Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каналы вертикальной мобильности. Миграция. 4 страница




Маятниковая миграция возникает в обществах, где доступ к современным транспортным средствам позволяет людям жить вдалеке от места своей работы. До XIX века большинство людей жило в пределах пешего хода от места работы. Возникновение маятниковой миграции оказало большое влияние на жизненный уклад, позволило городам разрастись до прежде недостижимых размеров, привело к расцвету городских предместий.

 

Межпоколенная мобильность (интергенерационная мобильность) определяется сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (например, по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). Исследования показывают, что значительная часть, возможно даже большинство, российского населения перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколении.

Внутрипоколенная мобильность (интрагенерационная мобильность) предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени. Результаты исследований свидетельствуют о том, что многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий. Однако мобильность у большинства носила ограниченный характер. Перемещения на короткое расстояние являются правилом, а на большое – исключением.

 

Различают также групповую и индивидуальную мобильности. Групповая мобильность происходит тогда, когда перемещения совершаются коллективно, изменяется статус той или иной страты. Групповая мобильность имеет место, прежде всего, там, где происходят изменения самой системы стратификации. Она, как правило, связана с крупными социальными преобразованиями в том или ином обществе: социальной революцией, научно-технической революцией, гражданскими войнами, переворотами и реформами.

Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека. К факторам индивидуальной мобильности относятся продвижения по служебно-профессиональной лестнице, связанной с повышением квалификации, уровнем образования, занятием административных должностей, т.е. того, что называется служебной карьерой.

Иногда выделяют организованную мобильность и структурную мобильность. Организованная мобильность – ситуация, когда перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется государством: а) с согласия самих людей, б) без их согласия.

К добровольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнабор, общественные призывы на комсомольские стройки и т. п.

К недобровольной организованной мобильности можно отнести репатриацию (переселение) малых народов и раскулачивание в годы сталинизма.

От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей.

Главные и неглавные виды (типы, формы) мобильности различаются так.

Главные виды характеризуют все или большинство обществ в любую историческую эпоху. Разумеется, интенсивность или объем мобильности не везде одинаковы.

Неглавные виды мобильности присущи одним типам общества и не присущи другим.

Главные и неглавные виды (типы, формы) мобильности существуют в трех основных сферах общества – экономической, политической, профессиональной. Мобильность практически не происходит (за редким исключением) в демографической сфере (мигрировать из мужчины в женщину невозможно) и достаточно ограничена в религиозной сфере (добровольное и насильственное изменение религии в человеческой истории происходят нерегулярно).

Социальная мобильность измеряется при помощи двух главных показателей.

Дистанция мобильностиэто количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Большинство социальных перемещений происходит именно так. Ненормальная дистанция – неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.

Под объемом мобильности понимается число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени.

Если объем исчисляется количеством переместившихся индивидов, то он называется абсолютным, а если отношением этого количества по всему населению, то относительным объемом и указывается в процентах.

Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Однако, для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в доходах с представителями более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню.

Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Аспирант, становясь постепенно профессором, или исполнитель, превращаясь в директора, должен изменить свое поведение, чтобы быть принятым в новой для себя среде. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться – все подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения.

Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями (социальными группами, социальными кругами) того статусного слоя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение, когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро.

Самое полное описание каналов вертикальной мобильности дано П. Сорокиным. Он считает, что поскольку вертикальная мобильность в той или иной степени существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные «отверстия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.

Особый интерес представляют социальные институты – армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции.

Армия функционирует в качестве канала не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств (трофеи, мародерство, контрибуции и т. д.).

Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 – из средних слоев. Помимо восходящего движения церковь была каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. США и СССР относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.

Британия представляет другой полюс, на котором привилегированные школы доступны только высшим слоям населения. «Социальный лифт» короткий: он движется только по верхним этажам социального здания.

Пример «длинного лифта» представляет древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты. Под влиянием Конфуция правительство мандаринов слыло правительством китайских интеллектуалов, возвеличенных благодаря школьному «механизму». Образовательный тест выполнял роль всеобщего избирательного права.

Таким образом, китайская школа постоянно возвышала простых людей и препятствовала продвижению представителей высших слоев, если они не соответствовали требованиям. В результате служебные обязанности в правительстве выполнялись как надо, а должности занимались исходя из личных талантов.

Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они – один из самых простых и действенных способов социального продвижения.

Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов.

Брак с представителем более высокого статусного слоя во все времена служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, такой брак может в значительной степени способствовать проявлению талантов, если он дает материальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней (все, конечно, помнят о быстрой вертикальной мобильности Золушки в самые высокие слои общества). В-третьих, брак с представителем или представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя. Подобного рода браки позволяли людям преодолевать самые трудные социальные барьеры в кастовом обществе, а также проникать в элитные слои. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения. Если он не может быстро усваивать новые культурные статусы и стандарты, то этот брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида «своим».

Пример нисходящей мобильности мы находим в античности. По римскому закону, свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина.

Характер процессов мобильности во многих обществах и социальных группах различен и зависит от особенностей структуры общества или группы. Одни общества имеют сложившиеся социальные структуры, препятствующие различным видам социальной мобильности, другие более или менее свободно допускают как социальные подъемы, так и социальные падения.

У индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействия и общения с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера взаимодействия и общения необходимо изменить прежний образ жизни, сформировать для себя новые образцы типичного статусного поведения, изменить социальное окружение и т.д.

Однако практика показывает, что далеко не всем индивидам удается пройти социокультурный селективный контроль и комфортно освоиться в новой страте.

Аналогичное положение может сложиться и при движении вниз.

Этот феномен нахождения индивида или социальной группы на грани двух общностей, как бы между двумя культурами, связанный с социальными перемещениями, называется маргинальностью (от лат. – находящийся на краю, на границе).

Маргинальные индивиды, по Парсонсу, обладают рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, честолюбием, чувствительностью, стесненностью, эгоцентричностью. Маргиналами часто становятся также люди, вступающие в межэтнические и межрасовые браки.


Обучающий тест

 

1. Примером групповой вертикальной мобильности является …

a) лишение футбольной команды права выступать в национальном чемпионате из-за дисквалификации игроков

b) выезд группы студентов на стажировку за границу

c) лишение дворянства после революции 1917 года прав гражданского состояния

d) выезд студенческих активистов на слет молодежных организаций

 

2. Как в социологии называется явление, когда мужчина оставил свою семью и ушел в другую – …

a) эмиграция c) горизонтальная мобильность

b) социальный обмен d) социальное движение

 

3. Падение престижа такой профессии, как инженер является примером…

a) горизонтальной индивидуальной мобильности

b) вертикальной восходящей групповой мобильности

c) горизонтальной групповой мобильности

d) вертикальной нисходящей групповой мобильности

 

4. По мнению социологов, основным видом «социальных лифтов» в современном обществе является …

a) социальный институт образования c) религия

b) национальность d) пол

 

5. Процесс перемещения людей внутри страны или за ее пределы с целью постоянного проживания или работы, называется …

a) паломничество c) туризм

b) миграция d) ассимиляция

 

6. Процесс перемещения людей за пределы своей страны с целью постоянного проживания или работы, называется …

a) иммиграция c) паломничество

b) туризм d) эмиграция

 

7. Процесс регулярного перемещения людей из одних населенных пунктов, являющихся местом жительства, в другие, где они работают, называется …

a) маятниковая миграция c) репатриация

b) эмиграция d) иммиграция

 

8. Изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса – это…

a) горизонтальная социальная мобильность

b) межпоколенная социальная мобильность

c) групповая социальная мобильность

d) вертикальная социальная мобильность

 

9. Изменение положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению его социального статуса – это…

a) межпоколенная социальная мобильность

b) групповая социальная мобильность

c) горизонтальная социальная мобильность

d) вертикальная социальная мобильность

 

10. Сравнение социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других – это…

a) вертикальная социальная мобильность

b) горизонтальная социальная мобильность

c) межпоколенная социальная мобильность

d) групповая социальная мобильность

 

11. Сравнение социального статуса личности в течении продолжительного времени в рамках одного поколения, это…

a) межпоколенная социальная мобильность

b) вертикальная социальная мобильность

c) внутрипоколенная социальная мобильность

d) горизонтальная социальная мобильность

 

12. Чтобы изменить свое социальное положение М.В. Ломоносов воспользовался одним из каналов социальной мобильности, а именно –…

a) увеличением доходов

b) заключением выгодного брака

c) принадлежностью к Православной церкви

d) системой образования

 

13. Главный герой романа А. Дюма «Граф Монте Кристо», чтобы изменить свое социальное положение воспользовался одним из каналов социальной мобильности, а именно –…

a) доходом c) браком

b) образованием d) церковью

 

14. Философ Николай Кузанский происходил из семьи рыбака, однако, благодаря тому, что он принял монашество, не только получил образование, но и стал в последствии кардиналом. Н. Кузанский, чтобы изменить свое социальное положение воспользовался одним из каналов социальной мобильности, а именно –…

a) браком c) доходом

b) церковью d) образованием

 

15. Дочь литовского крестьянина Марта Скавронская стала не только женой Петра Великого, но, в последствии вошла в историю под именем императрицы Екатерины I. М. Скавронская, чтобы изменить свое социальное положение воспользовалась одним из каналов социальной мобильности, а именно –…

a) образованием c) церковью

b) браком d) доходом

 

16. Интрагенерационная мобильность – это…

a) перемещение от позиции к позиции по отношению к позициям родителей

b) нисходящая мобильность

c) переход от одной позиции к другой в различные моменты трудовой жизни индивида

d) горизонтальная мобильность

 

17. «Объем мобильности» – это…

a) количество позиций, занимаемых одним и тем же индивидом

b) масштаб личности

c) количество индивидов, которые переместились вверх или вниз по социальной лестнице за единицу времени

d) масштаб статусов

 

18. В индустриальном обществе социальная мобильность зависит от…

a) религиозной принадлежности

b) личной воли и целеустремленности

c) сословных требований

d) происхождения

 

19. К социальной мобильности относят …

a) утреннюю пробежку

b) поездку на море во время отпуска

c) смену места работы

d) повседневные поездки к месту работы на общественном транспорте

 

20. Социальной мобильностью называют…

a) отрасль социологии, изучающую поведение людей

b) возможность человека передвигаться

c) изменение статуса человека

d) группу людей, объединенных каким-либо признаком

 

21. Одним из основных каналов социальной мобильности выступает…

a) любовь c) хобби

b) образование d) дружба

 

22. К видам социальной мобильности относится _________ мобильность

a) межличностная c) региональная

b) революционная d) межпоколенная

 

23. К примерам вертикальной мобильности можно отнести…

a) межрегиональный туризм

b) переход на другое предприятие в той же должности

c) повышение в должности

d) переход в другую веру

 

24. Одним из параметров анализа социальной мобильности выступает…

a) диаметр социальной мобильности

b) квадрат социальной мобильности

c) объем социальной мобильности

d) наклон социальной мобильности

 

25. Превращение рабов в граждан страны относится к примеру __ мобильности

a) открытой c) масштабной

b) феодальной d) групповой

 

26. В рамках вертикальной мобильности принято выделять ______ мобильность

a) полную и неполную c) восходящую и нисходящую

b) положительную и отрицательную d) верхнюю и нижнюю

 

27. Внутрипоколенную мобильность, в отличие от межпоколенной мобильности, отличает…

a) сравнение позиций отцов и детей

b) сравнение разницы доходов в семье

c) сравнение позиций брата и сестры

d) обращение к социальной карьере индивида

 

28. Термин «социальная мобильность» разрабатывался в работах…

a) П. Сорокина c) О. Конта

b) В. Ленина d) К. Маркса

29. Нахождение индивида между двумя социальными группами, на грани, называют…

a) усреднением c) отвержением

b) маргинальностью d) общностью

 

 

КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ

1. Теория социальной стратификации и социальной мобильности была обоснована…

a) К. Марксом c) М. Ковалевским

b) П. Сорокиным d) Н. Михайловским

 

2. Специфика кастовой стратификационной системы общества выражается в том, что…

a) в кастовой системе отсутствуют механизмы вертикальной социальной мобильности

b) касты являются открытыми социальными группами

c) касты являются взаимопроникающими социальными группами

d) касты формируются на основе горизонтальной дифференциации общества

 

3. Процесс сокращения или лишения возможностей удовлетворять основные жизненные потребности индивидов или групп по причине низкого социального статуса, называется …

a) дезинтеграция c) депривация

b) деперсонализация d) аннотация

 

4. Набор критериев, который обычно выбрают для определения равенства или неравенства членов сообщества – это…

a) самооценка индивида

b) следование нравственным идеалам

c) доход, образование, престиж, власть

d) интеллект, размер собственности, профессионализм

 

5. Результатом социальной стратификации является…

a) установление совокупности расположенных в вертикальном порядке социальных страт

b) установление устойчивой взаимосвязи между социальными компонентами

c) установление различий социальных групп

d) формирование последовательной совокупности людей в обществе

 

6. Высший класс в современных индустриальных обществах включает в себя две следующие категории…

a) представителей влиятельных и богатых династий

b) маргиналов

c) «синих воротничков»

d) топ-менеджеров

 

7. Два признака, характеризующие «олигархов» как социальную группу – это …

a) политическое влияние в высших эшелонах власти

b) высокий уровень образования

c) проживание в мегаполисе

d) наличие крупной собственности и финансового капитала

 

8. В основе выделения страты может лежать…

a) иерархический признак c) статусный признак

b) любой признак d) отсутствие признака

 

9. К критериям выделения «среднего класса» относится...

a) владение мелкой собственностью на средства производства

b) политическая власть

c) умственный характер труда

d) уровень образования

 

10. Социальная группа, потерявшая связь с социальными институтами и являющаяся носителем «субкультуры бедности» – это...

a) рабочий класс c) средний класс

b) элита d) андеркласс

 

11. Примером предписанного статуса личности является …

a) глава католической церкви c) свекор

b) муж d) принц королевской крови

 

12. Директор школы очень молод и раскован, некоторые не признают в нем директора. В основе этого социального явления лежит …

a) социальное заблуждение c) социальный стереотип

b) социальное отклонение d) социальная установка

 

13. Утрата равновесия социальных статусов возникает когда…

a) престиж каких-либо статусов необоснованно завышен

b) престиж каких-либо статусов соответствует нормам доминирующей культуры

c) престиж каких-либо статусов соответствует ценностной системе общества

d) престиж каких-либо статусов соответствует их функциональной роли

 

14. Несовпадение статусов возникает в случае, когда…

a) ранги одинаковы

b) у индивида один статус

c) есть различия рангов в разных социальных группах

d) у человека мало статусов

 

15. К видам социальных статусов личности можно отнести…

a) эмоциональный и поведенческий c) приобретенный и предписанный

b) ролевой и функциональный d) целевой и мотивированный

 

16. Падение престижа такой профессии, как инженер является примером…

a) горизонтальной индивидуальной мобильности

b) вертикальной восходящей групповой мобильности

c) горизонтальной групповой мобильности

d) вертикальной нисходящей групповой мобильности

 

17. Процесс регулярного перемещения людей из одних населенных пунктов, являющихся местом жительства, в другие, где они работают, называется …

a) маятниковая миграция c) репатриация

b) эмиграция d) иммиграция

 

18. Сравнение социального статуса личности в течении продолжительного времени в рамках одного поколения, это…

a) межпоколенная социальная мобильность

b) вертикальная социальная мобильность

c) внутрипоколенная социальная мобильность

d) горизонтальная социальная мобильность

 

19. Сравнение социального статуса личности в течении продолжительного времени в рамках одного поколения, это…

a) межпоколенная социальная мобильность

b) вертикальная социальная мобильность

c) внутрипоколенная социальная мобильность

d) горизонтальная социальная мобильность

 

20. Одним из параметров анализа социальной мобильности выступает…

a) диаметр социальной мобильности

b) квадрат социальной мобильности

c) объем социальной мобильности

d) наклон социальной мобильности

 

КЛЮЧИ К ОБУЧАЮЩИМ ТЕСТАМ ПО РАЗДЕЛУ 6

 

6.1. Социальное неравенство и социальная стратификация. Исторические типы стратификации

  b   d   b   d
  d   a   c   b
  c   c   a    
  b   d   a    
  a   c   c    
  d   a   d    
  c   b   c    
  c   c   d    

 

6.2. Критерии стратификации. Системы стратификации современных обществ. Экономическая стратификация

  ad   ad   b   b   b
  ad   d   a   c   a
  cd   bc   a   d   b
  ab   bc   a   d   c
  bd   bc   a   a   c
  b   c   b   b   c
  ab   d   c   d   c
  ac   a   a   a   a

 

6.3. Понятие социального статуса. Виды статусов

  d   b   c   c
  b   c   b   d
  d   a   a    
  d   d   c    
  d   d   c    
  c   d   a    
  a   b   c    
  a   c   d    

 

6.4. Социальная мобильность

  c   c   c   d
  c   c   b   c
  d   c   c   d
  a   d   c   a
  b   a   b   b
  d   b   d    
  a   b   c    
  d   c   c    

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.205 сек.