Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа энкаунтер-групп




В нашей психологической и психотерапевтической литерату­ре термин энкаунтер-группы переводится как группы встреч. Это не совсем правильно, вернее - недостаточно полно передает тот смысл, который вкладывал в этот термин основатель этого те­рапевтического приема Карл Роджерс. Дело в том, что англий­ское слово энкаунтер имеет несколько значений и первое из них переводится на русский язык как столкновение. В дальнейшем мы увидим, что это толкование очень существенно дополняет принятый у нас термин группы встреч, который является слишком общим и нуждается в обязательном уточнении, какие груп­пы, каких встреч, для чего и т.п. Поэтому мы считаем, что хотя и менее складно, но более точно было бы говорить группы встреч-столкновений.

Кратко охарактеризуем сущность работы таких групп.

Здесь, так же как и в индивидуальной работе психотерапевта с клиентом, важнейшим условием является создание атмосферы за­щищенности, ощущения того, что тебя принимают таким, как ты есть (без моральных оценок), и ты принимаешь так же других членов группы.

Групповая работа, как и индивидуальная, проходит несколько этапов, но имеет свою более сложную специфику. Такая работа по сравнению с индивидуальной имеет как плюсы, так и минусы. Плюсы ее заключаются в том, что, по мнению Карла Роджерса и его последователей, группа своей атмосферой и поддержкой уси­ливает (или по крайней мере может усилить) все процессы реше­ния личностных проблем. А минусы в том, что на первом этапе многих членов группы постигает разочарование, что с ними ни­кто целенаправленно не занимается и они на первый взгляд пре­доставлены сами себе, обычным бытовым разговорам, не имею­щим прямого отношения к решению тех проблем, с которыми они обратились к терапевту.

Можно сказать, что это первый критический период в работе группы, так как некоторые участники, настроившиеся на бы­строе и эффективное решение своих проблем не своими силами, а психотерапевтом, на этом этапе прекращают занятия и поки­дают группу. Однако те, кто решает остаться, в дальнейшем по­степенно начинают видеть в такой работе все меньше минусов и все больше плюсов.

Дело в том, что такое неорганизованное начало группового общения как раз и входит в программу Карла Роджерса. Он счи­тает, что именно такая неопределенность людей, вынужденных находить какие-то формы общения (раз уж их собрали в группу), и позволит сложиться наиболее естественным для каждого спосо­бам общения. Психотерапевт лишь предлагает им начать общать­ся друг с другом на произвольные темы, постепенно раскрывать себя и изучать других, а затем самим определить, чем они будут заниматься в группе. Разумеется, некоторую информацию о том, чем занимаются в подобных группах, они уже имеют или могут выяснить у психотерапевта, но окончательный выбор должны по­стараться сделать сами.

Это, как правило, вызывает у многих членов группы разочаро­вание, так как они хотели бы, чтобы с ними сразу же стали целе­направленно работать по решению их проблемы. Однако психо­терапевт старается убедить их, что если уж они включились в сис­тему энкаунтер-группы, то должны пройти все строго определен­ные этапы, первым из которых и является такая спонтанная само­организация, которая у всех начинается с подобных трудностей и разочарований. Поэтому надо проявить определенные самостоя­тельные усилия для налаживания внутригруппового общения и взаимодействия.

Обычно такое общение начинается нерешительно, с ничего не значащих фраз, но постепенно темы разговоров так или иначе на­чинают замыкаться на тех проблемах, для решения которых каж­дый и оказался здесь.

Большинство впервые встретившихся в такой группе психоло­гически защищают свои проблемы и склонны говорить о них в общих чертах, а не конкретно. Затем они постепенно конкретизи­руют свои проблемы, но представляя их не объективно, а в вы­годном для себя ракурсе. Причем такая защита (в виде некоторого искажения действительности) может быть как сознательная, так и неосознанная (самообман).

Одновременно на первом этапе функционирования таких групп возникает первоначальное сопротивление личному выра­жению самого себя или изучению других. Руководитель группы (психотерапевт) на этом этапе лишь удерживает деятельность чле­нов группы в русле самоизучения и изучения друг друга. При этом он старается ненавязчиво подправлять ход обсуждения проблем на сегодняшние актуальные переживания и события по принципу «здесь и сейчас».

Дело в том, что у большинства членов группы, особенно на первом этапе, обнаруживается тенденция к обсуждению именно прошлых событий, проблем и людей, не присутствующих в дан­ной группе. Этим они как бы защищают свое настоящее, то, что болит и беспокоит именно сейчас. Им трудно дается переход с рассказов о прошлом на обсуждение сегодняшних проблем. По­этому не надо ждать сразу же гладкого и спокойного их обсужде­ния. Первые попытки анализа настоящего чаще всего поверхно­стны, непоследовательны и находятся в русле негативных эмо­циональных оценок, жалоб и обвинений.

Вот здесь и важно вспомнить, что термин энкаунтер перево­дится и как столкновение. Тонко провоцируемые психотерапев­том члены группы начинают сталкиваться при различных эмо­циональных оценках переживаний, высказываний и поведения друг друга. Здесь от психотерапевта требуются одновременно творческая смелость и обостренное чувство меры.

Дело в том, что его задача - соединение двух противоречий. С одной стороны, он должен создать (а иногда и спровоцировать) атмосферу максимальной раскрепощенности, раскрытия своего истинного Я и спонтанного выражения своих эмоций, в том числе и отрицательных реакций на высказывания и поведение других членов группы. (Исходя из концепции Роджерса, без такого ярко­го эмоционального столкновения не получится самораскрытия членов группы, обнажения истинных причин их проблем и обре­тения свободы самовыражения, освобождения от самообмана, принятия себя и других в истинном виде.)

Психотерапевт должен постараться не доводить эмоциональ­ные столкновения до той границы, когда это приводит к активно­му неприятию другого и к распаду группы. Однако такое сохра­нение группы не должно идти за счет недостаточного саморас­крытия ее членов - пусть лучше группа людей, оказавшихся несо­вместимыми, распадется, чем будет работать по устранению про­блем, причины которых недостаточно раскрыты, а люди не гото­вы к дальнейшей работе, необходимым условием которой являет­ся полное самораскрытие и принятие себя и других несмотря на эмоциональные столкновения.

Можно сказать, что это второй критический период, во время которого некоторые группы нередко распадаются полностью, а из других уходят отдельные члены группы.

Те группы, которые, пройдя испытания столкновением, не рас­падаются, обретают определенное единство, у них образуется единый личностно значимый (для каждого члена группы) матери­ал, устанавливается так называемый климат доверия.

Роджерс и его последователи считают, что только после всех этих испытаний, после раскрытия своих истинных чувств и мыс­лей у группы появляется самоисцеляющая способность, то есть уже одно присутствие в группе, ее атмосфера начинают оказывать исцеляющее воздействие.

Глядя на себя глазами других, индивид начинает объективизи­ровать свое собственное самовосприятие и самопринятие. Этот механизм называется обратной связью, позволяющей как созна­тельно, так и неосознанно корректировать самооценку, фактиче­ски этот процесс можно назвать путь к себе через других.

Сторонники этого вида психотерапии считают, что даже обна­ружение у себя существенных недостатков и ошибок является средством самораскрытия, необходимым для положительных из­менений личности и ее проявлений в виде внутренних психических состояний и внешних поведенческих реакций.

Неоднократное преодоление самого себя, обмана себя и дру­гих, прямые и честные оценки себя и других через некоторое вре­мя становятся потребностью, а защитные самообманы начинают вызывать все более активное неприятие.

Замечая малейшую неискренность какого-то из членов группы, другие участники требуют перестать лгать и стать естественным и правдивым.

Интересно, что большинство индивидов, отказываясь под воздействием группы от таких самообманов и самооправданий, начинают себя чувствовать более уверенными и защищенными. Они видят, что группа принимает их такими, какие они есть, не отторгает и не вынуждает изображать из себя не то, чем они ре­ально являются.

Неоднократное повторение такого опыта все более закрепляет чувство защищенности, безопасности, уверенности в себе и ведет к снижению уровня тревожности, вселяет веру в собственные воз­можности преодолевать жизненные проблемы.

ПСИХОТЕРАПИЯ А. МАСЛОУ

Другой крупный представитель гуманистической терапии -американский психолог и психотерапевт Абрахам Маслоу. В ос­нову своего подхода Маслоу положил такие понятия, как лично­стный рост и развитие. Он в определенной мере противопоставил свои взгляды на активную творческую роль человека положениям психоаналитических и бихевиористских школ, фактически отри­цавших силы духовного саморазвития человека.

Маслоу утверждает, что в человеке изначально заложены не только животные инстинкты, но и потребность в духовном само­совершенствовании, творчестве, бескорыстной любви и дружбе, стремление к альтруизму вплоть до самопожертвования и т.п.

Основу учения А. Маслоу составляет теория самоактуализации. Признавая авторитет З.Фрейда и многих его теоретических и практических достижений, он считал, что психоанализ Фрейда более ориентирован на работу с невротическими личностями. Маслоу предлагал дополнить данные Фрейда результатами рабо­ты с практически здоровыми людьми.

Можно сказать, что основную работу над теорией самоак­туализации А. Маслоу начал с изучения выдающихся людей, ко­торые, по всеобщему мнению, являлись вполне душевно здоро­выми личностями. Среди таких знаменитых людей оказались Авраам Линкольн, Томас Джефферсон, Альберт Эйнштейн, Франклин Рузвельт, Альберт Швейцер и другие, чьи биографии, труды и воспоминая современников о них были им тщательно проанализированы.

В результате такого анализа А. Маслоу выделил следующие характеристики людей, которых он назвал самоактуализирующимися. Несмотря на многие индивидуальные различия, всем им оказалось свойственно:

- более эффективное (действенное) восприятие реальности и более комфортное отношение к ней, чем у большинства людей;

- принятие себя,других, природы реально и позитивно;

- спонтанность, простота, естественность;

- центрированность на задаче, деятельности, внешнем объекте (в отличие от центрированности на себе);

- некоторая отдельность от других (при готовности к коопера­ции), самодостаточность, здоровая потребность в периодическом уединении;

- автономия, независимость основных черт характера и пове­дения от влияния культуры и среды;

- постоянная свежесть (не стереотипность) оценки людей и собы­тий, готовность к объективной коррекции своих взглядов, мнений;

- мистичность (как неосознанная вера в предопределенность некоторых событий) и опыт высших состояний, интуитивных озарений;

- чувство сопричастности, единства с другими (при сохранении индивидуальной «отдельности»);

- более глубокие межличностные отношения, чем у большин­ства людей;

-демократическая структура характера (здесь надо отметить, что Маслоу исследовал в основном политических деятелей США, воспитанных в демократических традициях. - А. Р.);

-разъединение средств и целей, добра и зла (здесь тоже важно отметить пропагандируемую политическими деятелями США систему ценностей, тогда как мы знаем из истории, что многие выдающиеся политики своими поступками не соответствовали провозглашаемым ими ценностям);

- неагрессивное чувство юмора;

- самоактуализирующееся творчество;

- сопротивление аккультурации: трансцендирование любой частной культуры (то есть умение достойно оценить различные аспекты различных культур без предвзятости, вкусовщины и стремления подогнать их под общий знаменатель).

При этом А. Маслоу не утверждал, что самоактуализирующие­ся личности совершенны. У них, как и у других людей, могут про­являться эгоцентризм, неадекватная агрессивность, вздорность, они могут периодически испытывать чувство депрессии. Однако эти негативные чувства у них не превалируют над выше отмечен­ными положительными особенностями и не играют решающей роли в их образе мышления и деятельности, не мешают им отде­лить реальные проблемы от проблем настроения.

Говоря словами А. Маслоу, «самоактуализация - это не отсут­ствие проблем, а движение от проблем кажущихся и простых к проблемам реальным и сложным» (цит. по Н.Линде).

А. Маслоу приводит восемь определений самоактуализации с позиции путей ее достижения:

1. Самоактуализация - это полное мысленное и эмоциональное включение в реальную проблему, задачу, деятельность.

2. Самоактуализация - это движение при каждом жизненном выборе в сторону личностного роста, прогресса, даже если это связано с риском, прежде всего с риском столкнуться с новыми, еще неизвестными проблемами.

3. Самоактуализация - это значит реализация своих потенци­альных творческих возможностей в практической деятельности, а не только в мечтах и планах.

4. Самоактуализация - это честность перед собой и другими и принятие ответственности за свои решения и действия, а не пере­кладывание ее на других людей и обстоятельства.

5. Самоактуализация - это развитие в себе стратегии «лучшего жизненного выбора», укрепление веры в своих способностях при­нимать правильное решение как на основании объективного ана­лиза, так и с помощью интуиции.

6. Самоактуализация — это не только процесс реализации сво­их имеющихся в данный момент личностных ресурсов, но и даль­нейшее постоянное развитие потенциальных возможностей для их последующей практической реализации.

7. Самоактуализация - это прогрессирующая способность ис­пытывать периодически «пик переживания», как состояние наи­высшей интеграции личностных ресурсов, в котором наступают прорывы лучшего осознания себя и окружающей действительно­сти, принятия ясных и точных решений и их эффективная практи­ческая реализация.

8. Самоактуализация - это способность честно, критически взглянуть на себя и свои проблемы, разоблачить психологические защиты, самообманы и начать решительно устранять их.

Абрахамом Маслоу была также разработана концепция иерархии фундаментальных потребностей. В соответствии с этой концепцией наши потребности последовательно развиваются от низших, физиологических потребностей организма (в еде, сне и др.) до высших.

К высшим потребностям А. Маслоу в первую очередь относит потребность человека чувствовать безопасность, любовь, сопринадлежность к какой-то группе, уважение и, наконец, потребность в самоактуализации, куда входят практически все духовные по­требности.

Согласно А.Маслоу высшие потребности могут успешно реали­зовываться лишь после удовлетворения низших, то есть после соз­дания удовлетворительных первоочередных жизненных условий.

Это очень важный вывод с социальной точки зрения для обще­ства в целом. Нельзя надеяться на повышение культурного уровня и раскрытия творческого потенциала людей, не обеспеченных удовлетворением первоочередных потребностей.

Важен этот вывод и для психотерапевта, который, прежде чем начать работать с конкретным клиентом над проблемой его твор­ческой самоактуализации, должен знать, насколько удовлетворе­ны его низшие первоочередные потребности.

Однако при этом не следует забывать, что высшие потребности (в безопасности, любви, уважении и др.) тоже относятся не к «архитектурным излишествам», а к важнейшим фундаментальным потребностям, без удовлетворения которых личность не может получить нормального развития и самореализации.

Сам А.Маслоу не считал себя психотерапевтом-практиком, однако его влияние на практику психотерапии не подвергается сомнению. Важнейшем условием эффективной психотерапии А. Маслоу считал установление доверительных отношений между клиентом и терапевтом. При этом терапевт выступает в роли рав­ного партнера, мудрого друга, а не руководителя. В творческом общении с клиентом, он должен максимально придерживаться так называемой модели помощи даоса, то есть помощи без вмешатель­ства, постепенно передавая все больше инициативы и ответствен­ности самому клиенту.

Главной задачей психотерапевта здесь является создание оп­тимальной доброжелательной и защищенной атмосферы для са­мораскрытия и самоактуализации клиента.

Как мы уже говорили, психотерапевт должен знать об удовле­творенности низших потребностей клиента, но работает он в на­правлении удовлетворения его высших потребностей.

А.Маслоу подчеркивает, что большинство людей, обращаю­щихся за помощью к психотерапевту, страдают (испытывают фрустрацию) из-за неудовлетворения потребности в любви, уважении и реальном (а не показном) самоуважении.

Выход из невротического состояния клиента Маслоу видит в пробуждении сил его самоактуализации. Психотерапевт помогает клиенту осознать свои истинные потенциальные способности, по­верить в возможность их успешной практической реализации, создать атмосферу, способствующую началу этого процесса, пси­хологически поддержать при трудностях и поощрить первые ус­пехи на этом пути.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Одним из распространенных (особенно среди творческой ин­теллигенции) видов гуманистической психотерапии является экзи­стенциальная психотерапия. Как следует из названия, данная те­рапия возникла на базе идей куда более известного соответст­вующего философского направления - экзистенциализма.

Экзистенциализм возник из творческого соединения идей мно­гих выдающихся деятелей науки и культуры (Кьёркегора, Гуссер­ля, Сартра, Камю, Ясперса, Хайдеггера и др.). Название этого на­правления возникло из термина экзистенция (то есть сущность, существование), постоянно употребляемого в трудах Кьёркегора, которые и послужили первым толчком к оформлению экзистен­циализма как самостоятельного философского направления.

Другим источником развития экзистенциализма считается фе­номенология Гуссерля.

Так как центральное место в философии экзистенциализма за­нимает изучение человека как субъекта и его субъективных пере­живаний своего существования, то это не могло не привлечь к данному учению внимание психологов, которые в дальнейшем и сами внесли значительный психологический вклад в экзистенци­альную философию, а также применили и развили идеи экзистен­циализма в психологии и психотерапии.

В оформлении экзистенциальной психологии как самостоя­тельного психологического направления в первую очередь следу­ет отметить роль таких психологов и философов, как В.Дильтей, Э.Фромм, В.Франкл, Ф.Пёрлз и др. Так, Ф.Пёрлз всегда считал, что разработанное им направление гештальттерапии является од­ним из видов (направлений) экзистенциальной психотерапии.

В настоящее время экзистенциальная психотерапия имеет мно­го подвидов, школ и модификаций, которые невозможно рас­смотреть в одной работе. Поэтому ограничимся знакомством с теоретическими и практическими подходами одного из наиболее типичных представителей и основателей экзистенциальной психо­терапии - Виктора Франкла.

По мнению В. Франкла, главное стремление человека - найти или понять смысл своего существования. Если это сделать не удается, то человек ощущает фрустрацию или экзистенциальный ваку­ум (пустоту, бессмысленность существования). В.Франкл считает, что не человек ставит вопрос о смысле жизни, а жизнь ставит этот вопрос перед человеком, и ему приходится постоянно отвечать на него не словами, а делами.

Сторонники экзистенциальной терапии утверждают, что обре­тение смысла существования доступно каждому нормальному че­ловеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, характера, ок­ружающей среды, религиозных и идеологических убеждений. При этом экзистенциалисты подчеркивают, что научить этому нельзя, так как смысл существования всегда индивидуален и каждый че­ловек должен сам его найти или понять и не уходить от ответст­венности за осмысление своей жизни перед собой и перед другими в любых жизненных обстоятельствах.

Что же позволяет человеку самостоятельно найти свой жиз­ненный смысл? Экзистенциалисты считают, что таким путеводи­телем является совесть, которую В.Франкл называет органом смысла, а способность самостоятельно находить этот смысл - самотрансценденцией человека.

По мнению экзистенциалистов, человек может найти смысл своего существования только выйдя за пределы своего личного Я, переключая внимание с внутренних переживаний собственной персоны на реальную действительность, на активное сотрудниче­ство, на практическую помощь другим. Чем больше человек вы­ходит из пассивного переживания своих проблем наружу (на ак­тивную полезную деятельность, помощь другим), тем более пол­ноценным и психологически здоровым он становится.

Известно много исторических примеров, когда люди, имеющие высокие жизненные цели, веру, идеологическую убежденность и пр., значительно легче переносили чрезвычайно тяжелые условия и лишения. Это и протопоп Аввакум, и Эрнст Тельман, и много­численные узники фашистских и сталинских концлагерей. Это и сам В.Франкл, мужественно переживший Освенцим и Дахау. Он считал, что в этих невыносимых для многих людей условиях преимущество получали те, кто концентрировал свои мысли и чувства не на тоске по прошлому и не на сегодняшних личных пе­реживаниях, а на будущем, на практическом осуществлении смысла своего существования ради более высоких целей, дел и для помощи другим.

Именно экзистенциальный вакуум (ощущение пустоты и бес­смысленности жизни) не позволяет индивиду достойно выстоять перед жизненными катаклизмами.

Даже в объективно комфортных жизненных условиях люди, не нашедшие смысла своего существования вне самокопаний и гипер­трофированного восприятия внутриличностных проблем, начина­ют страдать усугубляющимися неврозами, становятся более подвер­женными алкогольным и наркотическим зависимостям. В.Франкл утверждает, что 90% алкоголиков и 100% наркоманов стали тако­выми из-за не найденного ими или утраченного смысла жизни Эти зависимости возникают из-за необходимости заполнить этот ваку­ум иллюзией удовлетворения и самодостаточности. То есть, не по­лучив реального удовлетворения, человек заменяет его иллюзор­ным, за счет химического воздействия на свою нервную систему. А проблемы так и остаются нерешенными и продолжение иллюзии удовлетворения требует продолжения алкогольного или наркоти­ческого воздействия. Образуется порочный замкнутый круг.

Но даже если человек, не нашедший смысла жизни вне собст­венной персоны, не становится наркоманом, то он уходит в нев­розы бездеятельных внутриличностных переживаний и в поиск каких-то временных удовольствий, избавляющих от гнетущего чувства бессмысленности своего существования. При этом проис­ходит парадоксальный процесс - рефлексия, концентрация внима­ния на собственной персоне в поисках счастья (или по крайне ме­ре ухода от несчастья) уводит от возможности обретения этого счастья все дальше и дальше.

Исходя именно из этой гипотезы, Франкл разработал ориги­нальный вид психотерапии, который он назвал в широком смысле логотерапией, а ее конкретные методы дерефлексией (то есть про­тиводействием рефлексии, как бесполезному самокопанию), пара­доксальной интенцией (парадоксальным намерением) и др.

Итак, рассмотрим два вышеупомянутых и, пожалуй, основных метода логотерапии: парадоксальную интенцию и дерефлексию при преодолении неврозов навязчивых состояний и фобий (навязчивых, преувеличенных страхов).

Считается, что классические характеристики механизмов обра­зования фобий и неврозов навязчивых состояний даны Фрейдом. Подход Франкла не противоречит им, но достаточно наглядно дополняет их.

Механизм образования фобий Франкл описывает по схеме: страх порождает страх. То есть данный индивид, испытавший какой-то страх, начинает бояться и того, что этот страх может повториться. Он уже боится не первопричины страха, а самого страха, вызванного этой причиной. Он боится вновь испытать это состояние, так часто думает об этом, что сама эта боязнь (ненормальность, болезненность которой он сознает) становится причиной его постоянных переживаний.

В тяжелых случаях такой человек может вообще отказаться от вы­хода из дома, от входа в закрытые помещения, от взгляда с высоты.

Более часты менее опасные и легче преодолимые страхи пуб­личных выступлений, предстоящих экзаменов, соревнований и другие. Однако и здесь возникают труднопреодолимые барьеры. Так, существует большое количество спортсменов, которые на протяжении многих лет на соревнованиях не могут даже прибли­зиться к результатам, которые они давно и легко показывают на тренировках. Такие люди на каком-то этапе смиряются с тем, что в определенных условиях у них обязательно возникнет страх, тре­вога, которые помешают им действовать как надо и они должны потерпеть неудачу. Чтобы избежать этого, они отказываются от соревнований, экзаменов, поиска лучшей работы, жизненного партнера и вообще - лучшей жизни.

В широком смысле (иллюстрируя основную идею Франкла) можно сказать, что человек очень часто становится несчастным, больным, одиноким, безработным, бедным именно от страха стать несчастным, больным, одиноким и т.д. То есть, еще не став тем, кем он боится стать, он уже живет его эмоциями, страхами и страданиями, входит в его образ и в конечном итоге таким и ста­новится. (На «противоходе» этому процессу строится имаготерапия (от image - образ), когда индивид вживается в образ своего лучшего Я - такого человека (здорового, счастливого, уверенного в себе и т.п.), каким он хотел бы себя видеть.)

Однако здесь происходит парадоксальная реакция - чем силь­нее индивид подавляет в себе навязчивое состояние, старается от­торгнуть его, тем сильнее оно оказывает на него давление.

Франкл предлагает использовать этот парадоксальный меха­низм в противоположном направлении. То есть индивид должен постараться внушить себе, что он очень хочет испытать как мож­но более ярко то чувство, которое он до этого стремился во что бы то ни стало подавить, забыть, уничтожить.

Другой, не менее популярный метод логотерапии Франкла -дерефлексия, то есть преодоление рефлексии - болезненного са­мокопания, неврозов навязчивых состояний.

Этот метод часто используется при лечении неврозов, связан­ных с различными сексуальными расстройствами и проблемами или с боязнью таких расстройств и проблем. Как правило, это проблемы потенции и оргазма (или страхи импотенции, фригид­ности и пр.).

Франкл утверждает, что большинство неврозов навязчивых со­стояний сексуальных расстройств связано со стремлением клиента к сексуальному удовольствию и боязнью того, что он его не смо­жет получить. То есть вновь иллюстрируется основная идея Франкла - именно в погоне за счастьем (наслаждением) человек теряет его. Индивид уходит в рефлексию, и вместо того, чтобы полностью отдаться сексуальному контакту, он постоянно на­блюдет себя со стороны, анализирует свои ощущения с опасением того, что у него ничего не получится.

Отсюда Франкл делает вывод, что избавление от такого невро­за лежит через преодоление рефлексии (дерефлексию), полное са­мозабвение и самоотдачу.

Надо сказать, что причисление различных видов психотерапии к гуманистическому направлению неоднозначно трактуется раз­ными авторами.

Некоторые из них вполне обоснованно причисляют сюда и гештальттерапию и трансакционный анализ. Не будем спорить. Главное - это сама суть гуманистической психологии и психоте­рапии, которая в центр внимания ставит целостную уникальную личность каждого конкретного индивида.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.