Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья




Период IX—XIII вв. в востоковедении считается эпохой восточного Ренессанса, поскольку задолго до европейского Возрождения ученые арабо-мусульманского мира подвергли глубокому изучению духовное наследие античности.

Восприятие и толкование философских трудов античности приводило к развитию рационалистичес­ких тенденций в мусульманской теологии, возникновению самобытной философии, значительный вклад в разработку которой внесли многие ученые-энциклопедисты Ближнего и Среднего Востока. Первые переводы Аристотеля на араб­ский язык осуществили сирийские врачи, приглашенные в Багдад еще в VIII в., где был создан так называемый «Дом мудрости», в котором происходили диспуты таких великих мыслителей, как Фараби, Кинди, Ибн Сина, Ибн Рушд и др. Комментирование ими трудов Аристотеля и Платона способствовало развитию общенаучного знания.

Арабский аристотелизм был тесно связан с конкретными науками: математикой, астрономией, медициной и в значи­тельно меньшей степени с религией ислама. В своих воззре­ниях ученые Ближнего Востока выходили на идею о вечнос­ти мира. Их волновали проблемы соотношения Бога и чело­века, человека и природы, определения границ религии и науки. Несмотря на то, что вслед за Платоном и Аристоте­лем они признавали божественное начало как первопричи­ну всех причин, они в то же время высоко оценивали зна­ния, основанные на опыте и логических доказательствах.

Главным в учении о человеке и его воспитании у восточ­ных мыслителей выступало стремление проникнуть в суть человеческой природы. С этой целью они обращались к, условно говоря, практической философии, имеющей в центре своего внимания поведение, деятельность, функции челове­ка. Природа индивида рассматривалась ими как с биолого-психологической, так и с социальной стороны. Придержи­ваясь аристотелевского тезиса о социальной сущности че­ловека, восточные мыслители средневековья в своей философии обращали внимание на социальную сторону вос­питания. Человек не может быть независимым в реализации своих личных потребностей, считал Авиценна, поскольку он удовлетворяет их не иначе, как в общении с другими пред­ставителями человеческого рода. Вследствие этого необхо­димо соглашение между людьми, установление норм спра­ведливости и закона, которым законодатель должен придать статус обязательности.

Социальная функция воспитания человека согласно этой теории состоит в соблюдении этических норм, стремлении к образованности, помогающей усвоить эти нормы, и в ов­ладении приемами самопознания и самовоспитания. При этом воспитание и образование должны неизменно подчи­няться законам эволюции и прогресса. Высшая цель воспи­тания, по мнению восточных ученых, — это достижение счас­тья, формулу которого составляет сумма духовных навыков и благородных качеств человеческого характера.

Содержание философских трактатов того времени позво­ляет судить о круге проблематики, волновавшей средневеко­вых мыслителей Востока. Уже в самих названиях этих трудов были заложены острейшие педагогические проблемы: «Трак­тат об образцовом учении, основах знания и об уме молоде­жи» Фараби, «О воспитании обучающихся» Туей и др.

Появление плеяды ученых-энциклопедистов во многом определило дальнейшее развитие педагогической мысли не только в странах Востока, но и во всем мире. Это были гу­манисты по своим нравственным принципам, вклад кото­рых в разработку педагогических идей нельзя переоценить.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.