КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы деятельности человека
Основные нормативно-технические документы. Основные нормативно-технические документы по чрезвычайным ситуациям объединены в комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС). Основные цели комплекса: — повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) для обеспечения безопасности населения и объектов хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС; предотвращение или снижение ущерба в ЧС; — эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС. Задачами комплекса является установление: — терминологии в области обеспечения безопасности в ЧС,номенклатуры и классификации ЧС, источников ЧС, поражающих факторов; — основных положений по мониторингу, прогнозированию и предотвращению ЧС, по обеспечению безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений, объектов хозяйства в ЧС, по организации ликвидации ЧС; — уровней поражающих воздействий, степеней опасности источников ЧС; — методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС; — способов обеспечения безопасности населения и объектов хозяйства, а также требований к средствам, используемым для этих целей. Обозначение отдельного стандарта в комплексе состоит из индекса (ГОСТ Р), номера системы по классификатору (ГСС — 22), номера (шифра) группы, порядкового номера стандарта в группе и года утверждения или пересмотра стандарта. Например, ГОСТ Р 22.0.01 — 94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения. Стандарты группы 0 устанавливают: — основные положения (назначение, структуру, классификацию) комплекса стандартов; — основные термины и определения в области обеспечения безопасности в ЧС; — классификацию ЧС; — классификацию продукции, процессов, услуг и объектов хозяйства по степени их опасности; — номенклатуру и классификацию поражающих факторов и воздействий источников ЧС; — предельно допустимые уровни (концентрации) поражающих факторов и воздействий источников ЧС; — основные положения и правила метрологического контроля состояния технических систем в ЧС. Группа 1 – стандарты в области мониторинга и прогнозирования. Группа 2 - стандарты в области обеспечения безопасности объектов экономики. Группа 3 - стандарты в области обеспечения безопасности населения. Группа 4- стандарты в области обеспечения безопасности продовольствия, пищевого сырья и кормов. Группа 5- стандарты в области обеспечения безопасности сельскохозяйственных животных и растений. Группа 6 - стандарты в области обеспечения безопасности водоисточников и систем водоснабжения. Группа 7 – стандарты на средства и способы управления, связи оповещения. Группа 8 – стандарты в области ликвидации чрезвычайных ситуаций. Группа 9 - стандарты в области технического оснащения аварийно-спасательных формирований, средств индивидуальной защиты и экипировки спасателей. Группы 10 и 11 – резервные группы. Вопросы по разделу 2. 1. Какие особенности управления безопасностью жизнедеятельности. 2. Особенности правового регулирования охраной труда. 3. Назовите нормативно-правовые акты по охране труда. 4. Какой порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве. 5. Какие основы социального страхованияот несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 6. Назовите дополнительные гарантии при выполнении тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда. 7. Какие принципы управления охраной труда на предприятии. 8. Раскройте порядок обучения по охране труда на предприятиях. 9. Какие основные положения законодательства об охране окружающей среды 10. Перечислите виды ответственности за нарушение требований охраны окружающей среды. 11. Раскройте основы управления в области охраны окружающей среды 12. Какие основные положения законодательства о защите населения в чрезвычайных ситуациях. 13. Перечислите основные нормативно-технические документы по чрезвычайным ситуациям
Раздел 3. Человек как основное звено техносферы. Деятельность человека в техносферной среде - это совокупность действий и поступков, направленных на достижение определенных целей. Трудовая деятельность человека имеет самый разнообразные формы, но в то же время можно выделить три основных вида по характеру выполняемых функций (рис.3.1.).
Рис. 3.1. Основные формы деятельности человека.
Физический труд сводится к выполнению человеком энергетических функций. Физическая работа требует значительной мышечной активности. Обычно физическую работу подразделяют на два вида: статическую и динамическую. Статическая работа связана с воздействием нагрузок на верхние и нижние конечности, мышцы корпуса человека при удержании груза. А также при выполнении работ сидя или стоя. Динамическая физическая работа связана с перемещением самого человека, или перемещением рук ног человека в пространстве, что может привести к одному из стрессовых состояний - гипердинамии, т.е. резкому увеличению мышечных усилий, затрачиваемых на перемещение тела в пространстве. Тяжесть физической работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и в соответствии с этим работы подразделяются на: легкие, средне тяжести и тяжелые физические работы (табл. 3.1.).
Таблица 3.1. Разграничение работ по тяжести на основе общих энергозатрат организма (по ГОСТ 12.1.005).
Чрезмерные физические нагрузки могут вызывать стрессовые реакции, приводить к изменению метаболических процессов, и как следствие к повреждению клеточных мембран, язвенному поражению слизистой желудка и др. Характер реагирования на физическую нагрузку в значительной степени определяется психо- функциональными особенностями человека. Формы физического труда, связанные с механизацией и автоматизацией производственных процессов, требуют выполнения человеком не только физических, но и значительных интеллектуальных функций. В этом случае деятельность человека может развиваться по одному из сценариев: - детерминированному, когда заранее известны правила и алгоритмы действий; - недетерминированному, когда возможны неожиданные события в выполняемом виде деятельности. Первый случай приводит к нарастающей монотонности труда, утрате творческого начала, быстро развивающемуся утомлению. Во втором случае повышается ответственность оператора за безопасность производственного процесса и возрастает психо- эмоциональное напряжение. Умственный труд (интеллектуальная деятельность) объединяет работы, связанные с постоянным приемом и переработкой информации: управленческий труд, труд диспетчера, преподавателя, врача и т.д. Эта деятельность требует напряжения психологических характеристик человека: внимания; сенсорного аппарата; мышления; памяти и др. Часто эта форма деятельности выполняется в положении сидя, что приводит к одному из опасных стрессовых состояний - гиподинамии, т.е. резкому уменьшению мышечных усилий, затрачиваемых на перемещение тела в пространстве. Гиподинамия сопровождается существенным ограничением процессов стимуляции структур головного мозга, что приводит к преобладанию в них тормозных процессов и снижению работоспособности, при этом формируются также явления астении (нервно- психической слабости), снижения умственной деятельности, ослабление памяти, логического мышления, утомляемости и пр. Снижаются также физическая выносливость, возрастает расход кислорода на единицу работы, снижается общая резистентность (сопротивляемость) организма к стрессовым ситуациям*. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии повышается и составляет 15-20% от общего объема. Суточный расход энергии при умственном труде составляет от 10,5 до 12,5 МДж. Например, при чтении вслух расход энергии повышается до 48%, у операторов вычислительных машин – на 60-100%. При напряженной интеллектуальной работе могут иметь место изменения в вегетативных функциях человека (повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции, повышение температуры тела и др.).
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |