КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. 50 страница
— отменена плата за обучение в вузах, установлены денежные стипендии для нуждающихся студентов; — с 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки поступающих в вузы были созданы рабочие факультеты (рабфаки); — с тем чтобы помочь высшей школе выйти из сложной финансовой ситуации, Наркомпросом было разрешено пополнять студенческую кассу доходами от кооперативов. В 20-х гг. появилось первое поколение советской интеллигенции, политически и идеологически лояльной к советской власти. Для этого принимались меры по коренному изменению программ обучения в вузах. В качестве обязательных предметов были введены исторический материализм, история пролетарской революции, история Советского государства и права, экономическая политика диктатуры пролетариата. Вследствие тяжелого положения с профессурой и кадрами преподавателей, по решению ЦК, на преподавание в Московский университет были направлены известные партийные деятели: А. В. Луначарский, П. Н. Лепешинский, И. И. Скворцов-Степанов и др. В 1921 г. в Москве создается Институт красной профессуры (ИКП) для подготовки марксистских кадров высшей школы. Большую роль в повышении грамотности населения, в расширении его образовательного кругозора имели библиотеки. Руководство библиотеками в 1918 г. было возложено на библиотечную группу (отдел) Наркомата просвещения. В 1918 г. СНК издает два декрета, в соответствии с которыми в собственность государства поступали библиотеки частных лиц и ликвидированных учреждений, а к началу 1920 г. завершается работа по реквизиции и национализации библиотек. В стране создается широкая сеть клубов и библиотек. В декабре 1918 г. декретом ВЦИК было образовано Государственное издательство. В течение трех лет национализации подверглись более 1 тыс. типографий, бумажных фабрик и др. Частные издательства постепенно вытеснялись партийными, государственными, ведомственными и профсоюзными. Наука. Партийное и советское руководство РСФСР уделяло значительное внимание управлению наукой. Российская Академия наук, которой руководил А. П. Карпинский, в начале 1918 г. заявила о своей готовности участвовать в решении задач, выдвигаемых нуждами Советской республики. В апреле 1918 г. СНК постановил начать финансирование работ Академии наук. Ее сеть, несмотря на экономические трудности, постепенно расширялась. В 1918—1920 гг. было открыто свыше 40 самостоятельных и входивших в состав Академии научных институтов и.высших учебных заведений. Среди них Центральный аэрогидродинамический, Государственный рентгенологический и радиологический, химический и другие институты. С целью централизации и планирования развития науки в январе 1918 г. при Наркомпросе создается Отдел мобилизации науки, а в апреле — научный отдел. В марте при ВСНХ был образован Научно-технический отдел (НТО) во главе с Я. Я. Горбуновым. При НТО в качестве постоянных сотрудников, консультантов, экспертов к концу 1919 г. работало более 200 академиков и профессоров (Я. Е. Жуковский, Н. Д. Зелинский, А. Я. Бах и др.), 300 инженеров и 240 других специалистов. В составе НТО действовало 12 научно-исследовательских институтов, несколько технических бюро и ряд других учреждений, издавался журнал «Научно-технический вестник». В 1929 г. бь!ла основана Всесоюзная Академия сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) с 12 институтами (президент Н. И. Вавилов), создана Белорусская Академия наук. В области развития общественных наук новая власть взяла курс на внедрение коммунистической идеологии. Совнарком РСФСР 15 июня 1918 г. утвердил положение о Социалистической академии общественных наук (САОН). В ее деятельности участвовали в основном члены партии большевиков В. Д. Бонч- Бруевич, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская и др. Возглавлял САОН М. Н. Покровский. Академия занималась изучением и пропагандой марксистской теории, подготовкой кадров. В 1920 г. с целью изучения научных методов во всех областях знания в духе революционного марксизма был открыт Институт научной методологии. Российская Академия наук (РАН) занималась как прикладными, так и фундаментальными научными исследованиями. Под руководством П. П. Лазарева велось изучение Курской магнитной аномалии. В. И. Вернадский и В. Г. Хлопин руководили изучением и добычей радиоактивных веществ, И. П. Павлов продолжал исследование условных рефлексов, Ф. А. Цандер — разработку теории реактивных двигателей. Я. И. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Одновременно велись исследования по рентгенографии кристаллов и полупроводников, по решению задач теории вероятностей и математической статистике и др. С 1925 г. Российская Академия наук стала именоваться Академией наук СССР. Наряду с заботой о развитии науки руководство партии большевиков и советское правительство боролось с той частью интеллигенции, которая, по их мнению, являлась антисоветской. Осенью 1922 г. из России за границу были высланы ученые 1-го Московского университета, Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии, агрономы, врачи, инженеры, литераторы. Среди них Я. А. Бердяев, П. А. Сорокин, Я. О. Лосский, Ф. А. Степун и др. Литература. Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало создания «пролетарской культуры», противостоящей всей художественной культуре прошлого. В теоретических разработках двадцатых годов было много противоречивого. В абсолютизации классового подхода в художественной культуре особо выделялись две творческие организации — Пролеткульт и РАПП. Пролеткульт — культурно-просветительная и литературно-художествен- ная организация, отрицающая культурное наследие прошлого. Его теоретики А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создана только (!) представителями рабочего класса. Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике даже руководством большевистской партии (знаменитое письмо В. И. Ленина в ЦК РКП (б) «О пролетарской культуре», 1920 г.). Другой очень влиятельной творческой группой была РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Организационно ассоциация оформилась на Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 г. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авербах, Ф. В. Гладков, А. С. Серафимович, Ф. И. Панферов и др. Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с теоретиками Пролеткульта, РАПП оставалась на позициях пролетарской культуры. В литературе 20-х гг., которая еще не оказалась под жестким контролем идеологии, наблюдались разнообразные литературные группы и течения: — «Серапионовы братья»: объединяло преимущественно прозаиков — К. Федин, Вс. Иванов, М. Зощенко, В. Каверин и др.; четкой эстетической платформы не имели, экспериментировали в области языка и стиля, искали новые художественные формы; — «Перевал»: создано при журнале «Красная новь», ее членами были писатели М. Пришвин, В. Катаев, Артем Веселый, П. Павленко и др.; выступали за сохранение преемственности традиций русской и мировой литературы, против рационализма и конструктивизма; — «Кузница»: выделилось из «Пролеткульта»; члены — С. Обрадович, Н. Полетаев, Ф. Гладков и др.; для их произведений были характерны поиски такой художественной формы, которая смогла бы наиболее ярко выразить содержание послереволюционного времени; — «Литературный центр конструктивистов» — И. Сельвинский, В. Инбер, Н. Адуев называли себя выразителями «умонастроений нашей переходной эпохи», проповедовали «советское западничество»; в области поэзии упор делался на «математизацию» и «геометризацию» стиля; —«Левый фронт искусств» — В. Маяковский, Н. Асеев, В. Каменский, С. Третьяков и др. были подвержены пролеткультовским и футуристским теориям, концепции «литературы факта», отрицавшей художественный вымысел, психологизм. Многие писатели и поэты не относились ни к каким группам и объединениям. В 20-х гг. появляются новые повести и романы крупных мастеров дореволюционной реалистической прозы: В. Короленко («История моего современника», 1921); А. Толстого («Хождение по мукам», 1921); В. Вересаева («В тупике», 1922); С. Сергеева-Ценского («Преображение», 1923) и др. В середине 20-х гг. ЦК РКП (б) принял резолюцию «О политике партии в области художественной литературы», которая положила начало идеологизации литературы и искусства, закрепила над ними партийный контроль. Формально осудив действия РАППа, призывая к свободному соревнованию группировок и течений, в то же время рекомендовала писателям-попутчикам переходить на сторону коммунистической идеологии. Всех деятелей культуры в этот период делили по одному принципу — их отношению к социалистической революции. Прогрессивным признавалось лишь творчество М. Горького (только ранние произведения), Д. Бедного, С. Серафимовича и отчасти В. Маяковского, В. Брюсова, А, Блока. Достижения тех, кто с 20-х гг. находился за рубежом, — И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева А. Ремизова, Б. Зайцева, К. Бальмонта, И. Северянина, М. Цветаевой и очень многих других — были отвергнуты. Не были удостоены достаточного внимания талантливые литераторы, оставшиеся на Родине, но по-своему воспринявшие революционные события: Ф. Сологуб, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, С. Есенин и др. Живопись. В изобразительном искусстве продолжали поирки художники многочисленных направлений, школ и группировок: Ассоциация художников революционной России (АХР) — И. Бродский, С. Малютин, В. Мешков и др.; «Общество художников-станковистов» (ОСТ) — А. Дейнека, Д. Ште- ренберг, А. Лабас, Ю. Пименов и др.; «Общество художников «Четыре искусства» — П. Кузнецов, В. Фаворский, К. Петров-Водкин и др.; «Общество московских живописцев» — Р. Фальк, И. Машков, И. Грабарь и др.; «Мастера аналитического искусства» — Н. Евграфов, П. Кондратьев, И. Суворов и др. Директором Государственного института художественной культуры (ГИНХУК) в Ленинграде стал К. Малевич. Институт художественной культуры (ИНХУК) в Москве находился под значительным влиянием идей В. Кандинского. Эти два художественных объединения сближали попытки осмыслить художественную практику, постичь ее законы и логику. Своеобразным явлением было то, что в 20-е гг. относительно благоприятные условия для развития в изобразительном искусстве сложились для развития течений модернистского плана, куда трагичней была судьба художников старой школы реализма. Так, в нищете умер выдающийся живописец В. М. Васнецов. Материальные трудности и лишения испытывали и другие художники, ориентированные не ценности традиционной русской культуры. В то же время необычайно популярным становится агитационно-массовое искусство. Основную роль в нем играли плакат, монументальные и агитационно-декоративные росписи, агитфарфор. В праздничном оформлении городов участвовали живописцы и графики Н. И. Альтман, И. И. Бродский, С. В. Герасимов, Б. М. Кустодиев, архитекторы А. А. и В. А. Веснины, Л. В. Руднев, скульптор Л. В. Шервуд и др. Петроградский фарфоровый завод выпускал фарфоровые тарелки с революционными лозунгами в сочетании с декоративными элементами и сюжетными изображениями. Произведения искусства, собранные в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее и в других сокровищницах культуры, стали достоянием широких народных масс. В стране были созданы новые музеи, постоянные и передвижные выставки (если до революции в России было 30 музеев, то в начале 20-х гг.-310). Архитектура. Интенсивный поиск новых стилей и форм, начало жилищного строительства в рабочих кварталах, сооружение домов и дворцов культуры отличает развитие архитектуры 20-х гг. Широкое развитие получил архитектурный конструктивизм, основой которого было производственное искусство. Объединившись в «Общество современных архитекторов» (ОСА) во главе с братьями А. В. Весниными и М. Гинзбургом, конструктивисты издавали журнал «Современная архитектура». Наибольшую известность получили конкурсные проекты братьев Весниных. Дворец труда в Москве, здание газеты «Ленинградская правда», Дворец культуры им. Лихачева и др. Поисками выразительной архитектурной формы занималось еще одно влиятельное направление — «рационалисты». В 1923 г. Н. Ладовским была основана Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА). Крупнейшим архитектурным сооружением 20-х гг. стал мавзолей Ленина (авторы В. Щуко и В. Гельфрейх). Театр. По декрету совнаркома (1917) театры передавались в ведение Народного комиссариата просвещения. В 1919 г. принят подписанный В. И. Лениным Декрет СНК об объединении театрального дела, провозгласивший национализацию театра. Большое значение в процессе развития театральной культуры имело творческое взаимодействие старейших русских театров, выделенных в группу академических, таких как Малый, МХАТ, Александринский (ныне Петербургский театр им. Пушкина), и вновь организованных — 3-я студия МХАТ (1921, позднее Театр им. Вахтангова), Театр Революции (1922, с 1954 — Театр им. Маяковского) и др. Огромное воздействие на развитие театра этого времени оказали талантливые режиссеры — К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, А. Я. Таиров и др. Продолжали выступать актеры старшего, дореволюционного поколения — М. Н. Ермолова, А. И. Южин, В. И. Качалов и др. Создавались новые театры и театральные студии, передвижные театры. На сцене появилось молодое поколение талантливых актеров — Н. П. Баталов, Б. Н. Ливанов, Б. В. Щукин, С. М. Михоэлс и др. Появились первые в мире детские театры. Музыка. Живую связь между дореволюционным прошлым русской музыки и новым, советским ее этапом осуществляла деятельность музыкантов старшего поколения: А. К. Глазунова, М. М. Ипполитова-Иванова, А. Д. Кастальского, Р. М. Глиэра, М. Ф. Гнесина, исполнителей и педагогов К. Н. Игумнова, Л. В. Николаева и др., критиков и музыковедов В. Г. Каратыгина, А. В. Оссов- ского, Б. Ф. Астафьева, Б. Л. Яворского, М. В. Иванова-Борецкого. В декрете СНК РСФСР «О Московской и Петроградской консерваториях» от 12 июля 1918 г. впервые определяется понятие «государственное музыкальное строительство». В ведение государства были переданы Большой и Мариинский театры, Синодальное училище в Москве, консерватории, нотные издательства, фабрики музыкальных инструментов. В просветительной работе активно участвовали многие композиторы, исполнители, музыканты. Среди них С. Н. Василенко, А. К. Глазунов, М. Ф. Гнесин, Ф. М. Шаляпин и др. Кино. Получает значительное развитие киноискусство, расширяется его эмоциональное воздействие. Выпускаются первые игровые агитфильмы»: Уплотнение» (режиссер А. П. Пантелеев), «Восстание» (режиссер А. Е. Разумный) и др. В 1920 г. создана первая экранизация повести М. Горького «Мать». Широкое развитие получила кинохроника. В 1918—1919 гг. выходил периодический хроникальный советский киножурнал «Кинонеделя». В 1925 г. под руководством режиссера С. Эзенштейна создан один из лучших фильмов немого кино «Броненосец Потемкин». На Всемирной выставке в Париже в 1927 г. ему была присуждена высшая премия. Заметное место в репертуаре второй половины 20-х гг. отводилось экранизациям русской классики и произведений зарубежных писателей. 2. Тоталитаризм и культура (30—начало 50-х гг.) В конце 20-х гг. продолжается процесс углубления идеологизации культуры, усиления контроля за развитием духовной жизни общества, изменяется структура органов управления культурой. Новым наркомом просвещения был назначен А. С. Бубнов, ранее находившийся на руководящей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народно-хозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. Проводилась целенаправленная работа на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей. Культура, как никакая другая область общественной жизни, чувствительна к политическому климату в стране и мире. В творчестве отдельных, наиболее сильных, независимых ее деятелей она может прогрессировать и в годы политического неблагополучия, но в целом ее развитие, подъем культурного уровня населения будут заторможены. Сложность положения заключалась в том, что развитие командно-административной системы и победоносные рапорты сочетались с песнями И. Дунаевского, фильмами И. Пырьева о жизни простых людей — все это сливалось в причудливый сплав правды и мифа. С одной стороны, радио, пресса, искусство широко вещали о новой истории человечества, о заре коммунизма, во имя которого призывали к героизму советских людей, прокладывающих путь в светлое будущее. Неслучайно так искренне чисты и полны оптимизма песни, фильмы, поэмы и картины прошлых лет. А с другой — расстрелы, заключения в тюрьмы, которые вначале проводились с пропагандистским шумом как борьба с врагами революции, потом молча, тайно, и об арестах знали только те, кого это касалось. Внешне же в стране как будто ничего не происходило. Но все-таки все боялись, царил страх, вначале перед тем, как бы кто-нибудь не узнал о непролетарском происхождении, как бы не попасть в так называемые «классовые враги», потом — как бы вдруг не оказаться в «антисоветчиках». За эту «верность» (каждый ее понимал по-своему) боролись официальные лица: бюрократы и деятели партии всех рангов, лицемеры, стремившиеся к продвижению по службе, и простые, честные люди, одурманенные пропагандой, наивно полагая, что совершают благое дело. «Культурная революция» понималась в те годы как составной элемент известной триады — индустриализация, коллективизация, культурная революция. Главная задача — коренное изменение личности. Происходило намеренное ограничение культурной работы на уровне расширения элементарных форм (ликвидация неграмотности, первоначальное школьное обучение), необходимых для создания массовых производственных кадров, и одновременное отторжение этой же массы от усвоения высших культурных ценностей. Партийно-номенклатурному режиму требовалась культура исполнительская, а не творческая («отец народов» боялся ее всегда). Процесс нивелировки личности и ее принижения (вспомните булгаковского Шарикова!) — своеобразный исторический «феномен» нашей многострадальной Родины. Особое место в советской идеологии, навязываемой десятилетиями народу, заняла «опасность извне»: образ врага и лучше всего — внешнего, неведомого и поэтому особенно страшного. Политический тоталитаризм тридцатых—сороковых годов, выразившийся в целом ряде судебных «показательных» процессов — трагедии инакомыслия в стране, — тесно взаимодействовал с культурным: трагедией ученого, честного художника, унижением человека. В творчестве и гражданском подвижничестве, человеческих судьбах М. Булгакова, М. Цветаевой, О. Мандельштама, А. Ахматовой — «болевые точки» нашей истории — и социальной, и политической, и духовной. Искренность и боль звучит в словах писателя В. Солоухина: «Да, я — русский патриот. Я во всеуслышанье кричу, что в России уничтожено 92% храмов, икон, старинных книг. Я с гневом кричу о том, что в одной только Москве в тридцатые годы было взорвано 427 храмов и монастырей. Я открыто скорблю о 60 миллионах расстрелянных и замученных... Я открыто называю взрыв всенародного памятника войны 1812 года храма Христа Спасителя (равно как и разорение могилы Багратиона на Бородинском поле) актом вандализма, поруганием Веры, Памяти народной и Красоты...» Отрицательно на развитии культуры сказалась кампания по борьбе с космополитизмом, которая развернулась в конце 40—начале 50-х гг. Ее целью было очернить все несоветское, несоциалистическое, поставить барьер между СССР и другими странами. Удар был нанесен той части интеллигенции, которая стремилась показать мировые достижения более объективно, чем это допускалось в правительственных кругах. В результате этой кампании многие деятели науки, литературы и искусства подвергались репрессиям, были уволены со своих прежних должностей и даже попали в тюрьму и ссылку. Партия и правительство открыто и активно вмешивались в работу деятелей литературы и искусства, что приводило к формированию посредственной, приукрашивающей советскую действительность культуры. В 1946—1918 гг. были приняты решения ЦК партии: «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере В. Мурадели «Великая дружба». Гонениям подверглись известные композиторы, писатели, поэты Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, А. Ахматова, М. Зощенко и другие, чье творчество было отнесено к антинародному направлению. Это привело к сокращению числа новых фильмов, спектаклей и художественных произведений, снижению их художественного уровня. Система образования. В области народного образования были достигнуты значительные успехи. Создана единая для всех общеобразовательная политехническая школа. Занятия в республиканских школах проводились на родном национальном языке, но при этом обязательным было изучение русского языка. Более чем сорок народов страны обрели свою письменность, что способствовало развитию национальной культуры. В 1930 г. было принято постановление XVI съезда ВКП (б) «О введении всеобщего обязательного начального образования для всех детей в СССР», а в 1937 г. началось введение семилетнего школьного обучения. Продолжайся рост десятилетних средних школ. Проведенная в 1939 г. перепись населения выявила то, что процент грамотного населения в возрасте старше 9 лет достиг 81,2% (мужчин — 90,8%, женщин — 72,6%). Система вузовского образования развивалась значительными темпами. В 1940 г. в стране работало 460 вузов, к концу второй пятилетки Советский Союз вышел на 1-е место в мире по числу учащихся и студентов. В 1941 г. прием в вузы был сокращен вдвое, уменьшилась численность студентов, сроки обучения ограничивались 3—3,5 года. К концу войны численность студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, приблизилась к довоенному уровню. Важную роль в развитии педагогики имела созданная в 1943 г. Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В. Т. Потемкиным. После окончания Великой Отечественной войны продолжился переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию. Большая часть молодежи получала образование через систему профессионально-технического обучения. Особенно много училищ было открыто в первые послевоенные годы, когда подъем экономики требовал быстрого роста квалифицированных кадров. В послевоенные годы произошли изменения и в системе высшего образования. В 1945—1955 гг. в стране было открыто 160 новых университетов и институтов, выросло число студентов. Широкие масштабы приобрело вечернее и заочное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях. Возрастало количество средств, выделяемых государственным бюджетом на образование (1940 — 2,3 млрд. руб., 1946 — 3,8 млрд. руб., 1950 — 5,7 млрд. руб.). В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР. Несмотря на успехи в развитии системы образования, страна испытывала огромный дефицит специалистов с высшим и средним образованием. Война и репрессии нанесли тяжелый удар по интеллигенции. Трудности, с которыми столкнулась сфера образования, были решены за счет понижения образовательного уровня. Хотя учителям и преподавателям вузов (и всем научным сотрудникам) была существенно увеличена заработная плата и предоставлен ряд льгот, их подготовка была недостаточной. Большинство школьных учителей были подготовлены на краткосрочных курсах или в учительских институтах по укороченной программе. Наука. Продолжалась работа по созданию научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. К концу первой пятилетки организованы уральский, дальневосточный и закавказский филиалы, казахстанская и таджикская базы АН СССР. Всего к 1937 г. в стране имелось 867 научно- исследовательских институтов и их филиалов, в которых работали 37 600 научных сотрудников. Больших успехов добился выдающийся селекционер И. В. Мичурин, продолжал исследования физиолог И. П. Павлов. Значительную роль в развитии советской и мировой науки играли Институт генетики АН СССР и Всесоюзный институт растениеводства (ВИР) (руководитель — Я. И. Вавилов). Развитие науки тормозилось репрессивной системой тоталитарного государства. Были репрессированы многие выдающиеся ученые, в том числе Н. И. Вавилов, С. П. Королев и др. Надолго прервалось развитие ряда перспективных научных направлений (генетики и др.). Сформировался и получил распространение тип лжеученого (такого, как Т. Д. Лысенко). Вместе с тем в 30-х гг. учеными были совершены важные достижения в науке и технике. Созданы первоклассные самолеты, на которых летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 г. на самолетах АНТ-:24 (конструктора А. К. Туполева) В. П. Чкалов, Т. Ф. Байдуков и А. В. Беляков совершили беспосадочный перелет Москва—Портленд (США) через Северный полюс, покрыв расстояние свыше 10 тыс. км. Еще более дальний перелет совершили М. М. Громова, А. Б. Юмашева и С. А. Данилина. Начали штурм стратосферы. Годы войны стали временем смелых и оригинальных технических решений, высокого подъема творческой мысли ученых, инженеров, конструкторов, рабочих. Военно-экономическое противоборство с Германией и ее союзниками было выиграно советской наукой и промышленностью. Результаты деятельности Академии наук СССР и других научных учреждений позволили непрерывно расширять производственную и сырьевую базу, проводились работы по конструированию и модернизации военной техники, ее массовому производству. В 76 институтах, эвакуированных в глубокий тыл, продолжали работу 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН, тысячи научных сотрудников. Научные учреждения по прикладным и фундаментальным естественным наукам напряженно работали в Казани, по геологии — на Урале, по гуманитарным дисциплинам — в Ташкенте и Алма-Ате. Тематика научных исследований была сосредоточена на трех ведущих направлениях: разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов. Ученые-геологи А. Е. Ферсман, К. И. Сатпаев, В. А. Обручев и другие разведали новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане. Значительным был и вклад ученых-математиков — П. С. Александрова, С. Н. Бернштейна, И. М. Виноградова и др., физиков — А. Ф. Иоффе, П. Л. Капицы, Л. И. Мандельштама, химиков — Н. Д.Зелинского, И. В. Гребенщикова, А. Н. Несмеянова и др. В области биологии и сельского хозяйства ученые находили новые растительные виды сырья для промышленности, искали пути повышения урожайности продовольственных культур (так, в восточных районах было освоено возделывание сахарной свеклы). Ученые-медики — Н. Н. Бурденко, А. Н. Бакулев, А. И. Абрикосов и др. — вводили в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов. С 1943 г. в Москве начала действовать лаборатория под руководством И. В. Курчатова, приступившая к разработкам по расщеплению урана. А к концу войны освобожденные из лагеря С. П. Королев, М. К. Янгель, Ю. Б. Харитон продолжили работы по развитию ракетной техники. Во второй половине 40-х гг. значительно увеличиваются расходы на науку, происходит организация ряда научно-исследовательских институтов — Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники, Институт прикладной физики, Институт атомной энергии и др. Продолжали расширяться специальные конструкторские бюро, находившиеся в системе МВД СССР. В 40—начале 50-х гг. советская наука и техника достигли успехов в физике, химии, точной механике. Но основной целью по-прежнему оставалось наращивание военной мощи. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, шли исследования в области химического и бактериологического оружия. В то же время отрасли науки, не имевшие прямого отношения к обороне, финансировались по остаточному принципу, подвергались жесткому контролю и даже запретам. Генетика и кибернетика были объявлены науками, противоречащими законам материализма, что привело к серьезному отставанию СССР в этих отраслях. В августе 1948 г. была проведена печально известная сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ), на которой генетика была объявлена лженаукой и запрещена в СССР. Монопольное положение в сельскохозяйственных науках заняли сторонники академика Т. Д. Лысенко, обещавшего резкое повышение урожайности сельскохозяйственных культур быстро и без серьезных капитальных вложений. Достижения общественных наук были более скромными, игравшими в основном роль идеологического обеспечения политики партии. После постановления ЦК ВКП(б) о журнале «Под знаменем марксизма» (январь 1931) и «О работе Комакадемии» (март 1931), письма И. В. Сталина «О некоторых вопросах истории большевизма» (октябрь 1931), опубликованного в журнале «Пролетарская революция», общественные науки были поставлены под жесткий партийный контроль. Стремление партийно-государственного руководства к обеспечению духовного сплочения народа вокруг задач модернизации общества в условиях крайней слабости материального стимулирования обусловило возрастание идеологического фактора. Одним из направлений этого стало обращение к национальным традициям. В этих условиях возрастает роль исторического образования, исторических исследований. В 1934 г. восстанавливается преподавание истории в университетах и школах, создается Историко-археографический институт, в 1936 г. в связи с ликвидацией Коммунистической академии и передачей ее учреждений и институтов в Академию наук был образован Институт истории. К 1938 г. исторические факультеты уже имели 13 университетов. Большую роль в подготовке специалистов гуманитарных наук играли Московский и Ленинградский институты истории, философии и литературы (МИФЛИ и ЛИФЛИ), Московский историко-архивный институт и Институт народов Севера в Ленинграде.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |