Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П о с о б и е




Анатомия центральной нервной системы

(основы неврологии)

У Ч Е Б Н О –МЕТОДИЧЕСКОЕ

для заочного обучения

Москва – 2007 г.

Гринченко Юрий Васильевич

кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН, доцент Гос. Университета Гуманитарных Наук (ГУГН).

Рецензент: Трофимов Сергей Сергеевич – доктор биол. наук, профессор МГППУ.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ стр.

Аннотация …………………………………………………………………………... 3

Методические указания и целевая установка …………………………………. 3

Требования и сроки сдачи заданий ……...……………………………………… 4

Общее описание разделов курса …………………………………………………. 5

Программа и основная литература для подготовки …………………………... 5

Конспект основных лекций курса и вопросы для самоконтроля:

1. Общее описание нервной системы ……………………………………………. 9

2. Онтогенез нервной системы …………………………………………………… 14

3. Спинной мозг …………………………………………………………………… 19

4. Продолговатый мозг ……………………………………………………………. 22

5. Задний мозг (варолиев мост) …………………………………………………... 23

6. Средний мозг ……………………………………………………………………. 25

7. Черепномозговые нервы ………………………………………………………... 26

8. Ретикулярная формация и экстрапирамидная система ……………………….. 27

9. Мозжечок ………………………………………………………………………… 28

10. Промежуточный мозг (таламическая и гипоталамическая области) …….…... 30

11. Конечный мозг (общее описание) ……………………………………………… 34

12. Анатомическое описание полушарий (топография поверхностей) ………….. 36

13. Структурно-функциональное описание коры полушарий ……………………. 39

14. Структура серого вещества внутренней части полушарий (базальные ядра)...

15. Лимбическая система …………………………………………………………….

16. Морфология белого вещества мозга и основные проводящие пути ЦНС........

 

Приложение:

1. Варианты письменных контрольных работ ………………………………...

2. Тематика домашних заданий ………………………………………………….

3. Экзаменационные вопросы…………………………………………………….

4. Список дополнительной литературы ………………………………………...

 

Аннотация

Данное пособие предназначено для студентов психологического факультета, и представляет собой адаптированный вариант курса «Анатомия ЦНС – основы неврологии», используемого в Институте психологии РАН (научные редакторы программы: А.В. Брушлинский, член-корр. РАН, профессор, В.Н. Дружинин, д-р психол. наук, профессор).

В программу курса включены все разделы, предусмотренные Государственным стандартом о высшем образовании, для изучения морфологии мозга студентами психологических специальностей.

Пособие включает: общее описание разделов и отдельных тем программы дисциплины; конспект лекций (16 глав) по основным темам с вопросами для самопроверки; темы домашних заданий и варианты письменных контрольных работ.

Учебный курс «Анатомия ЦНС» является обязательным в системе психологического образования и дает базовые знания для дальнейшего освоения практически всех разделов психологии. Объем курса, и форма подачи материала рассчитаны на студентов, не имеющих специальной биологической подготовки; традиционное изложение материала с применением латыни адаптировано - латинская терминология дается в ограниченном объеме.

 

Методические указания и целевая установка

Данный курс предполагает изучение устоявшихся в науке точек зрения о структурно-функциональной организации ЦНС. Особое внимание уделено морфологическим основаниям для таких важнейших характеристик ЦНС, как функциональная организация отдельных образований, системность ее работы в формирование психических процессов. Эти и другие вопросы обзорного плана излагаются на установочной лекции (сентябрь) По мере самостоятельного изучения отдельных тем курса студентам предлагается выполнять домашнюю работу, которая должна заключаться в зарисовывании изученных мозговых структур и обозначении их отдельных образований. Эти рисунки являются элементом экзаменационного задания. В качестве формы промежуточного контроля используется система письменных контрольных работ. Контрольная работа №1 высылается после освоения 1-го раздела в октябре; №2 – по 2–у разделу в ноябре; №3 по завершению изучения 3-го раздела в декабре.

В результате освоения данного курса у студентов должно быть сформировано целостное представление о структурно-функциональной организации ЦНС, и таким образом, об объективных морфологических и нейрофизиологических основах психики. Для этого студентдолжен:

· а) овладеть основной анатомической терминологией и понимать значение производных психологических понятий;

· б) иметь конкретные сведения о морфофункциональных особенностях нервной ткани и строении головного мозга человека;

· в) получить специальные сведения о морфологии и функциональных связях мозговых структур, необходимые для работы практического психолога;

· д) уметь идентифицировать и знать взаиморасположение отдельных структур ЦНС на рисунках и схемах мозга в учебной и научной литературе.

 

Требования и сроки выполнения заданий

 

1. Итоговый контроль – экзамен (устно) по билетам. Всего билетов 30, часть вопросов в них дублируется.

Экзаменационный билет содержит 3 вопроса:

1-й – краткое собеседование по одному из рисунков «домашнего задания» или рисунку из учебника.

2-й – анатомическое описание какой либо части мозга (положение, границы, рельеф), или ее внутренней структуры (строение белого/серого вещества).

3-й – структурно-функциональная характеристика одного из объектов мозга или элементов нервной ткани.

*Максимальная оценка – 30 баллов (отлично)

Минимальная оценка – 10 баллов (удовлетворительно), 9 и менее (неуд).

· Время сдачи – 1-я зимняя сессия (январь). День экзамена назначается администрацией (декабрь).

· Допуск к экзамену получают только студенты, приславшие вовремя контрольные работы и получившие за них положительные оценки.

· Экзамен проводится при наличии у студента полного комплекта «домашних заданий» (см. ниже).

2. Промежуточный контроль – письменные контрольные работы.

· Работа №1 (первый раздел дисциплины) – сдается до 31 октября.

· Работа №2 (второй раздел дисциплины) – сдается до 30 ноября.

· Работа №3 (третий раздел дисциплины) – сдается до 28 декабря.

(оценка за правильно выполненную работу – 10 б аллов за один из вариантов)

Суммарная оценка:

максимум – 70 баллов

минимум -- 30 баллов

3. Итоговая оценка: «зачтено» выставляется только после успешной сдачи экзамена

- ОТЛИЧНО = 100 б.

- удовлетворительно = 60 б.

*Общепринятая балльная оценка ответов студентов на экзамене

Оценка по 4-балльной шкале Оценка по 30-балльной шкале Полнота ответа на вопросы билета
«Отлично» 25 – 30 Получены полные ответы на все вопросы билета с использованием необходимой терминологии
«Хорошо» 18 – 24 Получены достаточно полные ответы на все вопросы билета
«Удовлетв.» 10 – 17 Получены неполные ответы на все или часть вопросов билета
«Неудовл.» 9 и менее Получены фрагменты ответов на вопросы билета или вопросы совсем не раскрыты

Общее описание разделов курса

Раздел 1 Общие вопросы строения и морфологического обеспечения функций нервной системы человека. В начальной части даются самые общие, понятные для вчерашних школьников, понятия о морфологии и функциональной организации структур нервной системы человека. Далее излагаются история развития научных представлений о структуре и функциональной значимости мозга и основные методы исследования в анатомической практике. Во второй части излагаются данные о гистологии нервной системы, лежащие в основе функциональных особенностей ЦНС, и описываются структурно-функциональные комплексы, защищающие ЦНС и создающие ее специфическую внутреннюю среду. Здесь же даются понятие о связи филогенетических и онтогенетических процессов, и излагаются основы онтогенеза – эмбриогенез (гистогенез нервной ткани, морфогенез структур мозга, системогенез) и возрастные изменения мозга, обеспечивающие функциональные возможности человека на этапах его развития и жизни.

Раздел 2 Структурно-функциональная организация спинного мозга и мозгового ствола. Излагаются конкретные анатомические сведения о взаиморасположении отдельных структурных образований спинного мозга и мозгового ствола, и о структурно-функциональной организации серого и белого вещества этих частей ЦНС. Также дается морфологическое описание специфических комплексов базовых регуляторных систем: активирующая ретикулярная формация; экстрапирамидная система настройки скелетной мускулатуры; система мозжечкового контроля произвольных движений; группы гипоталамических ядер, образующих мотивационные центры и обеспечивающих эмоциональный компонент текущего поведения.

Раздел 3 Топография и структура конечного мозга.

Это основной раздел для студентов психологических факультетов. Вначале излагается общая морфология конечного мозга и особенности его эмбриогенеза, так же дается топография поверхностей полушарий и их внутренняя структура. Далее студенты знакомятся с морфологией коры полушарий и принципами выделения отдельных специфических ее участков: отделов, долей, зон, полей. Особое внимание уделено топографии и морфофункциональной характеристике ассоциативных зон – специфическим для человека полям коры. В отдельную тему выделено рассмотрение морфологии структур старой коры, подкорковых ядер и функционального объединения их в лимбическую систему. В заключение рассматривается структура белого вещества полушарий и проводящих путей.

ПРОГРАММА

Тема.1. История развития анатомии; методы исследования и основные анатомические термины; обзор строения нервной системы человека.

А Донаучные анатомо-физиологические представления о мозге; основание научной анатомии в трудах А. Везалия; формирование микроскопической анатомии в исследованиях М. Мальпиги, К. Гольджи и др.

БМетоды рассечения и морфометрии мозга; координатные оси, плоскости и ориентиры, используемые в анатомической практике; основные латинские анатомические термины, обозначающие особенности взаиморасположения отдельных морфологических образований и их внутреннюю структуру.

В Морфологическая классификация нервной системы: топография и морфологическая характеристика периферических структур (ганглиев, спинномозговых и черепных нервов, нервных сплетений, рецепторных образований). Структурные подразделения ЦНС - взаиморасположение и соотношение отделов спинного мозга и общая морфологическая характеристика отделов головного мозга.

Г. Функциональная классификация нервной системы: характеристика структур соматического и вегетативного отделов. Понятия об иннервации, о произвольной и непроизвольной регуляции функций.

 

Тема 2. Нейронная теория строения ЦНС (микроструктура нервной ткани).

А. Роль К. Гольджи, С. Рамон-и-Кахала, У. Наута и др. ученых в формировании представлений о своеобразии клеточного строения нервной системы. Базовые принципы нейронной теории Вальдейера, и современные данные электронной микроскопии.

Б. Морфологические элементы нейронов и особенности строения мембраны, дендритной зоны, аксона и его оболочки; классификация синапсов.

В. Морфологическая и функциональная классификации нейронов; структурная принадлежность отдельных типов нейронов отделам ЦНС.

Г. Структура нервного волокна и морфологические особенности, определяющие скорость проведения нервных импульсов.

Д. Ненервные элементы нервной ткани – глиальные клетки: разнообразие форм и расположения, классификация. Морфологические особенности и функциональная роль в нервной системе эпендимы и швановских клеток.

 

Тема 3. Защитные структуры головного и спинного мозга; внутренняя среда ЦНС и особенности кровоснабжения головного мозга

А. Строение мозгового отдела черепа и топография внутренней поверхности.

Б. Оболочки головного мозга: «твердая» и ее основные отростки и синусы, «паутинная», «мягкая» (сосудистая) с ее основными сосудистыми сплетениями.

В. Состав, свойства и особенности циркуляции ликвора, обеспечивающей константность внутренней среды ЦНС.

Г. Гематоэнцефалический барьер (ГЭБ):характеристика морфологического субстрата отдельных уровней (кровемозгового, кровеликворного, ликворомозгового).

Д. Характеристика особенностей кровообращения в головном мозге - артериального, венозного, капиллярного.

 

Тема 4. Филогенез нервной системы и принципы структурно-функциональной дифференциации нервной ткани в эволюции.

А. Первичная нервная система диффузно-ретикулярного типа и последующее усложнение до ганглионарного типа в связи с изменением способов питания и трансформация ее в мозговую трубку на последующих этапах эволюции.

Б. Дифференциация нервной трубки на туловищный отдел с сохранением сегментарного типа строения, и головной отдел в связи с изменением способов передвижения и формированием дистантных рецепторов.

В. Понятия об архео-, палео-, и неокортексе и кортиколизации функций в филогенезе. Специфические морфологические отличия мозга человека.

 

Тема 5. Эмбриогенез головного мозга человека и его возрастные особенности.

А. Аспекты рассмотрения формирования нервной системы в онтогенезе: гистогенез, морфогенез, системогенез, закон Геккеля-Мюллера.

Б. Процессы гистогенеза нервной ткани: нейруляция, пролиферация, миграция, агрегация и фасцикуляция, дифференциация, синаптогенез, миелинизация.

В. Этапы морфогенеза: а) формирование медулярной трубки с последующей дифференциацией на мозговые пузыри и туловищную сегментированную часть (1-ый месяц); б) дифференциация ростральной части на пять мозговых пузырей с появлением зачатков сетчатки, полушарий и соответствующих деформаций первичной нервной трубки (2-ой месяц); в) особенности развития конечного мозга: формирование коры и базальных ганглиев, последовательность образования борозд первого порядка, и сопутствующий процесс «восхождения» спинного мозга (окончание первой половины пренатального периода).

Г. Системогенез: общие понятия о «принципе минимального обеспечения функций», «гетерохронии созревания структур», консолидирующей роли «полезно-приспособительного результата». Последовательность и сроки формирования сенсорных систем (вестибулярной, тактильной, слуховой, зрительной).

 

Тема 6. Топография и морфология спинного мозга человека.

А. Общее описание – размеры, месторасположение, скелетотопия сегментов и отделов (шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый), топография корешков и ганглиев.

Б. Морфология серого вещества - структура и функциональная значимость передних, задних, боковых столбов и центрального промежуточного вещества. Соотношение и взаимодействие этих морфологических элементов

В. Структура белого вещества - эфферентные и афферентные проводящие пути (тракты) переднего, заднего и бокового канатиков; ассоциативные и межсегментарные волокна.

 

Тема 7. Структурно-функциональная организация каудального отдела ствола головного мозга: А) продолговатый мозг (бульбус); Б) задний мозг (варолиев мост); В) ромбовидная ямка и характеристика черепных нервов.

А. Анатомические границы и топография поверхности бульбуса (пирамиды, оливы, треугольники подъязычного и блуждающего нервов, каудальная ямка, нижние мозжечковые ножки).

Морфология серого вещества: оливные ядра, ядра тонкого и клиновидного пучков, моторные, вегетативные и чувствительные ядра черепных нервов.

Структура белого вещества: взаиморасположение пирамидного тракта и афферентных трактов различных видов чувствительности.

Б. Анатомические границы и топография поверхности варолиева моста (базилярная борозда, средние мозжечковые ножки, лицевой холмик, голубое пятно, вестибулярное поле, верхний мозговой парус).

Морфология серого вещества: собственные релейные ядра, ретикулярная формация, взаиморасположение ядер черепных нервов.

Структура белого вещества: трапециевидное тело, поперечные волокна, перекресты афферентных путей (петли).

В. Положение IV мозгового желудочка в системе полостей ЦНС; топография его стенок и дна (ромбовидная ямка). Морфофункциональная характеристика ядер и иннервационных областей черепных нервов, выходящих из стволовой части мозга.

 

Тема 8. Средний мозг - топография и морфология.

А. Крыша среднего мозга (четверохолмие) - взаиморасположение зрительных и слуховых подкорковых центров, ядер глазодвигательных черепных нервов.

Б. Центральное серое вещество: красное ядро, черная субстанция, ретикулярная формация, сильвиев водопровод.

В. Структура белого вещества- взаиморасположение основных моторных (эфферентных) и чувствительных (афферентных) трактов.

 

Тема 9. Мозжечок: топография, морфология и структурно-функциональная организация коры и связей с отделами ЦНС.

Анатомические структуры мозжечка: полушария (доли, дольки, листки, «древо жизни»), червь, клочок, ножки (краниальные, средние, веревчатые тела).

Ядерная организация центрального серого вещества (зубчатое, пробковидное, ядро шатра и др.) и цитоархитектоника коры полушарий (нейроны Гольджи, Пуркинье, молекулярный, ганглиозный и гранулярный слои).

Морфофункциональная характеристика медиальных, латеральных структур, и ножек мозжечка.

 

Тема 10. Промежуточный мозг: А) таламическая область; Б) гипоталамическая область; В) железистые придатки мозга.

А. Морфология передних, задних и медиальных ядер таламуса, подразделение их на специфические, неспецифические, и ассоциативные. Ядра «подушки», и метаталамической области - латеральное и медиальное коленчатые тела (ЛКТ и МКТ); эпиталамус. Принцип соматотопической организации специфических ядер таламуса.

Б. Топография и взаиморасположение анатомических образований гипоталамической области: зрительный перекрест (хиазма), серый бугор, воронка и гипофиз, сосцевидные тела.

Морфология и функциональные взаимодействия ядер переднего и заднего отделов, латеральной и медиальной групп. Роль ядер отдельных областей гипоталамуса в регуляции отдельных видов обмена веществ и формировании мотивационных компонентов текущего поведения.

В. Гипоталамо-гипофизарный комплекс: структура передней и задней долей гипофиза.

 

Тема 11. Ретикулярная формация (РФ) ствола мозга и экстрапирамидная система.

А. Структурно-функциональная организация и особенности цитоархитектоники нисходящей, восходящей и ростральной систем ядер РФ, как морфологический субстрат, определяющий ритмику активности ЦНС.

Б. Общая характеристика центральных образований (красное ядро, черная субстанция, бледный шар) и эфферентных влияний (руброспинальный тракт) на активность альфа - и гамма-мотонейронов спинного мозга.

Тема 12. Общая характеристика структуры полушарий конечного мозга и морфология коры.

А. Морфология полушарий:

· поверхностное серое вещество – кора и внутреннее – базальные ганглии;

· белое вещество – мозолистое тело, ассоциативные пучки и лучистости, внутренняя капсула;

· анатомические подразделения:- поверхности, полюса, доли.

Б. Особенности эмбриогенеза:

· созревание нейробластов в матриксе и их волнообразная миграция;

· сроки стратификация коры и формирование стриопаллидарной системы;

· последовательность созревания отдельных областей коры и миелинизации полушарий.

В. Характеристика отдельных слоев коры и типов внутренних связей

 

Тема 13. Топография (рельеф) отдельных поверхностей полушарий.

А. Рельеф верхнелатеральной поверхности: борозды и извилины лобной, теменной, затылочной, височной, островковой долей.

Б. Рельеф медиальной и базальной поверхностей: борозды и извилины «лимбической» доли; специфика базальной поверхности; морфология гиппокампа и его нейронов.

 

Тема 14. Структурно-функциональная организация отдельных долей, зон и полей неокортекса.

А. Понятие о соматотопической организации «первичных» корковых зон и локализации функций.

Б. Морфологическая характеристика отдельных слоев коры и типов внутренних связей

В. Принципы выделения отдельных специфических участков коры: фило- и онтогенетические, цито- и миелоархитонические, экспериментально-физиологические, и неврологические.

Г. Топография и специфика организации первичных проекционных зон коры отдельных анализаторов (зрительного, слухового, общей чувствительности, двигательного).

 

Тема 15. Характеристика специфических для человека полей коры полушарий.

А. Морфофункциональная специфика ассоциативных зон коры. Индивидуальная изменчивость отдельных извилин и межполушарная асимметрия; возрастные особенности дифференциации полей коры.

Б. Классификационные схемы участков коры полушарий И.П. Павлова, К. Бродмана, А.Р. Лурия;

В. Топография и характеристика специфических полей коры человека, связанных с речью, письмом и т. п. (центры Вернике, Брока).

 

Тема 16. Морфология базальных ядер полушарий и лимбическая система мозга.

А. Структура и взаиморасположение полосатого тела, бледного шара, и миндалевидного тела.

Б. Морфологические связи подкорковых узлов и функциональное значение «стриопаллидарной системы у человека.

В. Морфология основных лимбических структур (гиппокамп, миндалина, поясная извилина, ядра перегородки) и особенности их афферентно-эфферентных связей, как морфологический субстрат формирования устойчивых мотивационно-эмоциональных состояний.

 

Тема 17. Проводящие пути ЦНС человека (лемнисковая система)

Общая морфофункциональная характеристика и классификация волокон лемнисковой системы. Ход волокон и топография восходящих проекционных трактов отдельных видов чувствительности (болевой, тактильной, проприоцептивной). Морфология основных пучков волокон нисходящего направления (моторного контроля).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Анатомия нервной системы. Козлов В.И., Изд. «МИР», М., 2003 г.,

или –

Анатомия центральной нервной системы. Воронова Н.В. и др. Изд. «Аспект Пресс», М., 2006 г.

или –

Хрестоматия по анатомии ЦНС. Ред. сост. Хлудова Л.К., Изд. «РПО»,М. 1998.

2. Атлас: «Нервная система человека» Астапов В.М. Изд. «ПЕР СЕ», М., 2006 г.

3. Интернет-ресурс: http://www.koob.ru/bloom/brain_mind_and_behavior

Конспект основных лекций курса_____________

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.