Нет точных сведений и о дате рождения Темучжина, будущего Чингис-хана. Очевидно лишь, что это была пора развала первого государства монголов Хамаг монгол улуса в 50-60-х годах XII в. Его отец, Есугай-баатур, был отравлен татарами, с которыми родня Темучжина враждовала. Девятилетний Темучжин остался с матерью, Оэлун-фучжин, покинутой людьми, подчинявшимися ранее Есугаю-баатуру, среди которых самыми сильными были тайчиуты, создавшие свой улус. Юношей Темучжин на почве соперничества вместе со своим младшим братом, Хасаром, убил их сводного брата Бектера. За это он был подвергнут правителем тайчиутов Торгутай-Кирилтухом "законному наказанию": забит в шейную деревянную колодку, кангу, - и содержался у тайчиутов как заключенный. Возможно, этот факт породил имеющиеся в некоторых источниках сведения о том, что в юные годы Темучжин был в плену и рабстве. Бежав от тайчиутов, Темучжин постепенно обзавелся нукерами и в 70-80-х годах XII в. сделал первые шаги в сложной политической борьбе. Он обратился за помощью к Тоорил-хагану, правителю кереитов. Тоорил-хаган был побратимом (анда) отца Темучжина, он пообещал Темучжину "собрать его разрозненный улус". Нападение на ставку Темучжина меркитов, пленивших жену Темучжина, Борте, дало повод Тоорил-хагану выступить в поход против меркитов при условии, что в нем примет также участие молодой представитель монгольского ханского рода Чжамуха. В детские годы Чжамуха и Темучжин были побратимами. В момент конфликта большая часть монголов шла за Чжамухой, признававшим старшинство Тоорил-хагана в рамках традиционной дипломатии тех мест и тех лет и считавшего его старшим братом, а себя - младшим. Чжамуха принял участие в походе на меркитов, которые были разбиты. Темучжин возвратил жену, союзники получили добычу и рабов. Рашид ад-дин указывает точную дату похода на меркитов - 1177-1178 гг. Темучжин уже в этом походе проявил свой характер, постановив, чтобы и впредь в войнах с меркитами "никого из меркитов не оставляли в живых, а всех убивали" (Рашид ад-дин). После меркитского похода Чжамуха и Темучжин стали совместно править монголами. Однако позднее, к II 80 г., если верить Рашид ад-дину, Темучжин отделился от Чжамухи, будучи уже обладателем собственного улуса. Часть монгольской знати, в том числе представители природных монгольских ханов, пошли за Темучжином. Этой знатью Темучжин был провозглашен ханом, избранником "Вечного синего Неба". Именно в это время Темучжин получил свой титул Чингис-хан, смысл которого не имеет общепринятого объяснения. Многие сходятся на том, что это тюркское тенгис, "океан", и титул означал "хан-океан", "хан, власть которого безбрежна, как океан". Расхождения в датировке этого события, важнейшего и в жизни Монголии, и в личной карьере Чингис-хана, достигают десяти лет. Мы уже упоминали, что Рашид ад-дин указывает 1180 г., монгольский историк Ш.Сандаг и китайский историк Хань Жулинь - 1189 г., Л.Гамбис -1190 г.
Чингис-хан, видимо, искренне верил в свою избранность высшими силами, в свое предназначение объединить всю Монголию, да и не только Монголию, а весь доступный мир. Эта вера подогревалась его ближайшим сподвижником - шаманом Кокочу (Теб-Тенгрием). Устраивая свой улус, организуя аппарат управления, Чингис-хан поставил высшими администраторами своих сподвижников и сторонников. Управлять всеми должностными лицами, а также гвардией и нукерами были поставлены Боорчу и Чжелме. Во главе армии встал младший брат Чингис-хана, Хасар. Командование передовыми частями армии было поручено Субетай-баатуру, которого Чингисханьназывалб"своейбопоройбибщитом".
История Монголии последних двух десятилетий XII в.-это история борьбы Чингис-хана и его соперников за власть над монголами и Монголией. В этой борьбе Чингис-хан пользовался поддержкой Тоорил-хана; главным его соперником был Чжамуха. Желание видеть в них носителей двух различных путей развития монголов (Чжамуха - "демократ", Темучжин - "степной аристократ", по В.В.Бартольду и Б.Я.Владимирцову; Чжамуха - "консерватор", борец за "племенное состояние монголов", Темучжин - "борец против племенной иерархии, племенного порядка", по П.Рачневскому, и т.п.) вряд ли имеет основание. Социальные силы, стоявшие на стороне как Чжамухи, так и Темучжина, были одного порядка. Представители ханского правящего монгольского клана, нойоны, нукеры принимали сторону той или другой личности, а не боролись за ту или иную идею. Идея была одна - объединение всех монголов, реставрация Хамаг монгол улуса под властью одного хана и, как логическое развитие такого объединения, усиление - объединение под властью монгольского хана всей кочевой ойкумены. Объединение и сильная централизованная власть были выгодны скотоводам-кочевникам, особенно после периода разброда, обеспечивая им порядокьиботносительнуюббезопасностьботбвзаимныхбграбежей. Около 1187 г. или несколько позже произошло первое крупное военное столкновение Чжамухи и Чингис-хана в Далан-Балчжутах, в верховьях р. Оной. Источники противоречиво сообщают об его исходе. Большинство исследователей доверяют "Тайной истории" и склонны считать, что свое первое большое сражение Чингис-хан проиграл, хотя силы соперников были примерно равны - по 30 тыс. воинов с той и с другой стороны. Чжамуха заживо сварил 70 военачальников Чингис-хана, попавших в плен.
После поражения при Далан-Балчжутах Чингис-хан почти на десятилетие выключается из активной борьбы. П.Рачневский высказывается за то, что эти годы Чингис-хан провел или на территории чжурчжэньской империи Цзинь, или возле ее границ. С середины XII в. цзиньские императоры проводили в сопредельных монгольских степях политику "сокращения совершеннолетних". Раз в каждые три года экспедиционный корпус Цзинь вторгался в пределы Восточной Монголии и истреблял местное мужское население или угонял его в рабство в Цзинь. В ответ кочевники столь же регулярно разоряли пограничные области империи чжурчжэней. Много хлопот империи причинялибсвоимибнабегамибтатары. В 1196 г. в поход против татар выступила армия под командованием Ваньянь Сяна. Татары были разбиты у р.Керулен и бежали по р.Ульдза. Их преследовал цзиньский корпус под командованием Ван Аньго, который предложил Тоорилу и Чингис-хану выступить против татар. Кереиты и монголы Чингис-хана разгромили татар у оз.Торей. За эту помощь Чингисхан и получил от цзиньских властей упоминавшийся выше чин чаутхури. Тоорил-хаган получил титул вана (князя) и впредь стал именоваться Ван-хан (Онг-хан). Получение чина от чжурчжэнейбспособствовалобукреплениюбположениябЧингис-хана.
В 1198 г. армии Цзинь совершили новый поход в Восточную Монголию против хунгиратов и других татаро-монгольских племен. Однако в результате внутренних неурядиц внешнеполитическая активность чжурчжэньского государства стала ослабевать. Это создало Чингис-хану благоприятные условия для закрепления в Восточной Монголии. Произошли перемены и на западе Монголии, где найманский улус распался на два во главе с Таян-ханом и Буюрук-ханом. В 1198-1199 гг. кереитский Ван-хан, Чжамуха и Чингис-хан с молчаливого одобрения Таян-хана нанесли поражение Буюрук-хану. Однако перед решающим сражением Ван-хан и Чжамуха тайно ночью покинули Чингис-хана в надежде, что найманы расправятся с ним. Но найманы вместо этого всеми силами обрушились на кереитов, и Чингисхану самому пришлось идти выручать своего "хана-отца". Вероятно, в 1200 г. Чингис-хан совершил поход против.тайчиутов. Столь велика была его ненависть к тайчиутам, что сражение с ними - единственное, про которое точно известно, что Чингис-хан участвовалбвбнемблично.бВббоюбонббылбранен. В 1201 г. сторонники Чжамухи провозгласили его гурханом. За Чжаму-хой шли не только монголы, но и представители многих других племен и народностей Монголии (татары, найманы, меркиты, ойраты, тайчиуты). Обряд возведения Чжамухи в гурханы был совершен у впадения в Аргунь р.Ган. Силы, объединившиеся вокруг него, открыто объявили своими врагами Ван-хана и Чингис-хана. Таким образом, к началу XIII в. произошло четкое размежевание сил, боровшихся за власть в Монголии. Реально союз Ван-хана и Чингис-хана был непрочным, в принципе каждый из ханов-соперников стоял сам за себя. Желая прочно укрепиться в Юго-Восточной Монголии, Чингис-хан в 1202 г. обрушился на татар. Если не считать войны с сородичами-тайчиутами, то это был первый поход Чингис-хана в одиночку против одной из сильнейших татаро-монгольских народностей. Неподалеку от оз. Буир-Нор, в местности Далан-Нумерген, татары потерпели поражение. По выражению Рашид ад-дина, Чингис-хан сделал татар "кормом для своего меча", истребив всех взрослых мужчин и подростков, оказавшихся ростом выше тележной оси. Победа Чингис-хана наметила изменение баланса сил в Монголии в его сторону. Возможно, в это время Чингис-хан имел ставку у оз. Бальчжуна в Северо-Восточной Монголии. Именно здесь его посетили мусульманские купцы Джафар-ходжа, Хасан и Данишменд-хаджиб. Как полагают, именно от них Чингис-хан получил подробную информацию о положении в Восточном Туркестане и Мавераннахре.
Ван-хан предложил Чингис-хану породниться и обещал выдать свою дочь за старшего сына Чингис-хана, Чжочи. Чингис-хан поехал на сговор в ставку кереитов с небольшим эскортом. Однако по дороге Чингис-хана отговорил от поездки один из старых и преданных его сторонников - Мунлик. Чингис решил вернуться, и как раз в это время поступило сообщение, что войска кереитов выступили против него. Кереитов поддержалбЧжамуха. Во время сражения Чжамуха отказался от решительной поддержки кереитов. В бою был ранен сын Ван-хана, Сангум Илха, его жизнь оказалась под угрозой, и кереиты покинули поле сражения. Это, вероятно, спасло Чингис-хана от крупного поражения, если не полного разгрома. Он отступил к оз. Бальчжуна с небольшим отрядом. Те, кто остался с ним и пришел к озеру, в знак клятвы верности пили мутную воду из заболоченного озера. Позже все они получили особые права и привилегии за свою преданность хану в трудную для него минуту. Чингис-хан вынужден был вступить в переговоры с Ван-ханом, во время которых он проявил незаурядные качества дипломата. Он величает Ван-хана "ханом-отцом", полагаябтембсамымбсебяб"подданнымбибсыном". Но уже в следующем, 1203 г. Чингис-хан, отбросив недавнее смирение, даже не делая ночных остановок, двинулся с войсками к ставке Ван-хана. Нападение было неожиданным. После трех суток сражения кереиты были наголову разбиты. Ван-хан и его сын, Сангум, бежали на запад, к границам найманского улуса. В пути они наткнулись на найманский караул. Ван-хан был убит, а его голова доставлена найманскому Таян-хану. Сангум бежал. Чингис-хан, судя по имеющимся сведениям, не истребил кереитов, а расселил их, с тем чтобы они не жили монолитно, и много кереитов раздарил своим близким и воинам, приказал "кереитский народ... раздать во все концы", "всех вдоволь оделил он кереитскими пленниками". Победа над кереитами осенью 1203 г. - второй крупный успех Чингисхана после разгрома татар. Был уничтожен крупнейший улус Монголии.
Чжамуха в борьбе с Чингис-ханом мог теперь иметь в союзниках только найманов. Если верить "Тайной истории", то найманский хан решил не дожидаться нападения и самому начать войну с Чингис-ханом. Он решил заполучить в союзники онгутов, народ, живший по границе с Цзинь у Великой Китайской стены, и прислал послов. Через послов он просил хана онгутов Алахуша "стать его правой рукой" в борьбе с Чингис-ханом. Алахуш не только отказался быть "правой рукой найманов" в предстоящей войне против Чингис-хана, но и поспешил известить Чингис-хана о намеренияхбнайманов.
В 1204 г., имея ставку на р.Халхе в урочище Орноуйн кельтей хада, Чингис-хан провел в своем улусе ряд реформ. Он поделил всех своих подданных на десятки, сотни и тысячи (на группы людей, способных в случае нужды выставить десять, сто, тысячу воинов с оружием, доспехами и конем), поставив во главе этих единиц администраторов-командиров: десятников, сотников, и тысячников. Эта реформа наносила удар по этнической и племенной разобщенности его улуса. Были введены должности управителей - черби. Черби ведали людьми и хозяйством улуса, ханской ставкой и гвардией хана. Служба гвардии была заново регламентирована. Реформы привели в порядок сильно подорванный войной с кереитами улус Чингисхана. Если предположить, что Чжамуха в это время жался к найманам, то улус Чингис-хана уже охватывал практически всю Восточную и Центральную Монголию.
Летом 1204 г. войска Чингис-хана подступили к границам остававшегося независимым найманского улуса. Противники сошлись у горы Наху-гун в Монгольском Алтае. Найманы потерпели полное поражение. Сам Таян-xaн пал в бою. С оставшимися в живых и не попавшими в плен ушел на запад лишь сын Таян-хана, Кучлук. Так не стало еще одного сильного улуса в западных пределах Монголии.
В том же, 1204 г. Чингис-хан совершил поход на меркитов. Проведя зиму 1204/05 г. на южных склонах Алтая, Чингис-хан весной 1205 г. перевалил Алтай и на западных его склонах атаковал бежавших туда правителя меркитов Тохтоа-беки и Кучлука. Тохтоа-беки пал в бою. Кучлук в сопровождении многих недовольных воцарением Чингис-ханабвбМонголиибушелбкюкара-китаямюнабр.Чу. Вслед за этим большинство сторонников Чжамухи перешли к Чингис-хану. Чжамуха остался лишь с небольшой группой людей, которые скоро предали его. Он был схвачен сопровождавшими его воинами и доставлен к Чингису, который и приказал казнить его (1205 или 1207 г.).
Таким образом, к 1206 г. завершилось смутное для Монголии время когда, по словам одного из приближенных Чингис-хана, "все друг друга грабили", "всесветная брань шла". Это была борьба ханов и борьба этносов - монгольского, кереитского, найманского, татарского, меркитского - за преобладание в Монголии. Одновременно шел процесс сложения нового этноса - одной монгольской народности, вытеснения из Монголии тюркских этносов и монголизации страны. Необъятные просторы оказались под властью монголов и уже убеленного сединами Чингис-хана. Отныне эта земля постепенно получит имя победителей и станет Монголией, а населявшие ее этносы станут забывать свои самоназвания и именоваться монголами. Для части внешнего мира в память о былом могуществе татар они останутся монголо-татарами и татарами.
Оформил объединение курултай, или собрание представителей ханского рода и кочевой знати, который собрался весной 1206 г. у истоков р. Онон. В "Тайной истории" читаем: "Когда он (Чингис-хан) направил на истинный путь народы, живущие за войлочными стенами, то в год барса (1206) состоялся курултай, и собрались у истоков реки Онон. Здесь воздвигли девятибунчужнее белое знамя и нарекли ханом Чингис-хана". Интронизация Чингис-хана сопровождалась шаманскими обрядами, которыми руководилбпридворныйбшаманбТеб-Тенгрий.
Следуя давней центральноазиатской традиции, Чингис-хан разделил улус на центр и правое и левое крыло, во главе которых были поставлены темники. Вся Монголия была поделена на 95 военно-административных районов - "тысяч", которые были обязаны выставлять примерно по тысяче конных воинов, во главе с нойонами-тысячниками. Тысячи делились на сотни. Нойоны-тысячники получали от хана хуби (вознаграждение за службу, хуби- означало и удел). Должности темников, тысячников и сотников являлись наследственными. Основной корпус тысячников составили сородичи Чингис-хана и те люди, которые оказали ему помощь в борьбе за власть. По подсчетам некоторых исследователей, население улуса Чингисхана на начало XIII в. составлялоб1млн.бчеловек. Согласно "Ясе", или своду законов нового монгольского государства, люди в "тысячах" были прикреплены к месту своего проживания. Ата Малик Джувейни сообщает: "А еще яса такая: чтобы никто из тысяч, сотен или десятков, к которым он приписан, не смел уходить в другое место или укрываться у других, и никто того человека не должен к себе допускать, а если кто-либо поступит вопреки этому приказу, то того, кто перебежит, убьют всенародно, а того, кто его укрыл, ввергнут в оковы и накажут". "Яса", возможно, была введена еще в 1203 г. К сожалению, текст "Ясы" известен лишь в пересказах разных авторов. Очевидно, что это был свод уголовного, гражданского и военного, а также административного права.
Были усовершенствованы службы хозяйственная, двора, военно-полицейская. Был организован своеобразный секретариат, в который назначены составители распоряжений и ханских указов, писцы и переводчики. Делопроизводство велось уйгурским письмом, приспособленным для монгольского языка. По сведениям "Тайной истории" и "Юань ши" ("История династии Юань"), употреблению письма монголов обучил уйгур-чиновник на найманской службе Тататунга, хранитель ханской печати. Чингис-хан приказал ему учить читать и писать молодых членов своей семьи и молодыхбнукеровбибнойонов. Была расширена служба гвардии. В гвардию набирали "сыновей и младших братьев" тысячников и сотников. Служа лри дворе хана, они одновременно становились и заложниками, привязывая прочнее своих старших братьев и отцов к хану. Из числа гвардейцей-кешиктенов набирали чиновников в аппарат управления. Темники, тысячники, сотники, десятники выполняли различные функции по управлению. Тысячник, в частности, управлял вверенным ему населением, распределял пастбища, руководил перекочевками, организовывал труд пленных ремесленников и земледельцев, собирал налоги хану, следил за состоянием боевых коней, изготовлением оружия и доспехов, отбирал людей на службу и войну, сам мог возглавить отряд от своей тысячи. Наконец, тысячник или сотник обеспечивали работы почтовойбслужбы.бВозможно,бчтобонибявлялисьбибсудьямибнабместах.
Члены урука Чингис-хана получили хуби - уделы, с числом юрт от 1500 до 10 000. Ко всем родственникам для наблюдения за ними были приставлены нойоны - люди, преданные хану. Уделы были пожалованы и некоторым заслуженным нукерам хана. Право на удел закреплялось ханским указом (ярлыком) и особым символом - дщицей гереге. Особо заслуженные люди жаловались также дархатством - освобождением от повинностей в пользу хана. Повинности обычно состояли из поставок скота (квоты поставок были уточнены при Огодое), кумыса, а также службы кровью, необходимости в указанное время явиться на воинскую службу с оружием, конем и доспехами. По всему улусу была учреждена ямская почтовая служба, заимствованная из Китая. Из Китая же были позаимствованы символы делегирования власти, наделения управителей особыми полномочиями, - верительные бирки, пайцзы избзолотабибсеребра. Официально государство Чингис-хана именовалось Ехе Монгол улус - "Великое монгольское государство". По некоторым данным, так именоваться оно сталобсб1211г. В сознании хана и его окружения, в полном соответствии с идеологией региона и эпохи, власть была дарована хану высшим божеством - Небом. Хан обладал двумя видами благодати: силой - кючю и особой харизмой - су. Власть хана полагалась универсальной, универсализм ее состоял в том, что не существовало разницы между властью над реальными подданными его государства и подданными потенциальными. Хан был представителем Неба на земле. Отказ любого правителя, любого народа признать его власть рассматривался как мятеж, подлежащий подавлению силой. Эта выработанная на основании центральноазиатских и китайских представлений о природе власти кагана (императора) концепция, в общем нереалистическая в обычной практике международных отношений, проводилась силой оружия не один десяток лет в ходе монгольских завоеваний. Внутри страны концепция универсальности власти хана была ограничена правом сородичей и знати на утверждение хана в должности на курултае. Монгольская и отечественная наука связывают появление единого монгольского государства и реформы Чингис-хана с переходом Монголии к феодализму. Часть современных китайских авторов считают государство Чингис-хана рабовладельческим. В том и другом случае следует признать развитость государства, наличие в нем зрелых классовых отношений.

Образование Монгольского государства

Вступление монголов на историческую арену оказало огромное влияние на судьбы многих народов. Свидетельства китайских источников позволяют проследить историю монголов в глубь веков. Прямое родство их с гуннами, о котором нередко пишут, не может на нынешнем уровне знаний считаться научно доказанным.
Первые упоминания о собственно монголах под наименованиями мэнъу, мэнва относятся к эпохе Тан (VII-IX вв.). По исследованиям одних специалистов, монголы жили по южному берегу р.Амур, западнее впадения в Амур р.Сунгари и восточнее хребта Малый Хинган, по мнению других, местом обитания их было нижнее течение рек Шилка и Аргунь и верховья Амура. Согласно китайским хроникам, монголы входили в состав племен шивэй, говоривших в массе своей на монгольских языках. В тексте "Старой истории династии Тан" ("Цзю Тан шу") сказано: "Шивэй - особый род киданей. Живут по северным [берегам] реки Яоюехэ. Их государство находится на северо-востоке от столицы на расстоянии свыше семи тысяч ли. На востоке оно простирается до хэйшуй мохэ, на западе до тюрок, на юге сопредельно с киданями, а на севере доходит до моря. В этом государстве нет государя и старших начальников, а есть семнадцать правителей, которые зовутся мохэфу и наследственно правят ими, хотя и зависят от тюрок. В качестве боевого оружия они имеют луки из рога и стрелы из дерева ху (тальника) и стреляют очень метко... Временами собираются на охоту с легкими метательными копьями, а когда дело закончится, расходятся. Эти люди обрабатывают землю, но не платят поземельного налога. В селениях своих строят небольшие дома, покрывая их сверху шкурами. Объединяются в группы и живут, иногда числом до нескольких десятков или сотен семей. Заостряют деревья и делают сохи, не насаживая на них металлических наконечников. Соху тянет человек, и производится посев. Не разрешается использовать [для пахоты] быков... В качестве домашних животных там водятся собаки и свиньи. Их откармливают и поедают, а шкуры используют для изготовления кож. И мужчины, и женщины [из этих кож] шьют одежды. Волосы у них растрепанны, одежды застегивают на левую сторону. Богатые выделяют себя тем, что делают украшения из разнообразного пятицветного жемчуга. Законы, регулирующие вступление в брак, [таковы]: жених прежде входит в дом невесты и работает там три года. По этой причине он может лично близко общаться с этой женщиной. Когда срок отработки кончится, то семья невесты выделяет им их долю имущества, муж и жена садятся в одну телегу и нагружают ее. С барабанным боем и плясками они вместе возвращаются [в дом мужа]... Говорят, что при нашей династии Тан есть девять племен шивэй..." Одним из них и были мэнъу шивэй, т.е. шивэй-монголы.бВ "Новой истории династии Тан" ("Синь Тан шу") имеются дополнения о похоронных обрядах шивэй. Каждая группа шивэй строила большие навесы, на которые сверху клались трупы умерших. По умершим носили трехлетний траур. Если умирал правитель, то его преемником и наследником становился его сын, лишь в случае отсутствия у правителя сына на место умершего ставили сильного и решительногобчеловека. Ездили шивэй на телегах, запряженных быками. Жилища строили, сплетая стены из кустарника и небольших деревьев и сверху покрывая их шнурами. Или сгибали деревья и сверху покрывали плетенками. Для переправ через реки делали плоты и кожаные лодки. Лошадей - их было мало - пускали пастись стреноженными; овец не держали. Сказано также, что было 20 с лишним племен шивэй,бабнеб9,бкакбвб"ЦзюбТанбшу".
Всех шивэй тюрки называли татарами. Последний этноним впервые встречается в древнетюркской надписи в честь Кюль-Тегина в 731-732 гг., затем - в китайских текстахбIXв. История собственно монгольских племен Х-ХI вв. - это история постепенного продвижения их на запад, начавшегося, видимо, еще в середине VIII в. Оно сопровождалось вытеснением с территории Халхи тюркоязычных народов, которые на протяжении нескольких сот лет господствовали здесь.
Причиной продвижения монголов на запад могли стать нападения на них извне или междоусобныебвойны. Согласно одному из монгольских преданий, излагаемых Рашид ад-дином, "над монголами одержали верх другие племена и учинили такое избиение среди них, что в живых осталось не более двух мужчин и двух женщин. Эти две семьи в страхе перед врагом бежали в недоступную местность, кругом которой были лишь горы и леса и к которой ни с одной стороны не было дороги... Среди тех гор была обильная трава и здоровая [по климату] степь. Название этой местности - Эргунэ-Кун. Значение слова кун - „косогор", а эргунэ - „крутой", иначе говоря, „крутой хребет"". Далее предание рассказывает, что в Эргунэ-Кун монголы размножились и стали мастерами выплавки железа и кузнечного дела. По легенде, именно искусство плавления железа помогло им выбраться из горных теснин на простор нынешних монгольских степей, к голубому Керулену, золотому Онону. "И вот они нашли одно место, бывшее месторождением железной руды, где постоянно плавили железо. Собравшись все вместе, они заготовили в лесу много дров и уголь... зарезали семьдесят голов быков и лошадей, содрали с них целиком шкуры и сделали из них кузнечные мехи. Затем заложили дрова и уголь у подножья того косогора и так оборудовали то место, что разом этими семьюдесятью мехами стали раздувать [огонь под дровами и углем]бдобтехбпор,бпокабтотбгорныйбсклонбнебрасплавился".
Прародительница Чингис-хана, Алан-Гоа, родила пятерых сыновей.
Двое из них родились от ее супруга Добун-Мергена, а трое - после его смерти. Объясняя их появление на свет, Алан-Гоа утверждала, что родила их от светлорусого человека, который проникал к ней ночами через дымник юрты. Эти три сына, таким образом, были "отмечены печатью небесного происхождения". Род Чингис-хана происходил от младшего сына Алан-Гоа, Бодончара, истинным отцом которого был, видимо, Ма-алих Баяудец, тюрк (киргиз), единственный мужчина, кроме сыновей Алан-Гоа, который был в ее доме. Рашид ад-дин полагал, что Алан-Гоа жила за 300 лет до того, как он писал cвой труд, т.е. на рубеже X-XI вв. По данным анонимной "Алтан Тобчи", сын Алан-Гоа, Бодончар, родился в 970 г. Потомки Бодончара отличались рыжимибволосамибибсветлымибглазами. В результате переселений монголы вступили в прямой и более тесный, чем ранее, контакт с тюрками. В степной и лесостепной зоне они перешли полностью к кочевому скотоводству. Л.Р.Кызласов указывает, что у монголов имеются свои термины только для обозначения собаки, лошади и свиньи, т.е. как раз тех животных, которые были известны у шивэй. Весь скотоводческий лексикон и названия для овец, быков, верблюдов, мулов монголы заимствовали у тюрок. В свою очередь, монголы принесли с собой из Маньчжурии тип оседлого жилища - квадратного, без фундамента дома с каркасными стенами и П-образными канами для отопления. Очевидно, в Х-ХI вв. происходил процесс ассимиляции оставшегося в Халхебтюркскогобнаселениябмонголами. Кидани, создав свою империю, империю Ляо, в Х в., поставили население долины Халхи под свой контроль. В 1004 г. было учреждено "Управление по подчинению пограничных жителей Северо-западной области", центром которой стал город, по-китайски именовавшийся Чжэньчжоу, по-тюркски - Хатун (Кэдунь). Он размещался к югу от нижнего течения р.Халхи. В целом татаро-монголы были лояльны к Ляо, династии этнически родственной, хотя некоторые монгольские племена, например джаджираты и меркиты, вели с киданями изнурительные войны и к 1094 г. были сильно обескровлены киданями и их союзниками. После гибели Ляо и утверждения чжурчжэньской династии пограничные с Цзинь племена управлялись своими предводителями. Если таковые признавали верховенство Цзинь и пригоняли скот для продажи на границе или в дар цзиньскому двору, то считалось, что они состоят на службе династии и охраняют границы империи. Забэтобцзиньскиебвластибплатилибзерном,бшелком,бденьгами.
К середине XII в. относится появление первого монгольского государства - Хамаг монгол улуса ("Государства всех монголов"). Еще при династии Ляо часть монгольской знати получила от киданей должности и титулы знатности, такие, как линвэнь или сяовэнь, военачальников пограничных войск, именовавшихся цзю. После гибели Ляо татаро-монголы поддержали Елюй Даши, представителя утратившей свое государство династии, оказали ему помощь, в том числе и войсками, выставив для него более чем десятитысячную армию. Эта поддержка татаро-монголами Елюй Даши, который хотя и не смог вернуть власть дому Елюй, и ушел на запад, в Семиречье, но представлял для чжурчжэней постоянную угрозу, привела к конфликту между татаро-монголами и чжурчжэнями. С 1135 по 1147 г. монголы ведут войну с Цзинь. Поводом для войны помимо общей напряженности отношений с 1125 г. послужила попытка чжурчжэней погубить правителя монголов Хабул-хана. К Хабул-хану прибыли одно за другим два по-сольства Цзинь, требуя его приезда ко двору. Хабул-хан членов второго посольства перебил, что и привело к войне Цзинь с монголами. Чжурчжэни в это время успешно добивали сунский Китай, к войне с монголами относились без должного внимания, и эта война была успешной для монголов. В 1147 г. между Цзинь и монголами был заключен мир. Цзиньские власти уступили монголам 17 укреплений к северуботбр.Сининхэ,бкотораябсталабпограничной. К этому времени относится чрезвычайно важное сообщение китайского источника о том, что монгольский хан Аоло боцзиле (Олунь бэйлэ) был признан чжурчжэнями государем государства Монголовб(Мэнфугобчжу).б Однако Аоло, как это нередко бывало, в пределах своих владений не довольствовался титулом государя (чжу) и принял императорский титул цзуюань хуанди. Он объявил свой девиз царствования - Тянь-син, или "Расцвет, дарованный Небом". Принятие своего девиза правления означало оповещение о независимом правлении. На предложение цзиньского двора довольствоваться титулом гобван,билиб"князьбгосударства",бАолобответилботказом.бБольшинствоюисследователей отождествляют Аоло боцзиле с Хабул-ханом. В "Тайной истории" о Хабул-хане сказано: "Всеми монголами ведал Хабул-хаган. После Хабул-хагана... стал ведать Амбагай-хаган". Амбагай-хаган имел титул "всенародного кагана и государя улуса". Монгольское улусун эджен, "государь улуса", если и не соответствовало китайскому хуанди, "император", то уж наверняка могло иметь своим абсолютным эквивалентом титул го чжу ("государь государства"). Рашид ад-дин именует Хабул-хагана "монгольским ханом", "государем и правителем своих племен и подчиненных". Древние монгольские правители носили сяньбийско-жуаньжуаньско-тюркский титул каган (хаган). Титул хан, равнозначный титулу хаган, появился позже.
Хабул-хан был сыном Хайду. У Хайду был второй сын, Бай-Шинкор Докшин. Линия (урук) Бай-Шинкор Докшина является линией Чингисхана. От Бай-Шинкор Докшина вел свое происхождение род Кият, в котором родился Чингис-хан. Был у Хайду и третий сын, Чаракай-линку, от которого происходили тайчиуты, сыгравшие столь большую роль в судьбе Чингис-хана. Все вместе это были "природные" монгольские ханы,билибхаганы.
В Хамаг монгол улусе после смерти Хабул-хагана власть перешла не к его сыновьям, а к Амбагай-хагану, внуку Хайду и двоюродному брату прапрадеда Темучжинаб-бЧингис-ханабТумбинай-сечена. Амбагай-хаган если и правил всем Хамаг монгол улусом, то недолго. Он был пленен татарами и выдан ими чжурчжэням, которые его казнили. Около 1160 г. Хамаг монгол улус окончательно распался, вероятно, из-за соперничества и борьбы за власть членов ханского дома.
После распада Хамаг монгол улуса монголы жили в долинах рек Онон и Керулен, по р.Тола. Северо-восточные области Монголии и Забайкалье заселяли урянхаты. Брачными партнерами клана, из которого происходил Чингис-хан, были хунгираты, они жили в Юго-Восточной Монголии. Тайчиуты, одна из сильнейших групп монголов, выделившаяся из Хамаг монгол улуса, обитали по р.Онон. В районе озер Буир-Нор и Далай-Нор жили татары. В нижнем течении р.Орхон и по Селенге расселялись меркиты. Все это были монголоязычные народы. Кереиты кочевали в предгорьях Хангая, по рекам Керулен, Орхон и Тола. Есть мнения, что кереиты одними из первых ушли на запад. Несколько столетий они жили по соседству с тюрками и смешались с ними или подверглись сильному тюркскому влиянию. Есть и иные мнения. П.Рачневский считает, что кереиты были исконно тюрками, первоначально они жили на Иртыше и Алтае и были оттеснены на восток найманами. Здесь они в значительной степени оказались монголизированными. Кереиты были христианами несторианского толка. Западные области современной Монголии занимали найманы. Относительно этнической принадлежности найманов в науке также нет единства. Одни считают их монголами, другие - тюрками. Как и кереиты, найманы были христианами-несторианами. Между Ангарой и Енисеем в таежной зоне обитали ойраты, "люди лесов".
Население Монголии в XII в. по образу жизни подразделялось на лесных и степных. Лесные народы жили в таежной и притаежной зоне и занимались охотой и рыболовством. Основная часть населения Монголии кочевала и вела кочевое скотоводческое хозяйство. Монголы были невысоки ростом, но отличались большой физической силой и выносливостью. Мужчины носили широко распространенную в Северном Китае прическу туфа, о которой уже говорилось. Жили монголы в юртах, разборных или установленных на телегах. Повозку с установленной на ней юртой перевозили быки. На стоянках монголы располагались куренями (кольцом). Они разводили коней, коров и быков, овец и коз, в меньшем количестве - верблюдов. Обычно на одну лошадь приходилось шесть-семь овец и коз. Владелец клеймил скот своей личной тамгой. Монголы-кочевники охотились и в ограниченной степени занимались земледелием, сеяли в основном черное клейкое просо. Молоко, мясо, рыба, жидкая каша из проса, дикорастущие коренья, растения и плоды составляли основной пищевой рацион монголов. Поклонялись монголы Небу, Земле и духам, например духу огнябУт. Нет в науке единства и в оценке уровня развития татаро-монгольских племен в XII в. Но постепенно верх берет точка зрения тех ученых, которые отказываются считать монгольское общество XII в. родо-племенным, обществом "военной демократии" и т.п. Это было общество классовое, разделенное прежде всего на лично-свободных и рабов (богол - рабы-мужчины, индже - рабыни). Источниками рабства являлись пленение и покупка людей. Известно, что чжурчжэни пригоняли на границу большие партии рабов и обменивали их у татаро-монголов на лошадей. Монголы объединяли рабов в пары для получения потомства. Рабы трудились в семье хозяина в услужении, они делали и основную работу - пасли скот и ухаживали за ним. Рабы предка Чингис-хана, Бодончара, "пасли его коней", рабы Тоорил-хагана кереитского "пасли верблюдов и овец". Как и во многих обществах мира, рабы у монголов приравнивались к скоту. От раба требовали верно и преданно служить хозяину. "Если раббнебпреданбхозяину,б-бпоучалбЧингис-хан,б-бубитьбего". Среди людей лично-свободных были люди богатые - баян и бедные - ядагу хувун. Они делились на людей своего урука - потомков по мужской линии от одного предка и чужаков, не сородичей - джат. Наконец, лично-свободные люди делились на благородных - сайн хувун и простолюдинов - карачу. Среди благородных выделялись "золотые роды", природные хаганы, туе хаган. В отличие от простых скотоводов - аратов богатые и знатные люди составляли сословие нойонов. Со времени Ляо хаганы и нойоны имели китайские и смешанные, как говорят, "китайско-алтайские", титулы, которые они получали от киданей и чжурчжэней. Темучжин - Чингис-хан имел чин чаутхури, сотника. Наряду с заимствованными и полученными из Ляо или Цзинь у монгольской знати были свои титулы: мерген ("отличный стрелок из лука"), сечен ("мудрый"), баатур ("богатырь"), бука ("силач"), бильге ("мудрый") и т.п. Это были не просто характеристики личных качеств человека, а именно звания, титулы, которые определяли место лица, носившего это звание, в обществе, в системе управления государством, улусами татаро-монголов.
"Улус" как государственное образование означал, как писал Б.Я.Владимирцов, "народ, образующий государство-владение", и ту территорию, на которой кочевал этот народ, его пастбища, нунтуки. В кочевом государстве, улусе, люди в известном смысле были значимее территории, и поэтому увод, уход, гибель людей означали развал, гибель улуса. Поэтому столь большое значение имело понятие "собрать улус". Во главе улуса, как правило, стоял хаган. Его опорой были его урук, сородичи, происходившие от общего мужского предка (свойственники, родня по бракам составляли другую группу - худа), и нукеры, дружина хагана (нукер - букв. "друг"), его гвардия. Нукеры управляли ставкой хагана (позже - орда), его сородичами - уруком, командовали гвардией хагана и его воинскими формированиями. Воинами руководили так называемые лучники и носители сабель. Из числа нукеров назначались управляющие хозяйством, стадами овец, конскими табунами и т.п., люди, которые управляли перекочевками. При хагане имелись конюшие, кравчие, черби (люди, ведавшие прислугой и домашними людьми хагана). Источники позволяют выделить в улусе XII в. три группы должностных лиц: тех, кто управлял ставкой хагана, тех, кто командовал его вооруженными силами, и тех, кто ведал хозяйством как самого хагана, так и всего улуса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.