Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство и его типы




МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИИ

Под государством, в широком смысле, понимается властная структура, обладающая суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в масштабах страны, определять ее отношения с внешним миром. Понятие "государство" определяют следующие признаки:

1) единство территории, на которой государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию;

2) наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм государства (органы власти, армия, полиция и т. п.);

3) наличие права, т.е. обязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых государством, т.к. именно они юридически оформляют государственную власть;

4) наличие системы налогов, податей, займов, необходимых для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата;

5) монополия на легальное применение силы;

6) суверенитет.

Государство призвано к выполнению ряда функций - внутренних и внешних. Во-первых, из них претворяется роль государства во внутренней жизни общества, во-вторых - его роль на международной арене, во взаимоотношениях с другими государствами и народами.

Проблема возникновения государства является дискуссионной в исторической науке. В ее основе лежат различные идейные и философские воззрения.

Формирование государства очень длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. В отечественной исторической науке принято связывать происхождение государства с переходом от присваивающей к производящей экономике. На этом этапе под воздействием разделения труда, появлением патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение родоплеменного общества, обостряются его противоречия. Это ведет к тому, что родовая организация общества изживает себя и на смену ей приходит государственность.

Общими признаками возникновения государства являются следующие признаки:

1. замена родовых отношений делением по территориальному и имущественному признакам;

2. отделение публичной власти от народа;

3. введение налогов и поборов.

Современная наука выделяет четыре типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое.

Исторической науке известны три пути становления феодализма. Первый – формирование феодальных отношений в недрах рабовладельческого общества. Этот путь характерен для Византии. Второй путь – возникновение феодализма и феодального государства путем разложения родоплеменных отношений, минуя рабовладельческий строй. Такой путь прошли германцы и славяне. Для подобного пути развития характерным является сохранение в течение длительного времени свободных крестьян-общинников в качестве основной массы населения.

Для Западной Европы характерен третий путь развития – возникновение феодализма в результате синтеза разлагающихся родоплеменных отношений и традиций предшествующей рабовладельческой цивилизации Рима. Такой вариант развития вел к быстрому социальному расслоению общества и как следствие – появление частных владений с зависимыми крестьянами уже в VII – VIII вв. Также для этого варианта характерна ярко выраженная система вассально-ленных отношений с иерархией феодалов.

Феодализм представлял собой сложную систему взаимодействующих общественных институтов. Его основу составляла аграрная экономика – сочетание земледелия, скотоводства, различных промыслов. Хозяйство было преимущественно натуральным, т.е. обеспечивало себя основными средствами к жизни из собственных ресурсов, почти не прибегая к помощи рынка. Конечно, торговля, различные ремесла и другие виды деятельности, рассчитанные на рынок, существовали и развивались с течением времени, но они оставались достаточно долго второстепенным сектором экономики.

Основным средством производства и основным видом богатства в доиндустриальных обществах является земля. При феодализме земля в виде крупной собственности находилась в монопольном распоряжении феодалов, сосредоточивших в своих руках, в силу общественного разделения труда, военную и религиозную функции.

Феодальное государство за время своего развития прошло ряд этапов:

I. Раннефеодальная монархия – характерна для становления феодальной собственности, когда формирующийся класс феодалов группируется вокруг политически укрепившейся власти монарха.

II. Вассально-сениориальная монархия – в этот период наблюдается расцвет феодального способа производства и господство натурального хозяйства, что ведет к феодальной раздробленности, сопровождающейся переходом власти от монарха к отдельным феодалам и организацией государственной власти на основе вассальных связей.

III. сословно-представительная монархия – для этого периода характерен процесс централизации государства и укрепления власти монарха. начало функционирования представительных органов.

IV. абсолютная монархия – характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, судебных и фискальных функций в руках монарха; созданием большой профессиональной армии и бюрократического чиновничьего аппарата, что обеспечивает ему прямое управление и контроль за страной.

Восточные славяне в древности. Киевская Русь.

Проблема происхождения славян является сложной, до конца не проясненной. Происхождение славян является одной из наиболее дискуссионных проблем в истории. Существуют две основные точки зрения: 1) славяне являются коренным населением Восточной Европы; 2) славяне появились в результате смешения различных народов и не имеют единого корня.

Данные языкознания связывают древних славян с областью Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от Эльбы и Одера на западе, до Среднего Поднепровья на востоке. С точки зрения географии ядром государства Русь являлась сравнительно небольшая область Среднего Поднепровья от реки Десны до реки Рось. Однако славянское население на данной территории стало преобладать только к VIII – IX вв. До этого момента в рамках указанных границ проживали представители различных - и не только славянских - племен. Таким образом, вопрос о древнейшей "родине" славян остается дискуссионным.

В результате миграционных процессов IV - VI вв. началось дробление славян по трем направлениям: южное – на Балканском полуострове, западное – в междуречье Одера и Эльбы, восточное – по Восточноевропейской равнине. Соответственно этому происходило разделение славян на южных, западных и восточных. Впоследствии на основе восточной ветви славян сформировался древнерусский народ, разделившийся впоследствии на белорусский, украинский и русский.

К IX – X вв. восточнославянские племена заняли западную часть Русской равнины, от Черноморского побережья на юге до Финского залива и Ладожского озера на севере. Они образовали 12 союзов племен, в который входили: поляне, древляне, волыняне, дреговичи, кривичи, хорваты, тиверцы, уличи, северяне, радимичи, вятичи, словене. Таким образом, славяне расселились на большей части современной западной и в некоторых областях восточной Украины, на территории большей части нынешней Белоруссии и ряда областей России. Сам термин "славяне" до сих пор не объяснен. Возможно, что он связан со "словом". Так наши предки могли себя именовать в отличие от иных народов, речь которых они не понимали (немцы).

Историки считают, что восточно-славянские союзы племен были зародышевой формой государства, иногда их именую протогосударствами. Выделение дружин было существенным этапом в расслоении славянской общины и превращении власти князя из родоплеменной в государственную.

На протяжении VI – IX вв. у восточных славян возникают предпосылки для феодальных отношений:

1. на смену родовой общине приходит община территориальная (соседская);

2. появляется частная собственность;

3. власть концентрируется в руках родоплеменной знати, начинается раскол общества по имущественному и социальному принципу.

В 9 в. на Руси сформировалось два очага государственности: союз полян и их соседей с центром в Киеве и объединение словен, части кривичей и финноязычных племен с центром в Новгороде.

Древнейший русский летописный источник "Повесть временных лет" (1113 г.) свидетельствует о том, что в 862 г. славянские племена северо-западной части русской равнины "призвали к себе на княжение" представителей варягов. В Новгороде у ильменских славян начал княжить Рюрик, на Белоозере между чудью и весью - Синеус, в Изборске у кривичей - Трувор. Два представителя дружины Рюрика – Аскольд и Дир - пройдя по торговому пути "из варяг в греки", стали княжить в Киеве.

После смерти Рюрика в 879 г. власть перешла к Олегу, который, захватив в 882 г. Киев, объединил киевские и новгородские земли. Центром государства стал Киев. Объединение восточнославянских земель в Древнерусское государство было подготовлено внутренними процессами: социальная и имущественная дифференциация общества, выделение дружины, необходимость защиты территории вооруженными силами. Но произошло оно в результате похода князя Олега на Киев. Появление варяжских дружин ускорило процесс образования государства.

Признаки образования Киевской Руси как государства:

1. переход от родовой общины к территориальной (соседской);

2. наличие власти одних лиц над другими, формирование аппарата власти;

3. введение налогов на поддержание государственного механизма.

Древнерусское государство было раннефеодального типа, т.к. процесс образования классов еще не завершился, феодальное землевладение только возникало, основная масса крестьян оставалась свободной. Однако уже начинает формироваться боярское землевладение, феодалы захватывают общинные земли, проживающие на них общинники начинают платить оброк новому хозяину.

По форме правления Древнерусского государство являлось раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял киевский князь, который опирался на дружину и совет старейшин. Он являлся старшим по отношению к местным (удельным) князьям. Отношения между ним и другими князьями строилось по принципу "сюзерен – вассалы" и закреплялось феодальными договорами – крестными грамотами, которые определяли права и обязанности великого князя (защищать вассалов, оказывать им помощь и получать помощь от них), а также права и обязанности вассалов.

На местах власть осуществляли наместники киевского князя и волостели (в сельской местности).

Государственные органы власти складывались из следующих компонентов:

1. великий князь;

2. удельные князья;

3. всенародное вече;

4. совет старейшин;

5. посадники и волостели.

Киевский князь осуществлял свою власть по дворцово-вотчинному принципу. Этот принцип возник из соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. Дворцово-вотчинная система власти означала абсолютную власть князя в пределах его собственной вотчины и ограниченную на других землях. Вотчина – это вид феодальной собственности на землю. Ее можно было передавать по наследству, продавать, обменивать. Владельцы вотчины обладали особыми привилегиями в суде, сборе налогов, уплате торговых пошлин.

Общественное деление Древнерусского государства – наверху находилась княжеская дружина, которая состояла из старшей (бояр) и младшей (отроки, гриди). Из числа дружинников формировалась княжеская администрация и судьи (посадник, тиун, верники).

Свободное население называлось люди и делилось на горожан (купцов и ремесленников) и свободных крестьян-общинников (смердов). Кроме смердов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью.

Во времена правления Олега (879-912), Игоря (912-945), Ольги (945-957), Святослава (957-972), Владимира (980-1015), Ярослава Мудрого (1019-1054), Владимира Мономаха (1113-1125) в качестве основного направления внутренней политики можно выделить целенаправленное укрепление единства государства, которая осуществлялась следующим образом:

1) ликвидация киевскими князьями самостоятельности местных княжений посредством системы даннических отношений (практика полюдья, реформы налогообложения княгини Ольги) и военных походов (покорение древлян Ольгой);

2) организация военно-торговых экспедиций с целью сбыта товаров, полученных в ходе полюдья;

3) формирование единой идеологии (языческая реформа князя Владимира, принятие христианства в 988 г., деятельность Ярослава Мудрого в области культуры);

4) создание единой законодательной базы государства: "Русская правда", "Правда Ярославичей", "Устав Владимира Мономаха".

Во внешней политике можно отметить стремление князей к укреплению независимости и международного положения Руси. Это проявилось в:

1) организации военных походов для заключения выгодных торговых договоров (походы Олега, Игоря);

2) выполнении союзнических обязательств (поход Игоря в Закавказье);

3) захвате пограничных территорий (походы Святослава на Хазарию 965 г., борьба против дунайских булгар);

4) защите рубежей своего государства от кочевых племен (строительство оборонительных линий князем Владимиром, борьба Ярослава Мудрого с печенегами, поход Владимира Мономаха против половцев 1111 г.);

5) заключении династических браков (Ярослав Мудрый).

Точно установленные факты распространения христианства на Руси относятся к IX – X вв., когда крещение стали принимать представители киевской знати и дружинников, в Киеве в середине X в. существовала церковь св. Ильи. Распространение новой религии способствовало расширение международных связей Руси. Религиозная реформа являлась закономерным шагом: в IX в. христианство приняли Болгария и Чехия, в X в. – Польша, Дания, Венгрия, в XI в. – Норвегия и Швеция, что в целом завершало процесс формирования европейской цивилизации. Окончательный выбор Русью восточного варианта христианства - православия, был обусловлен давними связями с Константинополем и традициями восточной церкви: ее зависимостью от светской власти и допущением богослужения на родном языке. Умелое использование внутреннего кризиса в Византии позволило русской дипломатии избежать при принятии христианства вассальной зависимости от империи и утвердить международный авторитет Руси.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Древнерусского государства. Христианство идеологически закрепляло единство страны, создавались условия для равноправного сотрудничества с другими христианскими государствами и народами. Новая христианская религия отвечала интересам формирующегося класса феодалов. Вместе с христианством на Русь стала проникать новая культура.

Порядок престолонаследия по старшинству в роду (лествичный), сепаратистские тенденции в политике князей имели в качестве своих последствий ряд усобиц на Руси. Однако вплоть до смерти сына Владимира Мономаха - Мстислава Владимировича (1125 - 1132) центростремительные тенденции превалировали над центробежными: Русь оставалась единым государством. В XI - XII вв. Киевская Русь являлась самым крупным в Европе государством с населением в 5 - 6 млн. человек.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.