Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русского литературного языка




Тема 3. Функциональные стили

 

Цели изучения темы: получить системное представление о функциональных стилях речи, научиться редактировать научный текст (лексический и морфологический аспекты).

Литература

1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д, 2000. – С. 59-68.

2. Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова. – М., 2000. – С. 70-72, 73-94.

3. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: учебник / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Саввова. – М., 2004. – С. 96-110.

4. Русский язык и культура речи: учеб.-метод. пособие / сост. О.О. Юрченко, – Улан-Удэ, 2005. – С. 33-48.

5. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. – СПб., 2005.– С. 105-119.

6. Десяева Н.Д. Культура речи педагога / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова. – М., 2003. – С. 54-74.

7. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: учебник для вузов / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М., 1997. – С. 17-32.

 

 

Задания по теме

Задание 1. Заполните таблицу стилеобразующих факторов функциональных стилей. Используйте материал для справок.

 

Материал для справок

 

1. Сфера общения: общественно-политическая, научная, правовая, бытовая.

2. Цель общения: передача информации; убеждение; предписание или указание; соблюдение этикета; эстетическое воздействие.

3. Способ общения: а) массовый, личный; б) контактный, неконтактный, косвенно контактный.

4. Функция (языка и) речи: коммуникативная, воздействия, этикетная, эстетическая.

5. Вид речи: монолог, диалог, полилог.

6. Форма речи: письменная, устная.

7. Способ изложения материала: формально-логический, констатация или утверждение, произвольный (прерывистость и непоследовательность с логической точки зрения), художественно-образная конкретизация.

 

8-13. Объективность, точность, ясность, экспрессивность, стандартизованность, полнота изложения: «есть» (+), «нет» (-).

 

 

Таблица 6

Стилеобразующие факторы

 

  Научный Официально-деловой Публицистический Разговорный Художественный
1. Сфера общения          
2. Основные цели общения          
3. Способ общения          
4. Основная функция (языка и) речи          
5. Типичный вид речи          
6. Основная форма речи          
7. Способ изложения материала          
8. Полнота изложения (смысловая законченность)          
9. Объективность          
10. Точность          
11. Ясность          
12. Экспрессивность          
13. Стандартизованность          

 

 

Задание 2. Заполните таблицу жанров. Используйте материал для справок.

 

Материал для справок: монография, доклад, репортаж, реферат, аннотация, патентное описание, словарь, передовая статья, справочник, каталог, очерк, диссертация, записка, отчет о проведении научно-исследовательской работы, автореферат диссертации, беседа на бытовую тему, методическое пособие, спор, частное письмо, статья, личный дневник, лекция, доверенность, заявление, учеб ник, сопроводительное письмо.

 

Таблица 7

Жанры

Стили речи
Научный Официально-деловой Публицистический Разговорный
       
       
       
       
       
       

 

 

Задание 3. Заполните таблицу, используя материал для справок.

 

Материал для справок: термины, профессионализмы, профессиональные жаргонизмы, высокий процент употребления существительных, канцеляризмы, глаголы со значением предписания (долженствования), высокий процент употребления инфинитивов, образные сравнения, клише, экспрессивно-окрашенная лексика, фразеологизмы, просторечные слова, высокий процент употребления глаголов в личной форме, высокий процент сложноподчиненных предложений, низкий процент сложноподчиненных предложений, короткие предложения, длинные распространенные предложения.

 

 

Таблица 8

 

  Научный стиль Официально-деловой стиль Публицистический стиль Разговорный стиль
Лексика        
Морфология        
Синтаксис        

 

Задание для самоконтроля

Прочитайте текст и подчеркните слова, не соответствующие научному стилю.

Существует факт, или, если угодно, закон, управляющий всеми явлениями природы, всем, что было известно до сих пор. Название его – сохранение энергии. Он утверждает, что существует определенная величина, называемая энергией, которая не меняется ни при каких превращениях, происходящих в природе. Само это утверждение весьма и весьма отвлеченно; это по существу математический принцип, утверждающий, что существует некоторая численная величина, которая не изменяется ни при каких обстоятельствах. Это отнюдь не описание механизма явления или чего-то конкретного, просто-напросто отмечается то странное обстоятельство, что можно подсчитать какое-то число и затем спокойно следить, как природа будет выкидывать любые свои трюки, а потом опять подсчитать это число – и оно останется прежним.

(Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские

лекции по физике.- М., 1977)

Тема 4. Культура речи: нормативный, коммуникативный,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.