КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации по изучению темы. Семинар 1. Русь феодальная IX-XV в.в
Семинар 1. Русь феодальная IX-XV в.в. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Учебные вопросы: 1. Социально – экономическое развитие Древней Руси в IX – XV вв. 2. Государственно – правовая система Древней Руси в IX – XV вв. 3. Внешняя политика Руси в IX – XV вв. 4. Идеологические основы феодальной Руси в IX – XV вв. Изучив данную тему, студент должен: иметь представление · об основных тенденциях развития отечественной истории в период IX- конце XV вв.; · о ключевых событиях исторического периода, изложенного в материалах темы: · об изменениях в социально-экономической, политической сферах, духовной жизни народа и внешней политики в указанный хронологический период. знать: · признаки государства; · типы государства; · причины возникновения государства; · версии происхождения восточных славян, их основные занятия, быт, нравы; · основные этапы становления древнерусской государственности; · внутреннюю политику и идеологию Древнерусского государства; · внешнюю политику Древнерусского государства; · состояние русских земель в период феодальной раздробленности; · основные этапы борьбы Руси с агрессорами в рассматриваемый исторический период; · специфику формирования единого Российского государства; · «политические портреты» значимых исторических деятелей изучаемого периода. уметь: · работать с исторической картой; · анализировать исторические источники; · умение логически мыслить, вести научные дискуссии; · ориентироваться в современной системе источников информации, знать и уметь использовать различные программные средства и базы данных, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; · аргументировано и ясно выстраивать устную и письменную речь; · выступать публично, аргументировать, вести дискуссию и полемику; · быть способным к обобщению и анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; · быть готовым к кооперации с коллегами, работать в коллективе; · научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, быть готовым к полному и многоаспектному использованию знаний, полученных в результате изучения темы в своей профессиональной деятельности. владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма. При освоении темы необходимо: · изучить учебный материал по теме в учебнике и пособии, ознакомиться со справочными материалами; · выполнить письменно задание по документам; · выполнить тест по теме, чтобы подготовиться к сдаче тестирования по модулю; · акцентировать внимание на следующих вопросах: Для того чтобы проанализировать становление и развитие социально-экономической структуры русского государства в IX – XV века ответьте на следующие вопросы: 1) Охарактеризуйте социально-экономическое развитие Древнерусского государства в IX – XIII вв. Основные занятия восточных славян. Появление соседской общины и протогородов. Выделение родоплеменной верхушки. Появление вотчины. "Люди". Пути закабаления и основные категории зависимых крестьян. Роль государственного сектора в экономике. Предпосылки феодальной раздробленности. 2) Какое влияние оказало монголо-татарское нашествие на социально-экономическое развитие Руси? Влияние монголо-татарского нашествия на развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли. Дань и ее виды. Переписи населения 50 – 60-х годов XIII в. Формирование "догоняющей" модели развития. Изменение взаимоотношений внутри класса феодалов. Формирование отношений подданства. Ухудшение положения основной массы населения. 3) Как изменялась социально-экономическая структура в период складывания единого централизованного государства? Рост феодального и монастырского землевладения. Развитие условной формы феодального землевладения. Местничество. Крестьянская колонизация. Понятие "крестьяне". "Черные" земли. Основные виды зависимых крестьян. Община – регулятор производства и орган социальной поддержки. Тягло. Судебник 1497 г. и унификация порядка крестьянского "выхода". Рост городов и развитие ремесла. Основные категории городского населения. Оформление системы налогообложения в конце XIV-XV века. Писцовые книги. Писцовые книги. Восстания в Костроме и Нижнем Новгороде, в 1327 г. в Твери, в 1340 г. в Торжке, в 1382 г. в Москве. 2. Для понимания содержания и особенностей государственно-правовой системы Руси IX – XV вв. проанализируйте следующие вопросы: 1) Как шел процесс формирования государственно-правовой системы Киевской Руси? Государство, его признаки и функции. Основные этапы развития феодального государства. Образование племенных союзов. "Военная демократия". Норманнская теория и ее критика в отечественной исторической науке. Поход Олега на Киев. Возникновение феодальных отношений у восточных славян. Раннефеодальная монархия. Государственные органы власти. Дворцово-вотчинная система власти. Полюдье. Укрепление единства государства при первых киевских князьях. Договоры Руси с Византией (911 г., 944 г.). Церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича (Х - ХI вв.). "Русская Правда". Нормы византийского права. Устав Владимира Мономаха. Политические причины феодальной раздробленности. Любечский съезд. Вассально-сеньориальная монархия. Основные политические центры Руси. 2) Как трансформировалась система управления в русских землях в условиях ограничения независимости? Монголо-татарское нашествие и образование Золотой Орды. Система зависимости Руси от монголо-татар: дань, ярлык на княжение, функции баскаков, карательные экспедиции. Борьба князей за ярлык на великое княжение. 3) Как шел процесс централизации верховной власти в XIV – XV вв.? Возвышение Москвы. Иван Калита и Дмитрий Донской. Междоусобные войны второй четверти XV в. Завершение "собирания" земель. Свержение ига. Создание централизованного аппарата управления. Боярская дума. Приказы. Местничество. Территориальное деление страны: уезды, волости, станы. Кормление. Ямская гоньба. Дворянское ополчение. Иван III – "государь всея Руси". Понятие "Россия". Новый великокняжеский герб – византийский двуглавый орел. Самодержавие. Судебник 1497 г. – первый общегосударственный свод законов. 4) О характеризуйте органы управления и право Московской Руси в I X– XVв. Предпосылки политической раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская и Псковская феодальные республики (общественный строй, государственный строй, право, житьи люди). Общественный строй (феодалы, крестьяне, городское население, холопы). Политический строй(форма государственного единства, великий князь, боярская дума, феодальные съезды, дворцово-вотчинная система управления). Церковь в политической системе Российского государства . 3. Для характеристики внешней политики Руси следует рассмотреть следующие вопросы в IX– XV в: 1) Как шел процесс расселения восточных славян, и оформились территориальные границы государства Киевская Русь? Выделите ключевые направления военных походов восточных славян. Проблема этногенеза восточных славян. Расселение славян в Восточной Европе. Русь и варяги. Поход Олега 882 г. Походы русских князей на Византию в 907 г. и 941 г. Болгарская война князя Святослава в 969 - 972 гг. Русь и Западная Европа. Укрепление государственных территорий при князе Владимире. Ярослав Мудрый и расширение границ Древнерусского государства. Борьба Руси с кочевыми народами. Распад Древнерусского государства. 2) Основные направления внешней политики в условиях ограниченного суверенитета русского государства в XIII – XV веках. Новгородская феодальная республика. Усиление агрессии со стороны немецких, шведских и датских феодалов и папского престола. Владимиро-Суздальская Русь. Колонизация северо-восточных земель. Война с волжскими булгарами. Галицко-Волынская Русь и Европа. Войны с Литвой, Польшей и Венгрией. Образование державы Чингисхана. Битва на Калке. Нашествие татаро-монгол на Русь. Образование Золотой Орды. Экспансия с Запада. Невская битва. “Ледовое побоище”. Последствия монголо-татарского нашествия. Экспансия Великого княжества Литовского. Москва – центр объединения русских земель. Куликовская битва. Расширение территории Московского княжества при Василии I. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Распад Золотой Орды. Свержение ордынского ига при Иване III. Войны с Литвой (1487 – 1494; 1500 – 1503). Установление дипломатических связей с европейскими государствами. 3) Охарактеризуйте изменения в территориальном устройстве российского государства в ХIII - ХV вв. Выделите ключевые направления и результаты внешнеполитической деятельности России. Москва – центр объединения русских земель. Куликовская битва-1380г. Поход Тохтамыша в 1382 г. и Тимура в 1395 г. на Москву. Расширение территории Московского княжества при Василии I. Начало объединения русских земель вокруг Москвы Иван Калита, Иван III. Свержение ордынского ига при Иване III-1480г. Распад Золотой Орды... Войны с Литвой (1487 – 1494; 1500 – 1503). 4. Для понимания основ идеологического единства феодальной Руси в IX– XV в. вам необходимо затронуть следующие вопросы: 1) Формирование единой христианской культуры в Древней Руси. Язычество. Дохристианский быт, обряды, традиции и верования восточных славян. Пантеон славянских богов. Русь и Византия. Языческая реформа князя Владимира. Принятие христианства в Х веке и значение этого события для Руси. Характерные черты средневековой русской культуры: замедленность развития, традиционализм и господство религиозного мировоззрения. Деятельность Ярослава Мудрого по распространению грамотности. Берестяные грамоты. Летописи Древней Руси: “Повесть временных лет” Нестора. Публицистические сочинения. "Слово о полку Игореве". Развитее архитектуры, живописи: фрески, мозаики, иконография. 2) Какие факторы оказали влияние на сохранении национального самосознания в период раздробленности и монголо-татарского ига? Отношения церкви и Золотой Орды. Перенос митрополии в Москву. Политика митрополита Алексея. Сергий Радонежский и распространение монашества на Руси. Влияние золотоордынского ига на развитие русской культуры. Развитие летописания: Троицкая летопись – первый общерусский летописный свод. Хронографы. "Задонщина", "Хождение за три моря" А. Никитина. Каменное строительство Новгорода и Пскова. Московский Кремль и его соборы. Аристотель Фиорованти. Феофан Грек и Андрей Рублев. 3) Выявите особенности русской культуры в IX– XV веке. Культура Руси в IX– XII веке до монгольского нашествия (письменность, просвещение, литература, ремесло, архитектура, живопись и скульптура). Русская культура в ХIII – ХV веке (народное творчество, летописание, исторические повести, архитектура, живопись)
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |