Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система образования в современной России: резервы и тенденции развития 2 страница




К сожалению, в сфере семейных отношений, в отличие от сфе­ры профессиональной, нет или ничтожно мало специально орга­низованных служб помощи. Потребность же в них велика. В послед­ние годы стали создаваться социально-психологические консуль­тационные центры, в которые могут обратиться как родители, так и подростки в сложных жизненных ситуациях. Действует теле­фон доверия. Очень многие родители между тем не находятся в сложных или критических ситуациях, но при этом настроены на продолжение собственного педагогического образования ради благополучия своих детей, на получение знаний, которые позво­лили бы им грамотно решать все проблемы общения с детьми и воспитания их.

Действуя по наитию, а потому часто неумело, взрослые, не­редко сами того не зная, подталкивают детей на путь «трудных».

Очень часто родители, горячо любящие своих детей, искренне желающие им добра, не справляются с родительскими задачами только потому, что не уделяют внимания «мелочам»: форме и содержанию речевого общения, организации общего стиля отно­шений, выбору средств взаимодействия.

Школа готова идти навстречу детям и родителям: создаются центры, кафедры родительского всеобуча, занятия в которых ве­дут подготовленные специальным образом педагоги. Те родители, которые нуждаются в совете и помощи, могут их получить. Но это, пожалуй, не часто встречающийся опыт.

Особенно важна педагогическая помощь семье в наше время, когда родственные связи ослаблены, близкие родственники жи­вут зачастую за сотни и тысячи километров друг от друга. Ослаб­лено влияние клана родственников на формирование семейных традиций, отвечающих стилю жизни и духу конкретной семьи в единстве ее поколений.

Исстари велось на Руси: пока живы старики, все внимание и любовь — им, бабушкам и дедушкам. В «Домострое» читаем: «Если оскудеют в старости разумом отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, тогда почтут вас и ваши дети; не забывайте труда отца и матери, которые заботились и печалились о вас, покойте их в старости».

Многие века русская семья формировалась в условиях посто­янного труда, заботы о хлебе насущном, что исподволь формиро­вало привычки ответственного поступка, заботы о близких, о сла­бых, милосердия, терпимости. Как без этих свойств построить крепкую семью современным молодым людям?

Нам есть что наверстывать в этой области. Об этом говорят социологические данные. Так, петербургские выпускники сред­ней школы в 1999 году считали себя хорошо подготовленными к проведению свободного времени (87%), к сексуальной жизни (59%), к деловому сотрудничеству с другими людьми (48%). Го­товыми же к созданию семьи считали себя всего 20% выпускни­ков, и эта номинация завершала таблицу из одиннадцати цен­ностных установок.

Среди молодежи все более усиливаются тенденции инфанти­лизма: недостаточная самостоятельность, беспомощность в реше-ии даже простых жизненных проблем.

Появление в штате школы должности школьного психолога, социального работника косвенным образом отражает усложнение положения дел в семье. Это связано с увеличением числа брошенных детей, детей, лишенных родительской заботы. Уча­щаются случаи отказа родителей от детей, растет число де-тей-сирот при живых родителях. По данным сборника Государствен­ного комитета РФ по статистике «Образование в Российской Федерации» за 1996 год, количество детей в детских домах и. ин­тернатах для детей-сирот выросло с 28,3 тыс. человек в 1992 году до 73 тыс. в 1995 году.

Дети болеют. Растет число воспитанников в дошкольных учреждениях лечебного профиля. Так, число детей с нарушени­ем речи выросло со 144,7 тыс. человек до 173 тыс., зрения — с 23,3 до 29 тыс., с нарушением интеллекта — с 7 до 9,3 тыс., опорно-двигательного аппарата — с 7,6 до 12 тыс., с туберку­лезной интоксикацией — с 29 до 38,6 тыс. человек за период с 1992 по 1994 год.

Дошкольные образовательные учреждения

По данным статистики, домашнее дошкольное воспитание получают около 30% российских детей; 40% детей в возрасте от 4 до 7 лет воспитываются в детских садах.

Созданная в советское время широкая сеть дошкольных воспи­тательных учреждений продолжает функционировать и в послепе-рестроечное время. Количество детских садов в стране в настоя­щее время доходит до 100 тысяч.

Основная задача дошкольных учреждений заключается во все­стороннем развитии детей, укреплении их здоровья, привитии элементарных трудовых навыков, эстетическом воспитании и под­готовке к обучению в школе.

Детские сады необходимы обществу, потому что предоставля­ют женщине возможность участвовать в производительном труде, в культурной и общественной жизни.

Общеобразовательная школа

Ведущее место в системе народного образования занимает об­щеобразовательная школа. До недавнего времени она была еди­ной для всех регионов страны. Но демократические преобразова­ния общества стали основанием для выделения в отдельные виды общеобразовательных гимназий, лицеев, колледжей и пр. При этом независимо от вида общеобразовательного учреждения в них вы­деляются ступени начального общего, основного общего и пол­ного общего образования.

В педагогике последних лет отчетливо обозначилась потребность воспитателей и учителей работать не с абстрактным учеником, а с конкретным ребенком, с учетом всего комплекса его предпоч­тений и мотивации деятельности.

Начальная ступень школы

Традиционно это школа элементарной грамотности, "постиже­ния: детьми 7—11 лет умений чтения, письма, счета, формирова­ния у них связной и выразительной устной и письменной речи, школа начальных знаний об окружающем мире, о природе, о нормах и правилах человеческого общежития. Ребенок в этом воз­расте впервые делает шаг в мир взрослой культуры и отношений. Он с большим доверием относится к главному представителю этого мира — своей первой учительнице, авторитет которой поистине огромен. Это возраст отражения мира взрослых ценностей, репро­дукции сообщаемых знаний, возраст послушания.

Современные учителя начальной школы помнят о том, что дети этого возраста по-прежнему любят играть, поэтому исполь­зуют в преподавании игровые методики. Много сил прилагают учителя к тому, чтобы стимулировать развитие природных за­датков ребенка, индивидуализировать обучение. На это направ-гсено использование приемов развивающего обучения системы Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, авторских мето­дик С. Н. Лысенковой, Ш. А. Амонашвили и других мастеров пе-рагогического труда.

Думается, что проблема начальной школы наших дней в том, кто интенсивное развитие мира компьютерной техники, наук в широком смысле этого слова ослабляет природные корни малень­кого человека, особенно если он житель города. Как-то сами со-рой отходят в тень мудрые слова К. Д. Ушинского о сохранении природной сущности человека. Вот что он писал:

«Сидячая жизнь, при 30-градусном тепле в комнатах... жизнь изнеженная, сластенная, без...гимнастических упражнений, без прогулок, без плавания, без верховой езды, без технических ра-Иот, все за книгой да за книгой, то за уроком, то за романом... ророждает развитие головы и совершенное бессилие характера, тюсобность все понимать и обо всем мечтать и неспособность

-нибудь делать».

А также: «Прекрасный ландшафт имеет такое огромное влия-ие на развитие молодой души, с которым трудно соперничаттъ

иянию педагога;...день, проведенный ребенком посреди рощи полей... стбит многих недель, проведенных на учебной скамье» 2, с. 314].

Не правда ли, эти слова актуальны для наших дней?

Основное общее образование

Здесь речь пойдет о школе для подростков, детей 12—15 лет. Если следовать логике гуманистического подхода к образова­нию, то нужно отчетливо представлять потребности ребят этого эзраста. Урок, класс, строгий учебный план, доминирование учителя уже вступают в противоречие с ведущей потребностью под­ростков в живом общении со сверстниками, в освоении окружа­ющего жизненного пространства (это может быть и собственный город, и неизведанные туристские тропы). В этом возрасте закла­дывается личная система ценностей, проверяется и заново опро­буется собственный личностный потенциал, осознаются: непов­торимые качества собственного характера. Поэтому традиционная ориентация школы и в этом возрасте на научный метод позна­ния, на линию предметного обучения вступает в противоречие с процессом онтогенетического развития человека.

«Программа врожденного поведения подростка — общение с себе подобными, самоопределение в подростковой среде, опре­деление себя по отношению к миру взрослых. Такая программа требует постоянного общения, перемещения, коллективных и ин­дивидуальных действий.

Помещенные в классы для изучения основ наук, подростки не проявляют активности. Они не участвуют в том, что для них орга­низуется, отсиживаясь в ожидании свободного времени для реа­лизации собственных программ», — пишет Е. Куркин [4].

Нужно помнить, что в этом возрасте начинается интенсивное оформление пола человека в единстве его духовной, психологи­ческой и физиологической составляющих. Забота о половой иден­тификации формирующейся личности молодого человека свой­ственна всем культурам — от примитивных культур племен, жи­вущих первобытно-общинным строем, до высокоорганизованных, к которым относится европейское общекультурное пространство, сформировавшееся под влиянием христианства.

Сегодня, в условиях совместного обучения, все более отчетли­во проявляются тенденции нивелирования вторичных половых при­знаков, черт характера, чувств, свойственных представителям раз­ных полов. Среднеполое человеческое существо — это знак утраты культурных накоплений человеческой истории. Важно, чтобы под­росток принял, осознал и полюбил свои природные — мужские или женские — качества, понял их достоинства, захотел беречь их. Надо ли убеждать, как сложна для решения эта педагогическая задача...

И вновь заповедь К. Д.Ушинского помогает понять проблемы современной школы: «Труд так же необходим для душевного здоровья человека, как чистый воздух для его физического здо­ровья».

И если уж потребности возраста сконцентрированы на про­цессе общения, то наилучшей средой общения может быть имен­но трудовая среда. Ничто так не облагораживает человека, как достижения в труде, как усилия души, направленные на трудо­вые успехи.

Думается, что растущий человек не только должен знать о строении крестоцветных или зонтичных растении, земновод­ных или млекопитающих существ, но любить цветы и живот­ных, уметь ухаживать за ними, любить свою землю, Родину, свой город или поселок, своих друзей, свой народ. Такому со­стоянию души человека способствует специально организо­ванный, педагогически обоснованный, многоплановый процесс трудовой и деловой активности подростков в сочетании с науч­ным осознанием ими мироустройства и подобающего места че­ловека в нем. Здесь очень важны ценностные ориентиры. Не потребительская нацеленность на освоение природных богатств, в чем, к сожалению, весьма преуспело современное цивилизо­ванное общество, но воспитание в подростках чувства береж­ного хозяина той земли, которая досталась нам в наследство от многих поколений предков.

Полное общее образование

Период ранней юности — возраст 15—18 лет. В эти годы моло­дые люди, юноши и девушки, заканчивают обучение в школе и вплотную подходят к необходимости выбора профессии, а также к выбору спутника жизни, к созданию своей собственной семьи. Эти два ведущих мотива должна учитывать школа полного общего образования.

Процессы общецивилизационного развития неумолимо дик­туют свои требования школе этой ступени: обогащение содер­жания образования новыми знаниями из все более расширяю­щегося потока научных открытий, увеличение сроков обучения, интенсификация процесса обучения с помощью учебных техно­логий и учебной техники — аудио- видеоаппаратуры, компью­теров и т.д.

Школа полного среднего образования готовит выпускников к поступлению в высшие учебные заведения — так велось исстари, еще со времен дореволюционных гимназий. В настоящее время процесс объединения вузов и школ стал еще заметнее. Это по­рождает новые вопросы и проблемы.

Верно то, что прослойка высококвалифицированных людей, на высоком уровне владеющих современной техникой, знающих процессы современного производства, — основа крепости госу­дарства, его устойчивости и самостоятельности в мире. Но не менее важна внутренняя крепость государства, которая может быть соотнесена с крепостью, моральной и нравственной чисто­той той сферы, где осуществляются бытийные процессы жизни человека, — сферой семьи. Каждый человек хочет быть счастли­вым. Далеко не каждый выпускник школы мечтает быть ученым, сможет стать высококвалифицированным рабочим, преуспевающим бизнесменом, талантливым артистом, но каждый имеет от­ношение к бытийным процессам домостроительства, созидания семьи, продолжения рода, сохранения родовой памяти и родо­вых традиций, ведения личного хозяйства. К бытийным процес­сам можно отнести и элементарные трудовые увлечения людей простым ремеслом. Это то, что вечно, что вне моды и времени. Независимо от профессий и должностей, люди по-прежнему предпочитают многие дела в доме делать самостоятельно, имен­но потому, что это придает атмосферу неповторимости их жили­щу, или одежде, или приусадебному участку.

И так было всегда. Император Петр Первый каждую свободную минуту вставал к деревообрабатывающему станку — он был мас­тером художественной обработки древесины. Императрица Алек­сандра Федоровна умела вязать и любила это делать, сохранивши­еся фотокадры показывают ее дочерей в одежде, связанной руками матери. А увлечение садоводством и цветоводством А. П.Чехова, многие часы, отданные Л. Н. Толстым починке упряжи, шитью обуви... И. П. Павлов считал самым здоровым отдыхом не часы ничегонеделания, но смену деятельности, в которой особенно полезно чередование умственного и физического труда.

Очень хочется видеть наших соотечественников счастливыми людьми. И кстати вспомнить в связи с этим слова А. С. Макаренко: «Счастье — вещь самодельная. На фабрике не изготовишь* [3, 195]. Так он пометил в 30-е годы в записной книжке. Почти полвека спустя эта мысль станет лейтмотивом фильма Киры Муратовой «Познавая белый свет». Героиня фильма с трибуны большого со­брания говорит: «Дома могут быть большими и могут быть ма­ленькими, и это не самое важное, а важней всего на свете, чтобы счастье было настоящее. Его на заводах не делают, даже на самых лучших конвейерах».

Таким образом, необходимость трудового, бытийного самовы­ражения личности молодых людей должна быть по-новому осо­знана школой, и, возможно, проект двенадцатилетнего обучения в школе реанимирует этот процесс и придаст ему новое, свежее содержание и достойную форму.

Детские внешкольные образовательно-воспитательные учреждения

В советский период в нашей стране активно функционировали Дома и Дворцы пионеров, детские технические станции и стан­ции юных натуралистов, детские экскурсионные и туристические станции. Эти учреждения в 90-е годы преобразованы в Дома и Дворцы детского творчества, где работают кружки самой разной направленности, благодаря деятельности которых возможно со­держательное проведение досуга детьми, их личностное развитие под руководством педагогов и наставников в том или ином виде деятельности.

Продолжает успешно функционировать сеть спортивных, му­зыкальных школ, школ художественного творчества., где дета имеют возможность развивать свои природные дарования. Так, в 1994 году в стране работало 5532 детских внешкольных учрежде­ния, в которых учились 688 тыс. будущих музыкантов, 108 тыс. будущих художников, 2030 юных спортсменов. Читателями дет­ских библиотек состояло 12136 человек.

Система профессионального образования

В соответствии с Законом «Об образовании» вслед за получени­ем основного общего образования каждому жителю нашей страны предоставляется возможность получения профессионального — ос­новного и дополнительного образования, которое включает в себя следующие ступени: начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональ­ное образование и послевузовское профессиональное образование. Для этой цели предназначены следующие типы учебных заведе­ний: лицеи, училища, колледжи, институты, университеты, ака­демии.

Содержание образования, согласно ст. 14 гл. 2 Закона, должно на этом этапе обеспечивать адекватный мировому уровень общей: и профессиональной культуры общества, формирование у обуча­ющихся адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, вос­питание и развитие кадрового потенциала общества.

В начале 90-х годов педагогическое образование разного уровня получали около 0,5 млн человек в 70 высших и 355 средних учеб­ных заведениях.

Получение профессионального образования регламентируется федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессио­нальном образовании» от 22 августа 1996 г., а также Законом Рос­сийской Федерации «Об образовании».

В основе государственной политики в области высшего и по­слевузовского образования лежат принципы непрерывности и пре­емственности ступеней образования, интеграции системы выс­шего образования Российской Федерации, при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы, в мировую систему высшего образования и др.

С середины 90-х годов в РФ в логике проекта «Международ­ный бакалавриат» были установлены следующие ступени выс­шего профессионального образования: бакалавр, дипломиро­ванный специалист, магистр. Сроки освоения образовательных программ этих ступеней: не менее 4 лет для получения степени бакалавр, не менее 5 лет — дипломированный специалист, не менее 6 лет — магистр.

Освоение образовательной программы высшего профессиональ­ного образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия в государственной, муниципальной орга­низации определенной должности, получения должностного ок­лада и надбавок к нему.

Ступенями послевузовского профессионального образования являются аспирантура и докторантура. В аспирантуру высших учеб­ных заведений, научных учреждений или организаций принима­ются граждане РФ, имеющие высшее профессиональное образо­вание, а в докторантуру — те граждане, которые имеют степень кандидата наук. Сроки обучения в аспирантуре и докторантуре — 3 года.

Рост экономического, научно-технического потенциала стран и их конкурентоспособность связываются напрямую с эффектив­ностью образовательных систем — идет поиск коммерчески при­быльных научных идей и изобретений. Таким образом, финанси­рование высшего образования стало в экономически развитых странах выгодным способом помещения капитала.

Особое значение придается проблеме формирования студен­ческих контингентов в соответствии с выявленными способно­стями и интересами молодых людей на основе хорошо поставлен­ной профориентационной работы. При этом во многих странах первостепенной задачей системы образования является поиск (на возможно более ранних стадиях) и обучение талантливых людей в целях формирования интеллектуальной элиты, которая призва­на в значительной мере обеспечить культурное, научно-экономи­ческое, техническое и экономическое развитие страны. На реали­зацию этой задачи в западном мире ни государства, ни монополии средств и усилий не жалеют. Особенно показателен в этом отно­шении опыт США. Еще в 50-х годах в стратегически важном пра­вительственном докладе «О ресурсе талантов в США» подчерки­валось, что развитие США как современного государства, его экономический рост, военная мощь и т.д. зависят прежде всего от той части нации, «которая работает более головой, а не руками». Интеллект был поставлен в основание стратегической мощи страны и была подчеркнута неотложная необходимость ставки на под­держку интеллектуальной элиты, на активное выявление и эф­фективное использование умственного потенциала нации.

На школьном уровне к настоящему времени в мире сложились две разновидности системы функционирования будущей интел­лектуальной элиты. В основе одной — распределение учащихся в школах по разным типам и уровням обучения и целенаправленная работа с ними в зависимости от их умственного развития и подготовленности (Великобритания, Франция и ряд других евро­пейских стран). Другая разновидность распространена в США, Канаде, Японии, где при совместном обучении учащиеся школ и студенты в индивидуальном порядке выбирают для себя програм­мы образования в соответствии со своими склонностями, способ­ностями и возможностями.

Доступ к высшему образованию в высокоразвитых странах рас­сматривается как одно из важнейших достижений демократии, в этом — условие экономических успехов и социальной мобильно­сти жизни в стране.

Показательно, что в США классические университеты стали утрачивать монополию на высшее образование, оказавшись перед лицом конкуренции со стороны промышленных фирм, создав­ших собственные вузы или учебные центры, свои системы пере­подготовки высококвалифицированных кадров на уровне бакалав­ров, магистров и даже докторов наук. Таким образом, работники американских корпораций могут стать обладателями ученых сте­пеней, не обучаясь в стенах традиционного университета.

При этом в странах Запада понимают опасность снижения уров­ня качества научных исследований и подходят к аттестации обу­чающихся весьма строго. В системе высшего образования за рубе­жом отсев составляет в среднем от 40 до 70% студентов. Считается, что это полезно для личности. Так общество пытается защитить себя от некомпетентных работников. Более того, дипломирован­ные врачи, юристы, инженеры, строители, архитекторы для при­обретения права на прохождение профессиональной практики обязаны сдать в специальных организациях немало сложных экза­менов и получить лицензионные сертификаты, удостоверяющие их деловую компетентность.

В нашей стране, к сожалению, подобная практика в отноше­нии как отсева студентов, так и «выбраковок» специалистов прак­тически не применяется, что приводит к снижению престижа высшего образования.

Важной особенностью системы высшего образования в совре­менном мире является расширение научной информации вузов, усиление взаимосвязи между преподаванием, научным исследо­ванием и производственной сферой.

Примером такой интеграции в нашей стране может служить Новосибирский научный городок в составе Сибирского отделе­ния АН, где ряд научно-исследовательских институтов и Новоси­бирский университет с его физико-математической школой для одаренной молодежи функционируют как единая структура.

На Западе примером такой интеграции могут служить учебно-производственные «комплексы», «парки», «центры», «технополисы». Общепринятой классификации их не существует, и эти понятия нередко употребляются синонимично.

Модели «парков» могут быть разные — в зависимости от мест­ных, региональных или национальных потребностей науки, эко­номики, образования.

Формирование «парков» обычно начинается с создания ин­фраструктуры. В первую очередь строятся отели, обслуживающие предприятия, магазины, банки. Решающее значение имеет созда­ние привлекательных социальных условий, в которых предстоит жить ученым, преподавателям, инженерам, т. е. строительство ком­фортабельных домов в живописной сельской местности, школ, спортивных комплексов, зрелищных заведений, ресторанов, ба­ров. Этим и привлекаются специалисты. Важным для деятелей «пар­ка» является, естественно, условие плодотворной работы, т. е. наличие в зоне научно-исследовательских центров и, самое глав­ное, университетов с квалифицированным персоналом препода­вателей и ученых, генерирующих новые научные идеи.

В западных странах традиционно считается, что университет — это центр не только учебной, но и исследовательской работы, причем большое значение здесь уделяется фундаментальным ис­следованиям.

В 70-е годы в США было всего 80 «парков», а в начале 90-х — 150, и продолжается увеличение их численности. В ФРГ, Бель­гии, Нидерландах в 1980 году было всего 11 «парков», а в начале 90-х — ПО. Та же политика проводится в Японии, Юго-Восточ­ной Азии, Южной Корее, на Тайване, в Сингапуре.

В связи с таким интенсивным развитием сферы образования и производства появилось новое понятие — «функциональная не­грамотность».

Согласно общепринятой классификации понятий, по данным ЮНЕСКО, «неграмотным считается тот, кто не может прочитать и написать короткий простой текст на тему о своей повседневной жизни, понимая прочитанное и написанное».

Понятие «функциональной грамотности» сравнительно ново. Оно появилось в конце 60-х годов и получило международное рас­пространение в документах ЮНЕСКО. «Функционально неграмот­ным считается тот, кто не может участвовать во всех тех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффектив­ного функционирования его сообщества».

Сравнивая понятия «классическая неграмотность» и -«функцио­нальная неграмотность», многие исходят из того, что в развитых странах для функциональной грамотности требуется по меньшей мере девятиклассное образование.

Порог функциональной грамотности и неграмотности может зависеть от уровня развития страны, сложности экономической, социальной и культурной жизни, специфических черт быта. Функ­ционально грамотный в условиях одной страны человек может оказаться функционально неграмотным в условиях другой страны. Порог, где кончается функциональная неграмотность и начина­ется функциональная грамотность, имеет тенденцию к повыше­нию по мере экономического и технического прогресса, развития социальных и политических институтов, роста мобильности че­ловека в пределах национальных границ и развития международ­ного общения и обмена.

Особенность современной культуры — все возрастающая по-I требность людей в развитых странах обновлять свои познаватель­ные, культурные, общеобразовательные, профессиональные зна­ния на протяжении всей жизни. Практическое воплощение эта тенденция обрела в процессах непрерывного образования.

Особую роль в развитии непрерывного образования играют со­временная информационная техника, телекоммуникации, видео­техника и т. д.

К нетрадиционным формам обучения в высшей школе отно­сятся «университеты без стен» в США, «Университет по возду­ху» в Японии, «Национальный центр дистанционного обучения» во Франции, «Институт обучения на расстоянии» в Германии, «Открытый университет» в Великобритании. В состав последнего входят 250 учебных центров, где обучаются около 200 тыс. чело­век. Университет не предъявляет к поступающим каких-либо академических требований, однако закончившим курс обучения присуждает все академические степени — бакалавр, магистр, доктор — в зависимости от успешности обучения «нетрадицион-| ных студентов» (так именуют учащихся всю жизнь взрослых лю­дей).

Вопросы для самоконтроля

1. Каким вам видится будущее системы отечественного образо­вания? Почему?

2. Сделайте словесное описание российской школы спустя 20,), 100 лет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.121 сек.