КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Русская историческая школа XVIII-XIX вв
Историография истории Понятие «историография» Изначально историографией называли историческую науку («историо-графия» - описание истории). В настоящее время этот термин имеет несколько иное значение. Он означает историю исторической науки. Термин «историография» сегодня употребляется и в смысле «историческая библиография» (историческая литература по конкретной проблеме). Появление Российского государства с вызвало потребность обосновать его происхождение и незыблемость самодержавия. В 1560-63 гг. впервые в «Степенной книге» история государства изображена как последовательно сменяющиеся княжения. В эпоху Петра I происходит осмысление и создание российской истории одним из «птенцов гнезда Петрова» Василием Никитичем Татищевым (1686-1750). В 4-х книгах «Истории Российской с самых древнейших времен» на основе летописных сводов в хронологической последовательности дает обзор исторических событий от скифских времен до конца правления Ивана Грозного (XVI в.). Он впервые вводит в научный оборот летописи, «Русскую правду», «Судебник 1550 г.», другие документы и доказывает «благость монаршего правления», рассматривая развитие России под углом борьбы монархии с аристократией и формируя идеалы покорности царю. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) по поручению Елизаветы I написал ряд работ, среди которых «Краткой Российской летописец с родословием» и «Древняя Российская история», в которых сформулировал теорию антинорманнизма в ответ на созданную И. Байером и Г Миллером норманнскую теорию происхождения Древнерусского государства. Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) – основоположник русского сентиментализма посвятил истории и обоснованию необходимости монархического строя свой главный труд «История государства Российского» в 12-ти томах. Успехи самодержавия, по его мнению, способствовали развитию государства, периоды кризиса самодержавного режима – приводили к тотальному бедствию. На примерах правления монархов он стремился передать исторический опыт царствования будущим правителям, акцентируя внимание на их обязанностях перед народом: «Предмет самодержавия есть не то, чтобы отнять у людей естественную свободу, но чтобы действия их направить к величайшему благу». Погодин Михаил Петрович (1800-1875) – консервативный историк эпохи Николая I, автор «Древней русской истории до монгольского ига». Работал в русле формулы С.С. Уварова «православие, самодержавие, народность», отстаивая идеи сохранения и укрепления сословной системы, признания самодержавия как единственно возможной формы правления, защищая официальную политику и власть. Однако не отрицал, что «…не будь государственного запрета на выход из православия, половина крестьян перешла бы к раскольникам, а половина образованного общества обратилась бы в католичество». В ответ на консервативные идеи С.С. Уварова, формируются два направления общественно-политического течения – западники (Грановский, Кавелин и др.) и славянофилы (Аксаковы, Киреевские и др.), у которых были общие взгляды по вопросу о необходимости ограничения монахи и отмене крепостного права. Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855) читал первый в истории России публичный курс (по сравнительной истории средневековой Англии и Франции), Кавелин Константин Дмитриевич (1818-1885) - курс русской истории в Московском университете. Впервые периодизацию русской истории построил не по внешним событиям, а по изменениям внутреннего строя жизни: родовой, вотчинный, государственный строй. Это был здравый взгляд на русскую историю в противостояние взгляду славянофилов. Константин Аксаков утверждал, что родовой быт не характерен для русской истории, считая черты родового строя – варяжскими. Петр Васильевич Киреевский умилялся смиренностью славян, безропотно покорявшихся варяжским завоевателям. То есть, славянофилами отстаивалась концепция самобытности российской истории. Западниками была выработана концепция единства мирового исторического процесса, феномена государства, истории государственных учреждений в России. Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879) описал историю российской государственности от эпохи Рюрика до правления Екатерины II в 29-ти томах «Истории России с древнейших времен». В своем труде он писал «Три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет; природа племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают». Показывая исторические события во взаимосвязи, как органическое целое, он разработал периодизацию истории Российского государства по принципу царствования монархов и выделил в ней четыре периода: 1) от Рюрика до Андрея Боголюбского; 2) от Андрея Боголюбского до начала XVII в.; 3) от первых Романовых до середины XVIII в.; 4) от середины XVIII в. до великих реформ XIX века. Данилевский Николай Яковлевич (1828-1885) – выразитель панславизма – движения направленного заставить правительство проводить агрессивную иностранную политику с целью создания федерации славянских государств во главе с Россией. Автор работы «Россия и Европа», в которой вместо традиционного деления истории на древнюю, среднюю и новую выделил 13 самобытных цивилизаций или культурно-исторических типов, расположив их в хронологическом порядке Египетский, Китайский, Ассирийско-вавилоно-финикийский (древне-симитический), Индийский, Иранский, Еврейский, Греческий, Римский, Ново-симитический (аравийский), Германо-романский (европейский), американский, перуанский, славянский. Ключевский Василий Осипович (1841-1911) в 5-ти томах «Курса русской истории» впервые отказался от периодизации истории по принципу царствований монархов и разработал ее на основе принципа территориально-экономического развития государства, выделив в истории России четыре периода: Днепровский, Верхневолжский, Московский, Всероссийский. Основное внимание он уделил социально-экономической истории, не вкладывая в нее социального содержания: основой деления на классы считал разные виды хозяйственной деятельности, а государство рассматривал как орган, бесклассовый, защищающий общенародные интересы. Платонов Сергей Федорович (1860-1933) В 1899 были изданы его знаменитые «Лекции по русской истории» - систематизированный обзор русской истории с древнейших времен до царствования Николая I включительно. Изложение событий связано с историей государственных учреждений, сословий, общества, даны выразительные характеристики исторических деятелей. После 1917 г. Платонов остался на родине, продолжая изучать исторические периоды Ивана Грозного, смутного времени, Петра I. В 1930 г. был арестован. По его делу прошли многие историки, и было фактически ликвидировано направление «старой исторической школы». Большая группа российских историков эмигрировала. Были сформированы российские исторические школы за рубежом. Г.В.Вернадский, Н.Трубецкий относились к евразийской школе, рассматривавшей Россию как историко-географический континент с особой судьбой. Теософской направление – Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, Г.В.Флоровский и др.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |