Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. 46 страница




Значительно обогатились географические знания русских людей. Образо­ванный человек того времени имел представление не только о Европе, но и о Китае, Индии, Ближнем Востоке и части Африки, к которой примыкала Палестина. Русские паломники посещали Царьград и Иерусалим. Приобре­тению знаний способствовали:

• торговые связи;

• военные походы;

• путешествия отдельных лиц.

При Владимире Святом на Руси стали переводить и переписывать книги. В период правления Ярослава в Софийском соборе в Киеве завели мастер­скую по созданию книг и книгохранилище.

Писцы-монахи копировали Библию, Евангелие. Из отрывков сочинений византийских и античных авторов составлялись «изборники», которые были очень популярны.

Книги писали на телячьей коже — пергаменте. На большую книгу «уходи­ло» стадо телят. Книги имели небольшие рисунки — миниатюры, рисован­ные заставки. Обложки изготавливались из дерева и кости, оковывались дра-

гоценными металлами, украшались самоцветами. До сих пор сохранилось выражение: «Прочесть от доски до доски», или «от корки до корки». Книги ценились очень дорого, поэтому их хранили, передавая как часть наследства.

Литературных произведений времен древнерусского государства сохрани­лось немного. Наиболее выдающиеся из них: «Остромирово Евангелие», «Из­борник» князя Святослава, «Моление Даниила Заточника», «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Сказание о Борисе и Глебе» Иакова Мниха или Лазаря, «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет» и другие. Хотя эти про­изведения писались по заказу князей и духовенства, они донесли до наших дней сведения о жизни и быте людей того времени, содержали призыв к едине­нию против общих врагов, прославление веры и сильной княжеской власти, гордость за свой народ и Отечество.

Период феодальной раздробленности нашел отражение в летописях от­дельных земель. «Псковская летопись» звучит как героическая военная хро­ника; «Ипатьевская летопись» описывает княжеские усобицы Галицко-Во­лынской земли; «Новгородская летопись» подробно описывает наводнения, пожары, постройку дворов, крепостных стен и т. д.; «Лаврентьевская лето­пись» проводит идею единой и сильной великокняжеской власти Владимиро- Суздальской земли.

Глубина мысли, яркость образов и меткость языка отличают «Слово о полку Игореве» — повествование о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря против половцев (1185). Автор с горечью пишет о проблемах Отечества, раздираемого усобицами князей и разоряемого половцами, горячо выступает за единение русских земель, воспевает мирный труд земледельца.

В «Притче о человеческой душе» (конец XII в.) епископ города Турова Ки­рилл, опираясь на христианское учение, дает свое толкование смысла челове­ческой жизни, рассуждает о взаимоотношениях церковной и светской влас­ти, защищает национально-патриотическую идею единства Русской земли.

Широкое распространение получило устное народное творчество: местные сказания, «рыцарские» песни дружинников о походах, былины о богатырях — Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др. Легенды попали на страницы летописей.

Известны предания о Кие и об основании Киева, о мести Ольги и многие другие. Былины и сказания обогатили наш язык поговорками, яркими обра­зами мудрой народной речи.

Музыка. Древнерусские былины, как и песни дружинников, исполняли под музыку. Свадьбы и похороны на Руси сопровождались хоровым пением и песнями-плачами. Под сводами храмов звучала византийская церковная му­зыка. Церковные хористы знали ноты, которые записывали с помощью букв.

О бродячих народных артистах (скоморохах) рассказывают летописи и фрески. Играли скоморохи на флейтах, трубах, щипковых инструментах — лютне и псалтыри, на барабанах, тарелках (кимвалах), гуслях, небольших органах.

Ремесло. Древняя Русь славилась мастерством ремесленников, изготавли­вавших изделия из железа и стали более 50 видов. Больших успехов достигло

искусство русских ювелиров. Для изготовления украшений использовалась довольно сложная техника:

• зернь: на изделие напаивался узор, состоящий из множества мельчай­ших шариков;

• скань: орнамент или рисунок наносился тонкой золотой или серебря­ной проволокой, которая напаивалась на металлическую поверхность (кру­жевное плетение из проволоки);

• перегородчатая эмаль: промежутки между сканными перегородками заполнялись разноцветной эмалью;

• филигрань: скань плющилась, надрезалась под разными углами и поли­ровалась, наполнялась блестящими камешками и узорами.

На весь мир были известны «русские» мечи с узором на клинке и художе­ственной отделкой рукояти. В совершенстве владели своим ремеслом резчи­ки по дереву, гончары, косторезы, каменщики, плотники.

Древнерусское зодчество долгое время было деревянным. Из дерева строи­лись крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строе­ний, увенчание их башенками, теремками, наличие разного рода пристро­ек — клетей, переходов, сеней. Художественная резьба по дереву была тради­ционным украшением русских деревянных строений.

В конце X в. на Руси началось каменное строительство. В 989 г. князь Вла­димир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь, посвященную Успению Богородицы.

Всего на территории Руси известно около 15 каменных храмов XI—XII вв. преимущественно крестово-купольного типа, пришедшего к нам из Визан­тии и как бы в уменьшенном виде отображавшего мироустройство: четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над кото­рым возвышался купол. Восточная часть храма называлась алтарной. Она отделялась от церковного зала, где находились верующие, невысокой пре­градой, задрапированной богатыми тканями. Сюда же вешали иконы. Впоследствии их количество увеличилось и место преграды занял иконо­стас с 5—7-ю рядами икон. В западной части располагался балкон для князя и его семьи, куда переходом можно было попасть непосредственно с кня­жеского двора.

Первые русские храмы были выстроены греческими мастерами в соответ­ствии с византийскими архитектурными традициями, а построенный при Ярославе Мудром Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: однокупольный византийский храм преобразовы­вался в многокупольную пирамиду, характерную для русского деревянного зодчества.

В XII—XIII вв. древнерусское зодчество пополнилось прекрасными об­разцами архитектуры: Собор Св. Софии в Новгороде, церковь Спас — Нередица, величественные Успенский и Дмитревский соборы, белокаменные Золотые во­рота во Владимире, церковь Покрова на Нерли около Боголюбова. Храмы в Древней Руси издавна были средоточием нескольких видов искусства. Ико-

ны, фрески и мозаики, торжественное богослужение, церковное пение — все это составляло в нем удивительное единство.

Живопись в основном носила религиозный характер. Русские художники вносили в произведения авторскую манеру исполнения и живые черты на­родного искусства. Это особенно было заметно в Новгородской живописи — «Николы», где преобладали яркие краски — красная, зеленая, синяя. В лицах святых было меньше, чем раньше, строгости и аскетизма, а их черты приобре­тали характерный славянский тип.

Фрески Владимиро-Суздальской земли тоже были яркими и красочными. На них нередко изображались реальные события и человеческие образы. А на иконах святые иногда очень походили на князей.

Самой почитаемой на Руси иконой считалась «Владимирская Богома­терь», выполненная неизвестным греческим живописцем XI—XII вв. Худож­нику удалось передать чувства молодой матери: радость материнства, любовь к сыну и одновременно предвидение мук, которые его ожидают.

Большой успех приходит к русским мастерам — иконописцам XI в. Алимпию, Олисею, Георгию и др.

Широкое распространение получила резьба по дереву и камню. Монумен­тальная скульптура языческих времен не нашла применения, так как церковь видела в ней напоминание о низвергнутых идолах языческой веры. На капи­телях (верхушках) колонн и стенах вырезали скульптуры святых и фантасти­ческих животных.

На шиферных и известковых плитах художники делали полуобъемные изображения — рельефы. Причем иногда на рельефах встречались античные греческие персонажи. Например, на рельефах Киево-Печерской лавры изоб­ражены Геракл и волшебница Кибела.

Влияние ордынского владычества на русскую культуру. Расцвет русской культуры был прерван нашествием Батыя и установившимся ордынским владычеством. Погибли иконы, церковная утварь. Лучшие мастера были истреблены или увезены в плен.

Многие виды ремесел были утрачены. Прекращено каменное строитель­ство, уникальное искусство резьбы по белому камню, приостановилось раз­витие фресковой живописи. Особенно сильно пострадали письменные ис­точники. Во время многочисленных набегов погибло огромное количество книг, исчезли библиотеки и школы.

Утраченные ценности восстанавливались с трудом: сказывался не только недостаток средств, но, и, самое главное, специалистов. Ведь секреты мастер­ства передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, от мастера к ученику, и смерть мастера нередко приводила к утрате целых направлений в искусстве и ремесле. Монгольское владычество надолго прервало культур­ные связи Руси с Европой.

[1] Фреска — живопись водяными красками по сырой штукатурке.

[1] Исихазм — это многоаспектное учение о внутренней духовной сосредоточенно­сти, наиболее разработано Г. Паламой. Исихазм глубоко вошел в русскую культурную традицию. Он придал философскую глубину русскому искусству, что особенно замет­но в иконописи, подлинным шедевром которой по праву считается «Троица» Андрея Рублева.

20.2. Развитие культуры Московского государства (XIV—XVII вв.)

На рубеже XIII—XIV вв. в условиях ордынского завоевания начинается процесс формирования русского централизованного государства. На рус­скую культуру этого периода оказали влияние следующие факторы:

• были ликвидированы прежние городские вольности;

• московские правители, освобождаясь от власти ханов Золотой Орды, перенимали их политическую культуру, методы управления;

• постепенно усиливалась зависимость всех слоев населения от государ­ства; шел процесс складывания крепостного права.

Со второй половины XIV в. начинается возрождение русской культуры. Оно было вызвано успехами хозяйственного развития и первой крупной по­бедой над завоевателями в Куликовской битве.

Подъем культуры на рубеже XIV—XV вв., совпавший с ростом националь­ного самосознания, приобрел настолько широкие масштабы, что некоторые исследователи проводят сопоставление с Возрождением или его элементами. Д. С. Лихачев, ориентируясь на модель западноевропейского Ренессанса, определяет этот подъем как Предвозрождение, так и не перешедшее в Возрож­дение. Игумен И. Экономцев развивает теорию восточного Возрождения, у истоков которого находилось учение исихазма[4].

Особенности развития русской культуры в XIV—XVII вв.

• Распространение идеи единства русской земли и борьбы с ордынским владычеством.

• Возрастание значения Москвы как одного из главных культурных цент­ров. Московское царство, не успев достаточно укрепиться, оказалось един­ственным в мире православным государством. После захвата турками Визан­тии в 1455 г. Москва вынужденно стала третьим Римом. Теория псковского старца Филофея «Москва — третий Рим» более известна сейчас. В те времена было распространено понятие «Святая Русь».

• Процессы, происходившие в социально-экономическом развитии Рос­сийского государства — интенсивное расширение экономических связей между регионами страны, длительные войны с внешними врагами, широкий поток миграции населения на юг и в Сибирь в поисках воли, объединение больших масс людей в ходе социальных движений — способствовали консо­лидации русской нации, а взаимопроникновение прежде обособленных мест­ных традиций вело к развитию общности русской культуры.

• Освобождение единой русской культуры от византийского влияния и при­обретение ею самобытных национальных черт. Значительно расширяется круг проблем, которые интересуют русскую культуру и искусство. Главной темой

становится укрепление мощи единого государства. Но в то же время значи­тельный интерес проявляется к семье, к человеку, к его внутреннему миру.

• Главной особенностью культуры России XVII в. стал активно протекав­ший процесс ее «обмирщения» — освобождения от церковного влияния. Об­мирщение охватило все сферы жизни и способствовало рождению новых жанров литературы, стилей архитектуры и живописи. Литературный язык максимально сближается с разговорной речью.

• Рост международных связей способствует преодолению национальной замкнутости русской культуры.

Литература. В этот период получила развитие литература различных жан­ров. Один из распространенных видов — воинская повесть. В основу произве­дений были положены конкретные исторические факты и события, а персо­нажами являлись конкретные исторические лица. Выдающимся памятником литературы XIV в. является «Сказание о разорении Рязани Батыем». В ней рас­сказывается о взятии и разорении Рязани и о трагической судьбе княжеской семьи. Повесть включает и рассказ о герое — дружиннике Евпатии Коловрате и его отряде, наводившем ужас на врага.

Победа русских на Куликовом поле способствовала появлению многих литературных произведений. Самое яркое из них — «Слово о великом князе Дмитрее Ивановиче и о брате его князе Владимере Андреевиче, яко победили су­постата своего царя Мамая», иначе эту поэму называют «Задонщина».

В «Сказании о побоище на Дону» («Сказании о Мамаевом побоище») пове­ствуется о поездке князя Дмитрия Донского в Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому, прощании русских ратников с женами и выступлении войск в поход. В деталях описывается битва. Автор сообщает о возвращении рус­ских домой, о гибели Мамая в Кафе, о появлении в Орде Тохтамыша.

В конце XIV в. были написаны «Сказание о взятии Москвы Тохтамышем», «Житие Дмитрия Донского» и жизнеописание его соперника тверского князя Михаила Александровича.

Итогом многолетнего путешествия по Северному Кавказу и Востоку (Ирану и Индии) в XV в. стала книга тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря».

В первой половине XVI в. с благословения митрополита Макария были созданы знаменитые Четьи Минеи. «Четьими» на Руси называли книги, пред­назначенные для чтения, в отличие от церковных книг, употреблявшихся при богослужении. «Минеи» — сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать. Четьи Минеи вобрали в себя и сгруппировали все книги, читавшиеся на Руси. Там были и жития, и поучения, и произведения, стоявшие вне круга церковной литературы. Четьи Минеи стали своего рода церковно-литературной энциклопедией русского средневекового общества.

В XVI в. был написан «Домострой», который содержал наставления по ве­дению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религи­озных норм и обрядов. «Домострой» проникнут идеей подчинения в государ­стве царской власти, а в семье — ее главе.

В «Истории о великом князе Московском» и посланиях Ивану Грозному князь Андрей Курбский изложил свои взгляды на характер царской власти и ее взаимоотношения с подданными.

Проблема укрепления государственной власти, ее авторитета как внутри страны, так и за ее пределами, приводит к появлению нового литературного жанра — публицистики. Одним из самых интересных публицистов XVI в. был Иван Семенович Пересветов. В своих челобитных, адресованных Ивану Гроз­ному, он предложил проекты реформ, укрепляющих самодержавную власть царя, опирающегося на дворянство.

В XIV—XVI вв. наивысшего расцвета достигает героический былинный эпос. Главными темами и образами этого времени были: Иван Грозный, Ер­мак, Марфа Посадница, взятие Казани, Новгорода, освоение Сибири. Про­изведения устного народного творчества — былины, пословицы, песни, заго­воры — стали впервые записываться в XVII в., что вносило в литературу де­мократические черты.

В XVII в. расширяется жанровый крут исторических сочинений. Наряду с традиционными летописными формами появились новые формы истори­ческого повествования: мемуары, сказания, повести. Летописная форма со­хранилась в официальных исторических трудах — хронографах. Характерной чертой публицистики стало обращение к событиям Смутного времени.

В литературе XVII в. утверждается новое стилистическое направление — барокко (от итал. bагоссо — странный, причудливый). В русской словесности в этот период появились два новых литературных жанра — драматургия и поэ­зия. Автором стихотворных пьес «О Навуходоносоре царе...» и комедии «Прит­чи о блудном сыне», написанных для придворного царского театра был Симеон Полоцкий. Сильвестр Медведев являлся наиболее вероятным составителем первого русского библиографического труда «Оглавление книг. Кто их сло­жил».

В сатирических иносказательных повестях обличаются пороки — плутов­ство, ябедничество, обман («История о российском дворянине Фроле Скобелеве»), заносчивость иноземцев на русской службе и их невежество {«Лечебник»).

Многие сатиры, как могли, защищали старину. Например, в «Повести о Горе Злосчастии» герой — безымянный молодец, который пренебрег домо­строевскими советами родителей и стал жить своим умом. Пришел он к по­хвальбе, к пьяному разгулу, а в конце концов впал в «злую немерную наготу, босоту и бесконечную нищету». Не знал, куда голову приклонить, пока не ушел в монастырь и не стал иноком.

В числе произведений литературного жанра демократической сатиры, обли­чавших пороки духовенства и посадских людей, — пародии «Повесть о Шемяки­ной суде», «Повесть о Ерше Ершовиче». Ярким образцом народной литературы является «Житие протопопа Аввакума», им самим написанное.

Образование. В XIV в. на Русь начали ввозить бумагу, с появлением кото­рой книг стало больше (и они стали дешевле). С образованием единого госу­дарства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе в 1551 г. было принято решение об открытии в Москве и других городах при

церквях и монастырях «книжных училищ». Обучением грамоте стали зани­маться и учителя недуховного звания, которые за «кашу да гривну денег» учи­ли грамоте в течение двух лет. Появились первые «азбуковники» — краткие словари, в которых содержались элементарные сведения по грамматике, арифметике, истории, географии. Самой распространенной формой получе­ния образования в XVII в. было домашнее обучение. Дворяне и бояре пригла­шали для обучения своих детей и учителей из-за границы. Начиналось актив­ное обучение иностранным языкам (главным образом латыни и польскому).

В 1664 г. в Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий. Он был не просто образованным человеком, но и писателем, ученым, переводчиком. По предложению Полоцкого в 1665 г. при московском Законоспасском монастыре была открыта государственная школа для подготовки образованных подьячих для приказов. В 1687 г. грека­ми братьями Лихудами было открыто первое в России учебное заведение — Славяно-греко-латинское училище (позже — академия). Прием в него был разрешен детям любых сословий. Однако, несмотря на распространение про­свещения, крепостное население и женщины всех сословий оставались не­грамотными.

Крупнейшим событием русской культуры стало возникновение книгопеча­тания. Оно началось по инициативе Ивана Грозного и при поддержке церк­ви. В 1563—1564 гг. в Москве на Печатном дворе (казенной типографии) Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол». В 1565 г. был издан «Часословец» — первая русская книга для обу­чения грамоте.

В домашнем и школьном обучении использовались такие издания, как «Букварь» Кариона Истомина, «Азбука» Василия Бурцева, «Славянская грамма­тика» украинского ученого Милентия Смотрицкого и др. Во второй половине XVII в. Печатный двор выпустил более 300 тыс. букварей, около 150 тыс. церковных учебных книг и 10—15 тыс. книг естественно-научного содержа­ния, что для того времени было значительным количеством. Большинство книг были доступны для разных слоев населения (например, буквари стоили 1 копейку).

Научные знания находились на начальной стадии развития. Их главным источником продолжали оставаться книги западноевропейских авторов, пе­реведенные на русский язык. К XIV—XVI вв. заметно вырос уровень техни­ческих знаний. В строительном деле вели сложные математические расчеты. В соледобыче бурили землю на глубину до 90 м, перегоняли соляной раствор при помощи поршневого насоса. Были знакомы с системой зубчатых колес и научились делать часы. Первые (солнечные) часы были установлены в 1404 г. в Московском кремле. Из-за границы в Россию доставлялись многие техни­ческие новинки. Так, уже в начале XVII в. (через пять лет после изобретения) в России появилась первая подзорная труба.

По мере освоения новых территорий происходило уточнение границ тер­ритории России, составление карт и географических справочников для путеше­ственников. В XVI в. были составлены первые рукописные карты северного

пути в Европу вокруг Скандинавии, а также отдельных районов белого, Студе­ного (Баренцева) и Карского морей. В XVII в. русские путешественники собра­ли сведения о Таймыре, Чукотке, Камчатке, Курильских островах. Семен Ива­нович Дежнев открыл пролив между Северной Азией и Америкой и путь из Ле­довитого океана в Тихий. Василий Данилович Поярков стал первым русским землепроходцем, совершившим плавание по Тихому океану. В 1643—1646 гг. он руководил экспедицией, которая впервые проникла в бассейн реки Амур и достигла его устья.

Енисейский казак (позже якутский казачий атаман) Михаил Васильевич Ста- духин был организатором похода на реки Оймякон и Анадырь (1641—1642 гг.). В 1649 г. в ходе сухопутной экспедиции по русскому Северо-Востоку он дошел до Анадырского острога и вышел к Охотскому морю. Русский землепроходец Ерофей Павлович Хабаров предпринял ряд экспедиций в Приамурье в 1649— 1653 гг., по результатам которых составил первый «Чертежреки Амур». Герои­ческими усилиями этих и других великих землепроходцев Россия не только прочно утвердилась на востоке Азии, но и дала миру первые научные знания об этих краях.

Религиозные споры. Религиозное мировоззрение было господствующим в Средние века, однако господство христианства в средневековой Руси было далеко не полным. В народных массах устойчиво сохранялись пережитки языческих верований, что сказывалось в разных праздниках и обрядах и про­тив чего упорную, но довольно безуспешную борьбу вела церковь.

В народных обычаях и обрядах было много проявлений невежества, суе­верий, но именно народные массы были той средой, которая в конечном сче­те питала многообразные проявления антицерковной идеологии в русской культуре XIV—XVI вв. Одним из важнейших и интереснейших явлений анти­церковной идеологии были ереси:

— стригольники: получили распространение в середине XIV в. в Новгоро­де и Пскове; идеолог вероучения — новгородский дьякон Карп; происхожде­ние названия неизвестно (есть предположение, что еретики носили особую стрижку); обличали корыстолюбие и невежество духовенства, считали Иису­са Христа пророком, но не Богом;

— антитринитарии: возникли в Новгороде, в дальнейшем получили рас­пространение в Москве (кружок вольнодумцев во главе с государевым дьяком Федором Курицыным); название связано с тем, что ее последователи отвер­гали основное положение православного вероучения — учение о Святой Тро­ице; требовали уничтожения внешних атрибутов христианского культа (икон, почитания мощей) и отказа от монастырского землевладения;

— воззрения служилого человека Матвея Башкина: получили хождения в середине XVI в. в Москве; воспевание разума и «книжного учения», крити­ческое трактование библейских текстов, отказ от православных обрядов;

— критика церкви Феодосием Косым, беглым холопом: отвергал «триеди­ного Бога», считая Христа лишь богоугодным человеком, не признавал та­инств и культа святых; проповедовал равенство людей независимо от их со­стояния, религии и национальности.

Ереси вызывали брожение в умах горожан, но они почти не затрагивали основное сословие России — крестьянство, поэтому не вылились в широкое реформационное движение. Тем не менее в церковно-философских искани­ях, искусстве, политической мысли Руси XV—XVI вв. появляются течения, родственные западноевропейскому Возрождению и Реформации.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) в XIV—XVI вв. в Западной Европе означала переворот во взглядах на мир, Бога и человека. Появился большой интерес к науке, технике, образованию. Стали возрождаться идеалы античного — древ­негреческого и римского — искусства. Объектом пристального внимания мыс­лителей, художников, поэтов стал человек, возникло понятие «гуманизм».

Новые духовные искания затронули и церковную идеологию. Была пред­принята попытка возвратиться к правильному, первоначальному толкова­нию учения Христа, к созданию церкви, не отягощенной стяжательством и развратом. Возрождение вызвало к жизни Реформацию (широкое обще­ственно-политическое движение, направленное на борьбу с католической церковью и феодальным строем).

Своеобразной формой реформационно-гуманистического движения в Рос­сии явилось нестяжательство. Активные деятели — старец Нил Сорский, Вассиан Косой, игумен Троице-Сергиевского монастыря Артемий — выступа­ли против неправедного образа жизни; призывали духовенство совершить духовный подвиг — отказаться от владения вотчинами и прочими богатства­ми, сосредоточиться на служении Богу.

Большинство церковных иерархов были против отказа церкви от соб­ственности, которая, по их мнению, могла быть использована в благих целях. Лидером этой группировки во времена Нила Сорского являлся игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Сторонников Иосифа на­зывали иосифлянами. Они выступали за чистоту православия. Интерес нестя­жателей к трудам древнегреческих и римских авторов, отцов западной церкви им был не свойствен. Иосифляне являлись сторонниками независимости Русской церкви от Константинополя. Учреждение Московского патриарше­ства в 1589 г. было их заслугой. Они считали себя ревностными слугами мос­ковских царей, признавали зависимость церкви от помазанника Божьего, не­редко шли на компромиссы с церковными законами во имя государственных интересов.

Архитектура. С созданием единого государства формируется общерусский архитектурный стиль. В конце XIII в. возобновилось каменное строительство. Развернувшееся в Москве грандиозное строительство притягивает лучших специалистов из других городов и стран.

В конце XV в. на Русь из Италии завезли новый строительный материал — кирпич. Итальянский зодчий Аристотель Фиораванти, возводивший Успен­ский собор в Кремле, построил первый на Руси кирпичный завод. Под руко­водством итальянцев русские мастера сложили из кирпича стены и башни Московского Кремля, Успенский и Архангельский соборы, колокольню Ивана Великого. Кирпич не полностью вытеснил белый камень, из которого по-прежнему выкладывали фундаменты и вырезали детали для украшений

фасадов зданий. Марко Руффо и Пиетро Антонио Солари построили в Крем­ле Грановитую палату. Снаружи палата была выложена гранеными камнями, от которых и получила свое название. Грановитая палата предназначалась для торжественных приемов и праздников

В XVI в. каменное храмовое зодчество объединяется с традициями русского деревянного зодчества. Итогом этого процесса стало появление шатрового стиля в русской архитектуре. Величайшим памятником шатрового стиля стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 г. в честь рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего Ивана Грозного.

Вершиной русского зодчества по праву считается возведенный в 1555—1560 гг. на Красной площади в честь взятия Казани Покровский собор (его называют также собором Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погре­бенного у его стен). Этот удивительный по своей красоте храм строили русские мастера Барма и Постник. Идея храма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатер храма объединяет в еди­ное целое красочное разнообразие восьми отдельных несимметричных разнове­ликих столпообразных храмов.

С этим собором связаны легенды. Одна говорит, что царь, подивившись красоте собора, велел выколоть глаза зодчим, чтобы они не могли больше нигде построить такой же. Другая легенда гласит о том, что, отступая из Москвы в октябре 1812 г., Наполеон приказал взорвать храм Василия Бла­женного. Храм заминировали, но не то москвичи потушили горящие фитили, не то это сделал начавшийся дождь.

Сохранились Соловецкий и Кирилло-Белозерский монастыри, постройки XV—XVI вв. в Нижнем Новгороде, Суздале, Смоленске и других городах.

В архитектуре XVII столетия прослеживаются три этапа. В первое тридца­тилетие ведется активное строительство (после изгнания из страны интер­вентов); господствуют тенденции XVI в. В 40—60-е гг. идет интенсивный по­иск и зарождается новый стиль. В конце века идет повсеместное распростра­нение нового стиля.

Известные образцы зодчества первого этапа столетия — церковь в селе Рубцове под Москвой, украшенная великолепной пирамидой кокошников; трехшатровая Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе, назван­ная в народе за свое совершенство «Дивной»; храм Покрова в селе Медведкове под Москвой.

Был реконструирован Московский Кремль; в 1624—1625 гг. на приземис­той прежде Спасской башне надстроили еще один ярус, украсив его белока­менными узорами и статуями. Вслед за Спасской башней эти украшения к концу века были помещены и на других башнях Московского Кремля. В 1635—1636 гг. на территории Кремля сооружается архитектором Баженом Огурцовым крупнейшее по тем временам светское здание — Теремной дворец. Эталоном храмового зодчества 30-х гг. стала церковь Троицы в Никитниках в Москве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.