КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации по изучению темы. Семинар 1. Отечественная история в 1917 – 1930 – х годах
Семинар 1. Отечественная история в 1917 – 1930 – х годах. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Учебные вопросы: 1. Социально – экономическое развитие в 1917 – 1930 – х годах. 2. Развитие политической системы. Тоталитаризм. 3. Российское общество. Гражданская война. 4. Внешняя политика. Изучив данную тему, студент должен: иметь представление об основных тенденциях развития отечественной истории в период революционной трансформации и социалистической модернизации; знать: · основные этапы и ключевые события отечественной истории в 1917 – 1953 гг., основные понятия и выдающихся деятелей, · и понимать логику развития событий отечественной истории в период революционных преобразований; · содержание и специфику социалистической трансформации в 1930 - е годы; · основные тенденции развития историографии по проблемам изучаемого периода: революция 1917 г., гражданская война, НЭП, коллективизация и индустриализация, политические репрессии, советско-германские договоры 1939 г. и т.п. уметь: · работать с исторической картой; · анализировать исторические источники; · умение логически мыслить, вести научные дискуссии; владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма. При освоении темы необходимо: · изучить учебный материал по теме в учебнике и пособии, ознакомиться со справочными материалами; · выполнить письменно задание по документам; · выполнить тест по теме, чтобы подготовиться к сдаче тестирования по модулю; · акцентировать внимание: 1. При анализе социально – экономического развития следует придерживаться следующих вопросов: 1) Охарактеризуйте социально – экономические мероприятия советского правительства в 1917 – 20-х годах ХХ в. Первые мероприятия советской власти. Декрет о земле. «Красногвардейская атака на капитал». Начало национализации промышленности и банков. Введение продовольственной диктатуры. Политика «военного коммунизма»: причины введения, основные мероприятия, результаты. Борьба внутри партии большевиков по вопросам социально – экономического развития в начале 20-х годов. Экономические воззрения В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, Н.И. Бухарина. Дискуссия о профсоюзах. Новая экономическая политика: причины введения, основные мероприятия, противоречия, кризисы, итоги. НЭП – это антикризисная программа, метод строительства социализма или реставрация капиталистических социально – экономических отношений? Причины отказа большевиков от НЭПа. 2) Осветите основные направления социально – экономического развития СССР в 30-е годы ХХ века. Каковы особенности и итоги форсированного экономического развития? Курс на форсированное социально – экономическое развитие страны. Социалистическая индустриализация: причины и особенности. Дискуссия внутри партии большевиков, развернувшаяся вокруг методов, темпов, источников накопления для индустриализации. Позиции правых (Н.И. Бухарин), левых (Л.Д. Троцкий). Основные источники модернизации промышленности в СССР в 30-е годы. Первый и второй пятилетние планы: их цели, задачи, реализация и итоги. Роль идеологических установок советского руководства в успешном проведении индустриализации. Роль ГУЛАГА. Основные причины начала сплошной коллективизации сельского хозяйства. Кооперирование и коллективизация. Пути и методы коллективизации в СССР. Основные районы и сроки ее проведения. Политика ликвидации кулачества как класса. Итоги коллективизации сельского хозяйства в СССР. Коллективизация сельского хозяйства в современной исторической литературе: мнения и оценки. Развитие советской экономики накануне войны. Принятие третьего пятилетнего плана (1938 – 1942 гг.): его цели, реализация, итоги на начало войны. Развитие оборонной промышленности. Производство новых видов военной техники (танки Т-34, КВ., штурмовики Ил-2 и др.). Начало перевооружения армии. Милитаризация труда. Ужесточение трудовой дисциплины. Социалистические соревнования. Труд заключенных. Итоги экономического развития страны к 1941 г. Просчеты советского руководства в подготовке страны к войне. 2. При анализе развития политической системы следует придерживаться следующих вопросов: 1) Охарактеризуйте изменения политической системы России в 1917 году. Какие модели развития были представлены? В чем причины установления советской власти и прихода к власти большевиков? Изменение политической системы после Февральской революции. Создание новых органов власти в центре и на местах. Временное правительство и Петросовет. Политическая система России от Февраля к Октябрю 1917 года: буржуазно – демократическая или социалистическая модель? Кризисы Временного правительства и их причины. Изменение состава правительства. Работа Предпарламента и ее результаты. Вооруженное восстание и приход к власти большевиков. Работа II Всероссийского съезда Советов. Создание новых органов власти. СНК. ВЦИК. Проблема многопартийности социалистического правительства. Создание блока с левыми эсерами и его судьба. Формирование основных институтов новой государственности: суд, милиция, чрезвычайные органы, армия. Установление советской власти на основной территории России. «Декларации прав народов России» ее значение. Первые кризисы большевистского правительства: их причины и итоги. Созыв Учредительного собрания и его роспуск большевиками. Подписание Брест – Литовского мира: его условия и последствия. Принятие первой Конституции РФ. Причины победы большевиков в Октябре 1917 г. Последствия октябрьских событий. Октябрь 1917 года в оценках историков. 2) Политическая система 20-30-х годов ХХ века? В чем истоки и сущность тоталитаризма? Политическая система в годы НЭПа. «Оживление» Советов. Образование СССР. Конституция 1924 г. Военная реформа. Упорядочивание законодательства. Принятие Земельного, Гражданского и Уголовного кодексов, Кодекса Законов о Труде (1922 – 1926 гг.). Создание чрезвычайных органов власти и их роль. Изменения в партии. Чистка партийных рядов. Внутрипартийная борьба после смерти Ленина. Формирование государственной бюрократии. Установление однопартийности, слияние партии с централизованным государственным аппаратом. Диктатура партии. Ужесточение политического режима в конце 20-х – 30-е годы. Складывание тоталитаризма и его основные признаки. Тоталитаризм, авторитаризм, диктатура: что общего и отличного? Предпосылки установления тоталитарного режима в СССР. Социальная опора тоталитаризма в СССР. Конституция СССР 1936 г.: причины принятия. Политика «умиротворения» и единения общества. Процесс формирования культа личности Сталина. Отстранение политических конкурентов Сталина от власти (Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин). Политические процессы в конце 20-х – начале 30-х гг. («Шахтинское дело», процесс над «Промышленной партией»). Убийство С.М. Кирова и начало массовых репрессий 30-х годов. Цели и последствия их проведения. Итоги развития политической системы в 30-е годы. 3. При анализе развития российского общества следует придерживаться следующих вопросов: 1) Охарактеризуйте состояние русского общества в период революционных потрясений 1917 г. Расстановка общественно - политических сил в период от Февраля к Октябрю. Сторонники буржуазно – демократической и социалистической моделей развития. Кадеты, эсеры, меньшевики. Рост авторитета партии большевиков. Апрельские тезисы Ленина. Мятеж Корнилова и его подавление. Подготовка большевиков к вооруженному восстанию. Разногласия внутри партии. Вооруженное восстание и захват власти большевиками. Октябрьские события и позиции других политических партий. Разгром правых сил. Реакция общества на первые мероприятия большевиков (разгон Учредительного собрания, заключение Брест – Литовского мира, начало национализации собственности, введение продовольственной диктатуры и др.). 2) Каковы особенности развития российского общества в 1918 – 30-х годах ХХ века? Общество в годы гражданской войны. Основные причины гражданской войны, противоборствующие силы, оценки историков. Белое движение: идеология и практика. Формирование добровольческой армии. Третья сила в гражданской войне: эсеровские и меньшевистские правительства. Какие социальные группы поддерживали основные противоборствующие силы в гражданской войне? Причины победы большевиков. Итоги войны. Судьба оппозиционных партий в Советской России. Создание общественных организаций в 20-е годы и их специфика. Русская эмиграция. Советское общество в 30-е годы. Искоренение оппозиции. Унификация общественной жизни. Идеология 30-х годов. Установление контроля за всеми сферами жизни (наука, образование, литература, искусство). Политические репрессии. 4. При анализе развития внешней политики следует придерживаться следующих вопросов: Каковы основные направления и принципы внешней политики СССР в 20-30-е годы ХХ века? Выход России из I мировой войны. Подписание Брест – Литовского мира. Окончание I мировой войны. Установление дипломатических отношений СССР с другими странами в 20 – 30-е годы. Вступление СССР в Лигу Наций. Основные принципы внешней политики СССР. Декларация об определении агрессора. Помощь СССР антифашистским силам в Испании и столкновения с войсками фашистской Японии в 1938 – 1939 гг. Действия СССР в целях создания системы коллективной безопасности. Переговоры между СССР, Великобританией и Францией летом 1939 года в Москве: их цель и причины провала. Советско-германские договоры 1939 года: причины подписания, содержание и значение секретных протоколов. Советско-германские договоры в оценках историков. Начало II мировой войны. Захват СССР части территории Польши. Вхождение в состав СССР Западной Белоруссии, Западной Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Бесарабии, Северной Боковины в 1939 – 1940 гг. Советско-финская война: причины, ход, итоги. Подписание договора о нейтралитете с Японией весной 1941 г. Подготовка Германии и СССР к войне. Советская военная доктрина. Укрепление обороноспособности СССР накануне войны. Закон «О всеобщей воинской обязанности». Увеличение численности армии. Итоги внешней политики СССР накануне Великой Отечественной войны.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |