КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Катарсис
Развитие межличностных умений Собственно, это и является задачей большинства психокоррекционных групп - развитие межличностных умений, которых не хватает участникам группы для самореализации и оптимизации своего бытового или делового общения. Уже само присутствие и работа в таких группах развивает умения, однако и здесь психотерапевту нужно внимательно следить, чтобы закреплялись именно те навыки, которые нужны, так как неправильное общение (а точнее, неправильно занятая в группе позиция) будет лишь закреплять ошибки. Здесь важно учитывать все предупреждения, которые мы относили к предыдущим пунктам, а также к особенностям типов поведения отдельных членов группы. Имитирующее поведение Имитирующее поведение я бы отнес не столько к лечебным факторам, сколько к факторам, облегчающим вхождение индивидов в работу группы. Они начинают строить свое поведение по механизму простого подражания психотерапевту, а потом тем членам группы, у которых нужные модели поведения быстрее возникнут. Реальная, простая, почти механическая деятельность, обязательная для всех, снижает индивидуальную скованность и нерешительность каждого в отдельности. Затем, по мере эмоционального вовлечения в этот процесс, члены группы незаметно начинают все больше проявлять собственную инициативу, осваиваясь в группе. Здесь очень важно следить за формированием и сохранением атмосферы психологической защищенности, доброжелательности, взаимной поддержки. Каждое правильно выполненное действие должно быть поощрительно отмечено психотерапевтом и оценено группой, а неправильное действие благожелательно скорректировано. Катарсис - слово, которым в греческой трагедии обозначалось финальное очищение через страдание, как мы помним, в психотерапию было введено З.Фрейдом. В групповой психотерапии этап катарсиса очень важен и требует как высокого мастерства психотерапевта, так и соответствующей готовности группы. Психотерапевт, как хороший режиссер, подводит группу или создает соответствующую групповую атмосферу (в зависимости от стиля руководства группой) к публичному «вскрытию нарывов»: неприемлемых для сознания чувств и мыслей, тщательно скрываемой от самого себя вины, стыда, ненависти; к совместному их обсуждению, признанию и «покаянию» и через это - к очищению, облегчению. Процесс организации катарсиса в группе требует исключительного мастерства, такта и интуиции, учета индивидуально-психологических особенностей членов группы. В любом случае необходимо руководствоваться главной заповедью врача: не навреди! При недостаточной уверенности в адекватной психической реакции отдельных членов группы или в собственном психотерапевтическом мастерстве от этого этапа лучше воздержаться или провести его в более мягкой форме, тонко предупреждая возможности нежелательных (как для отдельного индивида, так и для всей группы) эмоциональных реакций. Можно просто подвести группу к обсуждению наболевших скрытых проблем, постепенно (а не взрывом) раскрывая и обсуждая их, вовремя наступая на проблему и своевременно отступая от болевой точки при опасности потери контроля над ситуацией и усугубления психической травмы или распада группы (что нередко случается). Требования к групповому психотерапевту. Даже кратко перечисленные нами особенности групповой терапии показывают, что специалист этого профиля должен обладать целым рядом специфических умений и навыков. Подготовка такого специалиста, как правило, проходит те же стадии, что и подготовка большинства психотерапевтов различных направлений: обучение, стажировка под руководством специалиста, самостоятельная деятельность. На первой стадии он постигает теоретические основы и практические приемы психотерапии; на второй стадии - проходит стажировку в группе под руководством квалифицированного психотерапевта; на третьей стадии - принимает активное участие в работе группы. Здесь могут быть и определенные переходные этапы внутри стадий, точнее, разные стадии накладываются друг на друга: одна еще не завершилась, а другая уже началась. Так, первая стадия (обучение практическим приемам) продолжается и совершенствуется и на второй, и на третьей стадиях (стажировка и личное участие). В процессе второй стадии (стажировки) стажер не остается пассивным, а постепенно все более активно участвует в работе группы как ее член (то есть уже входит в третью стадию). А в третьей стадии он тоже проходит определенные этапы от участия в работе как рядового члена группы до освоения и применения различных стилей руководства группы (в том числе и с позиции ее активного участника - идеального партнера). Считается, что наилучшие условия для практического становления специалиста групповой психотерапии создаются в группах тренинга, так называемых Т-группах. Так как по условиям этих групп в них руководство периодически переходит от одного участника к другому, то каждый может достаточно быстро (по горячим следам) оценить, какой эффект та или иная манера руководства группой оказывает на ее непосредственных участников, и внести необходимые коррективы в свой стиль руководства. Кроме знания ранее упомянутых ролей и норм групповой терапии, важно знание и соблюдение (не только психотерапевтом, но и всеми участниками) требований внутригрупповой этики. Эти нормы и требования имеют некоторые различия у разных авторов и даже в отдельных группах. Однако главное требование для всех - уважение личной свободы выбора каждого на участие в групповом процессе и его отдельных фрагментах. Другим важным требованием является обязательное соблюдение не только психотерапевтом, но и каждым членом группы конфиденциальности, то есть то, что произносится или делается в группе, не выносится за пределы группы. Без уверенности в такой конфиденциальности ни о каком полном самораскрытии членов группы не может идти речи, а значит, не может быть решена главная задача групповой психотерапии.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |