КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Русского литературного языка
Тема 3. Функциональные стили
Цели изучения темы: получить системное представление о функциональных стилях речи, научиться редактировать научный текст (лексический и морфологический аспекты). Литература 1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д, 2000. – С. 59-68. 2. Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова. – М., 2000. – С. 70-72, 73-94. 3. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: учебник / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Саввова. – М., 2004. – С. 96-110. 4. Русский язык и культура речи: учеб.-метод. пособие / сост. О.О. Юрченко, – Улан-Удэ, 2005. – С. 33-48. 5. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. – СПб., 2005.– С. 105-119. 6. Десяева Н.Д. Культура речи педагога / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова. – М., 2003. – С. 54-74. 7. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: учебник для вузов / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М., 1997. – С. 17-32.
Задания по теме Задание 1. Заполните таблицу стилеобразующих факторов функциональных стилей. Используйте материал для справок.
Материал для справок
1. Сфера общения: общественно-политическая, научная, правовая, бытовая. 2. Цель общения: передача информации; убеждение; предписание или указание; соблюдение этикета; эстетическое воздействие. 3. Способ общения: а) массовый, личный; б) контактный, неконтактный, косвенно контактный. 4. Функция (языка и) речи: коммуникативная, воздействия, этикетная, эстетическая. 5. Вид речи: монолог, диалог, полилог. 6. Форма речи: письменная, устная. 7. Способ изложения материала: формально-логический, констатация или утверждение, произвольный (прерывистость и непоследовательность с логической точки зрения), художественно-образная конкретизация.
8-13. Объективность, точность, ясность, экспрессивность, стандартизованность, полнота изложения: «есть» (+), «нет» (-).
Таблица 6 Стилеобразующие факторы
Задание 2. Заполните таблицу жанров. Используйте материал для справок.
Материал для справок: монография, доклад, репортаж, реферат, аннотация, патентное описание, словарь, передовая статья, справочник, каталог, очерк, диссертация, записка, отчет о проведении научно-исследовательской работы, автореферат диссертации, беседа на бытовую тему, методическое пособие, спор, частное письмо, статья, личный дневник, лекция, доверенность, заявление, учеб ник, сопроводительное письмо.
Таблица 7 Жанры
Задание 3. Заполните таблицу, используя материал для справок.
Материал для справок: термины, профессионализмы, профессиональные жаргонизмы, высокий процент употребления существительных, канцеляризмы, глаголы со значением предписания (долженствования), высокий процент употребления инфинитивов, образные сравнения, клише, экспрессивно-окрашенная лексика, фразеологизмы, просторечные слова, высокий процент употребления глаголов в личной форме, высокий процент сложноподчиненных предложений, низкий процент сложноподчиненных предложений, короткие предложения, длинные распространенные предложения.
Таблица 8
Задание для самоконтроля Прочитайте текст и подчеркните слова, не соответствующие научному стилю. Существует факт, или, если угодно, закон, управляющий всеми явлениями природы, всем, что было известно до сих пор. Название его – сохранение энергии. Он утверждает, что существует определенная величина, называемая энергией, которая не меняется ни при каких превращениях, происходящих в природе. Само это утверждение весьма и весьма отвлеченно; это по существу математический принцип, утверждающий, что существует некоторая численная величина, которая не изменяется ни при каких обстоятельствах. Это отнюдь не описание механизма явления или чего-то конкретного, просто-напросто отмечается то странное обстоятельство, что можно подсчитать какое-то число и затем спокойно следить, как природа будет выкидывать любые свои трюки, а потом опять подсчитать это число – и оно останется прежним. (Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике.- М., 1977) Тема 4. Культура речи: нормативный, коммуникативный,
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |