Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Движение России от реформ к контрреформам




Развитие Россия в период Великих реформ и пореформенный период

Модернизацию второй половины ХIХ в. справедливо называют «Александровской» - по имени императора Александра II, направившего Россию в сторону прогрессивного типа развития.

Понимая необходимость реформ и, главным образом, отмены крепостного права, Александр II, опасался брать всю ответственность на себя, тем более, что в обществе не было единого мнения по этому вопросу. Подготовка отмены крепостного права началась с образования в январе 1857 г. Секретного комитета по крестьянскому делу под руководством императора. Рескрипт В.И. Назимову подтолкнул привлечь к разработке проектов реформ самих крепостников через губернские комитеты. Таким образом, помещики во многом повлияли на окончательный проект реформы. После многочисленных споров и сомнений, 19 февраля 1861 г. в России был подписан Манифест и Положение об отмене крепостного права.

Земельная реформа включала в себя два принципиально важных решения: во-первых, отмену крепостного права. Все крестьяне стали юридически свободными, получили право торговать, заключать сделки, владеть движимым и недвижимым имуществом, свободу передвижения. Во-вторых, наделение крестьян землей. Однако земля крестьянам давалась не бесплатно, а за выкуп по рыночной цене. Только после ее выкупа крестьянин становился собственником. Крестьяне, не выкупившие землю, переводились в разряд временно-обязанных и, по-прежнему, должны были платить оброк или отбывать барщину.

Большая часть крестьян даже после выкупа земли у помещиков не становилась собственниками, так как зачастую земля выкупалась не одиночными крестьянами, а общинами. В рамках общины крестьянин являлся не собственником, а лишь пользователем земли. Общинная земля не подлежала купле-продаже, то есть была исключена из рыночного оборота. Кроме того, община имела два существенных недостатка: в ней отсутствовал свободный выход, и периодически происходили переделы земли между общинниками. Все это сковывало хозяйственную инициативу и самостоятельность крестьян.

Таким образом, крестьянская реформа, не создав слоя мелких собственников, лишь укрепила общинную структуру. Только пятая часть земель отошла в личную собственность крестьян. Нерешенность до конца земельного вопроса стало источником последующих социальных взрывов. Вместе с тем, крестьянская реформа имела большое историческое значение. Во-первых, появились перспективы для широкого развития рыночных отношений; во-вторых, реформа имела нравственное значение, поскольку покончила с рабством; и, наконец, положила начало преобразованиям в других сферах русского общества.

В течение 60-70-х гг. были проведены: реформа земского самоуправления (1864 г.), судебная реформа (1864 г.), реформа городского самоуправления (1870 г.), военная реформа (1874 г.) и реформа народного образования (1863 г.). В результате этих реформ в России были созданы распорядительные (уездные и губернские собрания, городские думы) и исполнительные (уездные, губернские и городские управы) местные выборные всесословные органы самоуправления с хозяйственными функциями. Выборы проходили по куриям на основе имущественного ценза. В основу судебной системы были заложены принципы равенства всех перед законом, несменяемости судей, состязательности, гласности судопроизводства. Были введены должности адвокатов, создан суд присяжных. В ходе военной реформы были отменены рекрутские наборы, введена всеобщая воинская повинность, распространявшаяся на всех мужчин, достигших 20 лет, срок действительной солдатской службы сокращался до 6 лет в армии и 7 лет на флоте. Было проведено техническое перевооружение. Реформа народного образования повысила численность учащихся, расширила автономию университетов. Либеральные реформы способствовали включению России в общеевропейский процесс создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении, содействовали росту производительных сил, развитию гражданского самосознания населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни.

Незавершенность, половинчатость в проведении реформы по отмене крепостного права обусловили начало нового этапа российского революционного движения. Теперь основную роль в нем играли представители разночинной интеллигенции. Главенствующей идеологией среди них в 1860 - 1870-е годы стало народничество. В основу теории «общинного социализма» народников, одним из авторов которой был А. Герцен, положено учение о крестьянском социализме, суть которого заключа­лась в обосновании особого пути прихода России к социализму через крестьянскую общину, минуя капиталистическую стадию развития. Народники выступали сторонниками радикальных перемен, а основную революционную силу в России выдели в крестьянстве.

С 1861 по 1864 гг. в Петербурге существовала общерусская революционная народническая организация «Земля и воля». В 1869 г. в Москве и Петербурге создаются кружки тайной организации «Народная расправа» во главе с С. Нечаевым, в 1869 – 1874 гг. в Москве действовал кружок Н. Чайковского.

В революционном народничестве было несколько идеологических течений (П.Л. Лавров – пропагандиское, М.А. Бакунин – бунтарское, П.Н. Ткачев – заговорщическое). Весной - летом 1874 г. было предпринято «хождение в народ». Радикальная молодежь пыталась путем пропаганды призвать крестьян к бунту. Вопреки ожиданиям народников крестьянство на восстание не поднималось. Провал хождения привел к пересмотру тактики. В 1876 г. была создана вторая «Земля и воля», в которую вошли А. Михайлов, П. Морозов, Г. Плеханов, С. Кравчинский, В. Фигнер. Был основан ряд поселений, велась систематическая пропаганда социалистических идей. Но и эти попытки поднять крестьянство на революцию не принесли успеха. В конце 1870 – х годов произошел раскол движения. Радикальная часть народников (А. Желябов, С. Перовская, Н. Морозов, А. Михайлов) перешла на использование методов политического террора, была создана организация «Народная воля». Наиболее крупномасштабным террористическим актом стало убийство народовольцами императора Александра II (1 марта 1881 г.).

Реакцией правительства на деятельность революционно – народнических организаций стала политика контрреформ Александра III. Основное содержание ее заключалось в сохранение основ самодержавия. 29 апреля 1881 г. был обнародован написанный К.П. Победоносцевым Манифест «О незыблемости самодержавия». Либеральные министры подали в отставку (военный министр Д.А. Милютин и министр финансов А.А. Абаза). Проект конституционных преобразований М.Т. Лорис-Меликова был отвергнут. В августе 1881 г. Александр III утвердил «Положение о мерах к хранению государственной безопасности и общественного спокойствия», по которому в любой местности могло быть введено чрезвычайное положение, а генерал-губернаторы получали неограниченные полномочия. Рассчитанное на три года оно просуществовало до февраля 1917 г.

Убеждение, что основным рассадником революционных идей являются университеты, подтолкнуло императора к отмене автономии высших учебных заведений. В 1884 г. был введен новый университетский устав, в 1887 г. - принят циркуляр о «кухаркиных детях», ограничивающий доступ в гимназии детям трудящихся и евреев (1887г.), повышена плата за обучение, в 1882 г. утверждены новые правила о печати, которые усиливали надзор за газетами и журналами.

Самодержавная власть пыталась максимально укрепить позиции дворян – помещиков. Наиболее значительными из мер, принятых в этом направлении, были: закон о земских участковых начальниках (1889 г.) и городская контрреформа. Кроме того, правительство оказывало поместному дворянству и финансовую поддержку: в 1885 г. был учрежден дворянский банк, дававший ссуды на льготных условиях.

Правительство усилило административное вмешательство в жизнь крестьян, ограничив переселение крестьян на новые земли и приняв более жесткий закон о семейных разделах.

В годы правления Александра III впервые было принято рабочее законодательство. Рядом законов 1862 - 1886 гг. был ограничен рабочий день подростков и женщин (до 8 часов), вводились расчетные книжки для рабочих, регламентирующие объем и стоимость работы, были узаконены штрафы, учреждена фабрично - заводская инспекция. Однако рабочее законодательство не определило максимальную продолжительность рабочего дня и минимальный объем заработной платы.

Александр III попытался законсервировать самодержавные порядки в стране, не допуская никаких изменений в государственном аппарате, подавляя революционное и общественное движение. В результате его правления движение России по западному пути было приостановлено. Нерешёнными остались аграрный, рабочий и национальный вопрос. Разрыв между властью и обществом усугубился. Контрреформы 80-90-х гг., носившие по своей сути консервативный характер, оказались еще одной преградой, наметившейся модернизации государственного строя России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.