КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реформы Петра Великого
В конце XVII - начале XVIII вв. Россия была огромной континентальной державой. Ее общая площадь занимала порядка 15,5 млн. км2. При этом государство не имело выходов к морям - Балтийскому и Черному, что принципиально ограничивало ее внешнеполитические и экономические возможности. Балтийское море контролировала Швеция, а Черное - Турция. Отсутствие морских путей во многом изолировало Россию. Попытки решения задачи выхода России к морским побережьям предпринимались предшественниками великого императора. Главной задачей стоящей перед Петром I была борьба за выход к морю. Это была борьба с экономической изоляцией, от ее успехи зависело преодоление экономической отсталости. Преобразования, которые произошли в России при Петре 1, охватили практически все стороны жизни страны: экономику, политику, науку, быт, внешнюю политику, государственную и социальную сферы, церковные дела. Первоначально вектор внешнеполитической деятельности императора был направлен в южном направлении. В 1695 г. русские войска осадили Азов - турецкую крепость в устье Дона, но из-за слабой организации военного дела в России и отсутствия флата, взять Азов не удалось. Построив зимой и весной 1696 г. флот, Петр 1 летом этого же года захватил Азов. Однако ряд турецких крепостей закрывал выход в Черное море русским судам. Война с Турцией требовала больших усилий, правительство Петра 1 рассчитывало создать антитурецкую лигу с привлечением ряда европейских государств. В 1697-1698 гг. Петр I во главе российской делегации отправился за границу для поисков союзников против Турции, а также для изучения научно-технические достижения европейцев. Европейские государства готовились к войне за раздел испанских колоний и потому в Европе сложилась благоприятная обстановка для войны за Балтику. Саксония, Дания и Польша обещали помощь России в ее противостоянии со Швецией. Союз между ними был заключен в 1699 г. В 1700 г. Россия вступила в войну против Швеции. Объективные потребности страны в морских путях, необходимых для развития экономики и стремление преодолеть крайне неблагоприятное международное положение послужили причинами этой войны. Она продолжалась до 1721 г. и получила название Северной войны. Ее начало сложилось неудачно. Русская армия потерпела серьезное поражение под Нарвой, что заставило царя предпринять решительные действия по реорганизации военного дела, экономики и административного управления. 1. Преобразования в области военного дела. Петр ввел ежегодные рекрутские наборы и создал постоянную обученную армию, в которой солдаты служили пожизненно. Был создан флот, специальные школы для подготовки офицеров. Сформированы гвардейские полки. Важнейшим моментом организации новой армии были артиллерийские части. Армия при Петре впервые получила единую форму. Петр разработал воинский и морской уставы, ввел ордена и медали. 2. Преобразования в области промышленности, торговли и налогообложения. Характерной чертой экономической политики Петра 1 была определяющая роль самодержавного государства в экономике, его активное и глубокое проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Стимулятором государственного промышленного строительства и вмешательства государства в экономическую сферу стало неудачное начало Северной войны. Строительство многочисленных мануфактур, преимущественно оборонного значения, было продиктовано необходимостью обеспечить армию и флот оружием, амуницией, боеприпасами, обмундированием. За первые пять лет было построено 11 металлургических заводов. Были построены и расширены текстильные, полотняные, канатные, суконные, стекольные и другие мануфактуры. К концу царствования Петра в России было около 200 мануфактур, т.е. раз в 10 больше, чем до него. Создавая собственную промышленность, государство создавало и собственную торговлю, стремясь получить максимум прибыли. Государство захватывало торговлю примитивным, но очень эффективным способом - введением монополии на заготовку и сбыт определенных товаров. Установление государственной монополии вело к ограничению, регламентации торговой деятельности русских купцов. Введение государственной монополии означало передачу права продажи монополизированного товара конкретному откупщику, который выплачивал в казну сразу большую сумму денег, а затем стремился вернуть их за счет потребителя или поставщика сырья, увеличивая цены и уничтожая возможных конкурентов. Резкое усиление прямых налогов с купцов, насильственное сколачивание торговых компаний - только часть способов принуждения, которые применялись к купечеству для получения денег. В русле подобных мероприятий следует рассматривать и принудительные переселения купцов в Петербург, а также административное регулирование грузопотоков, когда купцам указывалось, в каких портах и какими товарами они могут торговать. В начале 20-х гг. Петр пошел на существенное изменение торгово-промышленной политики. Осенью 1719 г. была фактически ликвидирована монополия на экспортную торговлю. Изменилась и промышленная политика правительства. Суть изменений состояла в принятии мер по поощрению частного промышленного предпринимательства. Начало положила "Берг-привилегия" 1719 г., разрешившая искать полезные ископаемые и строить заводы всем без исключения жителям страны и иностранцам. Особое распространение получила практика передачи государственных предприятий частным владельцам или специально созданным для этого компаниям. Новые владельцы получали от государства многочисленные льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной продажи товаров. Существенную помощь предпринимателям оказывал и утвержденный в 1724 г. Таможенный тариф, облегчавший вывоз за границу продукции отечественных мануфактур и одновременно затруднявший ввоз товаров, производившихся на заграничных мануфактурах. Суть происшедшего состояла в смене акцентов промышленно-торговой политики. После 1718 - 1719 гг. воздействие государства на экономику осуществлялось путем создания административно-контрольной бюрократической машины, которая с помощью уставов, привилегий, отчетов, проверок могла направлять жизнь страны в нужном государству русле. В начале 20-х гг. была резко усилена борьба с побегами крестьян, началось массовое возвращение беглых прежним владельцам. Это привело к тому, что правительство и царь стали получать многочисленные жалобы владельцев частных мануфактур и управляющих казенными заводами на катастрофическое положение, возникшее в связи с запрещением принимать беглых на работу. В 1721 г. Петр подписал указ, который разрешал частным мануфактуристам покупать крепостных крестьян для того, чтобы использовать их на заводских работах. Такие крестьяне получили название посессионных. Этот указ знаменовал собой решительный шаг к превращению промышленных предприятий, на которых зарождался капиталистический уклад, в разновидность феодальной собственности - своеобразную вотчинную мануфактуру, на которой рабочие эксплуатировались как на господской пашне. 28 мая 1723 г. был подписан указ, регулировавший порядок приема на работу людей, не принадлежащих владельцу или не "приписанных" к заводу для отработок государственных заказов. Этими указами промышленность России была поставлена в такие условия, что она фактически не могла развиваться по другому, чем крепостнический, пути. Доля вольнонаемного, т.е. капиталистического, труда в промышленности стала резко падать. В итоге целые отрасли промышленности стали использовать труд крепостных. Победа подневольного труда в промышленности определила нараставшее с начала XIX в. экономическое отставание России. Война требовала денег. Петр стал чеканить медные деньги вместо серебряных. Итогом денежной реформы стало создание полноценной монетной системы, основанной на десятичном принципе и полностью удовлетворявшей потребности экономики. После обсуждения ряда проектов, Петр приказал провести подушную перепись всего мужского населения и ввести подушную подать, которая заменила большую часть налогов. Таким образом, можно выделить два самых важных последствия активного государственного промышленного строительства: создание мощной экономической базы и существенно торможение имевшихся тенденций развития страны по капиталистическому пути, на который уже встали другие европейские народы. 3. Преобразования в области государственного управления. При Петре была проведена областная реформа - создание новых административных образований - губерний. Основной целью этой реформы было обеспечение армии всем необходимым: устанавливалась прямая связь губерний с полками армии, распределенными по губерниям. Высшим органом управления стал Сенат, который сосредоточил судебные, административные и законосовещательные функции, ведал коллегиями и губерниями. В его функции входило назначение и утверждение чиновников. Неофициальным главой Сената, был генерал-прокурор, наделенный особыми полномочиями и подчиненный только монарху. Создание должности генерал-прокурора положило основание целому институту прокуратуры. Прокуроры разных рангов осуществляли контроль за соблюдением законности и правильности ведения дел во всех центральных и многих местных учреждениях. Государственный надзор дублировался тайным надзором - фискальским, имевшим подобно прокуратуре разветвленную структуру. Отраслями управления ведали коллегии, в которых дела решались голосованием. Необходимо подчеркнуть аспект, без учета которого трудно понять суть многих явлений в истории России. Это роль государства в жизни общества. Для России с давних пор стало естественным явление, когда законодательство формирует общественное мнение и сознание. Петр верил, что "правильный" закон, вовремя изданный и последовательно осуществленный в жизни, может сделать все. Петр прилагал огромные усилия к налаживанию эффективной работы созданных учреждений и главное внимание уделял разработке и усовершенствованию многочисленных регламентационных документов. Петр был убежден, что армия - наиболее совершенная общественная структура. Внедрение военных принципов в гражданскую сферу проявилось в распространении военного законодательства на систему государственных учреждений. В 1716 г. основной военный закон - Воинский устав - по прямому указу Петра был принят как основополагающий законодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней. В основе военно-бюрократической системы, созданной Петром, лежала четкая иерархичность, соподчиненность всех звеньев. Вершиной этой системы являлся трон. 4. Преобразования социального строя. Крестьянство было разделено на две группы: крепостных и государственных. Крепостное право было ужесточено. Посадские делились на купцов и ремесленников. Купцы были распределены по гильдиям. Духовенство было превращено в отрасль управления; во главе церкви поставлена Духовная коллегия - Синод, который работал под руководством представителя царя - обер-прокурора. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшем известным на исповеди. Церковь с ее тысячелетними традициями защиты униженных стала послушным орудием власти. Больше всего изменений претерпело дворянство: все мелкие и крупные группы служилых людей были объединены в "шляхетство" (впоследствии стал употребляться термин – "дворянство"), поместья уравнены с вотчинами, дворяне должны были служить пожизненно. Дворяне были обязаны бриться, носить платье иноземного покроя, учиться и служить ревностно. В награду они получали земли с крестьянами, новые титулы, ордена и медали. Продвижение по службе было регламентировано "Табелью о рангах". Дворянство пополнялось наиболее преданными слугами самодержавия из купцов, государственных крестьян, солдат, которые, выслужив на военной службе 14 ранг, а на гражданской 8 становились дворянами. Принцип приоритета знатности и родовитости при занятии должности навсегда уступил место принципу выслуги и полной последовательности прохождения всех рангов. То, что происходило в социальном строе России петровского времени свидетельствует о несомненной унификации сословной структуры общества, сознательно направляемой рукой реформатора. В стране был создан военно-бюрократический режим, при котором действовал ряд ограничений. Наиболее важные из них были: ограничения в передвижении по стране, свободы в выборе занятий и ограничения социальных перемещений. Одной из наиболее серьезных полицейских акций было введение паспортной системы. Без установленного законом паспорта ни один крестьянин или горожанин не имел права покинуть место жительства. Нарушение паспортного режима автоматически означало превращение человека в преступника. Петровская эпоха примечательна окончательным оформлением самодержавия. Ликвидация последних следов сословного представительства, создание свода законов, закреплявших право личности управлять, владеть миллионами на основании своей юридически ничем не ограниченной воли с помощью бюрократической машины, - суть главных процессов, происшедших при Петре. 5. Преобразования во внешней политике. В ходе петровского царствования произошла серьезная перемена внешней политики: от решения насущных задач национальной политики Россия перешла к постановке и решению типично имперских проблем. При Петре были заложены основания имперской политики России XVIII – XIX вв., начали формироваться имперские стереотипы. 6. Преобразования в сфере культуры. Глубокие изменения коснулись сферы науки, образования и культуры. С 1700 г. Россия перешла на новое летоисчисление. Создавались медицинские, инженерные и военные школы. В большом количестве печатались книги, особенно учебники. С 1714 г. организована первая публичная библиотека. Стал проще славянский алфавит. В 1724 г. император издал указ об учреждении в России Академии наук, которая открылась в 1725 г. Крутые перемены в области культуры – весьма спорный момент в деятельности Петра 1. Необходимость преобразований была очевидна. Однако примитивно-варварский характер их реализации, сводящийся к механическому, буквальному перенесению культурных стереотипов Запада, способствовал подавлению развития национальной культуры. К тому же столь резкое насильственное приобщение к внешней культуре Запада способствовало в дальнейшем ущербному для нации цивилизованному обособлению господствующего класса от коренных культурных традиций народов России. Результаты деятельности Петра I проявились быстро. Уже в 1702-1704 гг. русская армия одержала ряд побед и вышла к Балтийскому морю. В 1703 г. в устье реки Невы был основан город Санкт-Петербург, который стал столицей России. 27 июня 1709 г. около г. Полтава (на Украине) произошло решающее сражение с сухопутными войсками противника. Шведская армия короля Карла XII была разгромлена. Морские победы в ходе Гангутского сражения (26 - 27 июля 1714 г.) и битвы около о. Гренгам (27 июля 1720 г.) ознаменовали победу русского флота. 30 августа 1721 г. Северная война закончилась подписанием Ништадского мирного договора со Швецией. К России отошли территории Эстляндии, Лифляндии, Ингрии и западной Карелии. В результате Северной войны было покончено с господством шведов на Балтике. Россия получила выход к Балтийскому морю, решив одну из своих главных исторических задач, став важной силой в европейской политике, тогда как Швеция утратила статус великой державы. В итоге преобразований Россия стала сильным европейским государством. Во многом была преодолена технико-экономическая отсталость. Однако в экономике страны решающее значение имело сельское хозяйство с устаревшей техникой и крепостными отношениями, задерживающими рост производительных сил. Отсталость проявлялась и во внешнеторговых связях, где главным предметом экспорта была сельскохозяйственная продукция. Форсированное создание производительных сил путем заимствования "западных технологий" такой отсталой страной, как Россия, дало чудовищный социальный эффект: были вызваны к жизни жесткие, грубые формы эксплуатации. Ведь посессионные крестьяне - это люди, являющиеся принадлежностью фабрики и продающиеся в комплекте с фабрикой. В основе появления подобного явления отсталость русского общества (его исключительно земледельческий характер, слабость ремесленно-промышленного развития, отсутствие аграрного перенаселения, и постоянная нехватка рабочих рук). Форсированная "европеизация" такого общества неизбежно сопровождается появлением грубых, но эффективных в этих условиях форм эксплуатации. Такова судьба отсталых обществ, втянутых в орбиту более высокой цивилизации. Подводя итог краткому историческому экскурсу в период правления Петра I, мы можем отметить, что в первой четверти XVIII в. в России окончательно оформился режим абсолютной монархии. Мощное воздействие российских условий (многовековой традиции коллективного противостояния внешней опасности, выработанного стереотипа дворянской "службы", необычных для Европы авторитета и власти монарха) в сочетании с размахом петровских преобразований сформировали особый тип абсолютизма, во многом отличный от европейского. Важнейшими чертами российского абсолютизма были: предельная концентрация законодательной, исполнительной и судебной власти в стране в руках монарха, практически бесконтрольное использование материальных и финансовых ресурсов, находившихся в ведении государства, проведение жесткой фискальной политики, формирование регулярных вооруженных сил, органов полиции и сыска, складывание централизованного и жестко регламентированного бюрократического аппарата. При Петре 1 развитие самодержавия достигает вершины – дальше начинается неизбежный процесс установления "равновесия" и сочетания интересов власти и ее социальной опоры в системе абсолютной монархии. В социально-экономической сфере складывались отношения, ведущие к становлению капиталистического уклада. Наблюдался интенсивный рост наметившихся еще в прошлом столетии процессов интеграции страны в общемировое и европейское хозяйство. Модернизационные изменения, начатые Петром I, способствовали превращению нашего государства в ведущую мировую державу. Процессы, инициированные Петром I, ознаменовали начало перехода России от аграрного общества к индустриальному, деятельность великого императора связана с началом периода доиндустриальной модернизации. "Дворцовые перевороты". Как и повсюду, XVIII в. в России был веком просвещенного абсолютизма и дворянского мятежа. Но поскольку оба этих явления противостоят друг другу, то этот век стал временем острых политических конфликтов. Среди представителей правящий кругов развернулась борьба за верховную политическую власть, т.к. Петр I не оставил указаний относительно своего преемника, а старый порядок престолонаследия он отменил указом 1722 г. Внешне это выразилось в череде "дворцовых переворотов". За период с 1725 по 1762 гг. на российском престоле сменилось 6 императоров. При максимальном огосударствлении общественной жизни, отсутствии даже в зародыше легальной политической деятельности дворцовые перевороты становятся естественным способом разрешения противоречий между основными составляющими системы абсолютизма – самодержавной власти, правящей верхушкой и господствующим сословием. Важным признаком "переворотной" ситуации можно считать раскол в правящем кругу – наличие противоборствующих группировок, что является следствием ускоренных реформ и модернизации. Не менее важной особенностью переворотов XVIII в. была особая роль непосредственной военной силы. При отсутствии традиционных и легальных общественно-политических организаций опорой придворных "партий" могли быть лишь воинские части – петровская гвардия, которая уже в его царствование приобрела немалый политический опыт, воспитывая кадры для новой системы управления. После смерти Петра 1 гвардия, занявшая необычное для европейской практики место контролирующей и регулирующей силы в системе управления, сразу заявила себя как политическая сила. Российское "переворотство" превращается в своеобразное регулирующее начало государственности. По отдельным параметрам традицию "переворотов" можно рассматривать и шире – с точки зрения "цивилизующего" воздействия на верховную власть. Власти приходилось публично обосновывать перед подданными правомерность совершенного переворота. Еще одной характерной чертой переворотов было стремление сохранить видимость законности и юридически закрепить происшедшую "революцию". Стремление любыми средствами подвести правовую и идейно-политическую основу под свершившийся захват власти не случайны. Каждый удавшийся переворот в XVIII в. сопровождался волной неудачных попыток его "переиграть". Традиция дворцовых переворотов в России становится одним из ведущих факторов политической жизни именно после петровских реформ, входе которых заимствованные из европейского опыта технико-экономические и политические формы пересаживаются на почву феодально-крепостнической системы в целях ее модернизации. Возрастание диспропорций в политической системе и социальной напряженности должно вызвать и реакцию: в этом смысле дворцовые перевороты являлись таким же моментом обратной связи надстройки с социумом, как и крестьянский войны XVII – XVIII вв. Российские перевороты сохраняли сам принцип неограниченного самодержавия и стабильность феодально-крепостнической системы, ее внутриполитический (закрепощение) и внешнеполитический (преемственность в действиях по отношению к Швеции, Польше и Турции) курс. Такая стабильность во многом определялась традициями политической культуры России (развитием ее "служилой" государственности и менталитета господствующего класса), что обусловило совпадение интересов основных политических сил – монархии, правящей элиты и дворянства. Непосредственно после смерти великого императора на престол взошла его супруга императрица Екатерина I (1725-1727 гг.). После ее смерти по завещанию императрицы власть была передана внуку Петра I Петру II (1727-1730 гг.), скончавшемуся накануне своей свадьбы от оспы. Далее 10 лет Россия несла бремя царствования племянницы Петра I - Анны Иоанновны и ее фаворита Бирона. В ее царствование огромных размеров достигло влияние иностранцев при дворе. После ее смерти некоторое время российский престол принадлежал младенцы Ивану VI Антоновичу, а затем был захвачен дочерью Петра I - Елизаветой Петровной (1741 - 1761 гг.) Эпоха переворотов завершилась кратковременным правлением Петра III (1761-1762 гг.). В его правление была проведена чрезвычайно важная для дворянства реформа – освобождение их от обязательной государственной службы по манифесту "О вольности дворянской" от 18 февраля 1762 г. Кардинальных изменений во внутри - и внешнеполитическом курсе развития страны за этот период не последовало. Анна Иоанновна, попустительствуя грабительскому поведению иностранцев во времена своего правления, затормозила начинания Петра I. Но Елизавета Петровна, по своему восшествию на престол восстановила законодательные акты своего отца в полном объеме. Внутренняя политика Елизаветы была направлена на укрепление господствующего положения дворянства в стране. Петр III сделал попытку изменить внешнеполитический курс России - победоносная для империи Семилетняя война (1756-1763 гг.) не принесла территориальных приращений.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |