Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектика




План.

Бытие и материя

Цель: Раскрыть содержание основных онтологических понятий философского знания, показать их взаимосвязь.

1.Основные формы и диалектика бытия.

2.Философское понимание материи.

3.Движение, пространство и время как атрибуты материи.

 

1. Представления о бытии начали формироваться уже в самых древних философских учениях. В античной философии большое внимание этой категории уделил Парменид: а) бытие есть всегда, оно не возникает и не исчезает, т.е. оно вечно; б) бытие неподвижно и неизменно; в) бытие – это замкнутый шар, что означает его ограниченность и завершенность; г) знания о бытии мы получаем с помощью разума.

В средневековой философии бытие чаще отождествляется с Богом.

В эпоху Возрождения и Новое время формируются натуралистические представления о бытии как природе.

Важное место категория бытия занимала в немецкой классической философии, особенно в философском учении Гегеля. Она стала исходной при построении его «науки логики» как системы категорий.

В диалектическом материализме бытие разделяется на бытие идеальное (духовное) и материальное бытие. Последнее является первичным и определяющим.

В философии ХХ века проблема бытия активно обсуждалась в экзистенциализме, применительно к человеческому существованию. У представителей этого философского направления бытие – это прежде всего человеческое существование («экзистенция»): бытие есть наша жизнь.

Таким образом, бытие – наиболее обобщенное понятие в философии. Оно охватывает в себе все то, что существовало, существует и будет существовать, т.е. объективную и субъективную реальности.

Основные формы бытия.

Согласно материалистическому подходу окружающий нас мир состоит из двух областей реальности. Это субъективная и объективная реальность. То, что существует вне и независимо от сознания, считается объективной реальностью, которая эквивалентна категории " материя ". То, что связано с человеческим сознанием и является его продуктом, считается субъективной реальностью. Реальность идеальная, т. е. духовная форма бытия, зависит от материального бытия. Идеальная форма бытия является продуктом материального бытия.

2. Понятие «материи», как и другие философские категории имеет собственную историю. Представления о материи начали формироваться уже в философии древних. Античные мыслители-материалисты отождествляли материю с каким-либо конкретным веществом: водой (Фалес), воздухом (Анаксимен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит). Аристотель под материей понимал совокупность четырех «стихий»- огня, воды, воздуха и земли. Попытку преодолеть подмену материи одним из видов вещества предпринял Анаксимандр, который основой всего сущего считал «апейрон» - бесконечную, беспредельную, неопределенную субстанцию.

В философии Нового времени материю понимали как некое однообразное, отличное от конкретных тел вещественное начало, наделенное такими свойствами, как телесность, масса, протяженность, плотность, тяжесть и др. По Ф.Бэкону, материя – совокупность частиц, а природа – совокупность материальных тел. Для французских материалистов (Гольбах, Дидро и др.) – система всех существующих тел, которые вызывают наши ощущения. У Фейербаха материя – это природа в многообразии всех своих проявлений, включая человека как биологическое существо.

По мере развития философии и науки понятие материи постепенно утрачивает чувственно-конкретные черты, но одновременно становится все более абстрактным. В диалектико-материалистической философии материя понимается как объективная реальность, т.е существующая вне и независимо от сознания и отражаемая им.

В отличие от материалистов идеалисты отрицают материю как объективную реальность. Для субъективных идеалистов (Беркли, Мах и др.) материя – это «комплекс ощущений». Для объективных идеалистов (Платон, Гегель) – это порождение духа, «инобытие» идеи.

Материя, т.е. объективная реальность, данная нам в ощущении, может существовать в самых различных формах. Классификацию форм материи можно проводить по различным признакам. При самом общем подходе в реальном мире можно выделить:

1) Неорганическую материю (неживая природа)

2) Органическую материю (живая природа)

3) Социально–организованную материю (человек и различные виды общественных систем).

Все существующие формы материи можно классифицировать несколько по-другому. В частности, все материальные образования можно разделить на вещественные и невещественные. Вещество представляет собой дискретные, т.е. прерывные объекты материи (микрочастицы, макроскопические тела и космические системы, живые организмы и др.). Из невещественных форм материи науке известны поля (электрические, магнитные, электромагнитные, гравитационные). Поле – это особый вид материи, характеризующейся своей непрерывностью.

3. Если мы рассмотрим различные формы материи, то заметим, что они отличаются друг от друга целым рядом существенных признаков. Однако любые материальные образования роднит одно общее свойство – они могут существовать только в движении.

Движение и его основные формы

Что же такое движение? Наиболее простой ответ на этот вопрос давали метафизические материалисты: «движение – это перемещение тел в пространстве». Но это было ограниченное понимание движения. В самом деле, развитее науки показало, что перемещением в пространстве движение не исчерпывается. Например, в живом организме происходят сложнейшие биохимические процессы, в обществе меняются социальные порядки – всё это движение, но отнюдь не перемещение тел в пространстве. Следовательно, движение нельзя сводить к перемещению тел. Движение – это «изменение вообще».

Движение – атрибут и неотъемлемое свойство материи, они тесно связаны и не существуют друг без друга. В истории теории познания имели место попытки оторвать этот атрибут от материи («энергетизм», концепция «тепловой смерти Вселенной» и др.). Однако эти концепции несовместимы с законом сохранения и превращения энергии. Следовательно, движение неуничтожимо и неотрывно от материи.

Движение материи абсолютно, а покой относителен. Оно представляет собой единство непрерывности, устойчивости и изменчивости, а не есть простая сумма, связь состояний покоя.

Итак, материя тесно связана с движением, а оно существует в виде конкретных своих форм. Основными из них по классификации Ф.Энгельса являются:

механическая – перемещение материальных объектов в пространстве:

физическая – движение молекул;

химическая – движение атомов внутри молекул;

биологическая – изменения, происходящие в живых организмах;

социальная – изменения в обществе и человеческом мышлении.

Сегодня есть мнения о том, что самостоятельными формами движения являются геологическое, экологическое, планетарное, компьютерное и др.

Движение как «изменение вообще» подразделяется не только по своим основным формам, но и по типам (видам). Развитие – это процесс движения, изменения органических целостных систем во времени. Характерными чертами этого процесса являются: возникновение качественно нового. направленность, поступательность, противоречивость. цикличность. единство количественных и качественных изменений, необратимость.

Поскольку основным источником развития являются внутренние противоречия предмета, то данный процесс по существу является саморазвитием.

Пространство и время

Все объекты возникают и изменяются во времени. Пространство и время являются всеобщими формами бытия всех материальных систем и процессов. Не существует объекта, который находился бы вне пространства и времени, как и нет пространства и времени самих по себе, вне движущейся материи.

Пространство есть форма бытия материи, которая выражает её протяженность и структурность, порядок сосуществования и расположение материальных образований (впереди, позади, рядом и др.).

Время - форма бытия материи, характеризующая длительность протекания материальных процессов и последовательность смены состояний объектов.

Из свойств пространства и времени можно выделить всеобщие, проявляющиеся на всех известных структурных уровнях материи, и частные, а также особенные, присущие лишь некоторым состояниям материи, и даже отдельным объектам. Всеобщие свойства неразрывно связаны с другими атрибутами материи и диалектическими законами ее бытия. Они представляют для философии первостепенный интерес.

К всеобщим свойствам пространства относятся: неразрывная связь со временем и движением материи; зависимость от структурных отношений в материальных системах; протяженность, означающая рядоположенность различных элементов (отрезков, объемов), возможность прибавления к каждому данному элементу некоторого следующего либо уменьшения числа элементов. Пространству присуще единство прерывности и непрерывности. Прерывность относительна и проявляется в раздельном существовании материальных объектов и систем, каждая из которых имеет определенные размеры и границы. Но материальные поля (электромагнитные, гравитационные и др.) непрерывный, распределены в пространстве всех систем. Непрерывность пространства проявляется также в пространственном перемещении тел. Пространство обладает связностью, в нем отсутствуют «разрывы».

Пространству присуща трехмерность, которая органически связана со структурностью систем и их движением. Все материальные процессы и взаимодействия реализуются в пространстве трех измерений.

Из всеобщих свойств времени следует отметить его неразрывную связь с пространством и движением материи, длительность, одномерность, асимметрию, необратимость, неповторимость, единство прерывности и непрерывности, связность, зависимость от структурных отношений в материальных системах.

Глубокое обоснование единства материи, движения, пространства и времени дал А.Эйнштейн, создавший специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности. В соответствии со специальной теорией относительности пространственно-временные свойства тел зависят от скорости их движения. Общая теория относительности доказала неразрывную связь между пространством и временем, а также между движением материи и ее пространственно-временными формами существования,

 

ТЕМА № 13.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.