КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, правовое регулирование приватизации
Приватизация государственного и муниципального имущества — возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ (федерального имущества), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность ф/л и (или) ю/л. При приватизации происходит преобразование государственной или муниципальной собственности в частную (покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые ф/л и ю/л, за исключением ГУП и МУП, государственных и муниципальных учреждений, а также ю/л, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%, кроме случаев внесения государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО). ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (2001) регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом. Действие ФЗ 2001 не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении: 1) земли (исключение — отчуждение земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в т. ч. имущественные комплексы); 2) природных ресурсов; 3) государственного и муниципального жилищного фонда; 4) государственного резерва; 5) гос. и муниципального имущества, находящегося за пределами РФ; 6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами РФ; 7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в культовых целях зданий и сооружений с земельными участками и иного имущества религиозного назначения (также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, в которых они являются единственными учредителями, земельных участков, на которых расположены находящиеся в их собственности здания, строения и сооружения); 8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений; 9) ГУП и МУП, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении; 10) Гос. и муниципального имущества на основании судебного решения; 11) акций в предусмотренных ФЗ случаях возникновения у РФ, субъектов РФ, муниципальных образований права требовать выкупа их АО; 12) акций ОАО, а также ц/б, конвертируемых в акции ОАО, в случае их выкупа в порядке, установленном ст.84.8 ФЗ «Об ОАО». Принципы приватизации: 1) признание равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытость деятельности органов государственной власти и органов МСУ; 2) отчуждение государственного и муниципального имущества исключительно на возмездной основе; 3) осуществление приватизации муниципального имущества органами МСУ самостоятельно. Законодательство РФ о приватизации состоит из ФЗ 2001 и принимаемых в соответствии с ним других ФЗ и иных НПА РФ (нормы, содержащиеся в других ФЗ, не должны противоречить ФЗ 2001). Законодательство субъектов РФ о приватизации состоит из законов субъектов РФ о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с ФЗ 2001, и принимаемых в соответствии с ними иных НПА субъектов РФ). Приватизация муниципального имущества осуществляется органами МСУ самостоятельно в соответствии с законодательством РФ о приватизации. Правительство РФ для реализации единой государственной политики в сфере приватизации: 1) представляет Президенту РФ для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и АО, включающего: · а) ФГУП, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ; · б) ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности и участие РФ в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ; 2) представляет Президенту РФ предложения о внесении в перечень стратегических предприятий и АО изменений, касающихся: · а) состава ФГУП из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации; · б) необходимости и степени участия РФ в ОАО из числа стратегических АО, в то числе для последующей приватизации акций указанных АО; 3) ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год; 4) представляет в ГД отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год; 5) издает НПА по вопросам приватизации; 6) руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества; 7) принимает решения об условиях приватизации федерального имущества; 8) осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества ежегодно утверждается Правительством РФ (содержит перечень ФГУП, находящихся в федеральной собственности акций ОАО и иного федерального имущества, которые планируется приватизировать в соответствующем году; должны приводиться характеристика данного имущества и предполагаемые сроки приватизации). Акции стратегических АО и стратегические предприятия включаются в прогнозный план по решению Президента РФ (акции ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», субъектов естественных монополий в сфере ж/д перевозок — на основании ФЗ). Порядок разработки прогнозного плана утверждается Правительством РФ (предложения о включении в него находящихся в федеральной собственности предприятий и акций АО, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, иного имущества направляют федеральные органы исполнительной власти) (предложения могут быть направлены также органами власти субъектов РФ, органами МСУ, ю/л и гражданами). Утвержденный прогнозный план направляется в ГД одновременно с проектом ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год в составе прилагаемых к нему документов (отчет о выполнении прогнозною плана ежегодно, до 1 мая, представляется в ГД Правительством РФ). Решение об условиях приватизации (принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации); содержит сведения (наименование имущества и данные, позволяющие его индивидуализировать; способ приватизации; нормативную цену (минимальную цену, по которой возможно отчуждение этого имущества; срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления); иные необходимые сведения)). Если приватизируется имущественный комплекс унитарного предприятия, решением о приватизации также утверждается: 1) состав подлежащего приватизации имущества (определяется в передаточном акте на основе данных инвентаризации, аудиторского заключения, документов о земельных участках) (в передаточном акте указываются — все виды подлежащего приватизации имущества; расчет балансовой стоимости активов; сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций (в случае создания ОАО)); 2) перечень объектов, в том числе исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса (имущество, не включаемое в состав приватизируемых активов, изымается собственником). В качестве субъектов отношений приватизации выступают, с одной стороны, собственники государственного и муниципального имущества, а также уполномоченные ими лица и органы, а с другой стороны — лица, являющиеся приобретателями (покупателями) имущества. Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ) (ст.214 ГК РФ). Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст.215 ГК РФ). То есть собственником государственного и муниципального имущества, а следовательно, и субъектом приватизационных отношений являются соответственно РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. От имени РФ, субъектов РФ права собственника осуществляют соответствующие органы и лица. Закон о приватизации 2001 года наделяет правом действовать от имени РФ при приватизации федерального имущества Правительство РФ. В пределах своей компетенции Правительство РФ: · ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год; · руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества; · принимает решения об условиях приватизации федерального имущества; · осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества. Правительство РФ вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями по осуществлению функций приватизации федерального имущества. Лица, приобретающие объекты приватизации, традиционно назывались и называются покупателями государственного и муниципального имущества (статья 5 ФЗ) — ими могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего ФЗ.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |