Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Методы социологического исследования




Понятия методологии и метода в социологии, их взаимообусловленность. Виды исследовательских стратегий. Сравнительный анализ количественной (статистической) и качественной (гуманистической) стратегий исследования.

Специфика количественной стратегии: гипотетико-дедуктивный метод сбора и анализа данных, в фокусе анализа – социальные институты и процессы, индивиды как продукты социума, преобладание формализованных («жестких») методов сбора эмпирической информации: массовых опросов на основе репрезентативной выборки с помощью специально разработанного вопросника (анкеты). Методы анализа информации: сравнительная статистика (средняя величина, мода, дисперсия), методы статистического анализа взаимосвязи признаков (коэффициенты корреляции), графический анализ. Назначение статистики – выявление тенденций общественного развития.

Качественная стратегия исследования: микроанализ на основе понимающей социологии, индуктивный метод сбора и анализа данных, неформализованные («мягкие») методы сбора эмпирической информации (история жизни, глубинные интервью, включенное наблюдение). Методы анализа информации: основаны на понимании смысла действий индивидов как социальных агентов, причастных к со-творению социума.

Сущность выборочного метода в социологии, конструирование выборки.

Проблема автономности применения и сочетаемости качественного и количественного подходов в социологии.

Методы сбора информации: общая характеристика.

Понятие метода, методики, техники, процедуры социологического исследования. Соотношение теории и метода в конкретном социологическом исследовании. Зависимость выбора методов сбора информации от специфики исследуемого объекта, исследовательской задачи.

Различение методов по характеру доставляемой информации. Проблема достоверности данных, получаемых различными методами. Надежность, обоснованность и точность эмпирической информации как критерий хорошей методики. Приемы контроля данных на адекватность, устойчивость, надежность.

Количественные и качественные методы, специфика их использования.

Выборочный метод. Сплошное и несплошное исследование. Виды несплошного исследования Проблема выборки Сущность выборочного метода Математическо-статистическое обоснование выборочного метода. Понятие репрезентативности. Ошибка репрезентативности, ее оценка, способы уменьшения. Качественная и количественная репрезентация объекта исследования.

Объем выборки, его определение. Генеральная и выборочная совокупности. Понятие малой выборки. Способы формирования выборки. Типы выборки Проверка репрезентативности выборки.

Метод анализа документов. Документы как важнейший источник социальной информации. Классификация документов. Проблема надежности и достоверности документальной информации. Традиционный и формализованный (контент-анализ) методы анализа документов. Сфера применения метода.

Метод наблюдения. Специфика социологического наблюдения. Виды наблюдения в социологии. Достоинства и недостатки метода наблюдения.

Социальный эксперимент. Социальное экспериментирование, его сущность и специфика. Классификация эксперимента. Назначение метода, область применения. Основные нормативные требования по использованию эксперимента в социологии.

Методы опроса. Опрос как метод получения социальной информации. Достоинства и недостатки метода (сфера применения, ограничения в применении). Недопустимость отождествления опроса с социологическим исследованием. Анкетирование и интервьюирование как разновидности программного опроса. Проблема достоверности информации. Принципы составления опросного листа. Виды вопросов анкеты, интервью по содержанию, форме, функции. Нормативные требования по проведению анкетирования и интервью.

Социометрический опрос как метод изучения межличностных отношений в малой группе.

Тесты в социологическом исследовании: сфера применения, область ограничения

Метод кейс-стади (исследования случая). Назначение метода, сфера применения и ограничения в применении.

Биографический метод. Понятие, сфера применения, специфика, ограничения в применении, нормативные требования.

Включенное наблюдение как разновидность метода наблюдения. Типы включенного наблюдения. Специфика применения. Сфера применения. Ограничения в применении.

Этнографическое исследование как способ изучения каждодневной практики социальной общности.

Историческое исследование (устные истории) как источник субъективного опыта переживания определенных исторических событий.

Групповая дискуссия илиметод «фокус-группы» как способ выявить различие в понимании проблемы, события, явлений определенными группами людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.