Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Можно сделать несколько предположений




1. Острый угол узнается первым, как и следует из установленного ранжира.

2. Прямые контуры и углы узнаются раньше окружностей.

3. При первичном узнавании основную роль играет регистрация перепада яркостей: черного и белого.

4. Угол должен быть поставлен раньше квадрата, а квадрат в свою очередь раньше круга.

5. Треугольнику с вершиной вверх узнается лучше треугольника вершиной вниз.

Таким образом, существует следующуя последовательность восприятия простых геометрических фигур: треугольник вершиной вверх - треугольник в других положениях - квадрат - прямоугольник - круг - многогранник.

Изменим шестигранник, приведенный на предыдущем рисунке, нарушив его идеальную симметрию. Нам представляется то куб с вырезанной в нем частью, в которой установлен совсем маленький кубик, то прямоугольная ниша, в которой установлен куб с вырезом в одной из вершин. И никогда нам не представится наиболее логичный вариант расположения этих фигур: три куба, поставленные один на другой. Только большим усилием можно заставить мозг воспринять эту комбинацию, многократно обращаясь к виду сбоку.

С симметрией связана периодичность структур, которую наш мозг также склонен выискивать на изображении в первую очередь. В природе практически нет периодических структур, за исключением разве что бегущих по морю волн. Не зря обои и ковры делают с повторяюшимся рисунком. Обнаружив периодичность в окружающей обстановке, глаз легко успокаивается и больше ничего не ищет. Даже белая стена, если на нее уставиться, заставляет взор метаться по ровному полю, совершая саккадические скачки и выискивая какое угодно различие - таково давно установленное свойство зрения: не обнаружив разности в освещенности или в цвете, глаз просто ничего не видит. Поэтому человек и украшает картинами стены своих квартир. Поэтому периодичность является необходимым элементом ландшафтных комозиций.

К периодичным структурам могут относится текстура и фактура.

Круг. В силу идеальной симметрии и принадлежности к живому (фрукты и овощи в проекции часто имеют форму круга) или к сознательной деятельности человека круг или шар выделяются глазом на самых ранних стадиях распознавания, где-то на уровне симметрии, близко к прямой линии. Еще более быстро выделяет глаз кольца, представляющие собой два круга - один в другом.

Сфера, эллипс, часть окружности таюке обладают симметрией, привлекающей глаз.

Круг, сведенный в точку, выделяется на ровном фоне на самой ранней стадии анализа, может быть, даже раньше симметрии.


2. Другим признаком геометрического вида формы является прямолинейность (криволинейность) поверхности. По данному признаку форма характеризуется крайними состояниями:
а) прямая линия (многоугольник) - окружность;
б) плоская (цилиндрическая, шаровая, коническая) - многогранная поверхность.
Между пределами "прямая линия - окружность", "плоская - многогранная поверхность" находится бесконечный ряд промежуточных состояний
При сопоставлении форм по величине наблюдается их равенство или неравенство.
3. Положение в пространстве - свойство формы, определяемое ее местонахождением среди других форм, а также относительно наблюдателя в системе трех координатных плоскостей: фронтальной, профильной и горизонтальной.
Предмет, форма которого приближается к прямоугольному параллелепипеду, имеющему два равноценных измерения, может занимать три типовых положения по отношению к зрителю: фронтальное, профильное или горизонтальное. Прямоугольный параллелепипед, в котором различны все три измерения, имеет шесть типовых положений. Куб, у которого все три измерения равны, имеет только одно типовое положение. То же самое можно сказать и о предметах, форма которых приближается к этим фигурам.

Взаимное расположение форм в простран-стве по отношению друг к другу и зрителю рассматривается и но другому признаку. Они могут быть расположены в отношении друг друга или зрителя ближе, дальше, выше, ниже, слева, справа

Форма может располагаться и на различ-ных уровнях по отношению к линии горизонта, т. е. на уровне горизонта, выше или ниже ее. Одна или несколько форм по отношению к другим могут быть расположены на одном или нескольких уровнях Сочетание указанных типовых положений дает сложные ситуации.

Горизонтальная прямая линия. Автор поставил ее на первое место, поскольку появление горизонтальной прямой на изображении сразу определяет ориентацию этого изображения. Более того, эта линия - скорее всего горизонт, а значит, изображение - скорее всего пейзаж. Горизонтальную прямую глаз ловит в первую очередь. Достаточно провести ее на синей бумаге, как получится морской пейзаж. Достаточно с ее помощью ограничить пространство, получится линия границы, участка или восприятия.

Вертикальная прямая линия также позволяет соответствующим образом ориентировать изображения и отнести их к определенному смысловому ряду: это либо конструкция, либо дерево, либо человек, то ли фигура, то ли лицо - вертикальная линия лица: нос. Трава и деревья растут снизу вверх, а сверху льется солнечный свет.

Вертикаль по китайской символике означает женское начало "инь".

На рис. 3.10, а изображена плывущая по морю яхта, на рис. 3.10, б - одинокий фонарь. Если приглядеться, станет ясно, что это одна и та же картина, только перевернутая на 90°: на одной есть горизонтальная, а на другой - вертикальная линия.

Ориентация рисунка и анализ, проделанный мозгом на начальном этапе рассмотрения, заранее направляют нас по определенному пути. Горизонтальная линия - значит, горизонт. Треугольник на горизонте - скорее всего парус.

Такова же логика анализа второго рисунка. Вертикальная линия плюс симметрия - значит, нечто рукотворное. Зрительный анализатор начинает искать знакомые очертания: ночь, улица, фонарь, аптека.

Наклонная прямая линия. Заметим, что прямые линии (кроме горизонтальной и вертикальной, о которых мы говорили) в природе встречаются крайне редко.

Именно поэтому глаз выделяет прямую линию из сумятицы изображения. Прямая линия - признак порядка, сознательной жизнедеятельности человека.

 

4. При решении многих композиционных задач большую роль играет учет зрительного восприятия массы. Оно зависит от многих факторов. Большое значение имеют размеры и форма того или иного предмета. "Зрительная масса" - свойство формы, определяемое визуальной оценкой количества вещества (материала), заполняющего пространство в пределах видимой геометрической формы. Как и при анализе других свойств формы, здесь можно установить степени массивности, зависящие от различных условий. Большей по величине форме зрительно соответствует и большая масса, если примерно одинаковы все другие их свойства и условия восприятия.
Восприятие массы изменяется и в зависимости от геометрического вида формы. Наибольшей "зрительной массой" обладают формы, приближающиеся к кубу и шару, и все те, измерения которых по трем координатам равны между собой или близки к равным. Минимальной массой обладают формы, приближающиеся к линейным.

Восприятие массы различно также в зависимости от степени плотности наполнения и фактурности формы. Если плотность заполнения такова, что структура поверхности зрительно не различается (например, у гладкой поверхности), то массивность формы может не восприниматься.
Изменение восприятия массы происходит также в зависимости от величины пространства, остающегося свободным от "вещества" в пределах данной формы. При минимуме "вещества" пространство максимально доминирует: наибольшую массивность предметы получают при отсутствии пустот.
Изменение массы формы зависит, кроме того, от цвета, фактуры и текстуры материала, из которого она сделана, и от величины предмета или элементов, соседствующих с ней. Увеличение массы наблюдается при сопоставлении с данной формой предметов или деталей меньших размеров. При увеличении сопоставляемых деталей масса того же предмета уменьшается. Все эти изменения массивности форм иллюзорные, а не фактические и часто используются при проектировании изделий.

5. Величина. На весьма ранней стадии анализа выделяются фигуры большего (выдающегося, наибольшего по сравнению с другими наблюдаемыми объектами) размера. Большой размер - признак опасности. Величина всегда воспринимается только как отношение к другим объектам изображения и не мешает опознанию формы.

Величина - свойство протяженности формы и ее элементов по трем координатам. Величина формы оценивается по отношению к размерам человека или других форм или как соотношение величин элементов одной и той же формы.

6. Большое значение в восприятии форм имеет фактура - свойство, характеризующее внешнее строение поверхности формы (шероховатая, блестящая, матовая, крупно- или мелкозернистая, гладкая и др.).
Фактурность материала зависит от плотности и величины микроискажений поверхности. Один из пределов представляют гладкие поверхности, у которых элементы фактуры столь малы, что они зрительно не различаются. Другой предел - когда элементы фактуры по своей величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало, так что все они ясно различимы. В этом случае элементы фактуры поверхности становятся уже элементами членения (рельефа) поверхности.

Очевидно, что восприятие фактуры зависит от расстояния зрителя от поверхности. При увеличении расстояния мелкие детали (членения) перестают восприниматься как отдельные элементы формы, представая в качестве элементов фактуры поверхности. При положении в точке O1 зритель воспринимает ограниченное число элементов рельефа поверхности. Элементы фактуры воспринимаются наблюдателем как рельеф. По мере удаления от рассматриваемой поверхности (точки O2, О3) число охватываемых зрением элементов увеличивается, их угловые размеры уменьшаются, и они воспринимаются уже как фактура поверхности.

Фактура создает зрительный образ изделия и выступает одним из основных источников осязательной информации. Именно различие фактур дает нам возможность различать на черно-белом изображении воду и металл, снег и бумагу. При разработке художественно-конструкторского проекта любого изделия выбор фактуры поверхности столь же важная задача, как и выбор материала. Один и тот же материал может выглядеть весьма по-разному при различной обработке его поверхности. Фактура выступает активным свойством поверхности, способным влиять даже на восприятие пропорциональных отношений формы.
Недостаточное внимание к свойствам фактуры, неудачное сочетание разных материалов в одном изделии часто приводит к дробности и дисгармонии формы.
Восприятие фактуры зависит и от характера освещения поверхности. Например, шероховатость поверхности хорошо видна с близкого расстояния при сильном боковом свете. Если увеличить угол освещения, такая поверхность будет выглядеть относительно гладкой. Используя в изделии ту или иную фактуру поверхности, проектировщик должен учитывать те конкретные условия, при которых она будет восприниматься: удаленность от наблюдателя, характер (угол, яркость, цветность) освещения и др.

7. В восприятии формы важное значение играет и текстура - наблюдаемые на поверхности внешние признаки структуры материала, из которого предмет изготовлен. Наиболее часто текстурой (рисунком) характеризуются изделия из дерева и ткани.
Различные текстуры используются как декоративный элемент при проработке изделия. Следует избегать несвойственной материалу текстуры, например имитации пластмассы под дерево и т. п.
Рисунок текстуры древесины изменяется в зависимости от направления ее обработки, т. е. от плоскости резания - радиальной, тангенциальной, радиально-торцевой, тангенциально-торцевой. В выявлении текстуры значительную роль играет цвет, особенно разница (контраст) в естественной окраске волокон древесины.
Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной выразительности. Эффект фактуры и текстуры используется прежде всего для того, чтобы передать естественные качества материала, раскрыть его эстетическое своеобразие. Если фактура или текстура материала очень выразительны, то их воздействие на наблюдателя может быть сильнее, чем воздействие самой формы изделия. Однако чрезмерная броскость фактуры или текстуры может быть неприятна. Фактура и текстура поверхностей должны подбираться с учетом размеров изделия и величины пространства, в котором оно будет функционировать.

Визуальный обман зрения на фоне разной текстуры.

Зелень леса, ткань, каменистый склон, шкура собаки, травяной убор луга - это все текстуры, воспринимаемые глазом как одно целое. Достаточно беглого взгляда, чтобы ощутить мягкость и ласку травяного ковра на опушке леса.

Текстура - это часто фон, на котором размещаются предметы и животные. Вид текстуры - это почти всегда и знак расстояния до нее. Трава вблизи резко отличается от ровного зеленого покрова, расположенного метрах в ста от наблюдателя.

Умение анализировать текстуры крайне важно любому живому существу, поэтому такая способность заложена на весьма ранней стадии анализа.

С изменением текстуры в зависимости от расстояния связан и обман зрения по определению размеров предметов. Именно потому, что текстура важнее для анализа, а определение размера требует уже более сложных преобразований в мозге, и происходит эта вполне объяснимая ошибка.

И еше одно свойство глаза должно быть отмечено, если мы имеем в виду анализ изображений: глаз - не измерительный инструмент, он не меряет, он сравнивает. Зрительный анализатор сравнивает два элемента изображсния, сравнивает яркость фона и объекта, сравнивает изображение с его обобщенным эталоном, сформированным мозгом в процессе обучения.

Поэтому не нужно удивляться многочисленным обманам зрения, построенным на искаженном восприятии размеров объектов. Обратимся к вышерасположенному рисунку. Одинаковые расстояния между остриями стрелок мозг воспринимает как разные, поскольку, сравнивая два изображения, он приходит к совершенно правильному выводу, что нижний объект длиннее, ведь ему предъявлены именно объекты, а не два одинаковых отрезка прямых. Когда глаз пытается определить, какой из отрезков больше, он бессознательно обрашается к объекту, и некий механизм в мозге усредняст стрелку в размытое темное пятно. Математически это можно представить операцией фильтрации верхних пространственных частот, а физически - расфокусировкой изображения. Самое замечательное в этом механизме состоит в том, что он не нарушает при этом остроту восприятия острого угла стрелок, - еще одно свидетельство параллельности каналов обработки изображений в мозге.

Мы попытались расширить эксперимент с загадочными отрезками и нарисовали набор таких линий со стрелками, расположенными под разными углами: 0, 30, 60 и 90°. Эффект усреднения черного пятна приобрел некоторые количественные соотношения. Кажущиеся линии, если их представить проходящими через усредненное острие стрелок, оказываются не прямыми, а достаточно близко соответствуют середине черного по вертикали, т.е. на нашем рисунке представляют собой синусоиду, как и следовало ожидать.

Приведенная ранжировка восприятия форм основана на достаточно чистом эксперименте, когда отсутствуют многие искажающие и мешающие факторы, например цвет. Умело используя цвет, можно радикально изменить восприятие форм.

Восприятие форм существенно усложняется, если их в изображении много, если изображение зашумлено. Например, несколько горизонтальных прямых линий на изображении воспринимаются далеко не так остро, как одна. Это так называемый краудинг-эффект - влияние соседних объектов на остроту восприятия стимула.

8. Контур или линия, ограничение, граница. Выделение контура или линии, вообще разделение даже незначительных перепадов яркости, должно быть присуще глазу на самом раннем этапе анализа. Естественно, если свет имеет границу, да еще перемещающуюся в поле зрения, - это первый признак опасности. А линия - это чаще всего граница между двумя объектами, край, тень. Контур - это всегда предмет, причем замкнутый контур. Если контур не замкнут, это вызывает раздражение и стремление его замкнуть. Если линия контура прямая, это вызывает повышенное внимание.

Вот несколько загадочных картинок, которыми обычно иллюстрируют эту способность мозга. Зрительный анализатор мгновенно достраивает недостающие линии, создавая даже иллюзию их видимости. Так же мгновенно глаз ловит угол, излом линии.

При выборе направления и стиля озеленения мы должны остановится в первую очередь на особенностях формообразования растений. И в первую очередь речь идет о растениях, что являются скелетом композиции – деревьях. В регулярном направлении ландшафтного дизайна активнее используются растения с выраженной симметричностью крон (деревья с конусовидной, пирамидальной, колоновидной, шаровидной, овальной, яйцевидной, обратнояйцевидной, полусферовидной, шатровидной, султанной формами крон), либо те из них, что хорошо формируются приемами топиарного исскуства и формируются в качестве шпалерных лиан на специальных опорах. В регулярном направлении также довольно сильно ограничено использование водной растительности, т. к. регулярные водоемы обычно должны иметь четкие контуры и геометричные формы.

В пейзажном направлении выбор форм более широк. Здесь возможно использование растений с зонтиковидной, флаговидной, стелющейся, подушковидной, ползучей, живописной, плакучей, повислой, поникающей, приподнимающейся, восходящей и пр. кронами.

Другие растения (газонные травы, почвопокровные, цветочные однолетники, многолетники, двулетники, эфемеры и эфемероиды, суккуленты, могут быть использованы в обоих случаях.

 

2. Класифікації кольорів по ступеню збуджуючого впливу та характеру емоціонального впливу. Колір в саду. Квітування рослин. Ритмічність ландшафтів. Сезонні особливості.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.