Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности взаимодействия социальных служб с данной категорией риска молодых людей




Причины и факторы социальных конфликтов с выпускниками интернатных учреждений для детей-сирот и лишенных родительской опеки.

Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям. Наиболее кризисным возрастным периодом является возраст 18-25 лет. Именно в это время становления личности молодой человек становится уязвимым. Молодые люди, выходя в самостоятельную жизнь, имеют предельную неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакции, что связано с тем, что человек пытается не только самореализоваться и самоутвердится в обществе, но и занять в нем определенный статус. Этот возраст богат конфликтами и осложнениями. Все это требует от окружающих людей пристального внимания, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости. Наиболее уязвимая и склонная к сложным, многогранным и частым конфликтам категория молодых людей из числа детей-сирот или лишенных родительской опеки, которые начинают самостоятельную жизнь после окончания специализированных интернатных учреждений.

Современная ситуация в Украине, для которой свойственны нестабильное социально-экономическое положение, многочисленные реформы, кризис института семьи, характеризуется ростом числа детей, лишенных родительского попечительства. За 10-15 лет число сирот увеличилось более чем вдвое и по состоянию на 1 апреля 2013 года в Украине зарегистрировано 92 988 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Об этом говорилось в докладе министра труда и социальной политики Украины Н. Королевской на брифинге в Кабинете Министров Украины в мае 2013 г.

Согласно украинским стандартам социальной помощи, подавляющее большинство детей, лишенных родительского попечительства, направляются на воспитание в учреждения государственного попечения разного типа, т.е. интернатные учреждения, в которых находятся, как правило, до момента окончания общей или средней школы. К ним относятся: школы – интернаты и дома-интернаты, дома ребенка, детские дома (в т.ч. семейного типа), социальные приюты, семейные детские дома и детские деревни. Кроме того, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитываются в опекунских, патронатных и приемных семьях. В Украине 63 051 ребенок пребывает под опекой, 17 800 - в интернатах, 5 131 ребенок - в детских домах семейного типа, а 7 006 - в приемных семьях. Количество детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в Украине составляет более 1% от всех детей, а 74% из них являются социальными сиротами. Из этой категории наиболее уязвимыми и склонными к конфликтам являются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выпускниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения.

Ключевая проблема, определяющая в будущем сложность социальной адаптации выпускников интернатных сиротских учреждений, к самостоятельной жизни в новых социальных условиях, заключается в невозможности обеспечить в сиротском учреждении условия развития не депривационного характера. Несмотря на огромные материальные затраты государства, методическую организованность и старания педагогического коллектива, воспитанники, выходя из сиротских учреждений, нередко становятся асоциальными личностями, не способными к самостоятельной ответственной жизни. Именно поэтому, сегодня так остро стоит вопрос о разработке действенных направлений социальной работы, касающихся процесса социальной адаптации выпускников учреждений государственного попечения. Проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди из категории выпускников интернатных учреждений и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе адаптации к условиям современной жизни в процессе социальной адаптации детей-сирот, является крайне актуальным, поскольку именно эта категория молодых лиц подвержена конфликтам наиболее часто, конфликты имеют комплексный характер и зачастую они декструктивны.

Сиротство, как социальное явление, существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации.

Исследования зарубежных и отечественных ученых показывают, что условия социализации детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях и испытавших раннюю депривацию, обуславливают искажение процесса формирования личности. Среди последствий депривации и взросления в интернатном учреждении - можно выделить задержку общего развития, нарушение формирования коммуникативных навыков, эмоциональная нестабильность, развитие комплекса личностных проблем и некорректное усвоение социальных установок. Кроме того, в условиях закрытого учреждения у воспитанников формируется жесткое внутреннее обособление и противопоставление себя окружающему социуму, вырабатывается стратегия избегания контактов с окружающими людьми, что в дальнейшем не позволяет эффективно строить взаимоотношения с другими людьми.

Исследования, проводимые в данной области, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие и формирование молодого человека идет по особому пути и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного молодого человека - они просто другие. Так, у воспитанников учреждений интернатного типа формируется комплекс сложных нарушений эмоционального развития: обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, нарастание пассивности.

Практика социальной работыпоказывает, что выпускники интернатных учреждений зачастую покидают их не подготовленными к самостоятельной жизни и сталкиваются с целым комплексом проблем. Ниже мы подробно рассмотрим трудности, с которыми сталкиваются в процессе социальной адаптации дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые могут привести к конфликтам.

Е.В. Сакварелидзе вычленяет «факторы, влияющие на формирование личности выпускника интернатного учреждение и на процесс их социальной адаптации:

- отсутствие постоянных эмоциональных привязанностей;

- недостаток и не качественность общения с взрослыми;

-режимность учреждения, вынужденное следование указаниям взрослого человека, невозможность проявления инициативы;

-монотонность жизни (т.е. отсутствие экстренных ситуаций, требующих быстрой реакции и неординарных действий);

-оторванность от реальной жизни, ее законов, требований;

Все эти и другие факторы лежат в основе целого ряда трудностей, с которыми сталкиваются молодые люди после окончания интернатных учреждений при попытке наладить свою социальную, бытовую жизнь и утвердиться в обществе. Иногда данные факторы могут стать причиной возникновения конфликтов.

Так факторы, связанные с эмоциональными проявлениями, такими как: эмоционально-психологическая зависимость от референтно значимого человека; боязнь принятия самостоятельных решений, неуверенность в себе; отсутствие ролевых стереотипов приводят к эмоциональным конфликтам. Эмоциональные конфликты у молодых людей окончивших интернатные учреждения возникают как на внутриличностном так и межличностном уровне.

Внутриличностный конфликт – столкновение примерно равных по силе, но противоположных по направленности потребностей, мотивов, интересов, влечений и т.п. у одного и того же человека. Проявляется в неустойчивости настроения, повышенной ранимости и т.п. Такого рода конфликты нередки в молодом возрасте, когда произвольность поведения ещё недостаточна для безболезненного выбора между несовместимыми внутренними тенденциями. Такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками выпускников интернатных учреждений для детей сирот и лишенных родительской опеки. Слабая уверенность в себе, отсутствие близких или родных людей не дают возможности молодым людям избежать или перенести безболезненно стрессы, которые испытывают выпускники интернатных учреждений при столкновении с реальными условиями жизни в обществе. Споры с самим собой, познание себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам внутри себя.

Но человек живет и реализуется в обществе. Он постоянно находится в общении (с друзьями, коллегами на работе, со специалистами различных государственных и не государственных структур). В процессе общения, в силу различных причин, возможно открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникающих противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Данное столкновение можно расценивать как межличностный конфликт. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Противоречие в межличностных отношениях - явление естественное, поскольку не существует двух абсолютно одинаковых людей, чьи интересы, взгляды, склонности и настроения полностью совпадают. Несовпадение мнений, оценок и т.п. может быть разрешено в доброжелательном споре, в котором обе стороны стремятся прийти к согласию. Если же они заинтересованы только в отстаивании своей позиции любой ценой, противоречие неизбежно перерастает в конфликт.

Наиболее распространенными конфликтами с выпускниками интернатных учреждений для детей-сирот и детей лишенных родительской опеки в работе с социальными службами являются коммуникативные конфликты, конфликты неподчинения и деловые конфликты.

Конфликт неподчинения. Зачастую молодые люди из числа выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки категорически отказываются выполнять те или иные рекомендации и требования специалистов, которые проводят работу с ними. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями.

Коммуникативные конфликт ы. В процессе оказания ряда социальных услуг данной категории молодых людей, социальный работник корректирует его оценки, отношение к окружающим, пытается изменить жизненные принципы, поведение и т.п. (к чему клиенты не расположены и категорически сопротивляются). Имея психологическую установку получить сразу и все социальные гарантии предусмотренные законодательством Украины, выпускники интернатных учреждений для детей-сирот и детей лишенных родительской опеки не настроены при этом на общение, на налаживание коммуникативных контактов кем-либо, а тем более делиться или получать дополнительную информацию. Поэтому в социальной работе с таким клиентом характерны конфликты.

К деловым конфликтам, возникающим с молодежью из числа выпускников интернатных учреждений для детей-сирот, и детей лишенных родительской опеки можно отнести конфликты, возникающие как в процессе трудоустройства, так и непосредственно на рабочих местах (в коллективе, с руководством). С учетом специфики учреждений для детей сирот и лишенных родительской опеки их профессиональное обучение ориентировано на рабочие профессии. Как правило, выпускники учреждений государственного попечения неконкурентоспособны на рынке труда, а полученные ими профессии - невостребованные. Получать дополнительное профессиональное обучение соглашаются единицы. Работать за минимальный заработок они не хотят, ведь до этого они находились не только на попечении государства, но и получали различные выплаты (пенсии, стипендии или могли отовариваться продуктами питания). Теперь, чтобы кушать, одеваться и вести быт, им нужно работать. Для того, чтобы получить социальные выплаты, предусмотренные законом, их нужно еще самостоятельно оформить. Наиболее распространенные к онфликты на рабочем месте. Выпускники часто бросают работу из-за конфликтной ситуации на работе, которую создают во многом сами. Причины просты: не понял, что сказали, не знает, как выполнить требование (не умеет объяснить причину непонимания, боится переспросить, уточнить);

- проспал, боится объяснений, прогуливает, бросает работу;

- заболел, не знает, что нужно обратиться в поликлинику и взять больничный лист;

- не справляется с заданием (сложно!) или монотонные операции вызывают раздражение (надоело!);

- неумение общаться, боязнь услышать в свой адрес недоброжелательные слова, порицание;

- трудно привыкают к новым людям, болезненно переживают свое отличие от других, то, что могут расспрашивать о прошлом, жалеть, что их образ жизни отличается от образа жизни сверстников из семьи;

- не умеют работать самостоятельно (не стремятся реализовать себя в труде); низкая трудоспособность, быстрая утомляемость.

К сожалению, трудоустройство не гарантирует, что выпускник не покинет рабочее место уже через неделю или через месяц после начала трудовой деятельности.

Возникают конфликты и в процессе социального сопровождения по решению сложных жизненных обстоятельствах, в которых оказывается данная категория молодых людей. Подписывая договора о социальном сотрудничестве, молодые люди не задумываются, что им придется выполнять определенные договорные обязательства, а рассчитываю занять чисто потребительскую сторону, как это было в интернатных учреждениях.

Например, Ксения,18 лет, выпускница одного из учреждений области, вернулась в поселок, где имеет намерение проживать в доме бабушки. Казалось бы самый главный вопрос с жильем решен, но это совершенно не так. Нужно зарегистрироваться за местом фактического проживания чтобы: 1)подключить газовое снабжение и электричество;2) что бы оформить социальные льготы на содержание жилья, предусмотренные законодательством. 3)чтобы оформить социальные пенсии по потере кормильцев; 4) чтобы трудоустроиться. Ксения, оценив ситуацию,понимает что сама она не справиться и обратилась в Центр социальных служб для семьи, детей и молодежи. С девушкой в предусмотренном порядке был составлен договор о сотрудничестве, где специалист Центра должен узнать юридическую составляющую решения всех выше перечисленных проблем, установить контакты с другими субъектами социальной работы и предоставить Ксении всю информации, контакты и время, куда и когда, девушке прийти для решения конкретного вопроса. В свою очередь, Ксении нужно лишь обратиться в определенную службу в определенное время и представить документы, подтверждающие ее личность и социальный статус. Но идти и представлять документы девушка должна сама, а она тоне успела на определенное время, то не пришла вообще и т.д. Время идет, социальные выплаты не оформляются, света и газа в доме нет и т.п. Девушка устраивает конфликт, что ей не предоставили то, что ей положено по закону, но осознать то, что она не ребенок и за нее выполнять ее обязанности никто уже не будет, она не хочет. В попытке объяснить ее обязанности и заставить выполнять условия договора и возникает конфликт.

Не менее насущным остается для воспитанников и выпускников интернатных учреждений жилищный вопрос. Пожалуй, только в крупных городах, не возникает конфликтов связанных с предоставлением такового. Однако, даже получив жилье, бывшие воспитанники интернатных учреждений порой либо накапливают огромные долги по оплате за коммунальные услуги, либо становятся жертвами квартирных аферистов. Причины этого Н.А. Новикова видит в том, что «у выпускников интернатных учреждений не сформированы ценности, превалирует потребительское отношение в жизни и окружающим», а это что в свою очередь может тоже привести к конфликтам.

Рассмотренные нами возможные конфликты, возникающие в работе специалистов социальных служб с выпускниками интернатных учреждений для лиц из детей и лишенных родительской опеки, позволяют выделить основные факторы социальной адаптации и причины возникновения социальных конфликтов:

- групповая зависимость, причисление себя к особенной группе людей;

- неумение оценить ситуацию, неадекватное поведение;

- отсутствие навыков общения;

- неумение, нежелание решать конфликтные ситуации;

- моральное и материальное потребительство».

- трудности с получением желаемого образования;

- трудности с профессиональным определением;

- проблема трудоустройства;

- ослабленное физическое и психическое здоровье;

-неадекватное восприятие обществом воспитанников и выпускников учреждений интернатного типа;

- ограниченность круга общения, положительных социальных связей;

- подверженность асоциальному влиянию, вплоть до вовлечения в криминальные группировки;

- проблема с обеспечением гарантированным государством жильем;

- неспособность вести самостоятельную хозяйственную деятельность;

- отсутствие опыта семейной жизни, а впоследствии - сложности в налаживании семейных взаимоотношений;

- неумение отстаивать свои права в правозащитных организациях.

К тому же, нужно отметить и тот факт, что специфика жизни в интернатных учреждениях приводит к повышению уровня заболеваемости, влияет на умственное и физическое развитие воспитанников. Настораживает и то, что выпускники данных учреждений зачастую не имеют элементарных бытовых навыков, не умеют строить отношения друг с другом и окружающим миром.

Выпускники интернатных учреждений - проблемная группа не только в психологическом плане, но и в плане создавать конфликты и попадать в конфликтные ситуации, созданные другими членами общества.

Среди специалистов различных служб в области социальной работы с выпускниками государственных учреждений для детей сирот и лишенных родительской опеки, уже сложились определенные «портреты выпускника», которые позволяют охарактеризовать данную категорию молодых лиц:

Портрет Удачного выпускника:

• Имеет доброжелательные отношения, умеет общаться со сверстниками и старшими без конфликтов и ссор. Умеет работать в группе, в совместной трудовой деятельности;

• Соблюдает культуру поведения в общественных местах, правильно себя ведет (не сквернословит);

• Имеет твердый характер, уверенный в себе, не вспыльчивый, умеет спокойно относится к непредвиденным обстоятельствам;

• Самостоятельный во всем, умеет вести домашнее хозяйство (приготовить еду, постирать);

• Следит за своей внешностью, соблюдает аккуратность, опрятность. Умеет создать свой стиль в одежде;

• Умеет строить и планировать свою дальнейшую семейную жизнь;
• Имеет определенные профессиональные интересы. Знает, чего он хочет в жизни добиться. Имеет цель в жизни;

•Знает о своих правах и обязанностях.

Портрет Неудачного выпускника:

• У такого выпускника нет желания идти работать. Не знает и не умеет «простейших вещей»;

• Заранее готовит себя к неудаче, небольшие промахи воспринимаются им как подтверждение своей позиции неудачника;

• Голова его полна страхов, боязни того, что о нем будут плохо говорить или думать, что его будут игнорировать, пренебрегать им и т.п.;

• Привык получать все бесплатно, поэтому часто возмущается, когда во взрослой самостоятельной жизни от него что-то требуют;

• Часто живет в своих иллюзиях: не имея достаточного опыта и образования, он рассчитывает на высокую зарплату и положение, не понимая, что высокие заработки связаны с высокой ответственностью и интенсивной работой (рано вставать, не прогуливать и т.д.). Может брать на себя слишком много, при этом умеет слишком мало;

• Часто попадает в зависимость от сверстников, своих же друзей (прогулять за компанию), сомнительных взрослых, его используют в своих целях. Впитывает отрицательные образцы для подражания (пьет, ворует и т.д.);
• Живет одним днем, не задумываясь о том, что будет дальше. Нет желания нормально устроить свою жизнь, создать семью

Так уже исторически сложилось, что молодые люди, которые выходят в самостоятельную жизнь - особый объект социальной работы. Они несамостоятельны, зависимы, что повышает их потребность в помощи. Особенно это касается детей, лишившихся попечения родителей.

 

Действительно, существующая в Украине сеть учреждений интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой систему государственного содержания сирот, сопровождающуюся в той или иной степени изоляцией от общества. В результате, после выхода из стен интернатного учреждения, у их выпускников отмечается низкий уровень способности к социальной адаптации в новых условиях.

Исследование различных аспектов процесса социальной адаптации молодых людей из числа детей-сирот или детей лишенных родительской опеки, после завершения процесса обучения в интернатных учреждения данного типа показывает, что данный процесс далеко не всегда протекает гладко и бесконфликтно. Молодым людям данной категории, определенное время находившимся под полной государственной опекой,приходится преодолевать многочисленные препятствия как внутренние, так и внешние.

Все формы и методы взаимодействия социального работника можно разделить на две группы: работа с проблемами клиента-выпускника интернатного учреждения и работа по поводу этой проблемы с другими учреждениями, организациями, службами, - направленные на регулирование конфликтных ситуаций или разрешение конфликтов.

Важным компонентом социального взаимодействия являются профессиональные умения и навыки социального работника и, в частности, степень владения методами поддержки, социальной терапии, коррекции и реабилитации. В ходе взаимодействия социального работника и клиента-выпускника интернатного учреждения необходимо, чтобы клиент встретил понимание и сочувствие со стороны социального работника, что, в свою очередь, способствует созданию атмосферы доверия и открытости в их отношениях. В этом случае клиенты охотно рассказывают о себе и той ситуации, в которой они оказались. Социальному работнику необходимо обратить внимание на то, что в процессе работы с различными людьми и группами людей, демонстрирующими сходные реакции, у него может сложиться своеобразный стереотип межличностных отношений, что может навредить клиенту. Другим аспектом взаимодействия является реакция клиента на социального работника и желание клиента-выпускника интернатного учреждения к сотрудничеству. Характер взаимодействия среды и личности определяется различными факторами, важнейшим из которых является личностное начало, способность субъекта к деятельной самооценке и оценке объективных условий, социальной среды. Социальный работник должен обладать навыками профессионального воздействия на социально-психологический, социально-ролевой, социально-организационный и другие уровни адаптации молодых людей из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. В свою очередь, воспитатели и педагоги интернатных учреждений должны за время пребывания ребенка в учреждении научить будущего выпускника умению коммуникации. Ведь еще Аристотель говорил, что человек вне общества никто. Без элементарных навыков коммуникации не возможна социализация личности.

Естественно, что какими бы качествами, личностными и профессиональными, не обладали специалисты из социальной работы и их клиенты, в данном случае выпускники интернатных учреждений самостоятельно решить комплекс проблем, которые могут привести к конфликтам в процессе адаптации, не смогут. Для этого в Украине создана и действует система социальных служб, центров, государственных и общественных организаций.

Основные направления и формы взаимодействия субъектов социальной работы, а именно: центров социальных служб для семьи, детей и молодежи (далее – центры) и управлений (отделов) образования по осуществлению социальной работы с молодыми людьми из категории детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, из числа учеников старших и выпускных классов с целью их социально-психологической адаптации, подготовки к самостоятельной жизни, - предусмотрены «Порядоком взаимодействия центров социальных служб для семьи, детей и молодежи и управлений (отделов) образования по подготовке к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, из числа учеников старших и выпускных классов интернатных учреждений и школ социальной реабилитации».

Для успешного решения проблем постинтернатной адаптации необходим межведомственный подход, основой которого является комплексное сопровождение этой категории сирот. Здесь очень важно взаимодействие с жилищными отделами исполкомов по вопросам постановки их на учет, с органами внутренних дел - по установлению местонахождения и оказания помощи в заселении по месту закрепленного жилья, с жилищно-эксплуатационными службами - для получения информации о проживающих по месту закрепленного жилья. Необходим контакт с предприятиями, где работают бывшие выпускники школ-интернатов, а также с молодежными общественными объединениями.

Социальное сопровождение, как форма взаимодействия между клиентом и социальным работником, с целью предоставления своевременной помощи (в т.ч. принятие немедленных мер для преодоления жизненных трудностей), осуществления комплекса мероприятий, направленных на выход молодого человека (в данном случае выпускника интернатного учреждения) из сложных жизненных обстоятельств, последствия которых он не в состоянии самостоятельно преодолеть при помощи имеющихся в наличии средств и возможностей, создания условий для самостоятельного решения и преодоления жизненных трудностей, сохранения и повышения социального статуса, разрешения конфликтов оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах определяется Порядком осуществления социального сопровождения центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи семей и лиц, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах.

Решением трудоустройства обязаны заниматься органы государственной службы занятости населения по месту регистрации (проживания). Когда молодой человек, после окончания учебного заведения интернатного типа, обращается в социальные службы за помощью, то в порядке межведомственного взаимодействия, он направляется в органы занятости населения, которые предоставляют следующие услуги:

- принять и дать бесплатную консультацию по вопросам возможного трудоустройства и наличия вакантных рабочих мест с учетом профессиональной пригодности;

- провести профориентационную работу с молодым человеком и профессиональную диагностику с учетом полученного образования и состояния здоровья;

- при необходимости направить на бесплатное обучение с целью получения определенной профессии;

- зарегистрировать в качестве безработного, если ребенку уже исполнилось 16 лет, и он представил все необходимые документы; после регистрации в качестве безработного (если человека по каким-то причинам не могут трудоустроить) государство обязано выплачивать пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившей в регионе;
- направлять на общественные и временные работы;

- предложить самостоятельный поиск работы.

При трудоустройстве выпускнику детского дома или интернатного учреждения необходимо знать, как подготовиться к первому собеседованию, какие документы надо подготовить, какие права и обязанности имеет несовершеннолетний работник, на какие пункты в трудовом договоре нужно обратить особое внимание. Помощь, юридические и социальные услуги он получит в центре социальных служб для семьи, детей и молодежи или в службе по делам детей.

Решением вопроса оформления социальных пособий, субсидий будет заниматься управление социальной защиты населения. Если же идет вопрос о выплате пенсии по утрате кормильцев (если лицо из числа детей-сирот), то этим вопросом будут заниматься службы по делам детей и управления пенсионной защиты.

Решением вопросов оформления жилья во владение и оформлением всех вытекающих документов будут заниматься: органы местной власти, центры социальных служб для семьи детей и молодежи, службы по делам детей, органы внутренних дел при активном и непосредственном участии самого выпускника интернатного учреждения, которому предоставлено жилье. В процессе решения данных проблем могут возникать конфликтные ситуации поэтому, социальное взаимодействие между социальными службами и организациями, органами власти осуществляется на основе различных законодательных, нормативных актах министерств и ведомств, как отдельных, так и совместных; распорядительных документов на местном уровне. Например: Законами Украины «О социальных услугах», «О социальной работе с семьями, детьми и молодежью», Порядок взаимодействия субъектов социальной работы с семьями которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, утвержденного совместным приказом Министерства по делам семьи, молодежи и спорта Украины, Министерством здравоохранения Украины, Министерством образования и науки Украины, Министерством труда и социальной политики Украины, Министерством транспорта и связи Украины, Министерством внутренних дел Украины и государственным департаментом Украины по вопросам исполнения наказаний, распоряжения глав администрации, решения исполкомов и т.п.

С целью регулирования социального взаимодействия субъектов социальной работы и осуществления координации между субъектами социальной работы с выпускниками учебных заведений интернатных учреждений для детей-сирот и детей лишенных родительской опеки, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, и комплексного решения вопросов семьи, которая оказалась в сложных жизненных обстоятельствах, при управлении по делам семьи, молодежи и спорта создаются совещательные органы. Основной задачей, структур входящих в состав совещательных органов является способствование и поддержка, конкретная помощь в решении жизненных проблем, которые они не в состоянии преодолеть с помощью собственных средств и возможностей; предупреждать возникновение новых сложных жизненных обстоятельств; создавать условия для дальнейшего самостоятельного решения жизненных проблем, которые возникают.

С целью защиты и реализации законных прав и интересов данной категории молодых лиц, при городских/районных администрациях и исполкомах создаются опекунские советы. На опекунские советы положено осуществление опеки и попечительства, обеспечение прав и интересов физических лиц, которые нуждаются в опеке и попечительстве. Основным заданием опекунского совета является рассмотрение и принятие соответствующих решений и рекомендаций по вопросам социально-правовой защиты как детей, недееспособных или ограниченно дееспособных, в том числе предоставление разрешений родителям или лицам, которые их заменяют на совершение сделок с имуществом детей, приобретения детьми права собственности на имущество и тому подобное так и лиц из числа детей-сирот и детей лишенных родительской опеки. В сфере недвижимости Опекунские советы являются достаточно важным органом, потому их решение в соответствующих случаях есть обязательным.

Таким образом, социальное взаимодействие – это система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. Оно имеет место тогда, когда люди взаимно, сравнительно глубоко, устойчиво и регулярно влияют на поведение друг друга, в результате чего происходит не только возобновление, но обычно и изменение соц. отношений. Поэтому необходимо помнить, что поведение человека, живущего в мире себе подобных, зависит не только от него самого, его физических качеств, а от совместно живущих и совместно действующих людей, оказывающих взаимное влияние на поведение друг друга.

 

3.Правовые аспекты регулирования социальных конфликтов с выпускниками интернатных учреждений для детей-сирот и лишенных родительской опеки.

Как отмечалось не один раз, конфликты можно решить, урегулировать или предупредить используя правовые средства. Правовое решение предусматривает применение таких инструментов:

- система законов, регламентирующая взаимодействие людей (обычное право, прецедентное право, законодательное право);

- институциональная система – суды, прокуратура, конституционный надзор, уполномоченные по правам человека

Система законов, регламентирующая деятельность по осуществлению социальной работы с лицами из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, работников центров, управлений (отделов) образования и интернатных заведений и школ социальной реабилитации представлена Конституцией Украины Конвенцией о правах ребенка, Европейской социальной хартией, Конституцией Украины, Семейным, Гражданским кодексами, Кодексом законов о труде Украины, законами Украины «Об охране детства», «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки», «О социальной работе с детьми и молодежью», «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине», Общим положением о центре социальных служб для семьи, детей и молодежи, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 27.08.2004 № 1126 «О мероприятиях по совершенствованию социальной работы с семьями, детьми и молодежью». Четкое выполнение служащими установленных законом гарантий и прав, позволяет регулировать и разрешать конфликты.

Правовое регулирование деятельности институтов социальной работы, а именно субъектов социальной работы законодательно уполномоченных в Украине регламентируется Министерскими и ведомственными нормативными актами, например, Порядком взаимодействия центров социальных служб для семьи, детей и молодежи и управлений (отделов) образования по подготовке к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, из числа учеников старших и выпускных классов интернатных учреждений и школ социальной реабилитации.

Так, закон Украины об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки определяет правовые, организационные, социальные основы и гарантии государственной поддержки детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа, и является составной частью законодательства об охране детства.

С целью правового регулирования ряда вопросов ребенку-сироте или и ребенку, лишенному родительской заботы, и лицам из их числа - согласно законодательству присваивается статус – положение ребенка, предоставляющее ему право на полное государственное обеспечение и получение предусмотренных законодательством льгот и которое подтверждается комплектом документов, удостоверяющих обстоятельства, из-за которых ребенок не имеет родительской заботы;

Данным законом четко определено, что лица из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, - это лица возрастом от 18 до 23 лет, в которых в возрасте до 18 лет умерли или погибли родители, и лица, которые были отнесены к детям, лишенных родительской заботы; выпускники учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, - лица, которые находились на полном государственном обеспечении в учреждении для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, и закончили свое пребывание в указанном учреждении в связи с истечением обучения.

Данным законом, в ст. 8 определено и полное обеспечение соответственно государственным социальным стандартам материальными и денежными ресурсами детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, и лиц из их числа для удовлетворения их жизненно необходимых нужд и создания условий для нормальной жизнедеятельности. Государство осуществляет полное обеспечение детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа. Право на полное государственное обеспечение в учебных заведениях имеют дети-сироты и дети, лишенные родительской заботы, возрастом до восемнадцати лет и лица из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, при продолжении обучения до 23 лет или до окончания соответствующих учебных заведений. Лицам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, которые учатся, кроме полного государственного обеспечения выплачивается стипендия в размере, на 50% превышающем размер стипендии в соответствующем учебном заведении, а также выплачивается 100% заработной платы, которая начислена в период производственного обучения и производственной практики. Лицам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, которые учатся, до завершения обучения выплачивается ежегодная помощь для приобретения учебной литературы в размере трех месячных стипендий. Выплата указанной помощи осуществляется на протяжении 30 дней после начала учебного года за счет средств, которые предполагаются для учебных заведений в соответствующих бюджетах.

При предоставлении лицам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, которые учатся, академического отпуска по медицинскому заключению за ними сохраняется на весь период академического отпуска полное государственное обеспечение и выплачивается стипендия. Учебное заведение оказывает содействие организации их лечения.

Выпускники учебных заведений из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, обеспечиваются за счет учебного заведения или соответствующего учреждения органов труда и социальной защиты населения одеждой и обувью, а также одноразовой денежной помощью в размере двух прожиточных минимумов для лиц соответствующего возраста. Нормативы обеспечения одеждой и обувью утверждаются Кабинетом Министров Украины. По желанию выпускников учебных заведений им может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимому для приобретения одежды и обуви.

Стоимость полного государственного обеспечения в денежном эквиваленте для лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, до двадцати трех лет определяется согласно Закону Украины «О прожиточном минимуме».

Государственные социальные стандарты, нормативы потребления, нормативы обеспечения являются одинаковыми для е лиц из их числа, независимо от формы их устройства и содержания, и утверждаются согласно законодательству.

Статья 17. Социальная и психологическая адаптация детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, лиц из их числа

Как уже отмечалось, выше с целью подготовки детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, лиц из их числа к самостоятельной жизни проводится работа, направленная на социальную и психологическую адаптацию. Согласно ст. 17 этого закона она полагается на центры социальных служб для молодежи и специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по делам семьи, детей и молодежи вместе с центральным органом исполнительной власти по вопросам. Так, центральный орган исполнительной власти по делам семьи, детей и молодежи вместе с органами здравоохранения обеспечивают разработку комплексных программ индивидуальной психологической, реабилитационной и коррекционной помощи детям-сиротам и детям, лишенным родительской заботы, лицам из их числа, а также детям, которые находятся в особенно затруднительных и чрезвычайных условиях и нуждаются в такой помощи.

Центры социальных служб для молодежи предоставляют юридическую, психологическую и социальную помощь детям-сиротам и детям, лишенным родительской заботы, лицам из их числа, а также их биологическим родителям, опекунам, попечителям, приемным родителям, отцам-воспитателям и усыновителям.

Законом Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки» регулируется трудоустройство детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, и лиц из их числа. Так, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов согласно законодательству бронируют рабочие места для трудоустройства детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа, обеспечивают их первоочередное трудоустройство на имеющиеся вакантные рабочие места.

Местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов при участии центров занятости населения для обеспечения временной занятости привлекают детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, и лиц из их числа к оплачиваемым общественным работам на предприятиях, в учреждениях и организациях коммунальной собственности и по договорам - на других предприятиях, в учреждениях и организациях.

Ответственность за трудоустройство воспитанников учреждений для детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, и лиц из их числа полагается на органы работы и социальной политики и на руководителя учреждения, где находился ребенок.

Государство обеспечивает трудоустройство лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, предоставление им первого рабочего места, информации, профессиональной консультации, услуг по профессиональной подготовке и переподготовке соответственно законодательству.

За детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки, а также лицами из их числа, согласно данного закона, сохраняется право на жилье, в котором они проживали с родителями, родными к установлению опеки, попечительства, устройство в приемные семьи, детские дома семейного типа, учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Местные государственные администрации, органы местного самоуправления по месту нахождения жилья детей несут ответственность за сохранность указанного жилья и возвращение его детям-сиротам и детям, лишенным родительского попечения, а также лицам из их числа после завершения срока пребывания в семье опекуна или попечителя, приемной семье, детском доме семейного типа, заведении для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Жилые помещения, в которых проживали дети-сироты и дети, лишенные родительской заботы, до устройства их в семьи граждан Украины, учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также относительно которых есть решение суда, не могут быть отчуждены без получения согласия на это от органов опеки и попечительства, которое может предоставляться лишь в случае гарантирования сохранения права на жилье таких детей.

Дети-сироты и дети, лишенные родительской заботы, имеют право проживать в детских домах семейного типа до возвращения им указанного жилья или предоставления жилья местными государственными администрациями и органами местного самоуправления.

До трудоустройства выпускников учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, которые находятся на учете в государственной службе занятости как ищущие работу, квартирная плата и плата за коммунальные услуги осуществляются органами труда и социальной защиты населения по местонахождению жилья.

В случае отсутствия у таких детей жилья, они имеют право зачисляться на квартирный учет и социальный квартирный учет по месту их происхождения или жительства в установлении опеки, попечительства, устройство в приемные семьи, детские дома семейного типа, учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, по заявлению опекуна или попечителя, приемных родителей, родителей-воспитателей, администрации учреждения, где проживает ребенок, или органа опеки и попечительства. После достижения 18 лет такие дети в течение месяца обеспечиваются социальным жильем до предоставления им благоустроенного жилого помещения для
постоянного проживания. В свою очередь социальное жилье, которое предоставляется детям-сиротам и детям, лишенным родительской заботы, лицам из их числа для проживания, должны отвечать санитарным и техническим требованиям предусмотренные жилищным Кодексом. Порядок обеспечения социальным жильем детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа утверждается Кабинетом Министров Украины и т. п.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что основные вопросы социальной защиты и социальной адаптации выпускников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей лишенных родительской опеки а так же вопросы регулирования и разрешения конфликтов законодательно в Украине урегулированы.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.