Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Другие версии о роли СН и способах защиты от них




Классическая схема развития напряжения

Для реализации деятельности, направленной на удовлетворение какой-либо потребности человеческий организм приходит в так называемое состояние напряжения (СН). Состояние напряжения – форма мобилизации внутренних резервов организма, сопровождающаяся физиологическими реакциями и эмоциональными переживаниями. Это приспособительная реакция организма, обеспечивающая выживание в различных по степени сложности ситуациях.

 
 

Состояния напряжения возникают непроизвольно на уровне подсознания, они не подвластны ни нашим желаниям, ни усилиям воли. Управлять ими можно лишь косвенно, опираясь только на те эмоциональные переживания, которые сопровождают СН. Для управления СН необходимо знать механизм развития напряжения (рис. 7.4, рис. 7.5).

В соответствии с современными представлениями о развитии напряжений (другое принятое название «стресс») состояния напряжения пропорциональны силе потребности и вероятности ее удовлетворения. Под вероятностью удовлетворения подразумевают разницу между необходимыми и имеющимися материально-энергетическими ресурсами (МЭР) для удовлетворения данной потребности.

Материально-энергетические ресурсы, необходимые для решения задачи, определяются ее сложностью. Имеющиеся фактически ресурсы пропорциональны: материально-энергетическому потенциалу конкретного человека; имеющейся у него информации (на уровне сознания и подсознания) о предстоящей задаче и возможных вариантах способов его решения; имеющемуся реально времени для ее решения.

Для каждого конкретного человека можно выделить предельный, допустимый и средний уровень МЭР. Считается, что опасно находиться в зоне решения таких задач, которые требуют затрат МЭР ниже среднего. Это зона отсутствия тренинга (рис. 7.5, нулевая зона).

Следует стремиться к решению таких задач, когда затраты МЭР находятся в диапазоне от среднего до допустимого (рис. 7.5, зона 1). Это зона тренинга всего организма. Умение находится в этой зоне как раз и обеспечивает высокий уровень здоровья.

В диапазоне от допустимого до максимального не следует пребывать слишком долго (защита временем), а возникшие физиологические сдвиги можно снимать двигательной активностью (рис. 7.5, зона 2).

 
 

При невозможности решить задачу и сохранении актуальности ее для человека происходит процесс исчерпания МЭР (рис. 7.5, зона 3), они быстро падают до среднего уровня (депрессия, угнетение, подавление иммунитета).

И если не удается достаточно быстро выйти из этого состояния, то происходит переход в зону 4 (см. рис. 7.5), где возможна поломка механизмов защиты и адаптации и возникновение заболеваний.

Следить за тем, в каком состоянии вы находитесь, можно по состоянию эмоций. Если у вас эйфория, ощущение «крыльев за спиной» (например, состояние влюбленности, или решение очень вами любимых творческих задач), то вы пребываете там, где нужно (рис. 7.5, зона 1). Если у вас проблемы, но вы настроены на решение задачи, вы находитесь в зоне 2. Если вы поняли, что задача не разрешима – вы в зоне 3. Если вы слишком долго не можете выбраться из депрессии, то процесс сам собой перейдет в зону 4, а это уже болезнь.

Человеку ежедневно приходится решать массу задач в условиях неполноты информации, недостаточности времени и ресурсов. И даже самые элементарные проблемы неизбежно приводят к достаточно высоким степеням напряжения. В течение жизни мы проходим по кривой напряжений многократно, не обязательно по классической кривой А (см. рис. 7.5). Чаще бывают другие варианты, когда мы не достигаем предельного уровня напряжений и не опускаемся ниже их среднего уровня.

Кривая утомления человека в ходе трудового процесса является частным случаем общей кривой напряжений: процесс врабатывания, пик производительности, утомление, затем отдых, восстановление сил, и повторение цикла.

Человек в принципе не может постоянно находиться в оптимальной зоне (зоне тренинга), так как работа не всегда бывает творческой, состояние влюбленности неизбежно проходит. Он постоянно перемещается по кривым напряжений и это для него так же естественно, как дышать, двигаться. Природой человеку дана способность к восстановлению своих ресурсов. Но мы знаем, что прохождение через различные стадии напряжения разрушает человека. И мы пока можем использовать в самом лучшем случае лишь половину диапазона отведенного нам биологического времени. Возможно, причина кроется в нашем неумелом, несерьезном обращении с полевыми структурами, в отсутствии веры в то, что это есть и действует на нас гораздо сильнее, чем нам хочется. Не важно, как мы это будем называть: бог, дух, душа и т.п.

Для того чтобы создать условия для восстановления после очередного прохождения кривой напряжений, необходимо, прежде всего, восстановить полевую структуру. На эмоциональном уровне это означает: уметь принять любую ситуацию, как данную свыше, любить всё сущее, людей, самого себя, как часть природы, быть терпимым, иметь желание совершенствоваться, изменить себя, а не других, подавлять в себе агрессию, ненависть к другим и к себе, осуждение, презрение, уныние, самобичевание.

Я думаю, что принципиально важным условием возможности воздействия на свои полевые структуры, а затем, естественно, и на физическое тело, является вера в то, что это правда. В противном случае ничего не получится или действие будет слабым.

Решить такую задачу на уровне определенной личности возможно. Но ведь ее нужно решать в масштабах человеческой популяции, а это очень сложно. Основная сложность заключается в том, что потребуется развивать в человеке тонкие механизмы чувств, переживаний, эмоций…

Потребуется не только построенная определенным образом система образования и воспитания, но и создание системы воздействия на человека через различные виды искусств (а значит, их развитие) и средства массовой информации.

В заключение хочется указать на ряд причин стрессов, корни которых находятся в самих потребностях.

При классификации потребности делят на физиологические (еда, сон, секс, защита от опасностей), социальные (профессия, должность, социальный статус, уважение,…) и идеальные (потребность познать себя и мир, потребность в искусстве).

Нам представляется, что потребности могут быть разбиты на две группы:

· потребности, заложенные природой на подсознательном уровне;

· потребности, заложенные социумом (обществом) на сознательном уровне.

Очень часто возникают противоречия между этими двумя группами потребностей, и именно эти противоречия являются мощнейшим источником стрессов. Опасность этих видов стрессов заключается в том, что очень часто человек даже и не понимает, почему он чувствует себя глубоко несчастным и как от этого уйти. Социальные потребности чаще всего побеждают, так как они действуют на уровне сознания. Природные потребности имеют свое начало на уровне подсознания и иногда до конца нами и не осознаются.

Дело в том, что масса правил, установленных социумом как на законодательном, так и на морально-нравственном уровне противоречит природным программам, записанным у человека на генетическом уровне.

Вот только один пример на уровне основной цели жизни, предписанной человеку – самореализоваться в соответствии с данными тебе природой способностями. Способности распределяются природой вне зависимости от половой принадлежности. Социумом же навязываются ролевые стереотипы поведения для мужчин и для женщин, в результате чего ограничиваются возможности для самореализации и у тех и у других (а не только у женщин, как это принято думать).

Особенно опасны социальные ролевые установки, стереотипы поведения, связанные с возрастом человека. Человек не так себя ведет, как бы он мог и хотел, а так, как «прилично», по мнению общества, в его возрасте.

Противоречия между природными и социальными потребностями являются причиной многих отклонений от нормального поведения, заболеваний, сокращения длительности жизни.

Можно привести и другие примеры, но нам представляется, что именно здесь, в сглаживании или уходе от противоречий между природными и социальными потребностями, лежит ключ к сохранению здоровья и увеличению продолжительности жизни.


Заключение

Риск – это мощный принудительный механизм эффективного функционирования и развития того мира, в котором мы живем. Он является отражением несовпадения характеристик и свойств отдельных элементов этого мира, разницы в интересах, противоборства и конкуренции его разных сторон.

Риск обусловлен наличием такого неотъемлемого свойства этого мира, как свойство инвариантности, поэтому риск можно интерпретировать как наличие вероятности для развития событий по разным сценариям.

Уровень риска в системе в каждый момент времени есть отражение баланса сил и интересов как внутри, так и вне системы.

Понятие риска – есть относительное понятие, так как то, что является благом для одного, воспринимается как риск для другого. Риск может быть как добровольным, так и принудительным и это суть два разных вида риска.

Реализация риска – это пространственно-временной процесс реализации данного сценария развития событий.

Современный уровень развития цивилизации требует разработки превентивных мер (до того, как…), а значит, все усилия должны быть направлены на начало процесса, на предриски. Поэтому так важно заниматься изучением природы рисков и его первоистоков, а это можно сделать только на основе общих подходов к изучению процессов возникновения и реализации рисков любого происхождения, то есть на основе общей единой теории всех видов риска. Именно этим и пытается заниматься такая новая область знаний, как БЖД.

Задачи безопасности жизнедеятельности, в принципе, не могут быть окончательно решены, так как системы, для которых решаются эти задачи, находятся в постоянном развитии, движении, изменении. Каждый новый день будет ставить новые задачи перед БЖД.

Тем важнее заниматься изучением и разработкой таких общих закономерностей поведения изучаемых систем, которые могут послужить научной основой для оперативной выработки новых решений в изменяющихся условиях.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.