Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативная система МП




МП - это сложная система взаимосвязанных норм, различных по объекту, сфере действиями юридической силе. Комплекс норм одинаковой функционирующей направленности образует институты МП (институт признания, институт правопреемства, институт международно-правовой ответственности государств).

Совокупность однородных сложившихся норм, относящихся к одному и тому же предмету регулирования, называется отраслью МП,

Система отраслей МП:

1) право международных договоров;

2) право международных организаций;

3) право внешних сношений (дипломатическое и консульское право);

4) международное воздушное право;

5) международное морское право;

6) международное космическое право;

7) право международной безопасности;

8) международное гуманитарное право;

9) международное экологическое право.

Основным системообразующим элементом в МП являются нормы-принципы.

Принципы в МП - руководящие основополагающие начала, составляющие внутреннюю основу всех систем МП, устанавливаю­щие поведение государств во всех сферах международных отно­шений, являющиеся критерием международной законности.

Принципы МП носят императивный характер (обязательны для исполнения любым государством, независимо от того, является ли оно участником договора, в котором закреплен принцип).

Любая норма МП, противоречащая его принципам является
недействительной.

В Венской конвенции о праве международных договоров дается такое определение императивной нормы: норма общего МП, которая признается международным сообществом государств как норма, отклонение от которой недопустимо.

Количество принципов в МП не установлено, но основные из них получили закрепление в Уставе ООН, в Декларации ООН о принципах международных отношений и сотрудничества госу­дарств 1970 года, в заключительном акте совещания по безо­пасности и сотрудничеству в Европе 1975 года. К ним относятся следующие:

1) принцип суверенного равенства, уважение прав, при­сущих суверенитету (юридическое равенство государств в поль­зовании всеми правами, присущими их суверенитету, в признании их равной правосубъектности в международных отношениях в праве свободно выбирать и развивать свои политические и социально-экономические системы);

2) принцип неприменения силы и угрозы силой (воздержание государств от применения силы иди угрозы силой против тер­риториальной целостности или политической системы любого другого государства. Никакие причины не могут оправдывать таких действий государства. Применение силы, или угрозы силой, исключается из средств разрешения международных споров);

3) принцип нерушимости границ (недопустимость посяга­тельства на границы государства, запрещенных действий, направ­ленных на эахват части или целой территории государств);

4) принцип территориальной целостности требует от госу­дарств воздерживаться от любых действий, связанных с наруше­нием территориальной целостности и политической независимости государств, а также не превращать территорию другого государ­ства в объект оккупации с помощью силы или угрозы силы. Никакая оккупация или приобретение территории таким способом не признается законной в МП;

5) принцип невмешательства во внутренние дела (запре­щает государствам прямое или косвенное, индивидуальное или коллективное вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства, независимо от характера их взаимоотношений. Государства обязаны воздерживаться от поли­тического, экономического, военного принуждения с целью подчинения своим интересам прав другого государства и полу­чения преимуществ любого рода. Они должны воздерживаться от любого вида помощи террористической или подрывной деятельности, направленной на насильственное свержение режима другого государства.

6) принцип равноправия и самоопределения народа (право народа в условиях полной свободы самому определять свой политический статус без всякого вмешательства извне и осуще­ствлять по своему усмотрению свое политическое, социальное и экономическое развитие).

Однако, в Декларации о принципах международного права, принятой ООН в 1970 году, специально подчеркивается, что указанный принцип не должен толковаться как «поощрение или санкционирование действий, направленных на расчленение или частичное или полное нарушение территориальной целостности или политического единства государств, действующих в соответ­ствии с принципом равноправия и самоопределения народов и имеющих правительство, представляющее весь народ, живущий на этой территории без различия расы, вероисповедания или цвета кожи»;

7) принцип сотрудничества (призывает государства осуще­ствлять равноправное и взаимовыгодное сотрудничество во всех областях отношений, способствуя развитию взаимопонимания и доверия международному миру и безопасности и росту благосо­стояния народов);

8) принцип уважения прав человека и основных свобод человека (впервые получил закрепление в законодательном акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975г.

Он трактуется, как обязанность государства поощрять и развивать гражданские, политические, социальные, экономические права и свободы, вытекающие из достоинства человеческой личности и обеспечивающие ее развитие;

9) принцип мирного урегулирования споров (требует от го­сударств, в случае конфликтных ситуаций, прибегать на основе сво­бодного выбора к любому из мирных средств, установленных М.П.

К нему относятся: переговоры, обследование, создание следствен­ных комиссий с целью выявления факта, являющегося основанием спора), посредничество (обращение к третьему государству за рекомендацией в разрешении спора), примирение (создание участ­никами спора согласительной комиссии с целью достижения прими­рения сторон), арбитраж, судебное разбирательство (обращение к суду ООН);

10) принцип добросовестного выполнения государством между­народных обязательств (означает, что каждое государство обязано выполнять международные обязательства, как вытекающие из обще­признанных принципов и норм МП, так и из международных договоров.

 

Ответственность государств за нарушение норм МП.

Соблюдение норм МП обеспечивает введение ответственности за их нарушение.

В МП нет системы правоохранительных органов (прокуратура, суд), обладающих полномочиями контролировать и наказывать за нарушение норм. Государства являются субъектами ответственности и реализуют ее путем применения индивидуальных и коллективных мер к государству нарушителю.

В МП, отсутствует конвенция, регулирующая основные виды и формы ответственности. В настоящее время Комиссия МП (вспомо­гательный орган ООН) разрабатывает проект конвенции об ответст­венности государств. Поэтому институт ответственности продолжает базироваться на международном обычае. Ответственность государства наступает в результате нарушения им международного обязательства, независимо от того, обусловлено ли оно международным договором или обычаем.

Противоправное поведение государства выражается в действиях его органов. Государство отвечает за действия любого органа (законодательного, исполнительного, судебного, центрального или местного). Государство не отвечает за противоправное поведение физических или юридических лиц, если явно не установлено, что они действовали от имени государства или по его поручению.

Нарушения международных обязательств делятся на:

1) международные преступления;

2) международные правонарушения (деликты).

Международное преступление - тяжкое нарушение международного обязательства, затрагивающее жизненно важные, основопола­гающие интересы международного сообщества в целом. К ним отно­сятся:

1) агрессия;

2) геноцид;

3) апартеид;

4) рабство;

5) экоцид (грубое и массовое загрязнение окружающей среды).

Международный деликт - обычное нарушение международного обязательства, затрагивающее интересы другого государства. Предусматривается 2 вида ответственности государства:

1) нематериальная;

2) материальная.

Формы нематериальной ответственности:

1) сатисфакция (действия государства-нарушителя, направ­ленные на восстановление чести и достоинства потерпевшего го­сударства. Осуществляется в формах:

а) извинение от имени главы государства и главы правительства государства-нарушителя;

б) отзыв должностного лица, оскорбившего другое государство;

в) привлечение этого лица к ответственности по национальному законодательству;

2) ресторация (восстановление нарушенных прав) - вывод войск из оккупированного государства.

Кроме того, государство может применить контрмеры в ответ на нарушение международного обязательства в форме:

1) реторсии (ответная мера, аналогичная по объему и содер­жанию той, которую применило государство-нарушитель (повышение таможенных пошлин и т. д);

2) репрессалии - индивидуальные принудительные меры потерпевшего государства в ответ на нарушение международ­ного обязательства (приостановление экономических соглашений с государством-нарушителем, разрыв дипломатических отношений и т.д.). Запрещается применение вооруженных репрессалий.

К формам материальной ответственности относятся:

1) репарация (денежное возмещение ущерба);

2) реституция (возвращение выведенных культурных ценностей);

3) субституция (замена культурных ценностей в случае их повреждения, предметами аналогичными по стоимости, либо денежное возмещение).

Если государство совершило международное преступление, то Совет Безопасности ООН принимается решение о введении санкций против него.

С.Б. ООН состоит:

1) 5 постоянных членов: Россия, США, Великобритания, Франция, Китай.

2) 10 непостоянных членов, переизбираемых через 2 года.

"За" - если совпали голоса 5 постоянных и 4 непостоянных членов

Сначала применяются экономические санкции; разрыв диплома­тических, воздушных, железнодорожных сообщений, перерыв почтовой связи. В санкциях участвуют все государства. Если нарушение про­должается, то СБ принимает резолюцию о введении военных санкций применения вооруженных сил ООН (впервые применены в 1991 году к Ираку за агрессию против Кувейта).

После прекращения международного преступления государство-нарушитель по решению СБ несет нематериальную и материальную ответственность. Кроме того, привлекаются к уголовной ответствен­ности физические лица, исполнители международного преступления.

В настоящее время разрабатываются проекты:

1) Кодекса преступлений против мира и безопасности;

2) Конвенции о международном уголовном суде.

Выводы:

I) МП защищает законные интересы государств;

2) особенность МП в том, что в международных отно­шениях не существует надгосударственных меха­низмов принуждения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.