Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Существует большое количество определений организационной структуры управления производством, и отличаются они за уровнем детализации исследуемого объекта




3.

2.

1.

Существует большое количество определений организационной структуры управления производством, и отличаются они за уровнем детализации исследуемого объекта. Приведем некоторые из них:

! Организационная структура – это конструкция организации, на основе которой осуществляется управление фирмой.

! Организационная структура управления определяется также как состав, взаимосвязи и соподчинение организационных единиц (подразделений) аппарата управления, которые выполняют разные функции управления организацией.

! Организационная структура определяет состав и соотношение различных уровней в организации производства, а также формы этой организации.

Основными элементами организационной структуры управления являются:

1. Состав и структура функций управления

2. Количество работников для реализации каждой управленческой функции

3. Профессионально-квалификационный состав работников аппарата управления.

4. Состав самостоятельных структурных подразделений

5. Количество уровней управления и разделение работников между ними

6. Информационные связи.

 

Чем более усовершенствована организационная структура управления, тем эффективнее влияние на процесс производства. Для этого организационная структура должна отвечать определенным требованиям:

1. Адаптивность – способность организационной структуры приспосабливаться к изменениям, которые происходят во внешней среде.

2. Гибкость и динамичность – способность четко реагировать на изменение спроса, усовершенствование технологии производства, появление инноваций

3. Адекватность – постоянное соответствие организационной структуры параметрам управляемой системы

4. Оптимальность – установление рациональных связей между уровнями и звеньями управления.

5. Надежность – гарантированность достоверной передачи информации

6. Экономичность - соответствие затрат на содержание органов управления возможностям организации.

 

Факторы, влияющие на построение организационной структуры.

1. Размеры производственной деятельности фирмы

2. Производственный профиль фирмы (специализация на производстве одного вида продукции или широкомасштабной номенклатуры)

3. Характер продукции и технология ее производства (продукция добывающих или перерабатывающих производств, массовое или серийное производство)

4. Сфера интересов фирмы (ориентация на местный, национальный или внешний рынок)

5. Масштабы зарубежной деятельности и формы ее осуществления (наличие дочерних предприятий за границей, в том числе производственных, сбытовых и т.д.).

6. Характер объединения (концерн, финансовая группа и т.д.)

Теория менеджмента выделяет два класса организационных структур управления производством:

1. Бюрократические структуры

2. Адаптивные структуры.

Бюрократические (механистические) организационные структуры характеризуются высоким уровнем разделения труда, развитой иерархией управления, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, подбором кадров по деловым и профессиональным качествам.

Концепция бюрократии была сформулирована немецким социологом Максом Вебером в начале 20 в.

Характеристики рациональной бюрократии

Содержание отдельных характеристик
  Четкое разделение руда, которое приводит к появлению высококвалифицированных специалистов на каждой должности
  Иерархичность управления, согласно которой каждый нижний уровень контролируется высшим и подчиняется ему
  Наличие системы обобщенных формальных правил и стандартов, которые обеспечивают однородность выполнения обязанностей
  Объективизм, с которым официальные лица выполняют должностные обязанности
  Найм на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями

 

Большинство современных организаций являются вариантами бюрократии. Причина такого длительного и широкомасштабного использования бюрократических структур состоит в том, что их характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг, всех видов государственных учреждений (объективность принятия решений, продвижение работников на основе их компетентности, концепция социального равенства и т.д.)

Термин бюрократия часто ассоциируется с канцелярской волокитой, безрезультатной деятельностью, что обычно встречается в повседневной жизни. Однако первопричиной всех этих негативных явлений является не бюрократия как таковая, а недостатки в реализации правил работы и целей организации., а также обычные трудности, связанные с размером организации, поведением работников.

Вместе с тем есть целый ряд научных трудов, в которых бюрократические структуры критикуются за их неспособность к внедрению нововведений и отсутствие достаточной мотивации персонала.

Адаптивные (органические) структуры разрабатываются и внедряются с целью обеспечения возможностей реагировать на изменения внешней среды и внедрять новую наукоемкую технологию.

Начиная с 60-х гг. некоторые организации столкнулись с такой ситуацией, когда внешние условия их деятельности изменялись так быстро, проекты становились настолько сложными, а технология развивалась так стремительно, что недостатки бюрократических структур управления начали превышать их позитивные черты. Поэтому организации стали разрабатывать и внедрять новые, более гибкие типы организационных структур, которые основываются на целях и допущениях. Однако адаптивные структуры нельзя в любой ситуации считать более эффективными, чем бюрократические.

Бюрократические и адаптивные структуры являются крайностями, а реальные структуры реальных организаций находятся между ними и имеют признаки бюрократических и адаптивных структур в разных соотношениях. Кроме того, часто бывает так, что разным подразделениям в одной организации присущи разные структуры. Так, например, руководство крупной организации использует в производственных подразделениях бюрократические структуры, а в научно-исследовательских – адаптивные.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.