Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеальная семейная жизнь




Главная цель семейной жизни – это позволить преданному на собственном опыте убедиться, что в ней нет никакой необходимости. Еще, будучи в ашраме брахмачари, преданный много слышал о том, что влечение между мужчиной и женщиной является коренной причиной материального существования и, стало быть, всех страданий, связанных с ним. Причем неупорядоченные взаимоотношения ведут еще к большим проблемам, чем отношения в браке. Лучшие из людей осознали это, просто услышав об этом из авторитетного источника, и предпочли остаться брахмачари, например, как четверо Кумар. Другие также имеют трезвое понимание этого, но в силу обстоятельств или по непосредственным указаниям духовного учителя вступают в освященный брак и начинают вести идеальную семейную жизнь в сознании Кришны. Третьим предстоит еще на собственном опыте познакомиться с двумя функциями майи (в данном случае представленной супругой(-ом)) – привлекающей и сбрасывающей. Есть огромное количество литературы: и ведической, и кармической, написанной преданными и непреданными, основывающейся и на астрологии, и на психологии, содержащей множество рекомендаций для построения отношений в семье и достижения гармонии и супружеского счастья. В них приводятся свои версии «идеальной семейной жизни». Многие из этих рекомендаций научны, но они будут работать лишь в той мере, в какой позволяет вам ваша карма: вы будете хотеть как лучше, а получаться будет как всегда. И даже если карма хорошая, и все течет идеально, то все хорошее рано или поздно кончается (со смертью одного из супругов, например…). К тому же, Кришна вмешивается в жизни Своих преданных, своевременно отрезвляя их от опьянения материальным счастьем (подумайте еще раз – может бросить это сознание Кришны! L). Так что, если они избегут совершения глупостей и сохранят данные ими обеты, по прошествии некоторого времени такие преданные также начинают вести идеальную семейную жизнь. Четвертая категория – это неудачливые души, которые не в состоянии научиться, ни прислушиваясь к доброму совету, ни на своих собственных ошибках. Если Кришна не проявит к ним какую-нибудь особую милость, им предстоит еще раз рождаться в этом материальном мире. Так что же собой представляет идеальная семейная жизнь? Вот как она описывается в Седьмой Песне Шримад Бхагаватам.

Шрила Прабхупада в начале своих комментариев к этой главе отмечает, что детали образа жизни идеального грихастхи будут различаться в соответствии с местом, временем и обстоятельствами, в которых он находится. Поэтому необходимо постараться усвоить основные принципы, а в конкретной ситуации прибегать к помощи разума или совета зрелых преданных.

Первый долг грихастхи – это принять полное прибежище у Васудевы, Кришны и стараться удовлетворить Его во всех обстоятельствах, исполняя предписанное преданное служение. Что означает «принять прибежище», прекрасно описано в Шаранагати. Предписанное преданное служение для нас – это, в первую очередь, внимательное повторение мантры, общение с преданными, чтение книг Шрилы Прабхупады, поклонение Божествам дома или в храме, создание дома трансцендентной обстановки, а также посильная практическая помощь в проповеди сознания Кришны. Это преданное служение должно совершаться в соответствии с наставлениями духовных авторитетов и в обществе преданных, которые действительно заняты преданным служением. Началом преданного служения является шраванам, или слушание. Необходимо слушать слова, исходящие из уст осознавших себя душ. Таким образом, привязанность грихастхи к жене и детям будет постепенно уменьшаться. (Заметим, что нежные чувства и привязанность к этим нежным чувствам – это не одно и то же).

Что касается поддержания семьи,- зарабатывая на жизнь, грихастха должен быть очень сознателен, и не прилагать чрезмерных усилий ради накопления денег и создания искусственных материальных удобств (предостережение против атьяхары и праясы). Хотя внешне грихастха должен очень активно стараться зарабатывать деньги, но внутренне ему необходимо оставаться полностью самореализованной личностью, не имея привязанности к материальной выгоде. Он должен поддерживать взаимоотношения с членами семьи и друзьями, которые должны быть лишь в той мере, в которой они необходимы (если это не противоречит принципам сознания Кришны), а также чтобы создать для них атмосферу заботы, которая поможет им развиваться в духовной жизни. Указания от членов семьи и общества должны приниматься поверхностно, но существенным является то, чтобы грихастха исполнял предписанные обязанности, данные духовным учителем и шастрами. К обязанностям, предписанным только для грихастх, относятся земледелие и торговля. Если по воле случая или по милости Господа приходит больше денег, чем требуется, они должны быть должным образом использованы для распространения движения сознания Кришны. Следует избегать стремления заработать больше денег просто ради чувственных удовольствий. Грихастха должен всегда помнить, что тот, кто стремится накапливать больше денег, чем требуется, должен считаться вором и будет наказан законами природы.

Грихастха должен быть очень сострадателен к невинным животным, птицам и пчелам, обращаясь с ними как со своими собственными детьми. (Это не означает, впрочем, что нужно держать домашних животных). Грихастха не имеет права убивать животных или птиц ради чувственных наслаждений. Он должен обеспечивать необходимым даже собак и низших животных и не эксплуатировать других ради чувственных наслаждений. Фактически, согласно наставлениям Шримад Бхагаватам, каждый грихастха является величайшим «коммунистом», обеспечивающим каждого всем необходимым. Все, что есть у грихастхи, он должен равно раздавать всем живым существам без разбора. Лучший метод – это раздавать прасад.

Грихастха должен избегать слишком сильной привязанности к своей жене. Он должен занимать даже свою супругу в безраздельном служении гостям. Все деньги, которые приходят к грихастхе по воле Бога, он должен тратить на пять вещей, а именно:

1) поклонение Верховной Личности Бога;

2) служение Вайшнавам и святым личностям;

1) раздача прасада обычным людям и всем живым существам;

2) подношение прасада своим предкам (и родственникам);

3) наконец, самому вкушать прасад.

Грихастхи должны быть всегда готовы поклоняться всем этим личностям так, как указано выше. Грихастха не должен есть ничего непредложенного Верховной Личности Бога. Как говорится в Бхагавад-гите (3.13), «преданные Господа освобождаются ото всех видов греха, поскольку едят пищу, которая была предложена в жертву Господу». Грихастха должен также посещать святые места паломничества, упомянутые в Пуранах (по крайней мере, храмы и фестивали). Таким образом, он должен быть полностью занят поклонением Верховной Личности Бога на благо своей семьи, общества, страны и всего человечества.

Другими словами, совершенство семейной (как, впрочем, и любой другой) жизни – в том, чтобы найти себя как вечного слугу слуги слуги Кришны, повелителя гопи, и ни при каких обстоятельствах не оставлять лотосных стоп Господа. Внешне семейный преданный должен поставить первым приоритетом следование садхане и служение преданным. В отношении практической жизни, по крайней мере, какая-то ее часть должна быть посвящена служению миссии духовного учителя, Шрилы Прабхупады и Господа Чайтаньи по распространению движения сознания Кришны. Эти, а также традиционные семейные же обязанности следует распределить по взаимной договоренности. Лучше всего сделать это как можно ближе к традиционным ведическим ролям мужа и жены. Но часто это может не получаться вследствие наших привычек и силы обстоятельств. Поэтому лучше всего не привязываться к своим представлениям о том, как должна протекать семейная жизнь, на чем бы они ни основывались.

В любом случае, семейная жизнь – это не есть наша подлинная жизнь. Наша подлинная жизнь внутри, и никакие материальные обстоятельства не в состоянии повлиять на нее. Никто и ничто не может вам воспрепятствовать двадцать четыре часа наслаждаться повторением святых имен Господа вслух или про себя. Поэтому, как мы видели, Шримад Бхагаватам рекомендует в материальном плане идти на посильные компромиссы с требованиями других членов семьи, если они, конечно, не противоречат принципам сознания Кришны. А если эти требования непосильные, что с вами можно сделать? Как в той истории: «Ну не шмогла я, не шмогла…». Наши подлинные взаимоотношения лежат у лотосных стоп Кришны в духовной реальности, отличной от нынешних временных материальных обозначений. И, нисходя из духовного мира, они пронизывают собой тьму материальной энергии, одухотворяя наши временные тела, наши временные семьи, дружбу, любовь и общество.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.