КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зарисовки из жизни Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати
Чтобы вы смогли составить себе более живой портрет Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, мы предложим вашему вниманию отрывки из воспоминаний его ученика Джьотишекхары Прабху, записанных Е.С. Бхакти Викашей Махараджем: Пуповина, обвивавшая его тело во время рождения подобно брахманическому шнуру, оставила след, который был заметен всю жизнь. Даже когда Бимала Прасад был маленьким мальчиком, из-за большого мозга его голова была крупной в пропорции с телом. Его тело было украшено всеми признаками маха-пуруши, описанными в шастрах. Его стопы были мягкими как масло – настолько мягкими, что тем, кто прикасался к ним, казалось, что в них совсем нет костей. Его кожа была столь нежной, что даже малейшее прикосновение оставляло красное пятно. Высокого роста, более 190 см, он был изящно сложен. Его лицо было веселым, и он часто улыбался, хотя временами был очень серьезен. Он обычно вставал в два часа утра и начинал читать джапу. Иногда во время чтения он надевал очки, хотя в обычное время их не носил. Иногда во время бесед Бхактисиддханта Сарасвати упоминал имя Радхи и внезапно начинал проявлять признаки экстаза. Он бледнел, затем краснел, покрывался гусиной кожей, и все его тело как бы застывало. Слезы изобильно начинали течь из его глаз, и его слова становились серьезными. Но обычно он сдерживал себя. Сарасвати Тхакур никогда не любил сахаджий, которые искусственно показывали так называемые «признаки экстаза», или провозглашали себя «такой-то-и-такой-то-сакхи». Поэтому обычно он объяснял обыкновенные вещи, не относящиеся к уровню бхавы или премы, которые не вызывали у него несдерживаемых эмоций. Он принял титул «Прабхупада» во время своей второй церемонии Вьяса-пуджи, когда получил подношение от своего ученика Ананты Васудевы, в котором он использовал этот термин. До этого его обычно называли Сарасвати Тхакур, но постепенно все приняли имя «Прабхупада». Среди его любимых песен были «Гопинатх», «Радха-Кришна Бол», «Яшоматинандана» и «Радха-кунда-тата кунджа кутир» Бхактивинода Тхакура. Из различных стихов наиболее часто он цитировал следующий: Ависмритих кришна-падаравиндайох кшинотй абхадрани ча сам таноти саттвасйа шуддхим параматма-бхактим гьянам ча вигьяна-вирага-йуктам «Памятование о лотосных стопах Господа Кришны разрушает все неблагоприятное и дарует величайшую добрую удачу. Оно очищает сердце и дарует преданность Высшей Душе, наряду со знанием, наделенным мудростью и отрешенностью». (ШБ 12.12.55) Что касается чистоты, Сарасвати Тхакур подавал идеальный пример. Он говорил: «Чистота окружает божественное. Если вы не саттвичны, вы не можете быть чистыми». Его стол, стулья и асаны – все должно было содержаться чистым, опрятным и ухоженным. Он омывался не менее трех раз день, всякий раз переодеваясь в чистую одежду. Если он касался рукой чего-либо нечистого, например, стопы, или перед тем, как прикасаться к джапа-мале, он делал ачаман. Перед принятием маха-прасада он мыл руки, а если ему приносили Джаганнатха-маха-прасад, он приносил ему дандаваты, обходил вокруг него три раза, и только после этого почитал его. Сарасвати Тхакур обычно одевался очень просто, нося традиционные одежды санньяси, а зимой он также носил чадар. Однако, если было очень холодно, он носил особое пальто. Он пользовался палкой для ходьбы, и шею его украшали пять ниток бус из туласи. Его одежду обычно покупали преданные, и люди часто приносили ему чадары, одежду, ткань, обувь и т.д., когда приходили увидеться с ним. Иногда он покупал одежду сам, а если кто-нибудь просил у него, или если он видел, что у кого-либо нет теплой одежды, он отдавал им свою. Он одевался экстравагантно только в проповеднических целях или по случаю особых событий, как, например, в случае одного приема в Мадрасе, где на фотографии он изображен в сюртуке, изящной одежде, обуви английского стиля, и в тюрбане, который он одевал только по случаю очень важных публичных мероприятий, в то время, как обычно, если на улице было жаркое солнце, кто-то из учеников просто держал над ним зонтик. Когда его двое учеников-санньяси отправились в Англию, они также были одеты в сюртуки, поскольку им предстояло проповедовать на Западе. Однако, хотя иногда ради проповеди он и одевался очень роскошно, он предостерегал своих учеников-санньяси в Индии, чтобы те одевались просто. Бхактисиддханта Сарасвати не хотел, чтобы они подражали его положению ачарьи. Временами он также использовал слонов и лошадей, и иногда люди начинали критиковать его, говоря: «Что вы за садху со всей этой роскошной одеждой, слонами и лошадьми?», – но он восклицал: «Всех лошадей и слонов должны использовать только садху. Все машины тоже предназначены для садху. Предметы роскоши в этом мире требуются лишь для служения Кришне, а не для чего-либо еще». Один Сикх по имени Мочха Сингх был наемным телохранителем Сарасвати Тхакура. Он был очень высоким и сильным и каждый вечер съедал по 28-30 чапати. На самом деле, никакой опасности не было, но его держали просто ради увеличения престижа Сарасвати Тхакура.
Все мешочки для четок, которые носил он или члены Гаудия Матх, были белыми, даже если они принадлежали брахмачари или санньяси. Иногда, давая лекцию, он сидел очень прямо на обыкновенном деревянном стуле или кресле, не скрестив ноги, а просто поставив их перед собой, а преданные сидели на полу перед ним, скрестив ноги. Когда же он давал лекции в храме, он обычно сидел на простой плоской деревянной асане. Обычно в Майяпуре, когда в храме проходила санкиртана, Сарасвати Тхакур стоял позади, за колонной для туласи и наблюдал за танцем. Иногда преданные во время танца ходили от Божеств к колонне для туласи, а иногда ходили кругами. Сарасвати Тхакуру все это нравилось. Иногда они танцевали по кругу в танцевальном зале (натх-мандире), а Сарасвати Тхакур стоял посреди круга, но сам никогда не танцевал. Он всегда был серьезен. Не будучи, с внешней точки зрения, хорошим певцом, он обычно не вел киртаны, а велел делать это другим. Сарасвати Тхакур был всегда утвержден в философской сиддханте и, невзирая на остальных, никогда не шел на компромиссы в своей строгой практике вайшнавизма. Сам он говорил, что если бы он не делал этого, никто бы его не слушал. Всему, что он просил от других, он следовал сам, показывая идеал ачарьи: вставал рано утром раньше всех, и всегда был поглощен повторением святого имени и проповедью сознания Кришны. Другие иногда отдыхали в течение дня, но он – практически никогда. После обеда, который всегда был очень простым, Бхактисиддханта Сарасвати отправлялся диктовать письма. Он всегда носил тилаку, повторял мантру на четках, читал гаятри-мантры, посещал арати и т.д. – очень строго и регулярно. Во время ежедневной парикрамы вокруг Божеств он обходил Их один раз, а затем вставал в стороне, в то время как все остальные преданные обходили Их четыре раза. Шрила Прабхупада иногда рассказывал историю, демонстрирующую, насколько строг был Сарасвати Тхакур в отношениях с женщинами. Жена О.Б.Л.Капура, которая также была инициированной ученицей Сарасвати Тхакура, попросила у него личный даршан. В то время он годился ей в дедушки и был очень почтенным, старшим гуру найштика-брахмачари, но, несмотря на это он ответил: «Нет, я не могу разговаривать с Вами наедине. Все, что Вы хотите сказать, говорите в присутствии других». Доктор Капур рассказывал, как Сарасвати Тхакур дал инициацию его жене, даже не видя ее лица – между ними стояла ширма. Как Шрила Прабхупада писал в одном из писем, «Он не очень любил проповедовать среди женщин». Живя в роскоши, он был законченным тьяги – юкта-вайраги. Он был очень милосерден, дружелюбен и заботлив, в особенности с молодыми ребятами. Он заботился обо всех преданных и часто спрашивал их: «Вы приняли прасад? Как он был?» Иногда он даже спускался вниз около десяти-одиннадцати вечера, чтобы проследить, что все брахмачари спят, и что у всех натянуты москитные сетки. Если их не было, Сарасвати Тхакур лично натягивал сетки, чтобы преданные могли спокойно спать и не заболели. Он не хотел, чтобы они сталкивались в своем служении с ненужными препятствиями. Люди не могли выносить его взгляда – настолько он был сильным и проницательным. Даже великие ученые Индии чувствовали себя пристыженными, просто взглянув в его глаза. Точно так же, как множество ученых встречались с Шри Чайтаньей Махапрабху, но никто не мог выстоять перед Ним, подобным образом никто не мог устоять перед Сарасвати Тхакуром. Когда молодые люди присоединялись к Матху, оставляя свои дома, их родители иногда приходили их искать, чтобы забрать домой. Сарасвати Тхакур прятал их у себя под кроватью и говорил родителям, что не знает, где их сын. Остальные преданные подтверждали это, и тогда родители уходили. И Сарасвати Тхакур говорил юноше: «Майя пытается утянуть тебя в ад. Это майя плачет, а не отец с матерью!» Это происходило много раз, столько, что в 1918-19 годах несколько раз в Матх вызывали полицию. Однако он все равно прятал молодых людей, чтобы оставить их брахмачарьями. Он говорил: «Если бы я не предпринимал подобных действий, Гаудия Матха не существовало бы». Если кто-нибудь оставлял Матх и возвращался к материальной жизни, Сарасвати Тхакур очень огорчался – вплоть до того, что иногда посылал других, чтобы постараться вернуть ушедшего. Как-то, поругавшись с санньяси, один брахмачари ушел. Как только об этом узнал Сарасвати Тхакур, он сказал преданным: «Верните его, верните его!» Даже если преданные были виноваты, ему все равно не нравилось, когда они уходили. Если кто-то вел себя особенно плохо и оскорбительно, они обычно отправляли его в храм Мамгачхи в Навадвипа Мандале, месте рождения Вриндавана даса Тхакура. Одно из объяснений этого было в том, что Мамгачхи было очень удаленной деревней, и поэтому там они никого бы не смогли потревожить и могли постепенно исправиться. Другой момент заключался в том, что, живя там, они могли получить там милость Вриндавана даса Тхакура, автора «Чайтанья Бхагаваты». Таким образом, Мамгачхи Матх стали в шутку называть «тюрьмой Гаудия Матх». Этой системе следуют в Гаудия Матх до сих пор. В Мамгачхи много коров и большой сад, поэтому все, кто отправлялись туда, занимались тяжелым физическим трудом, ухаживая за коровами и садом. Всякий раз, когда кто-либо приходил к Сарасвати Тхакуру, еще до того, как они приносили поклоны, он говорил: «Дасо ’сми – Я слуга». Люди часто пытались прикоснуться к его стопам, но он вытягивал свои длинные руки и говорил: «Дасо ’сми», – не давая им делать это. Это касалось даже его инициированных учеников. Несмотря на то, что тысячи людей приходило увидеться с ним, никому не позволялось касаться его стоп, даже если это был всего лишь какой-нибудь маленький мальчик. Он всегда был готов и имел желание беседовать с людьми – будь то в поезде или у себя в комнате, кроме, конечно, женщин. Когда он получал письмо, в котором говорилось, что кто-то приезжает тогда-то и тогда-то – будь это преданные, доброжелатель или кто угодно, – он всегда посылал одного-двух брахмачари встретить его на станции. Даже если этот человек знал, как добраться или никогда даже не просил о помощи, Сарасвати Тхакур все равно по своей доброте посылал кого-либо. В общем и целом, он никогда не говорил резких слов, а когда кто-то делал что-либо не то, он печально говорил: «сеита карар бало на – Нехорошо. Не делай так». Будучи ачарьей, он иногда мягко ругал своих учеников, но если он видел, что его ученики ругают кого-либо, он не одобрял это. Если кто-либо приходил к нему жаловаться на другого, он не начинал разбирательств, а говорил: «О, он очень неудачлив, потому что совершил такой дурной поступок, и ты тоже неудачлив, потому что ввязался в это. Вы оба неудачливы». Каждое утро в четыре тридцать в Матхе звонил колокол, объявляя подъем, и Сарасвати Тхакур сам спускался в Натх-мандир и будил преданных, которые все еще спали, говоря: «Не спите после того, как прозвенел колокол. Вставайте!» Обычно Сарасвати Тхакур был очень кроток, и лишь один раз он дал преданному пощечину. Этот преданный приехал в Пури, чтобы искупаться в море, и когда он вернулся, Сарасвати Тхакур дал ему пощечину и сказал: «Почему ты теряешь свое время?» В другой раз, один из брахмачари заснул на лекции, и Бхактисиддханта Сарасвати взял палку и поколотил его. Однажды в Маяпуре во время лекции Сарасвати Тхакура один брахмачари заснул. Тогда он велел бросить его в Радха-кунду, сказав: «Я пригласил сюда своего духовного учителя, но если он увидит, что ты спишь, он уйдет». С 1932 года к миссии присоединилось много разных людей, и большинство из них было привлечено роскошью. Чтобы развивать большую организацию, требовалось много разных людей – убираться, работать в саду и т.д. Поэтому принимались разные люди, и немногие из них серьезно относились к духовной жизни. Еще до ухода Сарасвати Тхакура некоторые санньяси начали подумывать, что после ухода Гуру Махараджа у них будут собственные храмы и ученики, и они станут великими гуру. Сарасвати Тхакур не предпринимал никаких усилий, чтобы дисциплинировать их, потому что считал, что пример лучше, чем наставления. Будучи ачарьей, он подавал идеальный пример, и полагал, что если кто-то не серьезен, то нет смысла вмешиваться, а если кто-либо серьезен, тогда он автоматически будет следовать. Иногда Сарасвати Тхакур спрашивал у преданного, раздававшего его маха-маха-прасад: «Кто взял сладости, а кто изжеванную корку?» Таким образом, он мог понять умы преданных. Однако его маха-маха-прасад позволялось принимать только инициированным преданным. Будучи опытным астрологом, он иногда читал руки преданных. Однажды он взглянул на руку Джьотишекхары и, заметив на ней в определенном месте чакру, сказал: «Это означает, что будешь хорошо писать и опровергать все ложные представления». Сарасвати Тхакур читал по рукам очень редко. Он никогда не делал это регулярно, и никогда не делал этого для непреданных. Ученики никогда не просили его взглянуть на их руки, но иногда он сам просил показать их. Однажды он взглянул на руки одного брахмачари и сказал: «Тебе необходимо жениться. Ты не сможешь оставаться брахмачари». Один пуджари в Чайтанья Матхе в Маяпуре был пойман на воровстве золотых украшений Божеств, но Сарасвати Тхакур не стал его наказывать. Украшения отобрали, и он велел ему переодеться в белое. «Тебе нельзя одеваться как садху», – сказал он. Затем он сказал ученикам хорошо накормить его и отправить домой, что они и сделали. Один брахмачари взял несколько книг из магазина в Матхе, чтобы почитать, не сообщив об этом продавцу. Когда Сарасвати Тхакур узнал об этом, он очень серьезно к этому отнесся и велел, чтобы брахмачари не держали у себя книг, сказав: «Изучив столько книг, вы, возможно, станете пандитами, но не станете преданными. Важно слушать. Если вы слушаете садху, этого достаточно». Есть одна история о Сарасвати Тхакуре, произошедшая в Пури. Он находился в Лила-кути, большом здании на берегу моря. Он приехал туда с преданными, и им дали разнообразные продукты для приготовления прасада. Однако один из преданных заметил, что один из поваров-брахманов украл банку растительного масла. Сарасвати Тхакур посмеялся над этим брахманом и сказал ему: «Ты брахман и занимаешься служением Богу. Не хорошо красть масло, которое дано для служения Богу. Поскольку ты брахман, я могу дать тебе банку масла, если тебе нужно, но, пожалуйста, не бери то, что предназначено для служения Богу». Сарасвати Тхакур дал этому человеку денег, и тот вернул масло. Так, будучи столь милосердным, он спас его от великого оскорбления. Однажды к Сарасвати Тхакуру пришел проректор Бенаресского Университета, чтобы задать ему сложные философские вопросы. Сарасвати Тхакур сказал: «Я не буду Вам отвечать. Спросите у преданных, которые чистят утварь для арати». Ученый ответил: «Нет. Я хочу задать очень трудные вопросы по Веданте. Они не смогут ответить». Однако Сарасвати Тхакур настоял, чтобы он задал их пуджари, которые тогда чистили утварь Божеств, поэтому, послушавшись, проректор отправился к ним. Когда он спросил их, пуджари ответили: «Мы сейчас заняты – натираем эти подносы. Пожалуйста, помогите нам, и когда мы закончим, все Ваши вопросы разрешатся». Хотя он был очень знаменитым, респектабельным человеком, он согласился помочь в этом бесхитростном служении. Когда все было сделано, он вернулся к Сарасвати Тхакуру, даже не поговорив с пуджари. Сарасвати Тхакур спросил его: «Вы получили ответы?» Он ответил: «Да, даже не спрашивая. Когда я помогал им чистить утварь для арати, ответы автоматически пришли ко мне в ум». Тогда Сарасвати Тхакур сказал: «Да. Философию сознания Кришны можно понять благодаря смирению, а не интеллектуальным усилиям. Севонмукхе хи джихвадау… Просто изучать книги и произносить шлоки – это вам не поможет. Служение Богу даст нам ответы на все вопросы по шастрам. Мой гуру, Гауракишора дас Бабаджи, не был грамотным, пандитом, но все шлоки и сиддханты автоматически приходили к нему на уста, потому что он было севонмукха – склонен служить Кришне». Однажды к Сарасвати Тхакуру обратился с просьбой об инициации один директор школы. Он носил бороду и усы, и поэтому его попросили побриться перед инициацией. Однако он ответил, что не может, поскольку был слишком привязан к ним. Тогда Сарасвати Тхакур сказал: «Или Вы любите усы, или Вы любите Кришну. Если Вы хотите Кришну, тогда расстаньтесь с волосами. Что-то одно из двух может быть дорого Вам. Кришна – наш единственный прия, дорогой. Если прия становится что-то еще, то невозможно обрести Кришну!» Этот директор так и ушел без инициации. Однажды в одной из деревень, Сарасвати Тхакур остановился в доме богатого землевладельца. Землевладелец предложил ему роскошный обед, но Сарасвати Тхакур не стал есть, сказав: «Сперва ты должен выслушать мой совет. Если я не могу сделать для тебя какое-либо благо, почему я должен принимать что-либо от тебя? Это не мой долг. Я приму твой прасад, но ты не примешь мой совет – это нехорошо». Поэтому целый день он постился, пока землевладелец не согласился получить инициацию. Если семейный человек не был инициированным учеником Сарасвати Тхакура, он не принимал от него пищи. Однажды, во время посещения грихастхами Гаудия Матх храма Сакши Гопала, там было много нищих. Однако они ничего не подали им, думая: «Мы пожертвуем Богу. Зачем подавать бедным? Бедным подают только карми». Услышав это, Сарасвати Тхакур очень огорчился и сказал: «В теле бедняка находится Сверхдуша. Господь Чайтанья кормил бедных. Не чуждайтесь этого. Ненавидеть бедных – это не бхакти. Вы жертвуете не бедным, а Сверхдуше!» Он лично подавал милостыню, и смотрел на людей не как на бедных или богатых, а как на храм Бога. Он говорил, что им нужно служить и лично давал им прасад. Однако он не подавал регулярно одним и тем же людям, чтобы не поощрять их приходить в храм только чтобы поесть. Если во время прасада кто-то приходил, он говорил: «Их прислала Сверхдуша», и просил накормить их. Многие кастовые брахманы, особенно в Ориссе, даже священники в Пури, регулярно ели рыбу, курили биди и имели множество отвратительных привычек, но Сарасвати Тхакур все равно оказывал почтение их касте, может быть, потому что их предки поклонялись Вишну. Он также цитировал пример из «Чайтанья Бхагаваты» о том, как Господь Баладева побил Пундарика Видьянидхи за то, что тот непочтительно обошелся с пандами храма. В шастрах говорится, что в Кали-югу в брахманических семьях родится много демонов, но, несмотря на это, Сарасвати Тхакур всегда был очень склонен оказывать почтение даже негодным потомкам брахманических семей. В действительности, в описаниях Чайтанья-лилы мы находим, что в обществе Чайтаньи Махапрабху, когда все преданные вкушали прасад вместе, что было в то время революционным, кастовых брахманов все равно усаживали на почетные места. Однако следует отметить, что он не принимал кастовых брахманов за настоящих вайшнавов просто потому, что они родились в брахманических семьях. Он оказывал почтение только их благородному происхождению. Он приводил аналогию, что отец может быть врачом, но это не значит, что сын – тоже врач. «Человек может носить титул Госвами, но не каждая птица – Гаруда, и не каждая рыба – Матсья-аватара», – говорил он. Если они не были инициированными, им не позволяли поклоняться Божествам в Гаудия-Матхе. У него также были хорошие отношения с мусульманами, живущими в Маяпуре и в близлежащих деревнях, в особенности с потомками Чханда Кази, поскольку они были несколько склонны к сознанию Кришны, и Сарасвати Тхакур относился к ним почтительно как к потомкам Кази. Его часто навещали крупные землевладельцы-мусульмане, жившие в этой местности. Сарасвати Тхакур признавал искренними и подлинными только очень небольшое число преданных в Индии вне Гаудия Матх: Сиддха Махатму Васудеву Бабу из Пури – из Шри Сампрадайи, которого он очень уважал; Сварупа Даса Бабаджи; Рамакришну Бабаджи с Радха-Кунды, который нисходил в парампаре от Бхугарбхи Госвами – он был очень отрешенным, серьезным и продвинутым преданным; Мадхусудану Госвами из храма Радха Раманы и Вишвамбхару Ананду Госвами из Гопиваллабхапура. Он не любил критиковать миссии типа Миссии Рамакришны или каких-то знаменитых людей, явно называя их по имени. Он учил, что следует смотреть на то, чему они учат и осуждать это. Он приводил пример: «Не говорите прямо «корова». Скажите: животное с четырьмя ногами, длинным хвостом, двумя рогами и т.д. Не начинайте ссоры». Однажды во Вриндаване так называемый «гуру» Бхактивинода Тхакура, Бипин Бихари Госвами сказал, что Рагхунатха дас Госвами был шудрой по касте. С этого дня Сарасвати Тхакур никогда больше с ним не разговаривал, считая, что тот совершил огромное оскорбление, поскольку Рагхунатха дас Госвами считается великим даже среди маха-бхагават. С этого дня Сарасвати Тхакур начал поститься в знак протеста. Ученики пытались его успокоить, но при этом сами они не высказывались против Бипина Бихари Госвами. Тогда Сарасвати Тхакур воскликнул: «Вы можете идти на компромисс, но я – нет! Я не могу выносить, когда Рагхунатху даса Госвами называют шудрой! Я приезжаю сюда на роскошной машине, занимаю положение ачарьи и принимаю всяческий почет и уважение. Поскольку я принимаю положение ачарьи и связанное с этим поклонение, я не могу идти ни на какие компромиссы!» Чайтанья Матх приобрел сад, который находился через дорогу от него. Там они выращивали разные овощи типа кабачков и баклажанов. Сарасвати Тхакур заметил, что никто не горел особым энтузиазмом, чтобы работать там, поэтому он обратился со специальной просьбой к преданным, особенно к брахмачари. Когда никто не откликнулся, Сарасвати Тхакур лично отправился туда с лопатой. Увидев это, сгорая от стыда, там собрались все брахмачари и санньяси, и он объявил: «Я буду работать в саду. Почему бы и нет? Это все служение Кришне!» Он в течение какого-то времени вскапывал грядки, а затем положил овощи в корзину, взвалил к себе на голову и понес к Божествам. После этого назидательного поведения Сарасвати Тхакура в саду всегда кто-то регулярно работал. Однажды Сарасвати Тхакур заметил, как двое из его санньяси сказали: «Мы собираем пожертвования. Если мы не будем помогать Гуру Махараджу, он не сможет проповедовать. Он полагается на нас». На следующий день во время утренней лекции Сарасвати Тхакур сказал всем преданным: «На протяжении пятнадцати дней все вы оставайтесь в Матхе и повторяйте Харе Кришна, не собирая никаких пожертвований. По милости Кришны и Вишнуприи, а также Лакшмидеви я прокормлю вас. Без вашей помощи, без вашего сбора пожертвований в Матхе будет столько всего!» В этот день он лично отправился собирать мадхукари-бхикшу, запретив выходить кому-либо другому, и в этот день люди сами собой принесли в Матх столько всего: гхи, рис, овощи и т.д. Сарасвати Тхакур собирал пожертвования только в течение одного дня, но на протяжении целых пятнадцати дней в Матх принесли столько всего, в то время как все остальные просто сидели в Матхе. Преданным было очень стыдно, но они извлекли из этого ценный урок. Сарасвати Тхакур всегда говорил о Кришне, думал о Нем и старался объяснять другим. Он всегда подчеркивал полное принятие прибежища у Кришны. День и ночь, где бы он ни был, он всегда был погружен в Кришна-катху. У Сарасвати Тхакура было около десяти тысяч учеников, главным образом из Бенгалии и Ориссы. У него было также несколько учеников из-за рубежа, главным образом из Германии. Он вдохновлял присоединяться молодежь, юношей около двадцатилетнего возраста, а тех, кому было под сорок, он считал безнадежными, так как лучшую часть жизни они потратили на грихастха-ашрам. Сарасвати Тхакур также дал тринадцать бабаджи-инициаций. Эти преданные были настолько поглощены бхаджаном, что не обращали внимания даже, когда было время прасада. Он велел им не открывать никому свою манджари-сварупу. Они жили в Матхах – во Вриндаване, Навадвипе и Пури, и посещали все храмовые программы, но сами никогда не давали лекций в храме. Они выходили собирать пожертвования и участвовать в харинамах. Они не выходили проповедовать и большую часть времени проводили в бхаджане. Иногда они помогали в поклонении Божествам. Сарасвати Тхакур говорил, что брахмачари, грихастхи и санньяси должны все посещать утренние и вечерние арати, поскольку они являются самыми важными ангами бхакти. «Даже если вы пропустите другие анги бхакти, не пропускайте этих», – говорил он. Он говорил обитателям Матха, что если они проснутся ночью, им не следует ложиться спать опять, а вставать, даже если это было 2 часа ночи, и повторять святое имя. Многие преданные следовали этому совету, и рано вставали, чтобы читать джапу. «Повторяйте нама-махиму. Следуйте моему примеру. Харинама – наша жизнь», – говорил он. Он наставлял учеников: «Святое имя следует повторять громко. Так ум будет чистым, и вы сможете повторять святое имя снова и снова». Сам Сарасвати Тхакур повторял мантру медленно и четко. Он всегда получал даршан Господа Джаганнатхи в Пури из-за колоны Гаруды, не подходя близко к Божествам – так же, как Господь Чайтанья. Он часто говорил: «Пусть Джаганнатха увидит нас. Пусть Он бросит на нас Свой милостивый взгляд. Он посмотрит на Гаруду, потому что Гаруда – Его преданный. И в это время Он увидит нас. Мы будем стоять за нашим гуру, Гарудой». Один преданный обратился к нему: «Будьте милостивы ко мне. Я хочу увидеть Бога в этой жизни». Сарасвати Тхакур ответил: «Увидеть Бога? Нет! Бог увидит вас. Ради своего удовлетворения вы хотите увидеть Бога. Это неправильно». Во время Вриндавана-парикрамы многие паломники срывали с деревьев плоды, цветы и веточки для чистки зубов. Сарасвати Тхакур запрещал это, говоря: «Во Вриндаване все предназначено для наслаждения Кришны. Все деревья – это риши и муни, поэтому не беспокойте их». Однажды во Вриндаване, когда он сидел на стуле, прилетели мухи и сели на его тело. Преданные стали прогонять их, однако Сарасвати Тхакур сказал: «Нет, они бриджабаси. Если они садятся на меня, это моя великая удача». Однажды он сказал преданным, что Бхактивинод Тхакур был воплощением Гададхары Пандита, а что он сам был дайита дас – слуга слуги Гададхары (Радхарани). Он также говорил, что Гауракишора дас Бабаджи был Раса-манджари в Кришна-лиле и Сварупой Дамодарой в Гаура-лиле, но он никогда не говорил о своей сварупе. Его ученики определили, что он был Наяна-Манджари, и он принял это. Однажды его спросили, какова его сварупа, и он ответил, что сварупа гуру, подобного Бхактивиноде Тхакуру, Гауракишоре даса Бабаджи и т.д. – такая, какими они выглядят. Их внешний облик, одежда, какие они есть – это их сварупа. На Кришналоке они все сакхи, но здесь они – личные спутники Господа Чайтаньи. Когда видите Рупу Госвами, Санатану Госвами и других преданных Господа Чайтаньи в мужских телах, следует понимать, что на Кришналоке у них женские тела. Но тот облик, в котором они видны в Гаура-лиле – это их постоянная сварупа в Гаура-лиле. Например, как Бхагаван Ачарья был хромым, он вечно хромой. У них могут быть обыкновенные, невайшнавские имена, типа Джхору Тхакур, Васу Гхош, но это их вечные имена. Он говорил своим санньяси: «Вы должны выходить каждый день, минимум на полчаса. По крайней мере, обходить пять домов. Не сидите просто целый день в Матхе. Выходите проповедовать. По крайней мере, люди увидят вас в городе и что-то подумают о нашей миссии. Не сидите праздно на одном месте, даже если никто вас не тревожит. По крайней мере, люди вас увидят». В Майяпуре он говорил своим проповедникам, что если они приезжают куда-либо, они должны останавливаться в большом доме и ездить на хорошей машине или лошади. «Вы не должны выглядеть скромно или бедно. Уровень должен быть высоким. Не будьте скупцами!» – говорил он. – «Тратьте деньги не проповедь и оставляйте огромное впечатление!» Однажды Сарасвати Тхакур сказал, что Матх подобен больнице, харинама – лекарство, прасад – это диета, а живущие в Матхе должны выполнять работу медработников, а не просто жить вместе. Во взаимоотношениях со своими санньяси и ведущими преданными Сарасвати Тхакур был очень строг. Он сам, как идеальный ачарья, иногда принимал роскошь в проповеди, но он всегда был строг в практике сознания Кришны и очень сильно выступал против различных апасампрадай. Сарасвати Тхакур всегда следил, чтобы его старшие ученики и санньяси не отклонялись, не давали увести себя в сторону занимаемым положением, безосновательно не считали себя находящимися на очень возвышенном уровне и не соблазнялись лобхой, пуджей, пратиштхой и т.д. Однажды у Сарасвати Тхакура спросили: «Почему так много преданных, живущих в Матхе, все оставляют, начинают заниматься преданным служением, но почему они не продвигаются до возвышенного уровня?» Он ответил: «У них внутри есть черви. Их съедают черви внутри. Они принимают пищу, но они не получают питания из-за червей. Они занимаются преданным служением, но их духовный прогресс съедается материальными желаниями и тайным дурным поведением. Поэтому они слабеют». Шрила Бхактисиддханта сам воплощал то, что говорил, и всегда был занят тем, чтобы всячески удовлетворять Кришну. У него было несколько любимых девизов, которые он снова и снова повторял, которые были его принципами в жизни: самсиддхир хари тошанам – совершенство жизни в том, чтобы удовлетворить Господа Хари, киртанийя сада хари и т.д. Если он видел, что кто-то совершает служение в Матхе типа уборки, но не повторяет мантру, он говорил: «Когда ты занимаешься этим, ты должен повторять святые имена. Всегда повторяй имена Господа Шри Хари». Сарасвати Тхакур говорил, что два из десяти оскорблений оставить особенно трудно: совершать грехи в расчете на очищающую силу святого имени и держаться за материальные представления «я» и «мое». Он говорил, что их можно оставить только по милости гуру. Однажды преданный услышал, как Сарасвати Тхакур говорит, что мы должны плакать о Кришне. Он сказал: «Я не могу плакать о Кришне. У меня нет такого чувства. Я старался, но у меня не плачется». Тогда Сарасвати Тхакур ответил: «Плакать по Кришне абсолютно необходимо. Если ты не можешь плакать, то, по крайней мере, ты должен плакать о том, что ты не можешь плакать». Как-то один брахмачари читал джапу и спросил у Сарасвати Тхакура, как сосредоточить ум на святом имени. Сарасвати Тхакур ответил: «Святое имя обладает полным могуществом. Оно – Сам Бог, поэтому громко произноси его и одновременно слушай. Ты ощутишь это. Если ты действительно будешь делать это – повторять и слушать – ты очень быстро станешь сознающим Кришну. Поклоняйся святому имени с твердой верой». Затем он добавил: «Ты должен повторять 100 000 имен (64 круга) каждый день». Брахмачари сказал: «Как это возможно? У нас столько обязанностей. Нам нужно посещать храмовые программы и выходить проповедовать. Столько дел!» Шрила Бхактисиддханта Сарасвати ответил: «Тогда, по крайней мере, старайся повторять 32 круга каждый день». Шрила Бхактисиддхантаджи объяснял, что служение и джапа неотличны. «Служение гуру – это служение Кришне. Даже если вы не повторяете 64 круга, если вы полностью заняты, то все в порядке. Но вашей целью должно быть 100 000 имен, и вашей целью должно быть также служение Хари, гуру и вайшнавам. А иногда, если вы так заняты, что у вас совсем нет времени повторять свои круги днем, то повторяйте ночью вместо сна. Если вы не можете закончить предписанное число кругов, то спите меньше. Не увеличивайте время сна, увеличивайте время джапы». Сарасвати Тхакур также говорил, что служение Хари, гуру и вайшнавам важнее, чем повторение 64 кругов. «Если вы не делаете служения, повторять мантру столько будет бессмысленно», – говорил он. Задание 11. Перечислите не менее семи пунктов вклада, который внес Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в миссию Господа Чайтаньи. Задание 12. Какие из качеств Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Вам наиболее запомнились, и как бы Вы могли воплотить их в своей жизни?
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |