КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление в области охраны окружающей среды
Цель управления в сфере экологических отношений — обеспечение охраны ОС от негативного воздействия в процессе хозяйственной и иной деятельности, а также рациональное природопользование при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями общества. В России в настоящее время существуют следующие виды управления в области охраны ОС: государственное (в том числе на уровне субъектов федерации) и производственное. Федеральным законом от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС» (ст. 10) введено также управление в области охраны ОС, осуществляемое органами местного самоуправления, на уровне муниципальных образований. А также управление окружающей средой на предприятиях согласно стандартам ГОСТ Р 14000. Государственное управление имеет следующие функции: • создание системы органов управления и координация их деятельности; • экологическое нормотворчество, в том числе экологическое нормирование и экологическая стандартизация; • оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС); • экологические экспертиза, лицензирование и сертификация; • экологический аудит; • экологический контроль и мониторинг; • экологическое воспитание и образование; • контроль за использованием и охраной объектов природы; • подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране ОС; • разрешение в административном порядке споров в сфере охраны ОС. Появление ISO 14000 - серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях - называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. В России эти стандарты приняты как стандарты группа ГОСТ Р 14000. Система стандартов ISO 14000, ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации вещества и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать "наилучшую доступную технологию"). Основным предметом ISO 14000 является система управления окружающей средой. Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должен быть назначен ответственный за определенную область деятельности, как системы управления в целом так и оказывающей воздействие на окружающую среду. Основной документ серии - ISO 14001 не содержит никаких "абсолютных" требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам. Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000, как международные стандарты, не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются "организационные" подходы к качеству продукции. Система стандартов ISO 14000 обеспечивает уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях: 1. Организационный - через улучшение экологического "поведения" корпораций. 2. Национальный - через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и государственной экологической политики. 3. Международный - через улучшение условий международной торговли. Документы, входящие в систему, можно условно разделить на три основные группы: · принципы создания и использования систем управления окружающей средой; · инструменты экологического контроля и оценки; · стандарты, ориентированные на продукцию. ГОСТ Р ИСО 14001 разработан так, что его можно применять к организациям всех типов и размеров с учетом различных географических, культурных и социальных условий. Модель такого подхода показана на рис. 2.4. Успех системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организаций, особенно высшим руководством. Общая цель стандарта заключается в том, чтобы поддержать меры по охране окружающей среды и предотвращению ее загрязнения при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями. Рис. 2.4.. Модель Системы управления окружающей среды Интеграция экологических аспектов с общей системой административного управления может внести свой вклад в эффективное внедрение системы управления окружающей средой, а также в результативность и четкое распределение обязанностей. Система управления охраной окружающей среды позволяет организации: а) определять экологическую политику, подходящую для нее самой; б) идентифицировать экологические аспекты, вытекающие из ее прошлых, настоящих или планируемых видов деятельности, продукции или услуг, с тем, чтобы определить существенные воздействия на окружающую среду; в) идентифицировать соответствующие требования законодательных актов и регламентные требования; г) идентифицировать приоритеты и установить соответствующие целевые и плановые экологические показатели; д) разработать организационную схему и программу(ы) для реализации политики и достижения целевых и плановых экологических показателей; е) способствовать планированию, контролю, мониторингу, корректирующему действию, аудиту и анализу, с тем чтобы обеспечить как соответствие системы управления окружающей средой установленной политике, так и ее поддержание на надлежащем уровне; ж) обладать способностью адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Организации при внедрении системы управления окружающей средой устанавливают программы и процедуры периодических аудитов системы управления окружающей средой, проводимых, для того чтобы: а) определить: - соответствует ли система управления окружающей средой запланированным мероприятиям; - должным ли образом система управления окружающей средой реализуется и поддерживается в рабочем состоянии; б) предоставить информацию о результатах аудита руководству. Анализ со стороны руководства проводится для определения возможной потребности в изменениях политики, целевых показателей и других элементов системы управления окружающей средой в свете результатов аудита системы, изменившихся обстоятельств и обязательств по постоянному улучшению.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |