КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации по изучению темы. Семинар 2. Русь феодальная XVI- начало XVII вв
Семинар 2. Русь феодальная XVI- начало XVII вв. Учебные вопросы: 1. Социально – экономическое развитие Московской Руси в XVI – начале XVII вв. 2. Государственно – правовая система Московской Руси в XVI – начале XVII вв. 3. Внешняя политика в XVI – начале XVII вв. 4. Духовная жизнь Московского государства в XVI – начале XVII Изучив данную тему, студент должен: иметь представление · об основных тенденциях развития отечественной истории в период XVI-XVII вв.; · о ключевых событиях исторического периода, изложенного в материалах темы: · об изменениях в социально-экономической, политической сферах, духовной жизни народа и внешней политики в указанный хронологический период. знать: · государственное политическое устройство Русского централизованного государства; · сословную систему организации общества; · государственно-политическое устройство в период централизации власти и формирования сословно-представительской монархии; · события Смутного времени; · «политические портреты» значимых исторических деятелей изучаемого периода. уметь: · работать с исторической картой; · анализировать исторические источники; · умение логически мыслить, вести научные дискуссии; · ориентироваться в современной системе источников информации, знать и уметь использовать различные программные средства и базы данных, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; · аргументировано и ясно выстраивать устную и письменную речь; · выступать публично, аргументировать, вести дискуссию и полемику; · быть способным к обобщению и анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; · быть готовым к кооперации с коллегами, работать в коллективе; · научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, быть готовым к полному и многоаспектному использованию знаний, полученных в результате изучения темы в своей профессиональной деятельности. владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма. При освоении темы необходимо: · изучить учебный материал по теме в рекомендуемых учебниках и пособии, ознакомиться со справочными материалами; · выполнить письменно задание по документам; · выполнить тест по теме, чтобы подготовиться к сдаче тестирования по модулю; · акцентировать внимание на следующих вопросах: 1. Для того чтобы проанализировать развитие социально-экономической структуры русского государства в XVI – начала XVII вв. ответьте на следующие вопросы: 1) Как изменялась социально-экономическая структура в период правления Ивана VI Грозного? Увеличение территории. Рост населения. Развитие сельского хозяйства. Господство натурального хозяйства. Боярская вотчина. Поместное землевладение. Раздача земель. Сокращение черносошного крестьянства. Казачество. Рост городов и торговли. Установление торговых связей с другими государствами. Возникновение специализации ремесленного производства (г. Новгород, Устюг, Тула, Калуга). Москва – центр оружейного производства. Появление казенных предприятий. Развитие внутренней и внешней торговли. Купеческие корпорации. Ухудшение экономического положения в результате опричнины. Перераспределение земли внутри господствующего класса. Бегство крестьян на окраины. Введение "заповедных лет". Служилое холопство. Указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян. 2) Социально-экономическое положение России в период Смутного времени. «Поруха 70—80-х годов XVI в.» Запустение развитых экономических центров России. Усиление налогового гнета. Составление писцовых книг. Потеря устойчивости крестьянскими хозяйствами. Голод 1601 – 1603 гг. Восстания Хлопка (1603 – 1604) и И.И. Болотникова (1606 – 1607). Эпидемии. 2. Для понимания содержания и особенностей государственно-политической системы Руси ХVI – начала ХVII вв. проанализируйте следующие вопросы: 1) О характеризуйте органы управления и право Московской Руси в XVI в. Венчание царскими регалиями Ивана IV (1547 г.). Особенности сословно-представительной монархии в России. Царь. Боярская дума. Земские соборы и их состав. Приказно-воеводская система управления. Постоянные, временные, отраслевые, территориальные приказы. Приказные дьяки и писцы. Земские и губные избы. Воеводы, их полномочия и функции. Судебник 1550 г. Избранная рада и реформы 50-х гг. (военная реформа) ХVI в. Опричнина, её цели, сущность и последствия. 2) Охарактеризуйте систему управления российского государства в период Смутного времени. Династический кризис конца XVI в. Кризис центральной власти. Царь Федор Иоаннович. Борис Годунов. Явление самозванства на Руси. Василий Шуйский. Интервенция. "Семибоярщина" и призвание Владислава на московский престол. Первое и второе ополчения. Земский собор 1613 г. и начало династии Романовых. Окончание интервенции. 3. Для характеристики внешней политики Руси следует рассмотреть следующие вопросы: Охарактеризуйте основные направления внешней политики Руси эпохи правления Ивана IV Грозного. Выделите ключевые направления и результаты внешнеполитической деятельности России в этот период. Присвоение и освоение новых земель. Присоединение Казанского (1552 г.) и Астраханского ханств (1556 г.), начало освоения Сибири (поход Ермака) 1582 г. Освоение территории Дикого поля. Ливонская война (1558—1583 гг.). Охарактеризуйте изменения в территориальном устройстве российского государства в конце ХVI – начале ХVII вв. Дипломатические успехи правительства Бориса Годунова. Смута. Шведско-польская интервенция. Первое и второе ополчения. Столбовский мир и Деулинское перемирие. 4. Для понимания основ идеологического единства Русского государства Вам необходимо затронуть следующие вопросы: 1) Выявите особенности духовной жизни Московской Руси XVI – начала XVII вв. Можем ли говорить об элементах противостояния светского и религиозного начал в духовной жизни российского общества? Охарактеризуйте взаимоотношения между государством и церковью. Попытка ограничения церковного землевладения на Стоглавом соборе 1551 г. Стоглав - сборник постановлений церковного собора 1551 г. Попытка ограничения влияния церкви в годы опричнины. Развитие общественно-политической мысли. "Сказание о великих князьях Владимирских". Начало секуляризации общественной мысли – творчество И.С. Пересветова, переписка Ивана Грозного и князя А. Курбского. “Домострой”. Начало книгопечатания. “Апостол” Ивана Федорова. Строительство каменных кремлей. Собор Василия Блаженного. Дионисий. Введение патриаршества на Руси в 1589 г. Начало внутрицерковной борьбы и распространение ересей (Карп Стригольник). Роль церкви в Смутное время. Патриарх Гермоген. 2) Как процесс укрепления единого государства прослеживался в тенденциях культурного развития страны? Развитие общественной мысли от теории «Москва-Третий Рим» до государственной доктрины Ивана IV и публицистики XVI в. Литература XVI вв. Отход от традиций летописания. «Хронограф», «Новый летописец», «Степенная книга царского родословия» (1584-1618 гг.), переиздания «Четьих Миней» митрополита Макария. Возрождение живописи. Работы Дионисия, Савиных. Иконопись и фресковая живопись XVI вв. Города «Золотого кольца России» - центры ювелирных ремесел черни, скани, финифти XVI в.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |