КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-экономические преобразования во второй половине 1960 – первой половине 1980-х гг
Реформы Н.С.Хрущева показали, что одним администрированием достичь серьезных сдвигов в народном хозяйстве невозможно. Среди экономистов все чаще высказывалась идея о необходимости экономических методов руководства. Начало экономической реформе положили решения мартовского и сентябрьского 1965 г. пленумов ЦК КПСС. Мартовский пленум сосредоточил внимание на механизмах управления сельским хозяйством. Его пытались реформировать на основе сочетания общественных и личных интересов, усиления материальной заинтересованности колхозников в росте производства. Однако главный акцент в политике на селе был сделан на повышении роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве сельскохозяйственным производством, а также на увеличении капиталовложений. Предложенные меры не предусматривали ликвидацию административных методов управления, предоставление колхозам и совхозам реальной хозяйственной самостоятельности, а потому обрекали аграрную политику на неудачу. Достичь существенных результатов не удалось. Несмотря на то, что в период уборки урожая привлекалось 20% всего активного населения страны, потери урожая ежегодно составляли от 30 до 40%. Начало радикальной экономической реформе в промышленности положил сентябрьский 1965 г. пленум ЦК КПСС. Главная цель реформы: усилить экономические рычаги и расширить самостоятельность предприятий как хозрасчетного звена. В распоряжении предприятий оставалась часть прибыли. Параллельно предусматривалось реформирование системы ценообразования. Главным критерием оценки деятельности предприятия должен был стать объем реализованной, а не валовой продукции. Внедрение рыночных механизмов при сохранении административных рычагов управления привело к обострению противоречий. Сохранение системы фондирования не позволило установить прямые связи между предприятиями и ввести систему оптовой торговли средствами производства. В итоге хозрасчет предприятий оказался без материального обеспечения. Начался постепенный возврат к более детальному планированию. Существующая система оказалась неспособной обеспечить эффективное использование человеческих ресурсов и интеллектуального потенциала общества. Свертывание реформы особенно ускорилось после «пражской весны» 1968 г., когда попытки обновить социализм с помощью рыночных механизмов вылились в Чехословакии в массовое движение и вызвали испуг у советского руководства. Со свертыванием реформы началось неуклонное падение темпов промышленного роста. Падала эффективность и производительность труда. Неудачное реформирование привело к резкому отставанию СССР от стран Запада в 1970-80-е гг. Национальный доход СССР в середине 1980-х гг. составлял примерно 20% от уровня США. В эти годы западные страны осуществили переход на качественно новый этап развития – от индустриального к постиндустриальному или информационному обществу. СССР пропустил новый научно-технический и цивилизационный виток развития. Структурные преобразования экономики не были проведены. Наиболее опасным стало технологическое отставание. Позднеиндустриальная модернизация в СССР так и не произошла. Во-первых, из-за нехватки ресурсов, которые во все возрастающих масштабах направлялись в «оборонку», добычу все более дорогого сырья и энергоносителей, распыления капиталовложений. Во-вторых, из-за того, что в СССР так и не успел сложиться социальный субъект позднеиндустриальной модернизации, Не было ни обширного слоя менеджеров-технократов, который мог бы взять на себя власть и на предприятиях, и в стране; ни боевых профсоюзов, не желающих мириться с тяжелыми условиями труда и низкими зарплатами. Экономическая ситуация ухудшилась в связи с вступлением СССР в войну с Афганистаном (1979-1989 гг.) По оценкам экспертов, не подчиненной целям обороны в СССР осталось только 20% народного хозяйства. Власть не учитывала изменений, происходящих в обществе. Между тем, они были весьма значительными. В 1960-70-е гг. изменилась демографическая ситуация в стране. Последствия войны привели к снижению рождаемости. Усилились процессы урбанизации. Число городов с числом жителей более миллиона выросло с 3 до 23. Значительно вырос образовательный уровень населения. Был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. Улучшилось материальное положение населения. Главную роль в этом сыграл массированный экспорт нефти, газа и импорт за счет «нефтедолларов» зерна, оборудования, товаров широкого потребления. Таким путем удавалось искусственно поддерживать социальную стабильность. В 1970-80-е гг. в социально-экономическом развитии страны стали проявляться негативные тенденции: сокращение прироста трудовых ресурсов; удорожание стоимости сырья и материалов, вызванное освоением труднодоступных районов Сибири; моральный и физический износ основных производственных фондов; рост расходов на окружающую среду; прогрессирующее ухудшение состояния дел в системе образования, здравоохранения, в сфере культуры и науки; снижение темпов строительства жилья; дисбаланс между постоянно растущей денежной массой и скудным рынком потребительских товаров и услуг, который привел к появлению дефицита и инфляции. Таким образом, обострение противоречия между потребностями развития производительных сил и закостеневшей структурой экономических отношений вело страну к экономическому кризису. Возникли деформации в системе общественной собственности, в сфере распределительных отношений и отношений обмена. Это привело в итоге к отчуждению производителей от средств производства и от власти, к утрате ими чувства хозяина, к искажению принципов социальной справедливости и оплаты по труду. 3.3. СССР и мир в середине 1960 - начале 1980-х гг. В этот период перед советской внешней политикой стояла триединая задача: недопущение распада мировой социалистической системы, нормализация отношений с Западом, поддержка «дружественных» режимов и движений в странах «третьего мира». Главная черта политики - еще большая ее идеологизация. В основу внешнеполитического курса была положена идеология конфронтации, согласно которой мирное сосуществование социализма и капитализма не могло носить длительного характера. Мирное сосуществование было объявлено новой формой классовой борьбы между трудом и капиталом. Было объявлено о достижении военно-стратегического паритета между СССР и США. К концу 60-х – началу 70-х гг. после целой полосы кризисов началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом. Период разрядки международной напряженности (начало 70-х гг.) ознаменовался заключением важных договоров: о нераспространении ядерного оружия, об ограничении систем противоракетной обороны, об ограничении стратегических наступательных вооружений, четырехстороннее соглашение по Западному Берлину. Кульминацией процесса разрядки стало подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Стороны толковали его по-разному: СССР больше интересовали проблемы безопасности, Запад же придавал принципиальное значение статьям о соблюдении прав человека. Период разрядки оказался недолгим. США и СССР попытались использовать ее для изменения в свою пользу соотношения сил в мире. СССР разместил ядерные ракеты средней дальности в ГДР и ЧСССР. Усилилось противостояние в региональных конфликтах (Ангола, Мозамбик, Эфиопия и др). Окончательный крах разрядки произошел после введения советских войск в Афганистан в 1979г. По отношению к социалистическим странам СССР проводил так называемую «доктрину Л.И.Брежнева»: через заключение межгосударственных договоров и путем создания межгосударственных учреждений была обеспечена теснейшая экономическая и военная интеграция стран СЭВ и Варшавского Договора, которая значительно ограничивала суверенитет этих стран. Тем не менее, несмотря на действие этой доктрины, ситуация постепенно выходила из-под полного контроля Москвы («пражская весна» в Чехословакии; отдаление Китая, Румынии, Югославии; выход Албании из ОВД; выступления рабочих в Польше и др.) ТАКИМ ОБРАЗОМ, внешняя политика советского руководства в 1965-1985 гг. прошла путь от жесткой конфронтации с Западом (во второй половине 60-х гг.) – к разрядке международной напряженности (70-е гг.) и от нее – к новому обострению международных отношений (в конце 70-х – начале 80-х гг.), поставившему человечество на грань новой мировой войны. В результате наметившееся вхождение СССР и стран «социалистического лагеря» в мировое содружество так и не состоялось, отодвинув перспективу их перехода к постиндустриальному обществу. 4. «Перестройка» в СССР (1985 – 1991 гг.)
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |