КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рабочие жидкости гидроприводов станков
Характеристики жидкостей. В процессе работы гидросистем рабочие жидкости подвергаются воздействию изменяющихся в широком диапазоне давлений, температур, скоростей. В качестве рабочих жидкостей гидроприводов станков, роботов и иных машин часто принимают минеральные масла. Основные характеристики рабочих жидкостей следующие. Плотность , кг/м3, где m и V - масса и объём жидкости. Для воды при температуре 4°С , для минерального масла при температуре 50°С . В производственных условиях плотность определяют с помощью прибора, называемого дансиметром, который представляет собой колбу, загруженную медным грузом. Верхняя запаянная часть колбы – трубка – имеет малый диаметр и отградуирована в единицах плотности. Чем глубже погружается колба, тем меньше плотность жидкости. Деление на трубке, которое совмещается со свободной поверхностью жидкости, показывает её плотность. Удельный вес , где G – вес жидкости в объёме V. Для пресной воды = 9810 Н/м3. Для масла Поскольку G = m·g, где g = 9,81 м/с2 – ускорение свободного падения, то Плотность и удельный вес уменьшаются при возрастании температуры, т.к. увеличивается объём жидкости, и увеличиваются при возрастании давления, т.к. жидкость сжимается. Однако их изменения незначительны при имеющих место в станках диапазонах изменения температур и давлений. Сжимаемость жидкости – это её свойство изменять свой объём под действием давления. Сжимаемость жидкостей характеризуется коэффициентом объёмного сжатия βр, под которым понимают относительное изменение объёма жидкости, приходящееся на единицу изменения давления: где Vо – объём жидкости при начальном давлении pо (до сжатия), V – объём жидкости при конечном давлении p (после сжатия), DV = Vо – V – уменьшение объёма жидкости Vо при увеличении давления на Dp = p – pо, МПа. Для минерального масла при атмосферном давлении bр»(5,9-7,15)×10–4 МПа–1. Сжимаемость масла снижает быстродействие системы. Например, для гидросистемы, питаемой насосом с постоянной минутной подачей масла Q (л/мин), время t (с) для создания необходимого давления р (МПа) с учётом сжимаемости масла может быть определено по формуле где V – объём жидкости в напорной линии и в рабочей полости гидродвигателя, м3. Величину, обратную коэффициенту объёмного сжатия βр, называют модулем объёмной упругости Е: Под упругостью понимают способность жидкости принимать свой прежний объём после снятия внешней нагрузки. Модуль упругости повышается с увеличением действующего давления и понижается с увеличением температуры жидкости. Для воды Евод» 2×103 МПа, для минерального масла при атмосферном давлении Е = (1,4-1,7)×103 МПа, для стали Ест » 2×105 МПа. Как видно, сжимаемость масла более чем в 100 раз превышает сжимаемость стали. Однако, учитывая, что модуль упругости жидкостей весьма высок, а его изменения невелики, часто в технических расчётах сжимаемостью жидкостей пренебрегают, т.е. считают их несжимаемыми. Модуль упругости может существенно уменьшаться при наличии в масле нерастворённого воздуха в виде пузырьков. Обычно в масле работающего гидропривода содержится до 6 % нерастворённого воздуха; после отстаивания в течение суток содержание воздуха уменьшается до 0,01-0,02 %. В зависимости от устройства гидропривода и условий его эксплуатации количество нерастворённого воздуха в масле может повыситься до 15-18 %. Модуль упругости газожидкостной смеси: , где Vж, Vг – объёмы соответственно жидкостной и газовой фаз при атмосферном давлении ра, р – давление в гидросистеме. Наибольшее влияние на изменение сжимаемости газожидкостной смеси оказывает повышение давления до 3,5-5 МПа.
В масле обычно содержится определённое количество растворённого воздуха (пропорциональное величине давления), который практически не влияет на физико-химические свойства масла, однако способствует возникновению кавитации – состояния движущейся жидкости, при котором в результате местного снижения давления (во всасывающих линиях насосов, в местных сопротивлениях с высокими скоростями потока и т.п.) выделяются ("вскипают") парогазовые пузырьки – каверны. Разрушение пузырьков с большой скоростью создаёт местные гидравлические удары, инициируют шум, вибрацию и эрозионное разрушение расположенных рядом деталей. Наглядно это явление можно продемонстрировать на простом устройстве (рис. А2). Вода или иная жидкость под давлением подводится к регулировочному крану (вентилю) А и далее протекает через прозрачную трубку Вентури, которая сначала плавно сужает поток, затем ещё более плавно расширяет и через кран Б выводит в атмосферу.
При некотором значении этого давления, которое можно считать равным давлению насыщенных паров, в узком месте трубки появляется отчетливо видимая зона кавитации, представляющая собой область местного кипения жидкости и последующей конденсации паров. Размеры зоны кавитации возрастают по мере дальнейшего открытия крана, т.е. при увеличении давления в сечении 1-1, а, следовательно, и расхода. Однако как бы при этом ни возрастал расход, давление в узком сечении 2-2 сохраняется строго постоянным потому, что является постоянным давление насыщенных паров. Кавитация сопровождается характерным шумом, а при длительном её воздействии – также эрозионным разрушением металлических стенок. Последнее объясняется тем, что конденсация пузырьков пара (и сжатие пузырьков газа) происходит со значительной скоростью, частицы жидкости, заполняющие полость конденсирующегося пузырька, устремляются к его центру и в момент завершения конденсации (схлопывания пузырька) вызывают местные удары, т.е. значительное повышение давления в отдельных точках. Материал при кавитации разрушается не там, где выделяются пузырьки, а там, где они конденсируются. При возникновении кавитации значительно увеличивается сопротивление трубопроводов и, следовательно, уменьшается их пропускная способность, потому что каверны уменьшают живые сечения потоков, скорость в которых резко возрастает. Кавитация в обычных случаях является нежелательным явлением, и её не следует допускать в трубопроводах и других элементах гидросистем. Она может возникать во всех местных гидравлических сопротивлениях, где поток претерпевает местное сужение с последующим расширением, например в кранах, вентилях, задвижках, диафрагмах и др. Температурное расширение жидкости характеризуется температурным коэффициентом объёмного расширения : , град–1 где Vо – объём жидкости при начальной температуре То (до нагрева), V – объём жидкости после нагрева до температуры Т. Для минерального масла можно принимать bt = 7×10-4 град–1, хотя значение коэффициента объёмного расширения меняется в зависимости от удельного веса жидкости. С изменением температуры изменяются удельный вес и плотность жидкости: где γ и ρ, γt и ρt – удельный вес и плотность жидкости, соответственно, при температуре То и Т=То+ΔТ
В замкнутом контуре гидросистемы нагрев жидкости может вызвать значительное увеличение давления. Повышение давления в замкнутом объёме, например, резервуара можно определить по формуле: где βto – коэффициент температурного объёмного расширения материала, из которого изготовлен резервуар; для стали его можно принять»3,6×10–5, для бронзы –»7×10–5 град–1; K≥1 – коэффициент, характеризующий объёмную упругость резервуара; для абсолютно жёсткой конструкции можно принимать K=1. Вязкость – это способность жидкости сопротивляться деформации сдвига (скольжению слоев). Чем больше вязкость жидкости, тем меньше её текучесть и наоборот. Впервые предположение о наличии сил внутреннего трения высказал И. Ньютон в 1686 г., а достоверность этой гипотезы экспериментально обосновал и подтвердил профессор Н.П. Петров в 1883 г. Согласно гипотезе И. Ньютона величина сил внутреннего трения между слоями не зависит от давления, а зависит от рода жидкости, площади соприкосновения слоёв и относительной скорости перемещения. Вязкость оценивают коэффициентом динамической (абсолютной) вязкости (мю) или коэффициентом кинематической вязкости (ню). Единицы вязкости: динамической – паскаль-секунда, Па×с (система СИ) и пуаз, П (сист. СГС), 1 Па×с = 1 Н×с/м2 = 10 П = 10 дина×с/см2 (= 0,102 кгс×с/м2 – сист. МКГСС); кинематической – квадратный метр на секунду, м2/с (системы СИ и МКГСС), стокс, Ст и сантистокс, сСт (сист. СГС), 1 Ст = 1 см2/с, 1 сСт = 1 мм2/с, 1 Ст = 100 сСт = 1×10–4 м2/с. Соотношение коэффициентов: , сСт, где , Па×с; , кг/м3. Измерение вязкости производят вискозиметрами в градусах вязкости условной (°ВУ) или в градусах Энглера (°Е): °Е = t / tвод, где t и tвод – соответственно время истечения 200 см3 испытуемой жидкости и дистиллированной воды через короткую трубку Æ2,8 мм при 20 °С; tвод= 51,6 с. Для минерального масла = 7,3 ×°Е – 6,3/°Е, сСт. С повышением температуры вязкость жидкостей значительно понижается, а с ростом давления – увеличивается. При выборе марки масла для гидропривода следует принимать к сведению, что с уменьшением вязкости возрастают утечки, ухудшаются условия смазки, а с увеличением вязкости – увеличивается гидравлическое сопротивление трубопроводов. Масло должно быть однородно по своему химическому составу, не должно содержать влаги, водорастворимых кислот и щелочей, которые вызывают коррозию и появление веществ, образующих пену. Пена – причина неравномерности движения силового органа. однородность масла контролируют по температуре вспышки: чем выше эта температура, тем масло однороднее. Температура вспышки – это минимальная температура, при которой над поверхностью жидкости образуется количество пара, достаточное для возникновения кратковременной вспышки (при поднесении пламени). Температура вспышки для масел станочных гидроприводов не должна быть ниже 150 °С. Присутствие влаги в масле способствует образованию слизистых клейких веществ и окислению масла. При нагреве в масле образуются окислы и масло разлагается. Поэтому нагрев масла больше 60 °С не должен допускаться. Содержание в масле влаги характеризуется температурой застывания: чем ниже эта температура, тем меньше влаги в масле. Температура застывания – это такая наиболее высокая температура, при которой поверхность уровня масла, залитого в стандартную пробирку, не перемещается в течение 1 минуты при наклоне пробирки на 45°. Температура застывания масла не должна быть выше –10 °С. Кислотность масла определяется т.н. кислотным числом, которое равно количеству миллиграммов едкого калия (КОН), необходимому для нейтрализации свободных кислот в 1 г масла. Масло считается нейтральным, если кислотное число меньше 0,01 мг. Масла должны обладать хорошей смазывающей способностью и не содержать механических примесей. Содержание механических примесей приводит к засорению системы и способствует повышенному износу деталей. Содержание механических примесей по весу не должно быть более 0,005 %. Примеры некоторых марок минеральных масел и их кинематическая вязкость в сСт (мм2/с) при 50°С: масло индустриальное: И-5А (4-5 сСт), И-12А (10-14 сСт), (старое название – веретенное, например, И-12А – это веретенное 2 с вязкостью 1,86-2,26 °Е), ИГП-18 (16,5-20,5 сСт), ИГП-30 (28-31 сСт), ИГП-38 (35-40 сСт), ИГП-49 (47-51сСт), ИГП-100 (90-118 сСт), масло турбинное: ТП-22 (20-24 сСт), ТП-30 (28-32 сСт), ТП-46 (44-48 сСт) и т.д. Указанные масла не предназначены для использования в системах смазки. Если же в станке предусматривается использование масла гидросистемы и для смазывания направляющих, то следует использовать масла серии ИГНСп. Для улучшения эксплуатационных характеристик масел в них вводятся специальные присадки. К примеру, масла серии ИГП содержат антиокислительную, противоизносную, антикоррозионную и противопенную присадки. Срок службы масла – обычно от 6 месяцев до 2-3 лет. В приводах поступательного движения, работающих при давлениях до 3 МПа, обычно используют масла с вязкостью до 20-25 сСт. В приводах вращательного движения используют масла с вязкостью 20-50 сСт. Масла с большей вязкостью рекомендуется применять при более высоких давлениях с целью уменьшения объёмных потерь и поддержания нормальной вязкости при повышенных температурах. К примеру, при давлениях до 7 МПа рекомендуется применять масла с вязкостью 35-65 сСт, и т.д. Проектируя гидроприводы, следует учитывать, что при течении жидкости через узкие каналы и капиллярные щели возникает облитерация – сложное физико-химическое явление, при котором на стенках капиллярного канала образуются структуры твёрдого пограничного слоя, вызывающие "заращивание" щелей и в ряде случаев – заклинивание подвижных элементов аппаратов. Исключить облитерацию можно путём вибрации стенок щели.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |