Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по изучению темы




Семинар 3. Развитие российского общества и общественно -политической мысли в России в XIX – начала XX вв.

Учебные вопросы:

o Российское общество в первой половине XIX в..

o Демократизация общества в пореформенный период.

o Социальные слои и партии в революционном движении.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление

· об основных тенденциях развития политической российского общества по пути его демократизации;

знать:

· структуру российского общества в XIX в. и его эволюцию;

· основные направления общественно-политической мысли и её влияния на формирование гражданского общества;

· роль социальных слоев и партий в революционном движении;

· Содержание и основные этапы революционных событий нач. XX в., их итоги и влияние на дальнейшее историческое развитие российского государства

уметь:

· работать с исторической картой;

· анализировать исторические источники;

· умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

· ориентироваться в современной системе источников информации, знать и уметь использовать различные программные средства и базы данных, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

· аргументировано и ясно выстраивать устную и письменную речь;

· выступать публично, аргументировать, вести дискуссию и полемику;

· быть способным к обобщению и анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

· быть готовым к кооперации с коллегами, работать в коллективе;

· научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, быть готовым к полному и многоаспектному использованию знаний, полученных в результате изучения темы в своей профессиональной деятельности.

владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма

При освоении темы необходимо:

· изучить учебный материал по теме в учебнике и пособии, ознакомиться со справочными материалами;

· выполнить письменно задание по документам;

· выполнить тест по теме, чтобы подготовиться к сдаче тестирования по модулю;

· акцентировать внимание на следующих вопросах.

Чтобы проанализировать развитие российского общества и общественно-политической мысли в России в XIX – начала XX вв.необходимо уделить внимание следующим вопросам:

1) Охарактеризуйте структуру российского общества первой половины XIX века.

Основные сословия: привилегированные, полупривилегированные, податные. Дворянство. Духовенство. Купечество как особая общественная группа. Корпоративное устройство городского населения. Чиновничество и «почётные граждане». Казачество. Крестьяне: государственные, удельные, владельческие.

Общественно-политическая и духовная атмосфера в российском обществе и национальное самосознание. Единение российского общества в период Отечественной войны 1812 г. Позиция дворянской элиты в отношении общественного устройства после войны. Декабристы. Первые тайные организации. Северное и Южное общества. Программные документы. Восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Значение и последствия. П.Я. Чаадаев и концепция культурно-исторического развития России («Философические письма»). Общественное движение 30-50-х гг. Западники и славянофилы: возникновение «охранительной», либеральной и социалистической традиций. Российский радикализм и его особенности.

2) Как повлияла демократизация общества на его структуру? Определите роль интеллигенции в пореформенной России.

Отношение к крепостному праву в различных социальных слоях. Положение русского крестьянства после реформы 19 февраля 1861 г. Реакция общества на реформы 60-х годов XIX века. Восстание в Польше 1863 г. Демократизация общественной и политической жизни страны: основные противоречия. Особенности российского либерализма середины 50-х - начала 60-х гг. Земское движение 70-х годов. Консерваторы. Формирование отечественного предпринимательства. Складывание гражданского общества в России. Разночинцы. Движение народничества, его идеология и лидеры: П.Л. Лавров, М.А. Бакунин, С.Г. Нечаев, П.Н. Ткачёв. Проблема отчуждения русской интеллигенции от государства и народа. «Хождение в народ». Раскол в «Земле и воле». Убийство императора Александра II. Кризис революционного народничества. Либеральные идеи.

Консервативное движение. «Священная дружина». Рабочее движение. Первые забастовки. Распространение марксистских идей в России. В.Г. Плеханов. Группа «Освобождение труда». Д.Н. Благоев, Н.Е. Федосеев, В.И. Ульянов (Ленин). «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Общероссийская перепись населения 1897 г. и её результаты.

3) Определите значение различных социальных слоев и партий в революционном движении.

Отношение общества к русско-японской войне. Массовые забастовки в Петрограде накануне первой русской революции. Кровавое воскресенье (9 января 1905 г.). Правительственный, либерально-буржуазный, революционно-демократический лагерь. Становление многопартийной системы: социал-демократы, эсеры, кадеты, октябристы, черносотенцы (программы, лидеры, тактика). Система выборов в Государственную думу. Первая мировая война как кризис общественного развития: кризис в духовной, нравственной и религиозной сферах. Рост социальной напряженности. Политический кризис в условиях первой мировой войны. Российские партии 1917 года. Консерваторы. Либеральная оппозиция. Деятельность земского и городского союзов. Образование думского «Правительственного блока» и его программы. Назревание революционного кризиса. Февральские события 1917 года.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.