КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Каналы вертикальной мобильности. Миграция. 8 страница
Основоположником ролевой концепции личности считают Дж. Мида. Одной из важнейших частей социологического учения Мида явилась его концепция “межиндивидуального взаимодействия”, утверждавшая, что общение людей и установки индивида на объекты (на “других” и на самого себя) порождаются и поддерживаются определенной совокупностью социальных факторов. То, как индивид воспринимает окружающую социальную действительность, обуславливается его опытом общения с другими, особенно собственной способностью воспринимать мир и себя так, как этот мир видят другие и как это выражено соответствующими символами (жестами или словами). В связи с этим поведение индивида в группе, считая Мид, является результатом принятия данным индивидом установок других по отношению к себе и последующей кристаллизации всех этих частных установок в единую установку или точку зрения, которая может быть названа установкой “обобщенного другого”. Этот процесс принятия роли других людей (“обобщенного другого”) особенно рельефно проявляется в ходе формирования человеческого “Я”, происхождение и структура которого, по Миду, отражают единство и структуру социального процесса. Таким образом, стадии принятия роли другого, других, “обобщенного другого” – стадии превращения физиологического организма в рефлексивное социальное Я. Главная характеристика Я – способность становиться объектом для себя самого, что отличает его от неодушевленных предметов и живых организмов. Богатство и своеобразие заложенных в том или ином индивидуальном Я реакций, способов действия, символических содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых Я участвует. В целом, согласно концепции Мида, поведение человека обусловлено структурой его личности, его социальной ролью и восприятием установок “обобщенного другого”. Разработанная Мидом ролевая концепция личности имела существенное значение. Благодаря ей многомерное поведение человека можно представить (и проанализировать) в виде определенного набора социально-типичных, устойчивых шаблонов его поведения – “ролей”, которые человек играет в обществе. Причем, анализ “ролей” человека дает достаточные основания для суждения не только о его поведении, но и его личности, поскольку ее внутренняя импульсивная и нормативная противоречивость выражается в любых поведенческих актах. Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Значимый другой» – это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и на формирование их собственного «Я». В качестве «значимых других» могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые товарищи детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого» К.К.Платонов, учитывая соотношениесоциального и биологического в качествах личности, выделяет четыре группы свойств (черт), составляющих основные стороны (подструктуры) личности: – 1-я подструктура личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. В нее входят: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она может быть названа социально-обусловленной подструктурой; – 2-я подструктура личности – опыт – объединяет знания, навыки, умения и привычки, которые формируются на основе личного опыта, но имеют заметное влияние и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. – 3-я – индивидуальные особенности психических процессов, или психических функций, понимаемые как формы психического отражения (ощущение и восприятие, память, мышление и воображение, чувства, воля). – 4-я – биопсихические свойства личности. Активность этой подструктуры, в большей степени, определяется основными физиологическими свойствами нервной системы и включает: темперамент, половые и возрастные особенности личности, включая ее патологические, т. н. органические изменения. Особенностями этих четырех подструктур, однако, не исчерпываются индивидуальные свойства личности, поскольку на эти подструктуры накладываются еще две общие подструктуры: характер и способности. Являясь подструктурами наложенными, выделяющимися из общей структуры личности, характер и способности представляют собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырех основных иерархических подструктур. В предложенной К.К.Платоновым динамической функциональной структуре личности содержится как координационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленными на разных уровнях) принципы построения. Социологи выделяют такие типы личности: 1. Традиционалисты – ориентированы на ценности долга, порядка, дисциплины, такие качества, как креативность, самостоятельность, стремление к самореализации неразвиты. 2. Идеалисты – сильно выражены: критическое отношение к традиционным нормам, неза-висимость, пренебрежение авторитетам, установка на саморазвитие. 3. Фрустрированный тип личности – характерна низкая самооценка, угнетение, подавлен-ность, ощущение выброшенности из потока жизни. 4. Реалисты – сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответст-венности, скептицизм с самодисциплиной. 5. Гедонисты – ориентированы на удовлетворение всех потребительских желаний, это погоня за «наслаждениями жизни». В социологии также принято выделять модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности – тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип – не привязан к конкретным условиям, это как «пожелание на будущее», нечто совершенное. Базисный тип – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Нормативная личность – та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры Феральные люди – человеческие детеныши, воспитанные среди стайных зверей, например, волков.
Обучающий тест 1. Теория иерархии потребностей личности была разработана... a) П. Сорокиным b) Т. Парсонсом c) А. Маслоу d) О. Контом
2. В социологии термином «личность» обозначается … a) каждый, живущий в обществе и прошедший социализацию b) девиант c) представитель вида Homo sapiens d) всякий человек с момента рождения
3. В концепции личности Дж. Мида, люди, играющие решающую роль в первичной социализации ребенка обозначаются как… a) «зависимые другие» b) «обобщенные другие» c) «вытесненные другие» d) «значимые другие»
4. Результат осознания индивидом самого себя в качестве человеческой личности, отличающейся от других – это… a) личность b) самоорганизация c) инфантильность d) индивидуальность
5. В концепции личности Дж. Мида, комплекс ожиданий, установок, ценностей группы, усвоенных индивидом, на которые он ориентирует свое поведение обозначается как… a) «зависимые другие» b) «независимые другие» c) «обобщенные другие» d) «вытесненные другие»
6. В концепции личности З.Фрейда, комплекс ожиданий, установок, ценностей и запретов, содержащихся в культуре общества и усвоенных индивидом, на которые он ориентирует свое поведение, обозначается как … a) «Сверх Я» b) «ОНИ» c) «ОНО» d) «либидо»
7. В концепции личности З.Фрейда, подструктура психики, содержащая представление об эффективных способах действия для удовлетворения потребностей индивида обозначается как… a) «ОНИ» b) «Сверх ОНО» c) «Я» d) «ОНО»
8. Совокупность черт личности, выражающих представление данного общества о должном и совершенном обозначается в современной социологии термином – … a) «идеальная личность» b) «модальная личность» c) «совокупная личность» d) «реальная личность»
9. Следующая характеристика: «интеллектуально развитый, физически совершенный, духовно богатый и гармоничный человек» относится к типу –… a) «модальная личность» b) «идеальная личность» c) «нормативная личность» d) «реальная личность»
10. Наиболее часто встречающийся в конкретном обществе тип личности, адаптированный к социальным условиям, обозначается в современной социологии термином –… a) «модальная личность» b) «идеальная личность» c) «диструктивная личность» d) «конфликтная личность»
11. Тип личности, отвечающий потребностям функционирования определенной исторической эпохи, обозначается в современной социологии, как… a) «нормативная личность» b) «конфликтная личность» c) «реальная личность» d) «ассоциальная личность»
12. В современной социологии под личностью понимаются… a) уникальность и неповторимость отдельного человека b) качества, которые формируются в процессе взаимодействия с обществом c) своеобразие внешнего облика d) качества, присущие человеку от рождения
13. Человека от животного отличает … a) способность к продолжению рода b) умение находить пропитание и обустраивать жилье c) умение защищаться от врагов d) страх смерти
14. В соответствии с концепцией К.К. Платонова иерархической структуры личности «подструктура опыта» включает в себя… a) половые и возрастные свойства b) эмоции и чувства c) убеждения, мировоззрение, интересы d) умения, знания, привычки
15. В соответствии с концепцией К.К. Платонова иерархической структуры личности «подструктура направленности» включает в себя… a) убеждения, мировоззрение, интересы b) эмоции и чувства c) половые и возрастные свойства d) умения, знания, привычки
16. Феральные люди – это… a) индивиды, воспитанные животными b) люди с необычными физическими способностями c) люди, с необычными творческими способностями d) люди с необычными интеллектуальными способностями
17. Учение о «зеркальном Я» разработано… a) О. Контом b) Р. Мертоном c) Э. Дюркгеймом d) Ч. Кули
18. Характерным признаком личности является то, что … a) личность формируется лишь в период зрелости b) личностью можно назвать только человека с высокоморальными жизненными установками c) существуют биологические задатки и наследственность, формирующие личность d) осознание своего «Я» формируется с осознанием других «Я»
19. В раннем детстве дети обычно называют себя… a) «мальчик» или «девочка» b) используя местоимение первого лица c) именем собственным (Коля, Маша, Саша…) d) используя местоимения второго лица
20. В социологии под термином «личность» понимают… a) совокупность черт, отличающих одного индивида от другого b) социальную сущность индивида c) человека как представителя человеческого рода
21. Тип личности, максимально отвечающий потребностям современного общества называется _____________________ тип a) базисный b) универсальный c) идеальный d) модальный
22. Автором психоаналитической теории личности является… a) З. Фрейд b) Дж. Мид c) М. Вебер d) Т. Парсонс
23. Идеальный тип личности – это тип личности, который… a) преобладает в данном обществе b) не имеет недостатков c) не привязан к конкретным условиям d) максимально отвечает потребностям общества
24. Ролевую концепцию личности развивал… a) З. Фрейд b) Дж. Мид c) К. Маркс d) М. Вебер
25. В структуру личности в теории З. Фрейда НЕ входит… a) «Супер – Я» b) «Супер – Оно» c) «Я» d) «Оно»
26. Тип личности, преобладающий в данном обществе, называют ______ тип a) основной b) базисный c) модальный d) идеальный 27. Совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, называется… a) специфичностью b) уникальностью c) индивидуальностью d) личностью
28. Согласно ценностным ориентациям НЕ может быть выделен _________ тип личности a) базисный b) традиционалистский c) идеалистский d) гедонистический
29. Тип личности, ориентированной на удовлетворение потребительских желаний, называют… a) гедонистическим b) традиционным c) модальным d) реалистическим
8.2. Общность и личность
Справочная информация Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе. Личность как объект социальных отношений рассматривается в социологии в контексте 2-х взаимосвязанных процессов – социализации и идентификации. Социализация охватывает все процессы приобщения человека к культуре, обучению и воспитанию, с помощью которых он приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества. Механизмы социализации: З. Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Он считал, что: 1) имитация – это осознания попытка ребенка копировать модель поведения; 2) идентификация – это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации т.к. они нацелены на усвоение определенного типа поведения; 3) стыд и вина – это негативные механизмы социализации, т.к. они подавляют, либо запрещают некоторые образцы поведения. Д. Смелзер -сводил социализацию к трем стадиям: 1) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадия игровых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей. Т. Парсонс и С. Бейлз определили, что социализация – это механизм формирования конкретной личности, имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды. По их мнению, имитация не предполагает длительного отношения с «моделью». «Идентификация» для них означает «внутреннее освоение ценностей людьми, т.е. процессом «социального научения». Следовательно, от успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив в культуре ценности, нормы поведения, сумеет реализовать свои потенции в обществе. Не станет в обществе аутсайдером. Социализация обеспечивает самовозобновляемость социума, общественной жизни. Неполадки в социализации ведут к конфликту поколений, аномии, социальной девиации. В социологии выделяются два уровня социализации: · уровень первичной социализации · уровень вторичной социализации Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д Начальная (первичная) социализация – область межличностных отношений и предписанных статусов – является базисной в процессе становления, обучения и адаптации социального «Я». Вторичная продолженная социализация – область формальных социальных отношений и достигаемых статусов. По мнению Дж. Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая – имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Маленький мальчик может «помогать» родителям вычистить пол, таская по комнате свой игрушечный пылесос. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определённых ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними то ласково, то сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как сам ребёнок отвечает родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества, – это следующий важный шаг в процессе сознания своего «Я». Третий этап, по мнению Мида, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого «другого» – безликого человека «со стороны», олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают своё поведение по стандартам, установленным «другими со стороны». Следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на: 1. Социально-психологические механизмы 2. Социально-педагогические механизмы К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие: – Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п. – Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами. – Подражание (имитация) – следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. – Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого. Десоциализация – утрата индивидом, по каким-либо причинам (например длительная болезнь, отпуск, психическое расстройство, изоляция и другое), социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде. Десоциализация может достигать различных уровней, от лёгкой дезориентации в социальных ситуациях, до полной потери связи с социальной средой. В случае сильной десоциализации личность, зачастую, уже не может восстановить утраченные ценности, нормы и роли в полном объёме. Сильная десоциализация имеет место при попадании индивида в экстремальные условия. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, психоневрологические интернаты Ресоциализация – это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни. Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим. Впервые данный термин был использован в работах французских социологов (Дюркгейм и др.), где интериоризация рассматривалась в качестве одного из элементов социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений. Инициа́ция – обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества. Инфантилизм – незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам. Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы; проявляется в изменении его поведения и установок соответственно первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Различаются конформность внешняя (публичная) и внутренняя (личная). Обучающий тест 1. Агентом вторичной социализации является … a) отец b) куратор студенческой группы c) друг d) бабушка
2. Процесс социализации личности исключает … a) изоляцию личности b) воспитание личности c) обучение личности d) культурное развитие человека
3. Лиц не прошедших социализацию называют … a) «дети-маугли» b) индивиды c) биологические субъекты d) маргиналы 4. Процесс усвоения новых социальных норм взамен утраченных или их восстановление называется … a) десоциализацией b) мобильностью c) образованием d) ресоциализацией
5. Механизм социализации, выражающийся в более или менее точном копировании индивидом поведения других людей, называется … a) убеждение b) имитация c) интериоризация d) воспитание
6. Совокупность социальных предписаний и церемоний, посредством которых отмечается вступление индивида в члены группы, изменение его статуса, приобретение новой социальной роли – это… a) воспитание b) индивидуализация c) обучение d) инициация
7. Процесс превращения внешних реальных действий, социальных форм общения в устойчивые внутренние качества личности путем усвоения ею групповых ценностей и установок –это… a) ресоциализация b) интериоризация c) десоциализация d) институциализация
8. Состояние разрыва между биологическим и социокультурным взрослением молодежи, проявляющееся в неприятии социальных обязанностей и обязательств – это социальный … a) инфантилизм b) конформизм c) пессимизм d) гедонизм
9. К стадиям формирования личности в соответствии с концепцией Дж. Мида не относится стадия … a) коллективных игр b) подражания c) компьютерных игр d) ролевых игр
10. Установки и поведение индивида, соответствующие ожиданиям и нормам социальной группы называется … a) делинквентность b) авторитаризм c) конформность d) девиация
11. Особенность первичной социализации личности состоит в том, что она осуществляется в сфере ________ отношений a) социальных b) профессиональных c) внутриличностных d) межличностных
12. Особенность социализации детей состоит в том, что этот процесс отличается… a) изоляцией от внешнего мира b) переименованием c) переодеванием d) широкой свободой действий
13. Признаком десоциализации в экстремальных условиях, согласно концепции И. Гофмана является … a) отсутствие переименований и переодеваний b) общение с людьми c) укрепление прежней статусной позиции d) изоляция от общества
14. К «тоталитарным институтам», вызывающим глубокую десоциализацию относится … a) поликлиника b) тюрьма c) гостиница d) спортивный лагерь
15. Отличие социализации детей от социализации взрослых состоит в том, что … a) детская социализация выражается в изменении их внешнего поведения b) в процессе детской социализации в большей степени формируются навыки c) в процессе детской социализации дети сами способны оценивать социальные нормы d) в процессе детской социализации формируются базовые ценности личности
16. К агентам вторичной социализации относятся… a) родители b) родственники c) друзья d) телекомментаторы
17. Ролевой набор – это… a) функции общества, которые выполняются теми или иными людьми (врач, учитель и т.п.). b) то же, что и статусный набор c) совокупность ролей, выполняемых индивидом в рамках одного статуса d) репертуар театрального актера
18. В теории девиантности Р. Мертона «ритуализм» – это a) когда человек ни с чем не согласен b) действия человека, который не согласен с целями общества, но согласен со средствами достижения целей c) когда человек согласен с целями только общества d) когда человек согласен и с целями и со средствами достижения 19. «Отчуждение» – понятие, которое отражает… a) утрату собственности b) разрушение связей между индивидами c) господство человека над человеком d) самочувствие человека
20. Социальная патология с точки зрения Э. Дюркгейма связана с … a) биологической наследственностью b) структурой генома c) личными склонностями d) нормальными или ненормальными социальными условиями
21. Процесс, в результате которого личность усваивает систему ценностей и норм конкретного общества, называется… a) формированием личности b) адаптацией личности c) развитием личности d) социализацией личности
22. Процесс разрушения имеющихся правил, норм, ценностей и моделей поведения называется… a) десоциализацией b) антисоциализацией c) вторичной социализацией d) ресоциализацией
23. Агентами первичной социализации можно назвать… a) родителей b) преподавателей ВУЗа c) членов студенческой группы d) известных личностей
24. К институтам вторичной социализации НЕ относится… a) семья b) армия c) ВУЗ d) производственный коллектив
25. Социализация, происходящая на уровне больших социальных групп и институтов, называется… a) макросоциализацией b) групповой c) первичной d) вторичной
26. По этапам социализации выделяют … a) первичную и вторичную социализацию b) индивидуальную и групповую социализацию c) ресоциализацию и десоциализацию d) образовательную и профессиональную социализацию
27. Парадигма взаимодействия в понимании социализации личности предполагает… a) направленность социализации на индивида как объект b) активность агентов социализации и избирательность индивида c) стимулирование поведения индивида в процессе социализации d) взаимодействие всех агентов социализации между собой
28. Социализация, проходящая в сфере межличностных отношений в малых группах, называется ____________________ социализацией a) первичной b) малой c) вторичной d) субъективной
29. Субъекты, влияющие на систему ценностей и убеждений индивида, называются… a) агенты социализации b) каналы социализации c) институты социализации d) трансляторы социализации
30. Социализация является процессом… a) дискретным, прерывающимся b) охватывающем только отдельных личностей c) охватывающем всех в детском и подростковом возрасте d) охватывающем всех индивидов на протяжении всей жизни
8.3. Личность как деятельный субъект
Справочная информация Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой – как друг, в третьей – как начальник, т.е. выступать в разных ролях. Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемые в общении и деятельности.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |