КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормативная система МП
МП - это сложная система взаимосвязанных норм, различных по объекту, сфере действиями юридической силе. Комплекс норм одинаковой функционирующей направленности образует институты МП (институт признания, институт правопреемства, институт международно-правовой ответственности государств). Совокупность однородных сложившихся норм, относящихся к одному и тому же предмету регулирования, называется отраслью МП, Система отраслей МП: 1) право международных договоров; 2) право международных организаций; 3) право внешних сношений (дипломатическое и консульское право); 4) международное воздушное право; 5) международное морское право; 6) международное космическое право; 7) право международной безопасности; 8) международное гуманитарное право; 9) международное экологическое право. Основным системообразующим элементом в МП являются нормы-принципы. Принципы в МП - руководящие основополагающие начала, составляющие внутреннюю основу всех систем МП, устанавливающие поведение государств во всех сферах международных отношений, являющиеся критерием международной законности. Принципы МП носят императивный характер (обязательны для исполнения любым государством, независимо от того, является ли оно участником договора, в котором закреплен принцип). Любая норма МП, противоречащая его принципам является В Венской конвенции о праве международных договоров дается такое определение императивной нормы: норма общего МП, которая признается международным сообществом государств как норма, отклонение от которой недопустимо. Количество принципов в МП не установлено, но основные из них получили закрепление в Уставе ООН, в Декларации ООН о принципах международных отношений и сотрудничества государств 1970 года, в заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года. К ним относятся следующие: 1) принцип суверенного равенства, уважение прав, присущих суверенитету (юридическое равенство государств в пользовании всеми правами, присущими их суверенитету, в признании их равной правосубъектности в международных отношениях в праве свободно выбирать и развивать свои политические и социально-экономические системы); 2) принцип неприменения силы и угрозы силой (воздержание государств от применения силы иди угрозы силой против территориальной целостности или политической системы любого другого государства. Никакие причины не могут оправдывать таких действий государства. Применение силы, или угрозы силой, исключается из средств разрешения международных споров); 3) принцип нерушимости границ (недопустимость посягательства на границы государства, запрещенных действий, направленных на эахват части или целой территории государств); 4) принцип территориальной целостности требует от государств воздерживаться от любых действий, связанных с нарушением территориальной целостности и политической независимости государств, а также не превращать территорию другого государства в объект оккупации с помощью силы или угрозы силы. Никакая оккупация или приобретение территории таким способом не признается законной в МП; 5) принцип невмешательства во внутренние дела (запрещает государствам прямое или косвенное, индивидуальное или коллективное вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства, независимо от характера их взаимоотношений. Государства обязаны воздерживаться от политического, экономического, военного принуждения с целью подчинения своим интересам прав другого государства и получения преимуществ любого рода. Они должны воздерживаться от любого вида помощи террористической или подрывной деятельности, направленной на насильственное свержение режима другого государства. 6) принцип равноправия и самоопределения народа (право народа в условиях полной свободы самому определять свой политический статус без всякого вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, социальное и экономическое развитие). Однако, в Декларации о принципах международного права, принятой ООН в 1970 году, специально подчеркивается, что указанный принцип не должен толковаться как «поощрение или санкционирование действий, направленных на расчленение или частичное или полное нарушение территориальной целостности или политического единства государств, действующих в соответствии с принципом равноправия и самоопределения народов и имеющих правительство, представляющее весь народ, живущий на этой территории без различия расы, вероисповедания или цвета кожи»; 7) принцип сотрудничества (призывает государства осуществлять равноправное и взаимовыгодное сотрудничество во всех областях отношений, способствуя развитию взаимопонимания и доверия международному миру и безопасности и росту благосостояния народов); 8) принцип уважения прав человека и основных свобод человека (впервые получил закрепление в законодательном акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975г. Он трактуется, как обязанность государства поощрять и развивать гражданские, политические, социальные, экономические права и свободы, вытекающие из достоинства человеческой личности и обеспечивающие ее развитие; 9) принцип мирного урегулирования споров (требует от государств, в случае конфликтных ситуаций, прибегать на основе свободного выбора к любому из мирных средств, установленных М.П. К нему относятся: переговоры, обследование, создание следственных комиссий с целью выявления факта, являющегося основанием спора), посредничество (обращение к третьему государству за рекомендацией в разрешении спора), примирение (создание участниками спора согласительной комиссии с целью достижения примирения сторон), арбитраж, судебное разбирательство (обращение к суду ООН); 10) принцип добросовестного выполнения государством международных обязательств (означает, что каждое государство обязано выполнять международные обязательства, как вытекающие из общепризнанных принципов и норм МП, так и из международных договоров.
Ответственность государств за нарушение норм МП. Соблюдение норм МП обеспечивает введение ответственности за их нарушение. В МП нет системы правоохранительных органов (прокуратура, суд), обладающих полномочиями контролировать и наказывать за нарушение норм. Государства являются субъектами ответственности и реализуют ее путем применения индивидуальных и коллективных мер к государству нарушителю. В МП, отсутствует конвенция, регулирующая основные виды и формы ответственности. В настоящее время Комиссия МП (вспомогательный орган ООН) разрабатывает проект конвенции об ответственности государств. Поэтому институт ответственности продолжает базироваться на международном обычае. Ответственность государства наступает в результате нарушения им международного обязательства, независимо от того, обусловлено ли оно международным договором или обычаем. Противоправное поведение государства выражается в действиях его органов. Государство отвечает за действия любого органа (законодательного, исполнительного, судебного, центрального или местного). Государство не отвечает за противоправное поведение физических или юридических лиц, если явно не установлено, что они действовали от имени государства или по его поручению. Нарушения международных обязательств делятся на: 1) международные преступления; 2) международные правонарушения (деликты). Международное преступление - тяжкое нарушение международного обязательства, затрагивающее жизненно важные, основополагающие интересы международного сообщества в целом. К ним относятся: 1) агрессия; 2) геноцид; 3) апартеид; 4) рабство; 5) экоцид (грубое и массовое загрязнение окружающей среды). Международный деликт - обычное нарушение международного обязательства, затрагивающее интересы другого государства. Предусматривается 2 вида ответственности государства: 1) нематериальная; 2) материальная. Формы нематериальной ответственности: 1) сатисфакция (действия государства-нарушителя, направленные на восстановление чести и достоинства потерпевшего государства. Осуществляется в формах: а) извинение от имени главы государства и главы правительства государства-нарушителя; б) отзыв должностного лица, оскорбившего другое государство; в) привлечение этого лица к ответственности по национальному законодательству; 2) ресторация (восстановление нарушенных прав) - вывод войск из оккупированного государства. Кроме того, государство может применить контрмеры в ответ на нарушение международного обязательства в форме: 1) реторсии (ответная мера, аналогичная по объему и содержанию той, которую применило государство-нарушитель (повышение таможенных пошлин и т. д); 2) репрессалии - индивидуальные принудительные меры потерпевшего государства в ответ на нарушение международного обязательства (приостановление экономических соглашений с государством-нарушителем, разрыв дипломатических отношений и т.д.). Запрещается применение вооруженных репрессалий. К формам материальной ответственности относятся: 1) репарация (денежное возмещение ущерба); 2) реституция (возвращение выведенных культурных ценностей); 3) субституция (замена культурных ценностей в случае их повреждения, предметами аналогичными по стоимости, либо денежное возмещение). Если государство совершило международное преступление, то Совет Безопасности ООН принимается решение о введении санкций против него. С.Б. ООН состоит: 1) 5 постоянных членов: Россия, США, Великобритания, Франция, Китай. 2) 10 непостоянных членов, переизбираемых через 2 года. "За" - если совпали голоса 5 постоянных и 4 непостоянных членов Сначала применяются экономические санкции; разрыв дипломатических, воздушных, железнодорожных сообщений, перерыв почтовой связи. В санкциях участвуют все государства. Если нарушение продолжается, то СБ принимает резолюцию о введении военных санкций применения вооруженных сил ООН (впервые применены в 1991 году к Ираку за агрессию против Кувейта). После прекращения международного преступления государство-нарушитель по решению СБ несет нематериальную и материальную ответственность. Кроме того, привлекаются к уголовной ответственности физические лица, исполнители международного преступления. В настоящее время разрабатываются проекты: 1) Кодекса преступлений против мира и безопасности; 2) Конвенции о международном уголовном суде. Выводы: I) МП защищает законные интересы государств; 2) особенность МП в том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |