КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие источники и основные принципы международного права
1. План лекции № 9. Основы международного и международного частного права. Лекция № 9 Бизнес-администрирование КУРС ЛЕКЦИЙ Для студентов специальности Курс лекций разработан преподавателем кафедры бизнес-администрирования ПОПОВЫМ А.А.. Рассмотрен и рекомендован к изданию (использованию) в Институте бизнеса и менеджмента технологий БГУ кафедрой бизнес-администрирования (протокол № 1 от 1.09.2009), НМС (протокол № 1 от 09.09.2009).
1. Понятие, источники и основные принципы публичного международного права. 2. Основы международного частного права.
Учебная литература: 1. Конституция РБ. 2. Основы права РБ. Учебник. Иванов В.С. - Минск, 1998. 3. Основы права. Учебник. Минск: Амалфея, 1998.
Международное право - это совокупность норм, регулирующих взаимоотношения государств и их объединений (международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества. Сущность МП выражается в наиболее общих принципах: 1) общедемократичности; 2) универсальности; 3) антидискриминационности. Международное право является общим для всех государств и отличается от национальных систем права тем, что: 1) не имеет национальной окраски; 2) не входит в правовую систему какого-либо государства; 3) его нормы обязательны для любого государства; 4) является общим кодексом поведения государств на международной арене; 5) выражает интересы всего мирового сообщества. Общедемократическое содержание МП проявляется в закреплении общечеловеческих ценностей, таких как: 1) равенство больших и малых народов; 2) невмешательство во внутренние дела; 3) неприменение силы и угрозы силой. Универсальность МП проявляется: 1) в субъективной сфере - любое государство, независимо от количества населения, степени развития, размера территории, обладает равными правами и обязанностями в международных отношениях; 2) в пространственной сфере - объектом регулирования МП является космическое пространство, дно мировых океанов. Антидискриминационность - в том, что МП не признает ни внутреннюю, ни внешнюю дискриминацию. Запрещается умаление прав человека по мотивам национальности, языка, пола, религии, принадлежности к социальной группе. Функции современного МП: 1) поддержание и обеспечение международного мира (выражается в создании системы коллективной безопасности, закрепленной в уставе ООН.) Она включает комплекс мирных средств разрешения международных споров, к которым обязаны обращаться государства в случае возникновения конфликтных ситуаций между ними, и правом Совета Безопасности - главного органа ООН принимать резолюции о применении санкций (принудительных мер в отношении государства, совершившего агрессию против другого государства); 2) сотрудничество государств в политической, экономической и социальной и иных областях, что обеспечивается заключением двусторонних и многосторонних договоров между ними; 3) международная защита прав человека, которая осуществляется путем разработки международных стандартов в области прав человека, закрепленных Всеобщей декларацией прав человека (1948г.); в Пакте о гражданских и политических правах (1966г.); Пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966г.), обязательных для применения любым государством, и созданием международных органов, контролирующих соблюдение прав человека государствами, имеющих компетенцию рассматривать жалобы государств на нарушения прав человека в других государствах и индивидуальные жалобы граждан на свои государства. (Комиссия по правам человека, Комитет по правам человека.)
Субъекты Международного права. Субъекты М.П. - это коллективные образования, наделенные нормами МП правами и обязанностями и являющиеся или могущие стать участниками международных правоотношений. К ним относятся: 1) государства; 2) нации или народы; 3) международные организации.
Под правосубъектностью в МП понимается: 1) право заключения договора; 2) право обмениваться дипломатическими или консульскими представительствами; 3) право создавать международные организации, вступать в них либо иметь статус наблюдателя; 4) обязанность соблюдать нормы МП; 5) нести ответственность за их нарушение. Государства - первоначальные и основные субъекты МП, обусловившие его возникновение и развитие. Определяющая роль государств объясняется наличием у них суверенитета - способности самостоятельно осуществлять внешнюю политику на международной арене и власть над населением своей территории. Все государства имеют равную правосубъектность. Государство является субъектом МП с момента его возникновения. Его правосубъектность не ограничена временем и наибольшая по объему: государства могут заключать договоры по любому вопросу и по своему усмотрению, они вырабатывают нормы МП, способствуют прогрессивному развитию права, обеспечивают выполнение и прекращают действие этих норм. Государства создают новые субъекты МП (международные организации), определяют содержание объекта международно-правового регулирования. Нация или народ - сравнительно новый субъект МП получивший признание в результате закрепления в Уставе ООН принципа «самоопределения народов». Право народа на самоопределение означает право свободно, без всякого вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. Реализация такого права означает обретение народом политического статуса - создание государства, если нация его не имела, либо присоединение или объединение с другим государством. При наличии государства в рамках федерации или конфедерации нация может выйти из их состава. Правосубъектность нации проявляется: 1) в заключении договоров с другими государствами; 2) в участии в деятельности международных организаций в качестве наблюдателя. К производным субъектам МП относятся международные межправительственные организации. Производные потому, что создаются государствами путем заключения учредительного договора, являющегося уставом организации. Объем правосубъектности, как и ее предоставление, зависит от воли государств - учредителей и закрепляется в уставе международной организации. Поэтому объем правосубъектности у международных организаций не одинаков. Наибольшим объемом обладает ООН. Ее членами являются 192 государства. Республика Беларусь является одним из 50 государств-учредителей ООН, подписав ее Устав на Сан-Францисской конференции в 1945 году. В Уставе ООН закреплены принципы МП. Правомерность любой международной организации определяется соответствием ее уставных принципов принципам Устава ООН. В случае противоречия международных обязательств государств обязательствам по Уставу ООН приоритет отдается Уставу ООН. ООН координирует сотрудничество государств во всех областях их отношений. При возникновении споров между государствами они могут обратиться в международный суд ООН - один из главных органов ООН, который рассматривает иски государств друг к другу, и решение которого они обязаны выполнять. В случае грубого нарушения МП другой главный орган ООН – Совет безопасности имеет право применить санкции против государств-нарушителей Указанные полномочия ООН свидетельствуют о том, что она выступает от имени международного сообщества, и это обстоятельство определяет ее ведущую роль в системе международных межправительственных организаций.
Источники Международного права. Источники МП - формы, в которых воплощаются нормы МП. Основные источники: 1) международный договор; 2) международный обычай. В МП нет, в отличие от национального права, специального органа, который бы разрабатывал и принимал международно-правовые нормы. Субъекты МП, в первую очередь государства, как равные партнеры создают нормы МП.. Договор - соглашение, заключенное между государствами либо между государствами и международными организациями, преимущественно в письменной форме, где закрепляются права и обязанности сторон. Разработка договора представляет собой длительный переговорный процесс, так как государства, руководствуясь национальными интересами, выступают в переговорах с различных позиций. Заключение договора достигается путем согласования позиций и достижения компромисса между государствами-участниками. Порядок заключения договоров определяется: 1) Венской конвенцией о международных договорах государств (1969г.); 2) национальным законодательством государств (Закон Р.Б. «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров Р.Б.» (1991г.). Любой договор, независимо от количества участников (двусторонний или многосторонний), является нормой МП. Разница лишь в территориальной сфере действия, т.к. договор создает права и обязанности лишь для участников. Поэтому двусторонний договор создает локальные нормы, а многосторонний договор - универсальные нормы. Однако не может быть источником МП неправомерный договор, противоречащий принципам МП. Для того чтобы договор стал нормой МП, он должен вступить в юридическую силу: стать обязательным для государств. Признание договора, в зависимости от его условий оформляется либо подписанием органом, уполномоченным законодательством государств (в РБ - Президентом), либо ратификацией - акт высшего органа власти об утверждении (в РБ - законом, принятым Парламентом). Многосторонний договор вступает в силу, когда он набирает определенное количество ратификаций, установленных в договоре. Например, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года требовала для вступления в силу 35 ратификаций со стороны государств. Международный обычай - практика государств, признанная ими в качестве юридически обязательной. Практика государств - это поведение государств в конкретной ситуации, выражающееся в определенных действиях или бездействии, аналогичного и повторяющегося характера. Чтобы практика государств стала обычной нормой, она должна быть признанной ими в качестве юридически обязательной. Такое признание может закрепляться в законодательстве государств, решениях национальных судов, дипломатической переписке. Для процесса формирования норм МП характерно, что они начинают складываться в практике государств, действуют как обычные нормы, а затем при разработке договоров обобщаются и получают закрепление в договоре. Таким образом, происходит взаимодействие обычной и договорной норм МП. Однако вступление в силу международного договора не означает, что обычная норма прекращает свое действие. Не все государства ратифицируют договор, т.к. ратификация является добровольным актом государства. Поэтому, несмотря на принятие международного договора, он создает договорную норму только для государств-участников. Для остальных стран, не подписавших либо не ратифицировавших договор, его положения применяются как обычная норма МП. Так, РБ не ратифицировала Конвенцию по Морскому праву 1982 года, поэтому ее положения могут применяться в отношении РБ как обычные нормы.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |