Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения




Связь административного права с другими отраслями права.

Административное право тесно связано с конституционным (государственным) правом. Административное право детализирует и дополняет нормы конституционного права, относящиеся к органам исполнительной власти, конкретизирует конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливает механизм, процедуру их реализации.

Административное право взаимосвязано с финансовым правом. Финансовое право регулирует общественные отношения в сфере финансовой деятельности. Административное право регулирует организационно-правовые отношения в области финансов: определяет компетенцию и организацию работы финансовых органов (министерства финансов и др.). Финансовые органы в своей деятельности используют административно-правовые формы и методы (прямого приказа, предписания, привлечения к ответственности).

Административное право связано и с уголовным правом. Во-первых, институт юридической административной ответственность, также как и институт уголовной ответственности в уголовном праве, устанавливает меры воздействия (наказания) за совершение правонарушений, а во-вторых, эта взаимосвязь осуществляется через правовую норму преюдиции.

Преюдиция в праве означает, что за отдельные правонарушения не может быть назначено уголовное наказание и они вообще не являются уголовно наказуемыми преступлениями, если до момента их совершения виновное лицо не привлекалось к административной ответственности.

Общественные отношения, возникающие в процессе управленческой, исполнительной (и распорядительной) деятельности, регулируются посредством административно-правовых норм.

Административно-правовой норме свойственны признаки, характерные в целом для нормы права. Они отличаются от норм других отраслей права содержанием регулируемых общественных отношений.

Нормы административного права регулируют общественные отношения, направленные, на:

Ø установление, изменение, совершенствование системы государственных органов управления, их правового статуса и структуры;

Ø закрепление наиболее рациональных, научно обоснованных взаимосвязей между субъектами и объектами, управляющими и управляемыми (объединениями, предприятиями, учреждениями и др.);

Ø охрану установленных правом общественных управленческих отношений, прав и законных интересов граждан;

Ø развитие новых общественных отношений, соответствующих требованиям эффективного общества и государства.

 

Структура административно-правовой нормы традиционна: она состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и зависит от того, является ли данная норма регулирующей или охранительной. В связи с этим в содержании административной нормы имеются особенности. Не во всех нормах четко выражена гипотеза. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы - юридические предписания, требования (например, совершение правонарушения, достижение определенного возраста) могут выражаться в форме гипотетического суждения, не формулироваться вообще, а выводиться путем логического анализа нормы.

Диспозиция - правила поведения, включающие предписания, запреты, права и обязанности.

Санкция - конкретная мера административного или дисциплинарного воздействия за совершенное правонарушение. Административно-предупредительные меры воздействия (установление карантина, оцепление места происшествия, наводнения и т.п.) не относятся к санкциям.

К элементу административно-правовой нормы может быть отнесено поощрение - публичное признание заслуг юридического или физического лица и применение в отношении них морального или материального стимулирования (благодарность, денежная премия, подарок и т.п.).

Административно-правовые нормы чаще являются императивными. В них правила поведения, требования выражаются в категорической форме, не допускающей никаких изменений, альтернатив поведения субъектов. Диспозитивные нормы в административном законодательстве встречаются редко.

Рекомендательные нормы содержат предложения, рекомендации, советы субъекту (управляемому) административно-правовых отношений о целесообразности совершения тех или иных действий. Нормы-рекомендации предоставляют субъекту (подчиненному) право конкретизировать общие положения этой нормы, или возможность определить самостоятельно пути, способы и средства ее реализации.

Административно-правовые нормы классифицируются по различным основаниям.

- По предмету регулирования разделяются на: материальные и процессуальные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.