Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности взаимодействия социальных служб с клиентами, специалистами внутри одной организации или службы и партнерскими организациями




Социальное взаимодействие — это процесс воздействия социальных работников, клиентов, других граждан или семей различных типов, общин, социальных групп друг на друга в процессе реализации их социальных интересов и потребностей. Основной целью социального взаимодействия является своевременное разрешение проблем клиента, преодоление его социальных противоречий с целью гармонизации общественных отношений, снижения социальной напряженности, коррекции личных или социальных проблем. Характер взаимодействия, как правило, зависит от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей системы социальной защиты населения, социально-экономических возможностей государства и местного самоуправления.

На сегодня в Украине существует целая система социальной защиты населения, представленная рядом социальных служб, организаций как государственных, так и общественных. Разработана система социально-экономической защиты различных слоев населения с учетом их потребностей и реализацией законных прав и интересов (социальные выплаты, социальное обеспечение, социальная реабилитация и др.) Сформирована база специалистов-профессионалов по социальной работе. Постоянно усовершенствуется законодательная база по взаимодействию различных структур и ведомств направленного на оказание социальной помощи населению и реализации и защиты прав человека.

Суть взаимодействия социального работника и клиента можно определить в процессе информационно-инструментального, прежде всего речевого, общения. Общение в условиях социальной службы, общение по месту жительства, в квартире, где проживает клиент, в сельской или городской общине, на производстве, в трудовом коллективе.Данное взаимодействие построено на постоянном контакте людей.

Учитывая тот факт, что социальная работа – это профессиональное действие, то мы вправе полагать, что социальное взаимодействие может строиться на основе функционально-ролевого типа общения, предусматривающего объединение усилий ряда клиентов и социальных работников, клиентов и членов его семьи, объединение усилий самого клиента и социальной службы или органа социальной защиты, органов коммунального хозяйства и др.

Социальное взаимодействие социального работника и клиента формируется с учетом личностных, эмоциональных и психологических особенностей и желаний клиента – индивидуальное взаимодействие.

Социальный работник, определив категорию клиента и его проблемы, вырабатывает стратегию и тактику общения с клиентом. Совместно с клиентом выявляют причины, которые привели к возникновению сложных жизненных обстоятельств, планируют свою совместную работу, направленную на преодоление возникших проблем и устранения причин сложных обстоятельств. На этом этапе важным является подписание договора о сопровождении и плана совместной работы, которые регулируют отношения между клиентом и социальным работником в процессе взаимодействия.

В процессе индивидуального взаимодействия специалиста и клиента, с одной стороны, происходит обмен материальными и духовными ценностями, а с другой – реализуются внутренние силы клиента. Профессиональный социальный работник может персонифицировать, объединить эти два компонента и, таким образом, помочь клиенту решить главную для него задачу – гармонизировать его отношения, например, с членами семьи или общества в целом.

Социальное взаимодействие между клиентом строится на основе действующего законодательства. Например, процедуру социального сопровождения центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи семей или лиц, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, с целью оказания своевременной помощи (в т.ч. принятие немедленных мер для преодоления жизненных трудностей); осуществление комплекса мероприятий, направленных на выход семьи или лица из сложных жизненных обстоятельств, последствия, которые она не в состоянии самостоятельно преодолеть с помощью имеющихся средств и возможностей; создание условий для самостоятельного решения и преодоления жизненных трудностей, сохранения и повышения социального статуса семьи или лица, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, регулирует Порядок осуществления социального сопровождения центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи семей и лиц, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах.При осуществлении социального сопровождения центры социальных служб для семьи, детей и молодежи руководствуются: Конституцией Украины; Законами Украины «Об охране детства», «О социальной работе с детьми и молодежью», «О социальных
услугах», «О предупреждении насилия в семье» и другими нормативно-правовыми актами Министерств и ведомств.

Характер взаимодействия определяется этическими принципами и нормами профессиональной деятельности. Так, например взаимодействие социального работника центра социальных служб для семьи, детей и молодежи с клиентом в процессе социального сопровождения формируется с учетом принципов:

- добровольности в принятии помощи, активного участия семьи или лица в преодолении сложных жизненных обстоятельствах;

- уважения к человеку, признание ее ценности независимо от реальных
достижений и поведения личности;

- реализации первоочередного права ребенка на рост и
воспитание в семье.

- индивидуального и дифференцированного подхода к каждой личности, каждой семьи с учетом их потребностей и особенностей;

- системности, комплексности, бесплатности, доступности
социальных услуг;

- толерантности и гуманизма, ответственности за соблюдение
норм профессиональной этики;

- приоритетности интересов семьи в целом и отдельных ее членов,
сохранение целостности семьи.

Соблюдение всех выше перечисленных принципов позволяет избежать конфликтов между специалистом и клиентом в процессе социального взаимодействия.

Естественно только в процессе индивидуального взаимодействия между клиентом и социальным работником невозможно решить ни одну проблему клиента, так как они носят комплексный характер. (Например, Яна – мать двоих детей, находясь в положении по третьему ребенку, поссорилась со своим мужем и он подал на развод. Мужчина выгнал женщину из дома вместе со своими детьми. Женщине некуда пойти с детьми, так как она приехала из другого региона, и родных и близких у нее нет. До родов осталось 3 недели, денег тоже нет, и роддом есть только в соседнем районе. Куда определить двоих детей 6-ти и 4-х лет на временное пребывание? Где рожать и за какие средства? Куда идти после рождения третьего ребенка? Как оформить все социальные выплаты? Как жить дальше? и т.д.)

Естественно, даже если женщина обратиться за помощью к специалисту социальной службы, невозможно решить все ее проблемы в условиях одной службы. Важным моментом в социальной работе, направленной на решение проблем клиента с целью предупреждения или разрешения социальных конфликтов, является взаимодействие как между специалистами внутри одной организации, так и между специалистами организаций партнеров). В данном социальном случае с Яной в процесс решения проблем будут вовлечены следующие субъекты социальной работы: Центр социальных служб для семьи, детей и молодежи возьмет женщину под социальное сопровождение с целью:

1) устройства в центр матери и ребенка (в данном Центре женщина может находиться до рождения ребенка и после рождения пока ребенку не исполнится 1,5 года на полном государственном обеспечении).

2) Совместно со Службой по делам детей, будет решен вопрос временного пребывания детей в одном из специализированных детских учреждений, на полном государственном обеспечении.

3) Совместно с сельским советом, где проживала и зарегистрирована женщина, будет оформлена регистрация новорожденного.

4) Совместно с управлением социальной защиты населения будут оформлены все выплаты, предусмотренные законодательством.

5) Совместно с органами здравоохранения, которые есть на данной территории, будет оформлен медицинский осмотр детей перед оформлением их в специализированное учреждение на временное пребывание и транспортировка беременной женщины в Центр матери и ребенка для дальнейшего там пребывания.

6) Совместно с Органами внутренних дел будет решен вопрос изъятия вещей Яны и детей от мужа, а также проконтролирован вопрос выемки совместно нажитого имущества и выплаты алиментов (по решению Суда).

7) Совместно с органами местного самоуправления территории, где проживала Яна, буде организован поиск подходящего жилья, создания там бытовых условий для возврата семьи.

Заметим, что в то время, пока женщина и ее дети будут находиться в специализированных учреждениях на полном государственном обеспечении, у нее буде сэкономлена определенная сумма денег, которая позволит ей приобрести доступное жилье в личное владение. Данное жилье необходимо будет оформить юридически, создать бытовые условия в доме для проживания детей (ремонт, газовое обеспечение, электричество, вода и канализация, мебель и т.д.). В процессе решения всех этих проблем будут вовлекаться и другие организации, предприятия и частные лица. Будет организовано взаимодействие, как между различными службами, так и между Яной (клиентом) и другими службами и организациями. В таком случае мы говорим о взаимодействии субъектов социальной работы – о формальном и неформальном взаимодействии.

Ключевым фактором во взаимодействии с социальными службами и центрами, организациями, органами власти будет информационный обмен и конкретное решение проблемы в рамках компетентности конкретной организации, структуры.

Социальное взаимодействие между социальными службами и организациями, органами власти осуществляется на основе различных законодательных, нормативных актах министерств и ведомств как отдельных, так и совместных; распорядительных документов на местном уровне. Например, Законами Украины: «О социальных услугах», «О социальной работе с семьями, детьми и молодежью», Порядком взаимодействия субъектов социальной работы с семьями которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах», утвержденным совместным приказом Министерства по делам семьи, молодежи и спорта Украины, Министерством здравоохранения Украины, Министерством образования и науки Украины, Министерством труда и социальной политики Украины, Министерством транспорта и связи Украины, Министерством внутренних дел Украины и государственным департаментом Украины по вопросам исполнения наказаний, распоряжения глав администрации, решения исполкомов и т.п.

В основе социального взаимодействия как между специалистами внутри одной организации, так и между специалистами других организаций и конкретно между организациями или службами должно лежать социальное партнерство, основанное на принципах: взаимоуважения; признания реальных и значительных потенциальных возможностей каждого из социальных партнеров в реализации общей цели; подлинной заинтересованности в тесной совместной работе по ее достижению.

Только такой подход может обеспечить максимальную продуктивность совместной деятельности, преодолеть сложившиеся негативные стереотипы восприятия властными и общественными структурами друг друга и избежать конфликтов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 6295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.