Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по изучению темы. Семинар 2. СССР в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы (до 1953 г.)




Семинар 2. СССР в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы (до 1953 г.).

Учебные вопросы:

1. Социально – экономическое развитие в годы войны и первые послевоенные годы: перестройка экономики на военные рельсы и восстановление экономики.

2. Эволюция политической системы.

3. Российское общество.

4. Внешняя политика СССР: от создания антигитлеровской коалиции к началу «холодной войны».

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление об основных тенденциях и содержании развития государства в годы войны и первые послевоенные годы;

знать:

· основные этапы и ключевые события истории страны в годы великой отечественной войны и первые послевоенные годы, основные понятия и выдающихся деятелей,

· и понимать принципы гражданственности и патриотизма, стремления своими действиями служить его интересам, защищать национальные интересы страны;

· основные тенденции развития историографии по проблемам изучаемого периода: подготовка СССР к войне с Германией, поражение Красной армии в первые месяцы войны, формирование антигитлеровской коалиции, восстановление страны после войны;

уметь:

· работать с исторической картой;

· анализировать исторические источники;

· умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.

При освоении темы необходимо:

· изучить учебный материал по теме в учебнике и пособии, ознакомиться со справочными материалами;

· выполнить письменно задание по документам;

· выполнить тест по теме, чтобы подготовиться к сдаче тестирования по модулю;

· акцентировать внимание:

1. При анализе социально – экономического развития следует придерживаться следующих вопросов:

1) Советская экономика в годы Великой Отечественной войны. Как проходил перевод страны на военные рельсы?

Перестройка экономики страны на военный лад. Принятие общего мобилизационного народно – хозяйственного плана. Установление сверхцентрализованной системы управления экономикой. Введение карточек на продовольствие. Совет по эвакуации. Эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны. Ужесточение трудовой дисциплины. Трудовой героизм советского народа. Состояние и проблемы в развитии оборонной отрасли. Завершение перестройки экономики на военный лад к середине 1942 г. Динамика развития экономики. Восстановление хозяйства в районах, освобожденных от оккупации в 1943 – 1944 гг. Выпуск новой техники и вооружения. Достижение экономического перевеса СССР над Германией. Работа советских ученых. Начало разработки ядерного оружия. Советская деревня в годы войны.

2) Охарактеризуйте социально - экономические преобразования во второй половине 40-х – начале 50-х годов ХХ века. Как проходило восстановления экономики страны после Великой Отечественной войны?

Экономическое положение СССР после окончания второй мировой войны. Демографическая ситуация. Восстановление экономики, перевод промышленности на мирные рельсы. Основные источники восстановления народного хозяйства. Новый пятилетний план: его задачи и итоги. Развитие военно-промышленного комплекса. Сохранение диспропорции между различными отраслями экономики. Отмена карточек и денежная реформа. Снижение цен. Голод 1946 – 1948 гг. Деревня в послевоенные годы. Кризис в сельском хозяйстве: причины и проявления.

2. При анализе развития политической системы следует придерживаться следующих вопросов:

1) Выделите основные черты и особенности советской политической системы накануне и в годы Великой Отечественной войны.

Сокращение числа политических репрессий в 1939 г., амнистия политических заключенных. От политики «устрашения сограждан» к политике объединения и сплочения общества. Перестройка органов управления страной в начале войны. Создание ГКО. Обращение советского руководства к народу (В.М. Молотова, И.В. Сталина). Советская тоталитарная система в годы войны: признаки недееспособности и попытки перестройки. Допущение новых ценностей в идеологию (создание гвардии и др.). Либерализация отношений государства с церковью.

2) Охарактеризуйте политическую систему СССР в 1945 – 1953 гг. Каковы основные тенденции ее развития? В чем противоречивость политической системы в первые послевоенные годы?

Советская политическая система в условиях начавшейся «холодной войны». Две тенденции в политическом процессе 1945 – 1953 гг.: попытки формальной демократизации и тенденция на укрепление тоталитарно – бюрократического режима. XIX съезд партии 1952 г., переименование партии. Разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП (б) (1946 – 1947 гг.). Меры по возвеличиванию культа личности вождя. Новая волна репрессий. Борьба с «космополитизмом» и с «низкопоклонством перед Западом». Массовые антисемитские процессы. Изменение расстановки политических сил в Политбюро (позиции К.Е. Ворошилова, Л.М. Кагановича, В.М. Молотова, Г.М. Маленкова, Л.П. Берии). Ленинградское дело. «Мингрельское дело». Дело врачей. Смерть И.В. Сталина.

3. При анализе развития российского общества следует придерживаться следующих вопросов:

1) Охарактеризуйте состояние советского общества накануне и в годы Великой Отечественной войны.

Национально – патриотическая подготовка к войне. Националистическая политика советского руководства. Депортация немцев, поляков и др. Изменение политики государства в отношении церкви. Идеологический поворот в политике государства в годы войны. Меры по укреплению патриотизма и межнационального единства народов СССР. Создание Совета по делам русской православной церкви. Проведение Поместного собора Русской Православной церкви. Положение советских военнопленных и репатриация советских граждан. Депортация отдельных народов СССР. Культура в годы войны.

2) Каковы основные черты развития советского общества во второй половине 40-е - начале 50-х годов? Что нового было привнесено в общественную жизнь в послевоенный период?

Оживление общественной жизни в послевоенный период. Х съезд профсоюзов и XI съезд комсомола. Советская идеология в послевоенный период. Изоляционизм начала «холодной войны». Аппарат и механизмы управления идеологией и культурой. Идеологические компании, псевдодискуссии, прямые репрессии. Борьба с космополитизмом. Атака на творческую интеллигенцию. Осуждение писателей (А. Ахматова, М. Зощенко, А. Платонов), кинорежиссеров (В. Пудовкин, С. Эйзенштейн), композиторов (В. Мурадели, Д. Шостакович). «Погромные дискуссии» по естественным и общественным наукам (по языкознанию, политэкономии и др.).

4. При анализе развития внешней политики следует придерживаться следующих вопросов:

1) Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Осветите ход боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны. Охарактеризуйте дипломатический курс СССР в годы войны. Как складывались отношения между странами - участниками антигитлеровской коалиции? Каковы итоги и последствия Великой Отечественной и II мировой войны для СССР и послевоенного мира в целом?

Первый период Великой Отечественной войны. Нападение Германии на СССР. План «Барбаросса». Военные, политические, идеологические цели Германии в войне против СССР. Наступление группы армии «Север», «Центр», «Юг». Советская военная доктрина накануне войны. Состояние советских войск на западной границе. Офицерский корпус накануне войны. Отступление и оборонительные бои Красной Армии. Оборона Брестской крепости. Просчеты советского командования и причины неудач советских войск летом – осенью 1941 г. Создание Государственного комитета обороны (ГКО). Реорганизация командования армией. Преобразование Ставки Верховного командования в Ставку Главного командования. Назначение И.В. Сталина Верховным Главнокомандующим. Смоленское сражение и его значение. Падение Киева. Установление блокады Ленинграда. Операция «Тайфун», наступление немцев на Москву. Московская битва и ее значение. Просчеты советского командования: ожидание нового наступления на Москву. Новые неудачи на фронте весной и летом 1942 г. Наступление немцев в направлении Волги и Кавказа. Немецкий оккупационный режим. Партизанское движение. Советская дипломатия в начале войны. Создание антигитлеровской коалиции. Советско-английское соглашение о совместных действиях (июль 1941 г.). Подписание Великобританией и США «Атлантической хартии» (август 1941 г.). Начало переговоров об открытии второго фронта. Конференция СССР, США и Англии по военным поставкам (осень 1941 г.). Вступление США в войну. Декларация 26 государств антифашистской коалиции (январь 1942 г.). Итоги первого этапа войны.

Второй период войны. Сталинградская битва. Начало коренного перелома в войне (ноябрь 1942 – 1943 гг.). Сражение на Курской дуге. Битва за Днепр. Закрепление стратегической инициативы за СССР. Переход Красной Армии в наступление. Начало освобождение территорий СССР. Активизация союзников после победы Красной Армии под Сталинградом. Тегеранская конференция 1943 г. и ее решения.

Третий завершающий этап Великой Отечественной войны (1944 - 1945 гг.). Снятие блокады Ленинграда. Освобождение северо-западных районов. Вывод из войны Финляндии. Операция «Багратион». Особенности советских военных операций в 1944 г. Открытие второго фронта. Конференция в Ялте (февраль 1945 г.). Освобождение Европы. Берлинская операция. Капитуляция Германии. Потсдамская конференция и ее решения. Окончание Великой Отечественной войны. Вступление СССР в войну с Японией. Разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии. Конференция объединенных наций в Сан-Франциско. Принятие Устава ООН. Итоги и последствия II мировой войны.

2) Расскажите о развитии внешней политики СССР во второй половине 40-х – начале 50-х годов ХХ века. Какие события связаны с началом «холодной войны»? Каковы ее истоки?

Геополитические изменения и расстановка политических сил в мире после II мировой войны. Рост авторитета и расширение границ СССР. Начало «холодной войны». Основные формы противостояния между странами Запада и Востока. Формирование идеологии «холодной войны» (У. Черчилль, Г. Трумэн, И.В. Сталин). Выбор внешнеполитического курса СССР во второй половине 40-х годов (позиции группы А.А. Жданова и группы И.В. Сталина). Первые послевоенные проблемы (переустройство Германии, появление ядерного оружия, экономические кризис в европейских странах). План Д. Маршала. Создание НАТО, СЭВ, ОВД. Оформление биполярности мира. Первые региональные конфликты в «холодной войне» (арабо-израильский, раздел Германии, война в Корее) и позиция СССР.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.