Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие условия предварительного расследования




Допрос подозреваемого

Если подозреваемый был задержан или ему было избрано в качестве мерыпресечения заключение под стражу до предъявления обвинения, с моментаобъявления протокола задержания или постановления об избрании мерыпресечения к участию в деле допускается защитник (см. гл. 3). С момента допуска к делу защитник вправе знакомиться с протоколомзадержания, постановлением о применении меры пресечения, наедине иметьсвидание с подозреваемым, участвовать в первом допросе подозреваемого (ст.51 УПК). Допрос подозреваемого производится немедленно после его задержания илизаключения под стражу (ст. 123 УПК). Если произвести допрос немедленно непредставляется возможным, то это делается не позднее 24 часов с моментазадержания. Закон не указывает определенного срока, в течение которого должен бытьпроизведен допрос, в случаях когда в отношении подозреваемого избрана мерапресечения, не связанная с лишением свободы (например, подписка о невыезде).Однако и в подобных случаях допрос подозреваемого не должен откладываться напродолжительное время, ибо с момента избрания любой меры пресеченияподозреваемый приобретает право давать объяснения и заявлять ходатайства(ст. 52 УПК). Перед допросом подозреваемому объявляется, в совершении какогопреступления он подозревается, о чем делается отметка в протоколе. Емуразъясняются права, предусмотренные ст. 52 УПК. Показания подозреваемого, так же как и показания обвиняемого, являютсяне только средством доказывания, но и средством защиты. Соответственно, дачапоказаний является его правом, а не обязанностью. Как и обвиняемый,подозреваемый не несет ответственности за отказ от дачи показаний и за дачузаведомо ложных показаний. Помимо обстоятельств, послуживших основанием для применения кподозреваемому мер пресечения, он может быть допрошен об обстоятельствах,установление которых необходимо для выяснения его личности, а также об иныхобстоятельствах, имеющих значение для дела.Общие условия - это установленные законом правила, которые выражаютхарактерные черты предварительного расследования и определяют наиболеесущественные требования, предъявляемые к порядку производства следственныхдействий и принятию решений. В них заключены правовые требования,обеспечивающие осуществление в этой стадии принципов процесса. Общие условия образуют определенную систему правовых правил, к которымотносятся следующие: Правила о подследственности. Закон определяет кругорганов предварительного следствия и устанавливает обязательность егопроведения по всем делам, за исключением преступлений, названных в ч. 1 ст.126 УПК. Но и по ним может производиться предварительное следствие, если этопризнает необходимым суд или прокурор. Компетенция органов следствия разграничивается на основе правил оподследственности, под которой понимается совокупность установленных закономпризнаков уголовного дела, в соответствии с которыми производство следствияотносится к ведению определенного органа расследования (ст. 126 УПК).Различаются следующие виды подследственности: Предметный (родовой) признакподследственности определяется характером совершенного преступления, егоквалификацией, в зависимости от чего разграничивается компетенция междуследователями прокуратуры и органов внутренних дел. Следователи прокуратурырасследуют дела об особо опасных государственных и иных государственныхпреступлениях, о наиболее тяжких, преступлениях против личности, дела одолжностных преступлениях, преступлениях против правосудия, уголовные дела вотношении прокурорских работников (ч. 3 ст. 126 УПК, ст. 39 Закона опрокуратуре Российской Федерации). Следователи органов внутренних делрасследуют некоторые дела об иных государственных преступлениях, незаконномобороте наркотиков, вымогательстве, грабеже, разбое, умышленных тяжкихтелесных повреждениях и др. (ч. 4 ст. 126 УПК). Следователи ФСК расследуютдела о наиболее опасных преступлениях (шпионаж, убийства, контрабанда). Территориальный (местный) признак подследственности определяется местом(районом) совершения преступления (ст. 132 УПК). Однако в целях обеспечениянаиболее быстрого, полного и объективного расследования оно можетпроводиться также по месту обнаружения преступления, месту нахожденияобвиняемого, подозреваемого или большинства свидетелей. Персональный признак подследственности обусловлен особенностямисубъекта преступления. В силу этого признака следователи военной прокуратуры расследуют дела опреступлениях, совершенных военнослужащими, военнообязанными, лицами,призванными на сборы, военными строителями, рабочими и служащими воинскихчастей и учреждений. Альтернативный признак подследственности определяется тем, что дела онекоторых преступлениях расследуются тем органом, которым возбужденоуголовное дело. По делам о мошенничестве, об уклонении от подачи декларацийо доходах, следствие производит орган, возбудивший дело. Если при расследовании этих дел будут установлены должностныепреступления (ст. 170-175 УК РСФСР), связанные с преступлениями, по которымвозбуждено дело, они расследуются этим же органом. При необходимости расследования двух или нескольких связанных междусобой преступлений действует признак подследственности по связи дел. Так,дела об укрывательстве и недонесении о преступлениях, заведомо ложномпоказании, разглашении данных предварительного следствия и некоторых иныхпреступлениях расследуются тем органом, к чьей подследственности относитсяпреступление, в связи с которым возбуждено данное дело. Следователь, установив, что дело ему не подследственно, обязанпроизвести все неотложные следственные действия и передать дело прокурорудля направления по подследственности. Вопрос о подследственности по признакуместа совершения преступления решается прокурором района, где было начатоследствие. При необходимости производства следственных или розыскных действий вдругом районе следователь вправе произвести их лично либо поручитьпроизводство этих действий соответствующему следователю или органу дознания,который обязан выполнить поручение в срок не свыше десяти суток (ст. 132УПК). Полномочия следователя. Самостоятельность следователя. При расследовании преступлений все решения о направлении следствия,производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно инесет ответственность за ход и результаты расследования (ст. 127 УПК). Процессуальная самостоятельность следователя обеспечивается тем, чтозакон предоставляет ему право не согласиться с указаниями прокурора, которыекасаются существа расследования, - о привлечении в качестве обвиняемого,квалификации преступления, объеме обвинения, направлении дела в суд илипрекращении производства по делу. Во всех этих случаях следователь может невыполнять указания прокурора и представить дело со своими возражениямивышестоящему прокурору, который либо отменяет эти указания, либо поручаетпроизводство следствия другому следователю. Процессуальные права следователя проявляются и в его взаимоотношениях сорганами дознания. Следователь вправе по расследуемым делам давать органамдознания поручения и указания о производстве розыскных или следственныхдействий (например, о розыске подозреваемого, его задержании, о розыскепохищенного имущества). Следователь привлекает работников органов дознания к участию в тех илииных действиях (осмотре, обыске, выемке и др.). Тесное взаимодействиеследователя с органами дознания -необходимое условие успешного раскрытия ирасследования преступлений, а также их предупреждения. По общему правилу предварительное следствие производится однимследователем. По сложным или большим по объему делам следствие можетпроизводиться несколькими следователями (бригадный, или групповой, методследствия). В таком случае один из них принимает дело к производству ируководит действиями других (ст. 129 УПК). Ему принадлежит окончательноерешение по всем наиболее важным вопросам, возникающим в ходе расследования.От его имени составляют все важнейшие процессуальные акты: постановление опривлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение. Это не лишаетостальных участников группы процессуальной самостоятельности: в отношениикаждого из них действует правило, установленное ч. 2 ст. 127 УПК.Предусмотренные законом полномочия следователя принадлежат всем следователямнезависимо от их ведомственной принадлежности. Непосредственное руководство расследованием и контроль за работойследователей осуществляют начальники следственных отделов прокуратур иначальники следственных отделов органов внутренних дел. Начальники следственных отделов (управлений) и прокуроры этих отделов(управлений) пользуются всеми правами прокуроров по надзору за исполнениемзаконов в деятельности органов дознания и следователя. Гарантируя процессуальную самостоятельность следователя, законпредоставляет ему право не согласиться с указаниями начальника следственногоотдела по тем же вопросам, что и с указаниями прокурора. Несогласиеследователя не приостанавливает их исполнения до решения вопроса вышестоящимпрокурором. Постановления следователя могут быть изменены или отмененыпрокурором, а не начальником следственного отдела. Надзор за исполнением закона в деятельности начальников следственныхотделов осуществляет прокурор. Указания прокурора, данные в установленномпорядке, обязательны для начальников следственных отделов. Несогласие с нимии обжалование вышестоящему прокурору не приостанавливают их исполнения (ст.127 УПК). Привлечение граждан к участию в раскрытии преступлений Следователь в процессе расследования может использовать помощь граждандля раскрытия преступления, розыска лиц его совершивших, а также длявыявления и устранения причин и условий, способствовавших совершениюпреступлений. К процессуальным формам участия граждан в расследованиипреступлений относятся: представление доказательств по делу (ч. 2 ст. 70УПК), дача письменного поручительства за надлежащее поведение и явкуподозреваемого или обвиняемого к следователю и прокурору (ст. 94 УПК),участие в следственном действии в качестве понятого. В следственной практике используются внепроцессуальные формыпривлечения граждан к участию в расследовании преступлений. Следовательвправе обратиться к населению через печать, радио, телевидение с просьбойсообщить сведения о совершенном преступлении, о личности подозреваемого идругих обстоятельствах дела. В необходимых случаях граждане могут бытьпривлечены к производству действий, требующих большого числа участников,например осмотру обширной территории, поиску скрывающегося на местностиподозреваемого и др. Обращение следователя к коллективам работы по месту учебы обвиняемогоможет помочь установить причины и условия, способствовавшие совершениюпреступления. Представления следователя об устранении этих причин могут имвыноситься на обсуждение этих коллективов. Обеспечение прав участвующих в расследовании лиц. При производстверасследования следователь принимает решение о привлечении к участию в делеподозреваемого, обвиняемого, о признании лица потерпевшим, гражданскимистцом, гражданским ответчиком, их представителем. Так, закон требует, чтобыследователь по собственной инициативе вынес постановление о признании лицапотерпевшим и уведомил об этом потерпевшего и его представителя. В случаепричинения преступлением материального ущерба следователь обязан разъяснитьпотерпевшему право предъявить гражданский иск. При предъявлении гражданскогоиска следователь выносит мотивированное постановление о признании лицагражданским истцом или об отказе в таком признании (ст. 137 УПК). В целяхобеспечения гражданского иска должен быть наложен арест на имуществообвиняемого. В зависимости от основания и цели участия в расследовании того илииного лица закон наделяет их определенными правами. Некоторые из этих правявляются общими для всех участников - такие, как представлениедоказательств, заявление отводов, подача жалоб, принесение ходатайств и т.д.. Поступившее ходатайство о производстве того или иного следственногодействия, направленного на получение доказательств, подлежит удовлетворению,если обстоятельства, которые в результате этого будут установлены, могутиметь значение для дела. Отказ в заявленном ходатайстве следователем долженбыть мотивирован, (ст. 131 УПК). К иным участвующим в расследовании лицам относятся свидетель,специалист, эксперт, переводчик, понятой. Привлечение этих лиц к участию врасследовании определяется решением следователя. Все эти лица имеют определенные права, объем которых определяется цельюих участия в деле. В силу закона следователь обязан разъяснить участникам процесса и всеминым участвующим в расследовании лицам их права и создать реальные условиядля их осуществления. Закон обязывает следователя обеспечить охрану прав иличную безопасность всех лиц, участвующих в расследовании. При наличиидостаточных данных полагать, что потерпевшему, свидетелю или другимучаствующим в деле лицам, членам их семей, близким родственникам угрожаютубийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либоиными противоправными действиями, следователь обязан принять всепредусмотренные законом меры к охране их жизни, здоровья, чести, достоинстваи имущества, а также к установлению и привлечению к ответственности лиц,совершивших эти действия (ст. 21 Основ). Сроки предварительного следствия. Для быстрого и полного расследованияи обеспечения прав личности важное значение имеет строгое соблюдение сроков,установленных как для выполнения отдельных процессуальных действий, так идля всего производства по делу. В УПК установлены сроки задержания (ст. 122), заключения подозреваемогопод стражу до предъявления обвинения(ст. 90), предъявления обвинения (ст.148), допроса обвиняемого (ст. 150), применения меры пресечения в видесодержания под стражей (ст. 97), принятия прокурором решения по делу,поступившему к нему с обвинительным заключением (ст. 124), и др. Закон устанавливает начальный и конечный срок предварительногоследствия и порядок его продления. В соответствии со ст. 133 УПК предварительное следствие должно бытьзакончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается времясо дня возбуждения дела и до момента направления прокурору дела собвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд длярассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характерадо прекращения или приостановления производства по делу. В случае нахожденияобвиняемого под стражей в этот срок включается и время принятия прокуроромрешения по делу (5 суток), поступившему к нему с обвинительным заключением. Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовногодела при исчислении срока следствия не учитывается. Закон устанавливает, что срок предварительного следствия может бытьпродлен до трех месяцев районным, городским прокурором, военным прокуроромармии, флотилии, соединения, гарнизона и приравненными к ним прокурорами. Поделам, расследование которых представляет особую сложность, прокурорреспублики, входящей в состав Российской Федерации, края, области,автономной области, автономного округа или его заместители могут продлитьсрок предварительного следствия до 6 месяцев. Дальнейшее продление срокаможет быть произведено только в исключительных случаях Генеральнымпрокурором РФ или его заместителями. При необходимости продления сроков предварительного следствияустановлен следующий порядок. В случае возбуждения ходатайства о продлении срока следствия передпрокурором входящей в состав Российской Федерации республики, края, области,автономной области, автономного округа уголовное дело вместе спостановлением о возбуждении ходатайства направляется за семь дней доокончания срока следствия. При этом постановление должно быть подписано какследователем, так и надзирающим прокурором. В тех случаях, когда ходатайствоо продлении срока возбуждается перед Генеральным прокурором РоссийскойФедерации, дело направляется ему с соответствующим ходатайством не позднеечем за десять дней до окончания истечения срока следствия. Вопрос, связанный с установлением срока следствия при возвращении делана дополнительное расследование или при возобновлении производства поприостановленному или прекращенному делу решается прокурором, осуществляющимнадзор за расследованием данного дела в пределах одного месяца. Дальнейшеепродление срока следствия осуществляется на общих основаниях и в порядке, окотором было сказано выше. Если по делу, по которому решается вопрос о продлении срокапредварительного следствия, обвиняемый находится под стражей, вопрос осохранении и продлении этой меры пресечения решается по правилам,установленным ст. 97 УПК. Соединение и выделение дел. Как правило, по каждому совершенному преступлению проводится отдельноеследствие, чем обеспечивается всесторонность, полнота и объективность, атакже быстрота расследования. Вместе с тем в интересах установления истинызакон допускает соединение в одном производстве дел по обвинению несколькихлиц в соучастии в совершении одного или нескольких преступлений или же делпо обвинению одного лица в совершении нескольких преступлений, а равно взаранее не обещанном укрывательстве этих же преступлений или недонесении оних (ч. 1 ст. 26 УПК). Вместе с тем может иметь место и выделение дела вотдельное производство. Такое выделение оправдано в том случае, если оновызывается необходимостью и не может повлиять на всесторонность, полноту иобъективность исследования и разрешения дела. Закон требует, в частности,чтобы при наличии возможности было выделено в отдельное производство дело онесовершеннолетнем, участвовавшем в преступлении вместе со взрослым (ч. 1ст. 396 УПК). Выделяется, по правилу ст. 26 УПК, в отдельное производстводело в отношении одного из обвиняемых, если он возражает против высказанногоостальными обвиняемыми ходатайства о направлении дела в суд присяжных (ст.425 УПК). Когда в отношении конкретного лица по отдельным эпизодам обвинениямногоэпизодного дела собрано достаточно доказательств для составленияобвинительного заключения. Генеральный прокурор Российской Федерации и егозаместители вправе дать указание о выделении этих эпизодов в отдельноепроизводство и окончании его расследования по этим эпизодам. Решение орасследовании остальных преступлений (эпизодов преступлений) принимается наобщих основаниях. Как соединение, так и выделение дел оформляется мотивированнымпостановлением, в котором должно содержаться указание на то, какие именноматериалы (в подлинниках или копиях) соединяются или выделяются. Недопустимость разглашения данных предварительного следствия.Требования быстроты и оперативности предварительного следствия исключаютширокую гласность при его производстве. Разглашение данных, добытыхследователем, может повлечь за, собой утрату необходимых доказательств, датьвозможность скрыться лицу, совершившему преступление. Такое разглашениеможет нарушать права и законные интересы участников данной стадии(подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и др.). Поэтому данные, добытыеследствием, могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя илипрокурора и в том объеме, в каком они признают это возможным (ст. 139 УПК).При этом средства массовой информации и журналисты вправе предаватьгласности данные предварительного следствия, если на то имеется письменноеразрешение прокурора или следователя. Обеспечивая надлежащие условия ведения расследования, закон наделяетследователя правом в необходимых случаях предупредить потерпевшего,гражданского истца, гражданского ответчика, переводчика, эксперта,специалиста, понятых и других лиц, присутствующих при выполненииследственных действий, о недопустимости разглашения без его разрешенияданных, добытых в ходе предварительного следствия. От этих лиц отбираетсясоответствующая подписка с предупреждением об ответственности по ст. 184 УК.Для обеспечения безопасности потерпевшего, свидетелей и иных лиц их анкетныеданные и сведения о месте проживания в необходимых случаях не предаютсяогласке при ознакомлении с материалами дела обвиняемого. Отсюда, однако, неследует, что гласность в процессе расследования полностью исключена.Следователь вправе обращаться к населению за содействием, информировать осовершении того или иного преступления. Обращения, а также сообщениясоставляются с учетом того, что дело еще не окончено производством,, чтопреждевременное разглашение определенных сведений может воспрепятствоватьустановлению истины и успешному осуществлению задач данной стадии процесса. Использование научно-технических средств при расследованиипреступлений. Успешное расследование преступлений невозможно без применениянаучно-технических средств. Применение этих средств должно быть законным иэтичным и не нарушающим гарантированные законом права и интересы граждан. Следственные работники оснащены определенной криминалистическойтехникой. Применяются киносъемка и звуко-видеозапись, судебно-оперативнаяфотография и другие средства фиксации и изъятии следов. Закон выделяет условия и порядок применения научно-технических средств,в частности звукозаписи. Согласно ст. 141 УПК звукозапись производится при допросе обвиняемого,подозреваемого, свидетеля, потерпевшего по решению следователя либо попросьбе этих лиц. Решение о звукозаписи принимает следователь. Перед началомзвукозаписи он ставит об этом в известность допрашиваемого. Звукозапись должна отражать весь ход допроса, а не его отдельныефрагменты. Запрещается повторять специально для записи ранее данныепоказания в ходе того же допроса. По окончании звукозапись полностьювоспроизводится допрашиваемому. Подлежат звукозаписи дополнительныепоказания, данные допрашиваемым после ознакомления с содержанием фонограммы.Звукозапись заканчивается заявлением допрашиваемого, удостоверяющим ееправильность. Наряду с применением звукозаписи показания заносятсяследователем в протокол допроса. Этот протокол должен содержать отметку оприменении звукозаписи и подтверждение уведомления об этом допрашиваемых,сведения о технических средствах и условиях звукозаписи, заявлениедопрашиваемого по поводу применения звукозаписи, отметку о воспроизведениизвукозаписи допрашиваемому, удостоверение правильности протокола извукозаписи следователем и допрашиваемым. Фонограмма допроса хранится в делеи опечатывается по окончании следствия. Если звукозапись показаний воспроизводится при производстве какого-либодругого следственного действия, об этом делается соответствующая отметка впротоколе. При использовании научно-технических средств следователь вправевоспользоваться помощью специалиста. По требованию следователя специалистобязан участвовать в производстве соответствующего следственного действия,используя при этом1гсвои специальные знания и навыки. Специалист вправеобращать внимание следователя на обстоятельства, связанные с обнаружениемдоказательств, давая пояснения по поводу выполненных им действий, а такжеделать соответствующие заявления, подлежащие занесению в протокол (ст. 133УПК). Порядок производства и оформления процессуальных действий следователя Каждое действие следователя выполняется в установленном законом порядкеи надлежащим образом оформляется. Это достигается посредством составленияпостановлений и протоколов. Постановление - решение следователя по наиболее важным вопросам,возникающим в процессе производства предварительного следствия и при егоокончании. Такими постановлениями могут быть постановления о принятии дела кпроизводству, о привлечении в качестве обвиняемого, о признаниях участниковпроцесса, о производстве действий по собиранию доказательств (производствоэкспертизы, обыска, выемки, освидетельствования и др.), о применении мерпресечения и иных мер уголовно-процессуального принуждения, оприостановлении или прекращении производства по делу и т. д. Протокол - документ, отражающий порядок, содержание и результаты тогоили иного действия следователя. Протокол составляется при производстведействий, направленных на собирание доказательств (при осмотре, обыске,освидетельствовании, следственном эксперименте и др.). Кроме того,посредством протокола фиксируется выполнение следователем действий,связанных с реализацией прав и законных интересов участников данной стадии(протоколы ознакомления потерпевшего, гражданского истца, гражданскогоответчика, их представителей: обвиняемого с материалами оконченногоследственного производства). Закон определяет необходимые реквизиты, которыедолжны содержаться в протоколе, такие, как место, время составления,участники того действия, по поводу которого составлен протокол, содержаниесамого действия, полученные результаты. В том случае если производстводействия сопровождалось использованием научно-технических средств, об этомтакже должно быть указано в протоколе. К протоколу прилагаютсяфотографические негативы, снимки, кинолента, диапозитивы, фонограммы,слепки, схемы, пленки, оттиски следов. Протокол должен быть удостоверенподписями следователя и всех лиц, участвующих в производствесоответствующего действия, которые при этом вправе давать свои замечания назапись в протокол. Итоговым решением следователя при направлении дела в суд являетсяобвинительное заключение. Законность производства действий следователя обеспечивается посредствомучастия в них переводчика и понятых. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведетсяпроизводство, обеспечивается право пользоваться услугами переводчика (ст.134 УПК). Невыполнение этого правила представляет собой существенноенарушение уголовно-процессуального закона, последствием которого являетсявозвращение дела следователю. Перед началом действия, в котором долженучаствовать переводчик, следователь разъясняет ему права, обязанности иответственность за неправильный перевод. Участвуя в производстве того илииного действия, переводчик вправе задавать участникам этого действия вопросыс целью уточнения перевода, знакомиться с протоколом этого действия, делатьзамечания в случае неточности фиксации его перевода, обжаловать действияследователя, нарушающие его права. При производстве осмотра, обыска, выемки, освидетельствования,предъявления для опознания, следственного эксперимента должны присутствоватьпонятые, т. е. посторонние, не заинтересованные в исходе дела лица в числене менее двух. Понятые должны удостоверить факт, содержание и результатыпроведенного действия. По поводу этого действия они вправе делать замечания,которые подлежат занесению в протокол. Перед началом самого действияследователь должен разъяснить понятым их права и обязанности (ст. 135 УПК).Впоследствии понятой может быть допрошен о правильности проведенногодействия и его результатах. Поэтому в качестве понятых не должныпривлекаться иные участвующие в деле лица, а также сотрудники органа, в чьемпроизводстве находится данное дело. Соблюдение всех этих правил имеет тем большее значение, если учесть,что доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющимиюридической силы и не могут быть положены в основу обвинения и установленияиных обстоятельств, перечисленных в ст. 68 УПК (ч. 3 ст. 69 УПК). Принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующихсовершению преступлений При производстве предварительного следствия следователь выявляетпричины и условия, способствовавшие совершению преступления, и повозможности принимает меры к их устранению. Действенной мерой такого родаявляется представление. При установлении причин и условий, способствовавших совершениюпреступления, следователь вносит в соответствующее учреждение, общественнуюорганизацию или должностному лицу представление о принятии мер по устранениюэтих причин и условий. Не позднее чем в месячный срок по представлениюдолжны быть приняты надлежащие меры и о результатах сообщено следователю(ст. 140, 211 УПК). Представление является процессуальным аутом, в силу чего всесодержащиеся в нем выводы должны быть основаны только на доказательствах,добытых путем производства следственных действий. Поэтому такоепредставление выносится в тот момент производства по делу, когда собраныдостаточные доказательства, на основе которых может быть сделансоответствующий вывод. Обстоятельства, указывающие на необходимостьнемедленного реагирования на выявленные причины и условия, могут обязатьследователя безотлагательно внести представление, не дожидаясь окончанияследствия по делу. Участие защитника на предварительном следствии. Осуществлять защиту напредварительном следствии имеют право адвокаты, представителипрофессиональных союзов и других общественных организаций по делам членовэтих организаций (ст. 47 УПК). К последним относятся представители лишь техобщественных организаций, которые являются таковыми в точном смысле этогопонятия. Ни члены правовых кооперативов, юридических бюро и товариществ, нилица, осуществляющие оказание юридической помощи по лицензиям,представителями указанных общественных организаций не являются и,следовательно, не могут участвовать в качестве защитников на предварительномследствии. В соответствии с ч. 5 ст. 47 УПК они могут быть допущены вкачестве защитников не обвиняемого, а подсудимого на правах "иных лиц" поопределению суда или постановлению судьи. Участие названных представителей в предварительном следствии -существенное нарушение права обвиняемого на защиту. С момента допуска кучастию в деле защитник вправе присутствовать при предъявлении обвинения.Соответственно, следователь обязан разъяснить обвиняемому его право избратьсебе защитника, при необходимости с согласия обвиняемого довести это досведения его родственников или близких лиц, которые могли бы выполнитьвместо обвиняемого эту обязанность. Защитник вправе участвовать в допросе обвиняемого и в иных следственныхдействиях, проводимых с его участием, а также знакомиться с протоколамиследственных действий, производимых с участием обвиняемого или самогозащитника, с документами, которые предъявлялись либо должны былипредъявляться обвиняемому. Он может задавать вопросы допрашиваемым лицам,делать письменные замечания по поводу неправильности или неполноты записей впротоколе следственных действий. В случае повторного проведения указанныхдействий следователь не вправе отстранить защитника от участия в них. Законне предусматривает участие защитника лишь в тех следственных действиях,которые проводятся без участия обвиняемого". С момента допуска к участию в деле защитник вправе иметь с обвиняемымсвидания наедине без ограничения их количества и продолжительности. В той мере, в какой участие защитника на стороне обвиняемого носитдобровольный характер, замена защитника, приглашенного обвиняемым илиуполномоченным на то лицом, может быть произведена только с ведома исогласия обвиняемого. Обвиняемый вправе отказаться от защитника как до, таки после вступления его в дело, и эта просьба подлежит удовлетворению, еслиона носит добровольный характер и выражена в прямой и ясной форме. Следует заметить, что число документов, с которыми защитник можетзнакомиться до окончания предварительного следствия, значительно ограничено.Подобное ограничение обусловлено реальными условиями производствапредварительного следствия, в частности требованиями ст. 139 УПК. Надзор прокурора за исполнением законов при производствепредварительного расследования Одним из основных направлений деятельности прокуратуры является надзорза исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительногоследствия (ст. 2 Закона о прокуратуре). Существенное значение в этом отношении имеет предоставление прокуроруправа надзирать не только за расследованием, но и за исполнением законоворганами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ст. 25 Закона опрокуратуре). В частности, органы дознания доставляют следователюразнообразную информацию, относящуюся к уголовным делам, и чрезвычайноважно, чтобы эта информация была получена законными средствами. Прокурор вправе лично произвести предварительное следствие по любомуделу или поручить его расследование подчиненному прокурору илисоответствующему следователю (ст. 27 Закона о прокуратуре). Полномочия прокурора по надзору за исполнением закона при производствепредварительного следствия устанавливаются уголовно-процессуальнымзаконодательством и другими законодательными актами (ст. 26 Закона опрокуратуре). По своему характеру эти полномочия носят властно-распорядительныйхарактер: прокурор не только выявляет допущенные нарушения закона, принимаетмеры к их устранению, но и непосредственно устраняет эти нарушения. Указания органам дознания и предварительного следствия, данные впорядке, предусмотренном законом, в связи с расследованием уголовных дел,являются обязательными. Только по вопросам, названным в ч. 2 ст. 127 УПК,следователь вправе не согласиться с указаниями прокурора и представить деловышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этомслучае прокурор принимает решение либо об отмене указаний нижестоящегопрокурора, либо о передаче дела для расследования другому следователю. Прокурор дает письменные указания о расследовании преступлений, обизбрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления,производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершившихпреступление: истребует от органов дознания и следователя для проверкиуголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенныхпреступлениях, ходе расследования и установления лиц, совершившихпреступления: отменяет незаконные и необоснованные постановления следователяи лица, производившего дознание: участвует в производстве дознания ипредварительного следствия, а при необходимости лично производит отдельныеследственные действия либо расследование в полном объеме по любому делу:санкционирует арест, применение залога, отстранение обвиняемого от должностии некоторые другие следственные действия: продлевает срок расследования исодержания под стражей в качестве меры пресечения: возвращает дела со своимиписьменными указаниями для дополнительного расследования: изымает дела изпроизводства одного органа расследования и передает их другому: отстраняетлицо, производящее дознание, илиследователя от дальнейшего ведения дела приналичии к тому оснований: принимает меры к реабилитации лица, которому былпричинен ущерб незаконными действиями должностных лиц и т. д. (ст. 211 УПК). В процессе надзора за исполнением закона при расследовании преступленийнекоторые действия и решения следователя требуют обязательных форм надзораза их законностью и обоснованностью. К числу этих форм относятся санкции,применяемые в случаях, когда следователю необходимо принять решение,направленное на вторжение в сферу прав и законных интересов обвиняемого(заключение под стражу, отстранение от должности и др.), утверждение,применяемое в случаях, когда принятое следователем решение в последующихстадиях производства по делу становится прокурорским (обвинительноезаключение) и согласие - мнение прокурора, которое должно быть полученоследователем в установленных законом случаях до принятия соответствующегорешения (ст. 6-10 УПК). Реализация этих, как и многих других, надзорных полномочий прокуроромпри производстве предварительного расследования в сочетании с процессуальнойсамостоятельностью следователя обеспечивает успешное разрешение задач даннойстадии процесса. Обжалование действий и решений следователя и прокурора Одним из выражений конституционного права граждан на обжалованиедействий должностных лиц является закрепленное в процессуальном законе правоучаствующих в деле лиц обжаловать действия и решения следователя и прокурора(ст. 22, 218-220 УПК). Каждое лицо, принимающее участие в деле, будь то гражданин, предприятиеили организация, вправе принести жалобу на любое действие и решениеследователя или прокурора, если этим действием или решением нарушены илииным образом ущемлены его интересы. Жалобы на действия следователя подаются прокурору как непосредственно,так и через следователя. Они могут быть письменными и устными. Устные жалобызаносятся в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшимжалобу. Закон обязывает следователя в течение 24 часов направить поступившуюжалобу вместе со своими объяснениями прокурору. Причем объясненияследователя по жалобе должны содержать исчерпывающие ответы на все вопросы,изложенные в жалобе. Подача жалобы не приостанавливает исполненияобжалуемого действия, если это не сочтут необходимым сделать следовательипрокурор. По получении жалобы прокурор обязан в течение трех сутокрассмотреть ее и сообщить о результатах жалобщику. Отказ в удовлетворениижалобы должен быть мотивирован. Жалобы на действия и решения прокурора приносятся вышестоящемупрокурору, а после передачи дела в суд направляются непосредственно в суд(ст. 217, 220 УПК). Расширяя права обвиняемого, закон предоставил ему и его защитникуприносить также жалобы в суд на решение об аресте или продлении срокасодержания под стражей. Жалоба рассматривается судьей, действующим по местусодержания под стражей обвиняемого, в закрытом заседании с участиемпрокурора, самого обвиняемого и его защитника. При принятии судьей решенияоб освобождении обвиняемого из-под стражи должны приниматься во вниманиеобстоятельства, свидетельствующие о возможности уклонения обвиняемого отследствия и суда, оказания незаконного воздействия на потерпевшего исвидетелей, возможности фальсификации доказательств и др. (ст. 220, 220УПК).



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.