Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по изучению темы. Семинар 1. Социально- экономическое развитие России в XIX – начале XX вв




Семинар 1. Социально- экономическое развитие России в XIX – начале XX вв.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Учебные вопросы:

1. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

2. Буржуазные реформы XIX в. и социально-экономические изменения в пореформенной России.

3. Особенности социально-экономического развития в России в начале XX в. (до 1917 г.).

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление

· об основных тенденциях социально-экономического развития в первой половине XIX в.;

· о специфических чертах российского варианта капиталистической модернизации.

знать:

· особенности российской экономики на пути индустриализации;

· основные направления реформаторской деятельности по изменению социально-экономической ситуации в России;

· основные события отечественной истории XIX – начала XX вв., основные понятия и выдающихся деятелей.

уметь:

· работать с исторической картой;

· анализировать исторические источники;

· умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

· ориентироваться в современной системе источников информации, знать и уметь использовать различные программные средства и базы данных, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

· аргументировано и ясно выстраивать устную и письменную речь;

· выступать публично, аргументировать, вести дискуссию и полемику;

· быть способным к обобщению и анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

· быть готовым к кооперации с коллегами, работать в коллективе;

· научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, быть готовым к полному и многоаспектному использованию знаний, полученных в результате изучения темы в своей профессиональной деятельности.

владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.

При освоении темы необходимо:

· изучить учебный материал по теме в учебнике и пособии, ознакомиться со справочными материалами;

· выполнить письменно задание по документам;

· выполнить тест по теме, чтобы подготовиться к сдаче тестирования по модулю;

· акцентировать внимание на следующих вопросах.

Чтобы проанализировать развитие социально- экономических отношений в России в XIX – начала XX вв. необходимо уделить внимание следующим вопросам:

1) Охарактеризуйте социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века?

Особенности российской экономики на пути индустриализации. Начало формирования основных хозяйственных регионов и приоритетные направления в их развитии. Экстенсивный характер развития сельского хозяйства. Зарождение предпринимательского земледелия в сельском хозяйстве. Социальное расслоение крестьянства. Попытка правительства решения крестьянского вопроса. Указ о вольных хлебопашцах 1803 г. Положение об эстляндских крестьянах. Указ 1808-1809 гг., запрещавший продавать крестьян и ссылать их по воле помещика. Проект Аркчеева А.А. (1818 г.). Меры правительства по повышению агротехнического уровня крестьянских хозяйств во второй четверти XIX века. Указ 1842 г. об обязанных крестьянах.

Развитие мелкой промышленности как базы капиталистического промышленного производства. Складывание рынка рабочей силы. Начало промышленного переворота в России в 40-е годы. Развитие хлопчатобумажной промышленности и металлургии. Машиностроение. Неразвитость транспортной системы. Внутренняя торговля: соотношение ярмарочной и постоянной торговли. Активный торговый баланс во внешней торговле. Финансовая политика Е.Ф. Канкрина.

2) Какие шаги были предприняты Александром II по изменению социально-экономической ситуации в России?

Подготовительная работа по отмене крепостного права. Столкновение взглядов либералов и консерваторов. Манифест 19 февраля 1861 г.: наделение крестьян землей, временнообязанное состояние. Общинное землевладение: «плюсы» и «минусы». Реформы 60-70-х годов: причины, цели и характер.

3) Как формировалась экономика в пореформенной России? Какие изменения на пути к индустриальному обществу мы можем зафиксировать?

Перестройка в сельском хозяйстве. Отработочная система. Переход к рыночной экономике в сельском хозяйстве. Мелкая промышленность и мануфактура в пореформенной России. Фабричное производство. Интенсивное развитие промышленного сектора экономики в 90-е гг. XIX в. Развитие тяжёлого машиностроения, добывающей промышленности, металлургии, химического производства, электроиндустрии. Преобладание лёгкой промышленности. Железнодорожное строительство. Формирование новых промышленных районов. Повышение роли товарных бирж и оптовой торговли во внутренней торговле страны. Изменения торгового баланса во внешней торговле. Финансовый кризис 80-х гг. и пути выхода из него. Аграрные контрреформы Александра III. Попытки решения крестьянского вопроса. Крестьянский банк. Отмена подушной подати, увеличение косвенных налогов. Реформы С.Ю. Витте. План форсированной индустриализации страны. Циклический характер промышленного производства. Экономические кризисы и промышленные подъёмы.

4) Охарактеризуйте особенности социально - экономического развития России в начале XX века (до 1917 года). В чем специфика российского варианта капиталистической модернизации?

Экономическое развитие России в начале XX в. Сельское хозяйство. Состояние крестьянского и помещичьего хозяйства: тенденции развития и трудности. Основные районы землевладения. Сельскохозяйственное производство и техника. Аграрный вопрос. Промышленное развитие России. Крупное и мелкотоварное производство. Торговля, финансы, банки, акционирование капитала, кооперация. Особенности капиталистической модернизации в России. Монополистические объединения. Картели и синдикаты. Создание монополий высшего типа. Высокая степень концентрации производства. Сохранение феодальных пережитков. Роль государства в экономике страны. Перспективы промышленного развития России. Социальная структура российского общества. Формирование классов капиталистического общества. Рабочий вопрос и пути его разрешения. Реформы П.А. Столыпина: цели, ход, противоречия, итоги, оценки историков. Разрушение общины и переселение крестьян. Экономика России накануне первой мировой войны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 910; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.