Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по изучению темы. Семинар 1. Русь феодальная IX-XV в.в




Семинар 1. Русь феодальная IX-XV в.в.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Учебные вопросы:

1. Социально – экономическое развитие Древней Руси в IX – XV вв.

2. Государственно – правовая система Древней Руси в IX – XV вв.

3. Внешняя политика Руси в IX – XV вв.

4. Идеологические основы феодальной Руси в IX – XV вв.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление

· об основных тенденциях развития отечественной истории в период IX- конце XV вв.;

· о ключевых событиях исторического периода, изложенного в материалах темы:

· об изменениях в социально-экономической, политической сферах, духовной жизни народа и внешней политики в указанный хронологический период.

знать:

· признаки государства;

· типы государства;

· причины возникновения государства;

· версии происхождения восточных славян, их основные занятия, быт, нравы;

· основные этапы становления древнерусской государственности;

· внутреннюю политику и идеологию Древнерусского государства;

· внешнюю политику Древнерусского государства;

· состояние русских земель в период феодальной раздробленности;

· основные этапы борьбы Руси с агрессорами в рассматриваемый исторический период;

· специфику формирования единого Российского государства;

· «политические портреты» значимых исторических деятелей изучаемого периода.

уметь:

· работать с исторической картой;

· анализировать исторические источники;

· умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

· ориентироваться в современной системе источников информации, знать и уметь использовать различные программные средства и базы данных, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

· аргументировано и ясно выстраивать устную и письменную речь;

· выступать публично, аргументировать, вести дискуссию и полемику;

· быть способным к обобщению и анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

· быть готовым к кооперации с коллегами, работать в коллективе;

· научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, быть готовым к полному и многоаспектному использованию знаний, полученных в результате изучения темы в своей профессиональной деятельности.

владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.

При освоении темы необходимо:

· изучить учебный материал по теме в учебнике и пособии, ознакомиться со справочными материалами;

· выполнить письменно задание по документам;

· выполнить тест по теме, чтобы подготовиться к сдаче тестирования по модулю;

· акцентировать внимание на следующих вопросах:

Для того чтобы проанализировать становление и развитие социально-экономической структуры русского государства в IX – XV века ответьте на следующие вопросы:

1) Охарактеризуйте социально-экономическое развитие Древнерусского государства в IX – XIII вв.

Основные занятия восточных славян. Появление соседской общины и протогородов. Выделение родоплеменной верхушки. Появление вотчины. "Люди". Пути закабаления и основные категории зависимых крестьян. Роль государственного сектора в экономике. Предпосылки феодальной раздробленности.

2) Какое влияние оказало монголо-татарское нашествие на социально-экономическое развитие Руси?

Влияние монголо-татарского нашествия на развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли. Дань и ее виды. Переписи населения 50 – 60-х годов XIII в. Формирование "догоняющей" модели развития. Изменение взаимоотношений внутри класса феодалов. Формирование отношений подданства. Ухудшение положения основной массы населения.

3) Как изменялась социально-экономическая структура в период складывания единого централизованного государства?

Рост феодального и монастырского землевладения. Развитие условной формы феодального землевладения. Местничество. Крестьянская колонизация. Понятие "крестьяне". "Черные" земли. Основные виды зависимых крестьян. Община – регулятор производства и орган социальной поддержки. Тягло. Судебник 1497 г. и унификация порядка крестьянского "выхода". Рост городов и развитие ремесла. Основные категории городского населения. Оформление системы налогообложения в конце XIV-XV века. Писцовые книги. Писцовые книги. Восстания в Костроме и Нижнем Новгороде, в 1327 г. в Твери, в 1340 г. в Торжке, в 1382 г. в Москве.

2. Для понимания содержания и особенностей государственно-правовой системы Руси IX – XV вв. проанализируйте следующие вопросы:

1) Как шел процесс формирования государственно-правовой системы Киевской Руси?

Государство, его признаки и функции. Основные этапы развития феодального государства. Образование племенных союзов. "Военная демократия". Норманнская теория и ее критика в отечественной исторической науке. Поход Олега на Киев. Возникновение феодальных отношений у восточных славян. Раннефеодальная монархия. Государственные органы власти. Дворцово-вотчинная система власти. Полюдье. Укрепление единства государства при первых киевских князьях. Договоры Руси с Византией (911 г., 944 г.). Церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича (Х - ХI вв.). "Русская Правда". Нормы византийского права. Устав Владимира Мономаха. Политические причины феодальной раздробленности. Любечский съезд. Вассально-сеньориальная монархия. Основные политические центры Руси.

2) Как трансформировалась система управления в русских землях в условиях ограничения независимости?

Монголо-татарское нашествие и образование Золотой Орды. Система зависимости Руси от монголо-татар: дань, ярлык на княжение, функции баскаков, карательные экспедиции. Борьба князей за ярлык на великое княжение.

3) Как шел процесс централизации верховной власти в XIV – XV вв.?

Возвышение Москвы. Иван Калита и Дмитрий Донской. Междоусобные войны второй четверти XV в. Завершение "собирания" земель. Свержение ига. Создание централизованного аппарата управления. Боярская дума. Приказы. Местничество. Территориальное деление страны: уезды, волости, станы. Кормление. Ямская гоньба. Дворянское ополчение. Иван III – "государь всея Руси". Понятие "Россия". Новый великокняжеский герб – византийский двуглавый орел. Самодержавие. Судебник 1497 г. – первый общегосударственный свод законов.

4) О характеризуйте органы управления и право Московской Руси в I X– XVв.

Предпосылки политической раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская и Псковская феодальные республики (общественный строй, государственный строй, право, житьи люди). Общественный строй (феодалы, крестьяне, городское население, холопы). Политический строй(форма государственного единства, великий князь, боярская дума, феодальные съезды, дворцово-вотчинная система управления). Церковь в политической системе Российского государства

. 3. Для характеристики внешней политики Руси следует рассмотреть следующие вопросы в IX– XV в:

1) Как шел процесс расселения восточных славян, и оформились территориальные границы государства Киевская Русь? Выделите ключевые направления военных походов восточных славян.

Проблема этногенеза восточных славян. Расселение славян в Восточной Европе. Русь и варяги. Поход Олега 882 г. Походы русских князей на Византию в 907 г. и 941 г. Болгарская война князя Святослава в 969 - 972 гг. Русь и Западная Европа. Укрепление государственных территорий при князе Владимире. Ярослав Мудрый и расширение границ Древнерусского государства. Борьба Руси с кочевыми народами. Распад Древнерусского государства.

2) Основные направления внешней политики в условиях ограниченного суверенитета русского государства в XIII – XV веках.

Новгородская феодальная республика. Усиление агрессии со стороны немецких, шведских и датских феодалов и папского престола. Владимиро-Суздальская Русь. Колонизация северо-восточных земель. Война с волжскими булгарами. Галицко-Волынская Русь и Европа. Войны с Литвой, Польшей и Венгрией. Образование державы Чингисхана. Битва на Калке. Нашествие татаро-монгол на Русь. Образование Золотой Орды. Экспансия с Запада. Невская битва. “Ледовое побоище”. Последствия монголо-татарского нашествия. Экспансия Великого княжества Литовского. Москва – центр объединения русских земель. Куликовская битва. Расширение территории Московского княжества при Василии I. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Распад Золотой Орды. Свержение ордынского ига при Иване III. Войны с Литвой (1487 – 1494; 1500 – 1503). Установление дипломатических связей с европейскими государствами.

3) Охарактеризуйте изменения в территориальном устройстве российского государства в ХIII - ХV вв. Выделите ключевые направления и результаты внешнеполитической деятельности России.

Москва – центр объединения русских земель. Куликовская битва-1380г. Поход Тохтамыша в 1382 г. и Тимура в 1395 г. на Москву. Расширение территории Московского княжества при Василии I. Начало объединения русских земель вокруг Москвы Иван Калита, Иван III. Свержение ордынского ига при Иване III-1480г. Распад Золотой Орды... Войны с Литвой (1487 – 1494; 1500 – 1503).

4. Для понимания основ идеологического единства феодальной Руси в IX– XV в. вам необходимо затронуть следующие вопросы:

1) Формирование единой христианской культуры в Древней Руси.

Язычество. Дохристианский быт, обряды, традиции и верования восточных славян. Пантеон славянских богов. Русь и Византия. Языческая реформа князя Владимира. Принятие христианства в Х веке и значение этого события для Руси. Характерные черты средневековой русской культуры: замедленность развития, традиционализм и господство религиозного мировоззрения. Деятельность Ярослава Мудрого по распространению грамотности. Берестяные грамоты. Летописи Древней Руси: “Повесть временных лет” Нестора. Публицистические сочинения. "Слово о полку Игореве". Развитее архитектуры, живописи: фрески, мозаики, иконография.

2) Какие факторы оказали влияние на сохранении национального самосознания в период раздробленности и монголо-татарского ига?

Отношения церкви и Золотой Орды. Перенос митрополии в Москву. Политика митрополита Алексея. Сергий Радонежский и распространение монашества на Руси. Влияние золотоордынского ига на развитие русской культуры. Развитие летописания: Троицкая летопись – первый общерусский летописный свод. Хронографы. "Задонщина", "Хождение за три моря" А. Никитина. Каменное строительство Новгорода и Пскова. Московский Кремль и его соборы. Аристотель Фиорованти. Феофан Грек и Андрей Рублев.

3) Выявите особенности русской культуры в IX– XV веке.

Культура Руси в IX– XII веке до монгольского нашествия (письменность, просвещение, литература, ремесло, архитектура, живопись и скульптура). Русская культура в ХIII – ХV веке (народное творчество, летописание, исторические повести, архитектура, живопись)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.