КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. 45 страница
В ноябре 2002 г. состоялся четырехдневный визит Путина в Америку, включавший посещение Вашингтона, техасского ранчо Джорджа Буша, развалин Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и штаб квартиры ООН на берегу Ист-Ривер. Этот визит знаменовал продолжение начавшегося с 11 сентября процесса сближения между Россией и Америкой. В России консенсуса по поводу новой внешней политики Кремля пока не наблюдается. «Западники» (представленные в российских политических кругах прежде всего Союзом правых сил) приветствуют кремлевский курс на сближение с Америкой, в то время как «патриоты» и «государственники» проявляют вполне предсказуемое недовольство отказом Путина от эскалации «холодной войны» против Запада. Помимо общих идеологических и патриотических соображений, антиамериканские эмоции отечественных политиков подогреваются экономическими интересами из «партии войны». Особое опасение у мировой общественности вызывает стремление США к лидерству, которое достигается силовым давлением. В марте 2003 г. за по- следние десять с небольшим лет США провели третью крупномасштабную военную операцию. Какие силы привлекались раньше и насколько успешным оказался нынешний удар по Ираку? 1991 г., Ирак, операция «Буря в пустыне». Первое вооруженное столкновение американцев с режимом Саддама Хусейна однозначно воспринималось как акция против агрессора. Ирак напал на Кувейт, и остановить Саддама можно было только силой. В антииракскую коалицию вошли 28 стран. Военная техника иракцев была в основном советского производства. За шесть недель войны Ирак потерял около половины всего числа танков и самолетов, более двухсот из 500 ракетных установок СКАД были уничтожены авиацией США. Всего на Ирак союзниками было сброшено 88,5 тыс. тонн бомб и ракет. Войска антииракской коалиции поддерживали 100 кораблей (в том числе 6 авианосцев и 2 линкора с крылатыми ракетами «томагавк»). Потери США в технике составили 48 самолетов, 4 танка, 25 боевых машин пехоты, 20% американцев погибли от огня своего же оружия. Конечная цель операции «Буря в пустыне» не была достигнута: режим Хусейна не был свергнут, армия, несмотря на поражение (половина ее была уничтожена или дезертировала), сумела сохранить основные силы и восстановить боеспособность. 2001 г., Афганистан, операция «Несокрушимая свобода». Толчком к нанесению ударов послужили сентябрьские теракты против США. В антиталибскую коалицию вошли США, Франция, Германия, Канада, Бельгия и некоторые другие страны. На начальном этапе операции в ней приняли участие 200 рейнджеров американского спецназа, высадившихся на территорию Афганистана с вертолетов (для проведения спецзаданий и в роли военных советников армии северного альянса). Всего за год войны на территорию Афганистана авиацией США было сброшено 10 тыс. тонн бомб (в тротиловом эквиваленте). В качестве ударной силы антиталибской коалиции использовались формирования Северного альянса, на 90% вооруженные старой советской техникой. Армия движения «Талибан» была вооружена примерно так же, кроме того, располагала 600 переносными зенитными ракетными комплексами. Американцы потеряли сравнительно немного людей: 57 убитыми и 180 раненными. Общая численность миротворческого контингента в Афганистане сегодня составляет примерно 14 тыс. человек. Конечная цель — уничтожение бен Ладена с его штабом и всех талибских вооруженных формирований — до сих пор не достигнута. Под контролем миротворческого контингента и армии Афганистана находится лишь 35% территории республики. 2003 г., операция «Свобода Ирака». Антииракская коалиция сосредоточила в районе Персидского залива внушительные силы и средства. «Кулак» этой группировки — американские войска (около 200 тыс. человек), английские, испанские и др. — 50—70 тыс. Американцы использовали на иракском фронте свое самое современное оружие: танки «Абраме», боевые машины «Бред- ли» и «Фукс», системы ПВО «Патриот», бомбардировщики В-2, Истребите ли F-117, модифицированные вертолеты «Апач», ракеты «томагавк», супербомбу МОАВ (из-за огромной мощности ее прозвали «матерью всех бомб». Противостояла этой армаде 400-тысячная регулярная иракская армия при поддержке почти миллионных военизированных формирований: подразделений безопасности и погранвойск. Кроме того, поставлена под ружье огромная армия федаинов (добровольцев Саддама) — до 3 млн. человек, включая подростков (вооружены автоматическим оружием, преимущественно автоматами «Калашникова»). Сухопутные войска Ирака состояли из 23 дивизий (3 бронетанковых, 3 механизированных, 11 пехотных, 6 — республиканской гвардии). Самое сильное оружие — 6 пусковых оперативно-тактических ракет и 50 систем тактических ракет. Еще ни одна крупномасштабная операция США и их союзников не начиналась при таком расколе в НАТО и ООН. И при такой волне всемирного протеста против войны в Ираке. Россия в этом конфликте заняла принципиальную позицию — не дала втянуть себя в иракский кризис. Более того, Россия остается заинтересованной в сохранении сотрудничества с США. В политическом плане США и Россия — самые крупные ядерные державы мира, на которых лежит ответственность за поддержание всеобщего международного мира. Россия и США должны совместно решать проблему нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Это одна из самых острых проблем XXI в., и, безусловно, без позитивного сотрудничества и взаимодействия между США и Россией эта проблема не может быть решена. В настоящее время отношения России и США находятся в относительной стабильности, которую необходимо поддерживать и быть настоящими союзниками, чтобы победить такого опасного врага, каким является международный терроризм. Развитие партнерских отношений со странами Запада происходило в соответствии с соблюдением национальных интересов России. Важным событием в процессе укрепления международных позиций России явилась поездка Б. Ельцина в июле 1992 г. в Мюнхен для встречи с участниками «семерки». В центре переговоров находились проблемы экономики: новые кредиты и отсрочка платежей по прежним долгам. Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1993—1994 гг. между Российской Федерацией и государствами ЕС были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Правительство России положительно отнеслось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира». В апреле 1996 г. в Москве состоялась встреча на высшем уровне по ядерной безопасности. В ней приняли участие лидеры восьми ведущих государств мира: России, США, Германии, Великобритании, Франции, Канады, Японии, Италии. Были приняты Декларация московской встречи, Программа противодействию незаконному обороту ядерных материалов и другие документы. В дальнем зарубежье Россия продолжала выполнять обязательства СССР по выводу войск из Европы, завершив его в августе 1994 г. Одновременно в 1994—1997 гг. НАТО активизировало свое расширение за счет включения в состав блока Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Литвы, Латвии, Эстонии и Украины. Торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу, сохранились, но доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли значительно сократилась. 17 января 2002 г. состоялся первый за восемь лет визит Российского Президента в Польшу. Кабинет Ежи Бузека вел свою внешнеполитическую линию, сосредоточив внимание на вступлении в ЕС за счет отказа контактов с Москвой. На этот период пришлись громкие скандалы с высылкой группы российских предпринимателей, а затем российских дипломатов из Польши. С приходом новых властей ситуация изменилась: Польша захотела видеть Россию одним из своих основных союзников. В ходе визита в Польшу стороны обсуждали взаимодействие с ЕС, проблему Калининградской области, положение в странах Балтии, транспортное сотрудничество в балтийском регионе, прокладку газопровода в Западную Европу через Польшу. В. В. Путин принял участие в работе II экономического форума «Польша — Россия». Интерес польских предпринимателей к российскому рынку и весьма представительный состав российской бизнесс-делегации свидетельствовал о новом формате польско-российских взаимоотношений. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы (став ее 39-м членом), в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на интеграцию в мировую экономику. Вступив в СЕ, Россия обязалась подписать и ратифицировать важнейшие европейские соглашения, включая Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, на которой базируется европейская правозащитная система. Россия — участница 37 конвенций СЕ, которые рассматриваются как правовая основа европейского сотрудничества. Отношения с Советом Европы развиваются неоднозначно. Фактором, осложняющим отношения, является чеченская проблема. В 2000 г. в связи с проведением на территории Чечни антитеррористической операции впервые встал вопрос о приостановлении членства России в СЕ или о лишении ее права голоса на заседаниях ПАСЕ. В дальнейшем европейским государствам было рекомендовано подать в Европейский суд на Россию по мотивам нарушения прав человека в Чечне. В настоящее время, особенно после трагических событий 11 сентября в Америке, у России налаживается конструктивный диалог и сотрудничество с Советом Европы. В 2000 г. наметился новый этап сотрудничества России и Запада. В апреле 2000 г. состоялся рабочий визит В. В. Путина в Великобританию, в июне — в Италию. В ходе рабочих визитов обсуждался широкий круг вопросов разви- тия взаимодействия на международной арене в духе долгосрочного стратегического партнерства, в интересах упрочения стабильности и безопасности в мире. 2 апреля 2002 г. в Сочи в неформальной обстановке прошла встреча Президента России В. В. Путина и премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, в ходе которой обсуждались вопросы экономики и межгосударственной торговли. Обсуждались проблемы инвестиционного сотрудничества, культурные программы, а также сотрудничество в сфере малого и среднего бизнеса. Среди затронутых международных тем — отношения России и НАТО, сотрудничество России и Европы по созданию европейской системы безопасности, проблемы Ближнего Востока. 9—10 апреля 2002 г. В. В. Путин встретился с Федеральным канцлером Герхардом Шредером, немецкой бизнес-элитой и общественностью. Главная тема визита — переговоры о системе выплат советских долгов ГДР. Переговоры по этому вопросу между лидерами России и Германии были продолжены 4 октября этого же года. А 17 апреля 2002 г. в резиденции премьера Великобритании на Даунинг-стрит состоялась встреча В. В. Путина с премьер-министром Великобритании Тони Блэром. Накануне приема В. В. Путин провел встречу с представителями деловых кругов Великобритании. В мае 2002 г. Россия приняла участие в римском саммите НАТО—Россия, а 29 мая 2002 г. Владимир Путин принимал в Москве премьер-министра Испании Хосе Мариа Аснара. В целом отношения между Россией и западными странами развиваются в урегулировании международных кризисов, предотвращении распространения оружия массового поражения, борьбе с наркоманией, ликвидации последствий стихийных бедствий. Россия успешно сотрудничает с рядом международных и национальных организаций, таких, например, как Интерпол. Совместно с ООН Россия участвовала в разрешении всех вооруженных конфликтов в мире (конфликт на Балканах, «иракская проблема»). Участие России в урегулировании балканского кризиса было значительно не только в рамках усилий международного сообщества, но и в оказании конкретной экономической и гуманитарной помощи Сербии и Черногории. На Западе Россию все чаще рассматривают как серьезного посредника между Востоком и Западом, между Америкой и Европой. Важным резервом наращивания внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Российской Федерации является восточное направление. В зоне Азиатско-Тихоокеанского региона у России сохранен прямой выход на мировой рынок и сосредоточены во многом не освоенные экспортные ресурсы. Одним из основных торговых партнеров России в этом регионе является Китай. В июле 2000 г. президент В. В. Путин посетил с официальным визитом Китайскую Народную Республику. С переговоров в Пекине началась программа первого азиатского зарубежного турне президента В. В. Путина, в ходе которого он посетил Северную Корею и принял участие в саммите «большой восьмерки» на Окинаве. Продолжается сотрудничество с Индией (официальный визит В. В. Путина в октябре 2000 г.), Вьетнамом (официальный визит В. В. Путина 28 февраля — 2 марта 2001 г.), Кореей, Монголией. Определенные перспективы наметились в торговых отношениях с Южной Кореей, странами АСЕАН (в том числе на рынке вооружений). В августе 2002 г. состоялся визит лидера Северной Кореи Ким Чен Ира в Россию. Встреча В. В. Путина и Ким Чен Ира началась в пригороде Владивостока в бывшей резиденции Л. И. Брежнева. Лидер Северной Кореи был приглашен для обсуждения вопроса соединения Транскорейской и Транссибирской магистралей, что даст возможность связать Корейский полуостров с Европой через территорию России. В ходе визита был затронут ряд важных международных и региональных проблем. В конце 2002 г. за пять дней визитов в Китай, Индию и Киргизстан Президент России В. В. Путин, как подсчитали в Кремле, «налетал» 19 260 км, согласовал и подписал около полутора десятков международных документов. Экономическое сотрудничество, военно-торговые отношения, вопросы безопасности и борьбы с терроризмом — главные темы переговоров В. В. Путина в трех зарубежных столицах. На новый уровень развития вышли российско-японские отношения. До 1991 г. СССР пытался объявить территориальную проблему несуществующей. Руководство Российской Федерации приложило определенные усилия для восстановления добрососедских отношений с Японией. Конкретными шагами для реализации нового курса стали неформальные встречи высших руководителей двух стран. В результате переговоров Япония отозвала «вето» на прием России в члены «большой семерки», выразила согласие на вступление России в организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества и Всемирную торговую организацию. В свою очередь Россия поддерживает вступление Японии в число постоянных членов Совета Безопасности. «Концепция новой дипломатии» Японии в отношении России предусматривает отделение так называемой «проблемы северных территорий» (Южных Курил) от всего комплекса вопросов двусторонних отношений. 14 октября 2002 г. в Москве состоялась встреча Президента России с главой МИД Японии Йорико Кавагути, которая приехала специально в Москву в рамках подготовки визита Дзюнъитиро Коидзуми, намеченного на 10 января 2003 г. В 1991—2003 гг. прослеживается устойчивая тенденция к налаживанию связей бывших республик СССР. В рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) Россия подписала свыше 800 нормативных документов: режим границ, торговли, расчеты за поставки сырья и оборудования, совместное изучение космоса, обмен информацией, оборона, защита прав русскоязычного населения. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще 11 государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж. Российское Правительство стремится сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был заключен Договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. С 1996 г. отношения со странами СНГ были объявлены главным приоритетом внешней политики России. В марте 1996 г. был образован Межгосударственный совет четырех в составе: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. В апреле 1998 г. в Межгосударственный совет вошел Таджикистан. Практическим шагом на пути интеграции стало подписание Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России, предполагавший восстановить в 1996—1997 гг. единое экономическое и финансовое пространство. 8 декабря 1999 г. подписан Договор о создании союзного государства и Программа его реализации. В рамках будущего союзного образования предполагается создание союзного парламента, Правительства, Суда, Высшего Совета. Однако успех интеграции тормозится рядом факторов. Главный из них состоит в том, что финансовая и экспортная политика республик не дает возможности создать единое экономическое пространство. Распад единой рублевой зоны произошел уже в 1993 г. Страны ближнего зарубежья ищут партнеров, имеющих твердую валюту, и сокращают экспортные операции по отношению друг к другу. После распада СССР России пришлось участвовать в прекращении вооруженных конфликтов в ближнем зарубежье, так как создание национальных государств нередко сопровождалось всплесками вооруженной борьбы. Российские военные в роли «миротворческих сил» действовали в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, а также оказались втянутыми в гражданскую войну в Таджикистане. В настоящее время остаются нереализованными многие важные инициативы интеграции стран СНГ. Заключенные соглашения и союзы нередко превращаются в чисто декоративные структуры. Серьезным препятствием на пути провозглашенного Содружества независимых республик стоят разные экономические возможности, социально-политические системы, национальные интересы стран ближнего зарубежья. Таким образом, деятельность Правительства РФ внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами дальнего и ближнего зарубежья. Однако в связи с экономическим и политическим ослаблением Россия стала терять авторитет у стран дальнего зарубежья. Кроме того, не произошло оформление содружества как прочной и действенной организации, пользующейся авторитетом на международной арене. Удельный вес стран СНГ во внешнеторговом обороте РФ также неуклонно сокращается. С целью преодоления возникших противоречий в 2002 г. проводились как саммиты глав стран СНГ, так и двусторонние встречи. 10 июля в Кишиневе состоялся двухдневный саммит глав стран СНГ. В рамках саммита в кишиневской резиденции президента России состоялась встреча Владимира Пути- на с Президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе. Основной вопрос — борьба с терроризмом на российско-грузинской границе. 25 июля 2002 г. в загородной резиденции Президента Белоруссии проходила трехсторонняя встреча лидеров России, Белоруссии и Украины. В ходе беседы обсуждались вопросы трехстороннего взаимодействия как в экономической, так и в политической сфере, а также предстоящий неформальный саммит глав государств СНГ, который прошел в Сочи в начале августа 2002 г. В 2003 г. достигнуты определенные успехи по сближению стран Содружества. В феврале 2003 г. в Москве состоялась встреча лидеров России, Белоруссии, Казахстана и Украины, на которой сделано важное заявление об ускорении интеграционных процессов. В процессе переговоров были осуществлены следующие договоренности: • о создании единого экономического пространства на территории четырех государств. К сентябрю 2003 г. должно быть готово соответствующее соглашение; • о формировании совместной «Группы высокого уровня«(из вице-премьеров) с местоположением в Киеве. Возглавит ее представитель Казахстана; • об учреждении наднационального органа — независимой межгосударственной комиссии по торговле и тарифам. Важное значение для налаживания контактов имело заключение двусторонних соглашений. 28 февраля 2002 г. В. В. Путин провел встречу с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым. Глава Российского государства отметил, что двусторонние отношения «развиваются позитивно» по всем направлениям. В свою очередь Эмомали Рахмонов подтвердил, что между двумя странами практически нет проблем в политическом и военном сотрудничестве. Одновременно выразил сожаление, что экономическая кооперация за последние годы, по его мнению, «не тронулась с мертвой точки». Говоря о ситуации в Афганистане, Рахмонов выразил позицию Таджикистана не вмешиваться во внутренние дела Афганистана, предложил обсудить вопросы координации усилий по стабилизации обстановки в Афганистане. В феврале 2003 г. в Москве состоялось торжественное открытие года Казахстана. В ходе переговоров Путин и Назарбаев договорились о расширении торгово-экономических связей, а именно: • Россия примет участие в строительстве АЭС в районе озера Балхаш; • долгосрочное соглашение о транзите казахстанской нефти через территорию Российской Федерации будет неуклонно соблюдаться, как и выработанные решения о правовом статусе Каспия; • энергетическое сотрудничество намечено развивать и по линии совместной компании «РосКазгаз»; • аренда Россией космодрома Байконур будет продолжена. Значительным культурным и политическим событием по своему размаху и масштабам стали саммиты в Москве и Санкт-Петербурге в мае 2003 г., на которые съехались представители более 40 государств. Таким образом, в настоящее время достигнуты значительные положительные успехи в области внешней политики. Президент России В. В. Путин осуществил программу широких контактов с более чем 40 руководителями зарубежных государств. Результатом переговоров явились соглашения о сотрудничестве и партнерстве по вопросам укрепления мира и международной безопасности, развития экономических и научно-технических связей. В настоящее время важнейшей задачей является хотя бы частичное восстановление статуса России как влиятельной в мире державы. Основу для этого составляют еще сохранившийся значительный экономический и военный потенциал страны, ее внешнеполитические и экономические связи, а также стремление многих государств и народов жить не в однополярном мире, где господствует США, и не в биполярном, который остался в прошлом, — в многополюсном, сбалансированном международном сообществе.
Глава 20. КУЛЬТУРА РОССИИ (IX-начала XXI е.) Исторический путь России своеобразен и самобытен. «Россия совмещает в себе несколько исторических и культурных возрастов, от раннего Средневековья до XX в., от самых первоначальных стадий, присутствующих культурному состоянию, до самых вершин мировой культуры...» — подчеркивал Н. А. Бердяев. Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Культурное наследие России складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, обогащалось собственным и мировым опытом. Слово «культура» в переводе с латинского означает «возделывание», «развитие», «воспитание», «образование», «почитание». О культуре общества судят по тому, как организованы в нем жизнь и деятельность людей, каковы их взаимоотношения друг с другом и окружающей средой; о культуре человека — по его знаниям, эрудиции, поведению. Принято различать материальную культуру (машины, сооружения, предметы потребления и т. п.) и духовную (искусство, обычаи, нормы морали, права и т. п.). Исследователи рассматривают особенности формирования российской культуры в следующих факторах: • утверждение православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям; • длительная временная изолированность развития от западно-европейских цивилизационных процессов и напряженная борьба за преодоление этой замкнутости; • необходимость освоения огромного географического пространства, на котором соединялись и взаимодействовали многочисленные этнические группы и народности; • преобладание идеи приоритета государственности над личными интересами, подчинение интересов личности интересам государства; • открытость русской культуры, ее необыкновенная способность культурное достояние одного народа делать достоянием всех. (Именно в связи с этим положением в настоящее время существует точка зрения, согласно которой отрицается правомерность даже самой постановки вопроса о русской культуре, отвергается «русскость» как таковая); Русская культура понимается как образ жизни населения России, его веками складывавшиеся в трудах и жертвах традиции и святыни. Содержание культуры составляют такие компоненты, как образование и просвещение, издательство и печать, наука и техника, литература и драматургия, театр и музыка, живопись и скульптура, архитектура и строительство, народные промыслы и народное творчество, религия. На богатство и многообразие русской культуры оказывает значительное влияние деятельность исторических личностей, их роль и влияние как субъектов исторического процесса. 20.1. Культура древнерусского государства и эпохи удельных княжеств (IX—XIII вв.) Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы сложилось древнерусское государство, неоднородное в области социально-экономических отношений и культуры. В одних районах — в Поднепровье, в Новгородской земле — процесс феодализации шел интенсивнее, в других — пережитки патриархально-родовых отношений сохранились дольше. Это накладывало определенный отпечаток на развитие самобытной культуры Древней Руси. Существовали общие тенденции в развитии ее культуры. Они заключались: • в тесной связи с культурными традициями земледельческих скифов, а затем раннеславянских племен; • во взаимодействии древнерусской культуры с культурой соседних народов (развитие русской культуры происходило в условиях борьбы и тесной взаимосвязи со степными кочевыми народами — хазарами, печенегами, половцами); • в складывании в рамках древнерусского государства единой народности. Характерной чертой древнерусской культуры является двоеверие — сочетание христианской веры и прежних языческих (ведических) обычаев. Древнерусская культура по своему происхождению и характеру была европейской культурой, впитавшей значительное воздействие культур Востока. Наиболее важными и плодотворными были связи Киевской Руси с Византией, которая в то время являлась мировым культурным центром. Непосредственно выросшая из эллинизма, византийская культура несла в себе богатое античное наследие, составляющее общую основу европейской цивилизации. Значительное византийское влияние не означало того, что древнерусская культура превращалась в копирование византийской. Усваивая более развитую византийскую культуру и через нее — опыт и достояние европейской и частично восточных культур, культура Киевской Руси проявила яркие самобытные черты. В XI—XII вв. Русь поддерживала весьма широкие отношения и с восточными соседями, и со странами Центральной и Западной Европы. В то время Древнерусское государство занимало важное место в политической жизни всего континента, о чем, в частности, свидетельствуют разветвленные династические браки великих киевских князей. Период феодальной и политической раздробленности не стал периодом упадка русской культуры и утраты ее общерусского содержания. Напротив, русская культура переживала подъем и достигла высокого по меркам своего времени развития. В XII—XIII вв. наиболее крупными из местных культурных центров были Великий Новгород, Псков, Владимир-на-Клязьме, Галич и другие. К сожалению, значительная часть памятников древнерусской культуры погибла во время нашествия и войн, в огне пожаров. Большая утрата произошла и в годы фашистского нашествия. Тем не менее история сохранила некоторые источники и сведения о той далекой эпохе. Литература и образование. Письменность у славянских племен зародилась еще до принятия христианства. Известен алфавит южных славян из 24 греческих и 14 «своих», не имевшихся в греческом языке букв. Арабские авторы X в. упоминают о надписях по-русски на камне и дереве; текст договора князя Олега с греками (911) был составлен на двух языках — греческом и русском. В Новгороде, Смоленске, Полоцке, Пскове и других городах найдено более 600 берестяных грамот, которые содержат хозяйственные и бытовые сообщения. Создателями славянского бытового алфавита — кириллицы — были просветители, братья Кирилл (826—869) и Мефодий (820-885). Широкое распространение грамотности на Руси (среди духовенства, князей, бояр, горожан) началось с распространением христианства. Дочь Ярослава Мудрого Анна была одной из первых грамотных русских женщин. Образованные жители страны знали иностранные языки. Обычно они владели греческим и латинским, а сын Ярослава Мудрого Всеволод — пятью языками. Учить на Руси в школах стали при Владимире Святом. В XI в. Ярослав Мудрый повелел создать школы для мальчиков из «лучших людей» и поповичей. В школах учили писать, читать и считать. Специального образования на Руси не существовало. Зодчие, врачи, полководцы учились на практике. Происходило постепенное накопление научных знаний. Получают распространения сведения по географии, медицине, зоологии, всемирной истории и др. Религиозное объяснение многих явлений природы мешало развитию научных знаний. Но точное описание таких природных явлений, как затмения, кометы, бури, грозы, землетрясения, наводнения и проч., способствовало накоплению фактического материала и элементов научных знаний, необходимых для будущего развития науки. Сведения по математике, механике, астрономии, химии, агрономии, географии использовались в земледелии, ремесленном производстве, живописи.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |