Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка к семинарским занятиям




Значительную роль в изучении учебной дисциплины выполняют семинарские занятия, которые призваны, прежде всего, закреплять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, изучения действующего законодательства, ознакомления с учеб­ной и научной литературой. Тем самым семинары способству­ют получению магистрантами наиболее качественных знаний, по­могают приобрести навыки самостоятельной работы, позволя­ют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.

Семинарские занятия преподаватель может проводить в различных формах: обсуждение вопросов темы, докладов, выполнение письменных работ, моделирование проблемных ситуаций, ролевых игр, обсуждение презенаций по темам настоящей программы и т.д.

Приступая к подготовке темы семинарского занятия, магистранты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом, а также учебной программой по данной теме. Учебная програм­ма позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сори­ентироваться при проработке вопроса, способствует структури­рованию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие кон­спекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнитель­ной литературой и нормативными актами, рекомендованными к этому занятию.

Для глубокого познания той или иной дисциплины необходимым является знакомство с периодической научной печатью. Научные периодические издания представляют, как правило, обоснованные точки зрения по тем или иным научно-практическим вопросам. Причем это могут быть как устоявшиеся мнения, так и новые, спорные позиции.

Сначала следует просто прочесть весь имеющийся материал. Второе прочтение должно делаться с карандашом в руках, если книга приобретена студентом, или он пользуется ксерокопией. Ещё лучше в этом случае пользоваться цветными ручками, которыми необходимо подчеркивать главное, а также спорные моменты. Если книга является библиотечной, то необходимо делать выписки на листке бумаги, который выполняет роль полей книги в этом случае.

Затем следует также дважды прочесть первоисточник – тот памятник права (источник права соответствующего периода), изучению которого посвящён семинар. Первое прочтение – ознакомительное. Второе нацелено на выявление студентом конкретных правовых институтов в тех или иных нормах первоисточника. Если студент работает с ксерокопией или собственной книгой, где приведён первоисточник, то рекомендуется указывать на полях напротив соответствующих статей нормативного акта наименование правового института, нормы которого изложены в данной статье.

Далее предлагается к наиболее важным и сложным воп­росам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование не­которых нормативных актов и дополнительной литературы также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. При определении объема конспекта необходимо руководствоваться следующим принципом: конспект должен быть таким, чтобы по нему студент смог ответить на все вопросы семинара.

Студенты должны готовить все вопросы соответствующего заня­тия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям изучаемой дисциплины. Отвечать на тот или иной вопрос учащимся рекомендует­ся наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свобод­но оперировать юридическими понятиями и категориями.

Изучив весь имеющийся материал и записав конспекты ответов в семинарскую тетрадь, студент должен обязательно прорепетировать свои ответы. Нередко приходится встречать полные семинарские тетради и неспособность студента пересказать написанное. Пересказывать необходимо учиться дома, лучше всего перед зеркалом или в присутствии слушателей из числа домашних. Зачастую студент вполне справляется с пересказом художественных произведений, но не способен пересказать научный текст. Это объясняется невладением научной терминологией. В связи с этим следует заучивать наизусть некоторые определения.

Такая качественная подготовка к семинарскому занятию – залог успешного усвоения материала.

Если такая качественная подготовка ведется на протяжении всего семестра, то при подготовке к зачету или экзамену достаточно прочитать свою семинарскую тетрадь для обновления в памяти изученных тем. И только темы, которые не выносились на рассмотрение на семинар, потребуют больших усилий.

Смысл семинара не только в том, чтобы выявить знания студентов, но и в том, чтобы активизировать, углубить изучение ими той или иной проблемы. Задача семинара заключается также в формировании у студентов навыков публичного выступления, выработки юридического мышления, умения ясно, последовательно, логично и аргументировано излагать свои мысли.

Путем коллективного обсуждения в аудитории под руководством преподавателя лучше усваиваются наиболее сложные и важные вопросы курса, происходит их углубленное изучение, вырабатывается творческое мышление. В конце семинарского занятия преподаватель анализирует выступления студентов, отмечает лучшие выступления, а также тех, кто слабо подготовился к занятию. Семинар или практическое занятие, таким образом, позволяет преподавателю контролировать изучение студентами учебных дисциплин.

При выступлении на семинаре или практическом занятии студент может пользоваться своим конспектом для цитирования первоисточника. Конспект подскажет план выступления, основные мысли, которые следует обсудить в аудитории. Во время занятия необходимо внимательно слушать выступления товарищей по группе, отмечать спорные или ошибочные положения в них, вносить поправки, представлять свои решения и обоснования обсуждаемых проблем.

В конце семинара, когда преподаватель подводит его итоги, студенты, с учетом рекомендаций преподавателя и выступлений сокурсников, дополняют или исправляют свои конспекты, составленные при подготовке к семинару.

Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов в ВУЗе является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в обучении и социализации личности. Поэтому она должна стать эффективной и целенаправленной работой студента.

Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.

Студент должен самостоятельно заниматься не менее 4 часов ежедневно. Лучше всего это делать в читальном зале библиотеки.

К формам самостоятельной работы относится изучение и конспектирование законодательных актов, трудов философов-правоведов. Необходимость глубокого знания законодательного материала обусловлена спецификой будущей профессии. Законодательный материал, к которому обращаются студенты в процессе обучения, имеется в читальном зале библиотеки.

Для целей изучения философии права составлены специальные хрестоматии, в которых собраны памятники права, труды зарубежных авторов, а также работы дореволюционных российских философов права или выдержки из них. Помощь студенту в поиске нужного нормативного акта или источника права всегда может оказать справочный отдел библиотеки, профессорско-преподавательский состав кафедр.

Изучая самостоятельно законодательный и другой нормативный материал, полезно ознакомиться с изданиями, имеющимися в библиотеке факультета.

Над учебниками, учебными пособиями и дополнительной литературой студенты должны работать при подготовке к лекциям, семинарам и практическим занятиям, коллоквиумам, зачетам и экзаменам, при написании курсовой работы. Работать над литературой студент может не только в читальном зале библиотеке КубГУ и юридического факультета, но и в городском и краевом архивах, документами которых можно воспользоваться при изучении той или иной проблемы, особенно при написании доклада в научном кружке или при подготовке курсовой работы.

При самостоятельной работе студенты должны пользоваться справочной литературой (энциклопедиями, словарями, статистическими сборниками), которые имеются в читальных залах библиотек. В последние годы развиваются новые формы самостоятельной работы студентов с применением технических средств информации и контроля.

Формирование основ информационного общества предъявляет высокие требования к сложившейся системе образования и ее результатам. Сегодня процесс обучения и получения информации немыслим без употребления информационных технологий и оргтехники.

Юридическая информация (т.е. сведения о фактах, событиях, явлениях и процессах в области истории государства и права) в традиционных формах ее существования (печатный текст на бумажных носителях), конечно же, не утрачивает своего значения. Однако сегодня в юридической деятельности все большую роль начинают играть компьютерные технологии: персональный компьютер, компьютерные сети и Internet, ставшие привычными, удобными и практически неисчерпаемыми источниками юридической информации.

В настоящее время в России сформировался достаточно развитый рынок электронных поисковых систем по российскому законодательству. К наиболее крупным компаниям, производящим электронные правовые базы и обеспечивающим техническую и информационную поддержку, относятся «Консультант-Плюс», «Гарант», «Кодекс» и др. При огромном количестве нормативно-правовых актов и их непрерывном изменении такие правовые системы, с их полнотой, систематизированностью и регулярным обновлением, становятся для юриста незаменимыми.

Много полезной информации студент может почерпнуть при посещении библиотечных сайтов, содержащих сведения об имеющейся в данных библиотеках литературе. Internet позволяет посетить сайты таких крупнейших библиотек, как Российская национальная библиотека, научная библиотека МГУ, Российская государственная библиотека и т.д.

Электронные учебники возможно посмотреть в электронной библиотеке КубГУ на двух сайтах http://www.biblioclub.ru/ и http://e.lanbook.com/.

Кроме того, в сети Internet есть целый ряд виртуальных библиотек. Наиболее полная коллекция адресатов библиотечных сайтов расположена на www.students.ru/ library/ libraries.htm. Информация об исторических и историко-юридических сайтах расположена по адресу: www.hist.msu.ru/ER/sources.htm/.

Internet располагает и специальной юридической литературой: здесь можно найти статьи практически по всем проблемам права, методическую литературу и даже учебники и монографии. Самый полный перечень правовых ресурсов сети Internet находится на сайте: www.vic.spb.ru/law/netlaw/Resurs.htm.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.