КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Порядок проведения торгов
К установленному тендерным комитетом сроку закрытия торгов их участники готовят комплексные технические и коммерческие предложения. С целью сохранения коммерческой тайны участники торгов передают свои предложения в последние минуты перед закрытием торгов. После закрытия торгов участники не имеют права менять условия своих предложений и обязаны в случае получения заказа выполнить его строго в соответствии с представленными предложениями. Чтобы исключить возможность отказа участников от своих предложений, условия торгов предусматривают обязанность претендентов предоставлять банковские гарантии серьезности предложений (bid bond) в размере 1—3%отобщей суммы предложения. В день закрытия торгов тендерные комитеты организуют публичное вскрытие предложений. В присутствии всех участников торгов руководители тендерных комитетов вскрывают пакеты с предложениями, называют фирмы или составы консорциумов, подавших предложения, а также объявляют предложенные участниками цены. Такие торги называются гласными. При проведении негласных торгов тендерные комитеты не производят публичного вскрытия предложений и не объявляют ни состава участников, ни предложенных ими условий. Объявление цен предложений еще не позволяет судить о том, кто из участников торгов получит заказ. Тендерные комитеты в течение определенного срока (от 1 до 3 месяцев) изучают представленные предложения в комплексе с техническими характеристиками, ценами, условиями кредитов и платежей, которые могут иметь существенные различия у участников. Каждый тендерный комитет пользуется своей методикой сопоставления предложений. В процессе рассмотрения предложений тендерные комитеты имеют право обращаться к участникам с просьбами сделать дополнительные уточнения и разъяснения их предложений. Нередко это право используется тендерными комитетами как повод для дополнительного уторгования предложений участников в свою пользу. Если участники торгов по каким-либо каналам получают информацию о конкурентоспособности своих предложений, то они, давая разъяснения и уточнения, имеют возможность косвенно улучшить технические и коммерческие условия. Известны случаи, когда тендерные комитеты явно преднамеренно способствовали утечке информации о положении участников торгов. Такая практика является грубым нарушением общепринятого порядка торгов. Особенно часто подобные нарушения допускаются при проведении торгов в странах с коррумпированной системой государственного управления. Другие участники торгов, чьи интересы оказываются ущемленными, практически не имеют никаких прав опротестовать действия и решения тендерных комитетов. При гласных торгах решения тендерных комитетов о передаче заказов победителям, а также информация о приведенных ценах других участников публикуется в печати или сообщается заинтересованным фирмам. При негласных торгах тендерные комитеты не публикуют никакой информации. Решение о передаче заказов при негласных торгах сообщается победителям в конфиденциальной форме. Негласные торги обычно проводятся в тех случаях, когда покупатели планируют дополнительное размещение аналогичных заказов и не хотят ориентировать конкурентов в уровне приемлемых условий. В Скандинавских и ряде других стран законодательства предписывают проведение только негласных торгов. Последовательность проведения торгов с указанием действий заказчиков и претендентов графически представлена на рис. 13.1.
Контракты подписываются после предоставления поставщиками или подрядчиками банковских гарантий должного исполнения обязательств (performance bond) в размерах до 10% от общей суммы полученного заказа. Размещение заказов через торги дает значительное преимущество покупателям. Проведение торгов обостряет конкуренцию между поставщиками, а в случае участия в них консорциумов поднимает ее на уровень состязания союзов крупнейших компаний. В результате такого обострения конкурентной борьбы заказы получают компании или консорциумы фирм, нередко пользующиеся экономической поддержкой своих правительств и имеющие возможность при участии в торгах предлагать на свои товары и услуги более низкие цены, обеспечивая тем самым получение прибыли и сверхприбыли за счет государственного стимулирования экспорта. Одной из наиболее сложных проблем при участии в торгах является определение оптимального уровня цены предложения, которая для получения заказа должна быть относительно ниже цен конкурентов, но в интересах повышения эффективности экспорта такой разрыв должен быть минимальным. При этом всегда надо принимать во внимание правовые нормы, регулирующие проведение торгов в каждой стране, поскольку они в большинстве случаев предусматривают приоритет получения заказов местными национальными фирмами при незначительной разнице с ценами иностранных участников торгов. Так, в США и Канаде правилами, регламентирующими порядок проведения торгов, установлен барьер префенциальных цен, равный 6%. Если цены предложений иностранных участников торгов, объявленных американскими заказчиками, ниже цен предложений американских поставщиков менее чем на 6%, тендерные комитеты обязаны отдавать предпочтение национальным фирмам. Обострение проблемы сбыта и конкуренции на мировом рынке влияет на ужесточение условий торгов. Тендерные комитеты имеют право произвольно переносить сроки закрытия торгов и рассмотрения предложений, аннулировать торги без объявления причин, если, по мнению комитетов, не представлено предложений, отвечающих их требованиям. Участники торгов при передаче своих предложений обязаны давать письменные подтверждения, что они согласны с прилагаемыми к торгам условиями будущих контрактов, в которых обычно предусматривается повышенная ответственность поставщиков за качество и сроки выполнения обязательств, расширяется их ответственность по претензиям покупателей, третьих лиц и организаций, включается подсудность сторон местным судам и т.д. Несмотря на все сложности, связанные с участием в торгах, российские внешнеторговые компании накопили значительный опыт и используют этот метод работы на внешнем рынке при борьбе за получение заказов на машины и оборудование из промышленно развитых капиталистических и развивающихся стран. Имеется опыт получения через торги заказов на крупные партии энергосилового и электротехнического оборудования, на тепловозы, мощные дизельные генераторы, большегрузные автомобили, дорожно-строительное и другое оборудование. Однако российские внешнеторговые компании еще недостаточно используют международные торги при импорте комплектного оборудования и привлечении иностранных фирм к сооружению объектов на условиях «под ключ». В России, в отличие от многих зарубежных стран, не принято федерального закона о торгах, который регулировал бы порядок и условия проведения внутренних и международных торгов на закупки товаров, а также на выполнение подрядных работ и привлечение инвестиций. Требует обновления Закон РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» и постановление Правительства РФ «Об организации работ по реализации Закона Российской Федерации "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" от 27 августа 1992 г.». Для повышения эффективности импорта следовало бы принять федеральный закон, обязывающий предприятия и фирмы с определенной долей государства в их уставных капиталах осуществлять крупные закупки только через торги, что могло бы отсечь от этой сферы криминальные структуры. Размещение подрядных заказов для федеральных нужд регулируется разработанным Госкомимуществом РФ и Госстроем РФ Положением о подрядных торгах от 13 апреля 1993 г. и изменениями к нему, содержащимися в Приложении к распоряжению Минстроя России и Госкомимущества РФ от 18 октября 1994 г., которое содержит ряд отступлений от рекомендаций ЮНИДО (Организация ООН по промышленному развитию). Так, например, в п. 2.7 предусматривается возможность включения в тендерные комитеты представителей МВЭСиТ России, Минфина России, Минстроя России, представителей исполнительной власти субъектов РФ и других заинтересованных министерств и ведомств. На практике это приводит к неоправданному расширению тендерных комитетов, превращая их из оперативных коммерческих органов в аморфные организации, где сталкиваются ведомственные, местные, корпоративные и даже криминальные интересы в ущерб экономической целесообразности. Более того, в такой атмосфере невозможно обеспечить строгую конфиденциальность оценки предложений конкурентов и объективность принятия решений, что снижает преимущества торгов. Особенно назрела необходимость разработки условий и порядка проведения торгов для привлечения прямых внутренних и иностранных инвестиций.
Глава 14. Торговля промышленной и интеллектуальной собственностью
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |