Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические права и свободы граждан России




Личные (гражданские) права и свободы человека и их содержание

Классификация и содержание основных прав и свобод человека и гражданина

Правовой статус человека и гражданина охватывает все многообразие прав, относящихся к самым различным сторонам деятельности индивида. Одна из сущностных характеристик правового статуса личности, его ядро и системообразующий элемент – права, свободы и обязанности личности.

Зафиксированные в Конституции Российской Федерации основные права и свободы представляют собой определенную систему внутренне взаимосвязанных и взаимодействующих прав и свобод человека и гражданина. Единство и внутренняя согласованность системы основных прав и свобод не исключает их классификации по одному или нескольким критериям. Необходимость классификации диктуется задачей более глубокого их изучения и обусловлена неоднородностью их конкретного содержания[32].

Начиная с французской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. В науке появилась классификация прав и свобод на права и свободы человека, а также права и свободы гражданина. К числу естественных, неотъемлемых прав каждого человека Декларация относила право собственности, право сопротивления угнетению, свободу личности, свободу совести, слова и печати и др[33].

К данной классификации примыкает деление прав и свобод человека и гражданина на естественные и позитивные. Естественными являются права и свободы, принадлежащие человеку от рождения независимо от признания их государством. К их числу относятся те возможности, без которых человек не может сформироваться как личность. Позитивными являются права и свободы, которые закреплены в конституционных нормах. Конституционное закрепление естественных прав сблизило эти понятия, но лишь по форме, а не по сущности[34].

По кругу лиц, реализующих права и свободы, последние можно подразделить на индивидуальные и коллективные. Например, к числу индивидуальных прав и свобод можно отнести свободу мысли, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Коллективными являются право собираться мирно, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, право на коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления и т. п.

В зависимости от степени участия государства в обеспечении прав и свобод их принято классифицировать на позитивные и негативные. Позитивными являются права, которые не могут быть реализованы действиями только индивидов и требуют для своей реализации экономического, финансового, организующего и иного участия государства. К их числу относятся экономические, социаль­ные, культурные права и свободы человека и гражданина. Негативные права и свободы характеризуются воздержанием государства от вмешательства в сферу их реализации. Такими являются право на жизнь, неприкосновенность личности, жилища, частной жизни человека и другие личные, а также политические права и свободы. Приведенная классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина в определенной мере условна, так как для реализации как личных, так и политических прав и свобод требуются затраты государства. Например, на содержание правоохранительных, судебных и иных органов государственной власти, на проведение выборов, референдума и т. п. Таким образом, наблюдается сближение негативных и позитивных прав и свобод человека и гражданина.

Существует мнение о целесообразности разделения прав индивида на подлинные и мнимые. Большинство гражданских и поли­тических прав относят к подлинным правам, т. е. способам ограждения и защиты индивида от произвола государства, а социально-экономические права и свободы считают мнимыми, даже не правами, а задачами деятельности государства. К примеру, задача оказания помощи нуждающимся. Подлинные права можно защитить в суде, а мнимые – нет[35].

Л.И. Глухарева предлагает деление прав на стоимостные и нестоимостные. Как следует из их названия, осуществление стоимостных прав требует немалых капиталовложений (право на образование, право на благоприятную окружающую среду и т. д.).

Нестоимостные права «ничего не стоят государству. К их числу можно отнести сво­боду мысли, свободу собраний. Они не нуждаются в дорогих финансовых программах»[36].

По времени возникновения и развития выделяют, как правило, три «поколения» прав человека.

Первое поколение прав человека появляется в XVII-XVIII вв. в результате буржуазных революций. Это были традиционные либеральные ценности, закрепленные впоследствии в конституциях и текущем законодательстве европейских государств. Первое поколение включало только личные и политические права и отражало социально-политические интересы нарождающегося класса буржуазии.

Второе поколение прав человека появляется в конце XIX – начале XX в. В процессе борьбы трудящихся за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного статуса. В этот период в конституции и международные соглашения широко включаются экономические, социальные и культурные права и свободы человека. Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах закрепили право на труд и свободный выбор работы, право на социальное обеспечение, на отдых и досуг, право на защиту материнства и детства, право на образование, право на участие в культурной жизни общества и др.

Третье поколение возникло во второй половине 20-го столетия и было обусловлено научно-технической революцией, обострением глобальных проблем современности. Эти права принадлежат различным социальным общностям: народам, этническим группам, женщинам, детям, т. е. имеют коллективный характер. Например, право на мир, право на коммуникацию, право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы человека и гражданина могут быть полностью осуществлены (ст. 28 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.).

В юридической литературе высказано мнение о формировании четвертого поколения прав человека. Этот процесс обусловлен влиянием научно-технического прогресса, генетики, медицины, клонирования, трансплантации. Так, Ф.М. Рудинский полагает, что пра­ва человека четвертого поколения связаны с открытиями в области биологии и генетики[37].

Развивая это мнение, В.И. Крусс выделяет группу личностных, или соматических прав (от греч. Soma – тело). К соматическим правам он относит: право на смерть, репродуктивные права, право на клонирование, право на смену пола. Перечисленные права не закреплены не только Конституцией Российской Федерации, но и действующим законодательством. Поэтому идею В.И. Крусса можно считать не реальностью сегодняшнего дня, а только постановкой проблемы, нуждающейся в обсуждении[38].

В юридической литературе было высказано сомнение в целесообразности выделения поколений прав человека по той причине, что создается впечатление, будто права, относящиеся к разным поколениям, не могут сосуществовать одновременно, со временем одни права должны «устаревать», и им на смену должны приходить другие, как сменяют друг друга возрастные поколения людей[39].

С данным мнением нельзя согласиться, поскольку данная классификация, как и многие другие, носит относительный характер. Кроме того, формирование поколений прав человека придало правам и свободам всеобщий и универсальный характер, укрепило взаимосвязь неотъемлемых, фундаментальных прав и свобод человека.

Перечисленная классификация прав и свобод человека и гражданина в определенной мере относительна, так как все основные права и свободы тесно взаимосвязаны, переплетены друг с другом. Реализация одной группы прав зависит от реальности другой. Ограничение одной группы основных прав и свобод неизбежно сказывается на степени реализации остальных.

Кроме этого, в науке конституционного права, основные права и свободы человека и гражданина так же принято делить по сферам жизнедеятельности на личные (по международной классификации – гражданские), политические, экономические, социальные, культурные, экологические.

Эта классификация была предложена еще теоретиками советского государственного права, но она полностью соответствует международной классификации прав и свобод, и от нее нет причин отказываться и в настоящее время.

Ввиду общепризнанности, как в отечественной науке конституционного права, так и в зарубежной, классификации прав человека и гражданина по сферам жизнедеятельности на личные (гражданские) политические, экономические, социальные, культурно – духовные и экологические мы остановимся на их более подробном исследовании.

 

Личные права (гражданские) права и свободы являются неотчуждаемыми, естественными правами человека, принадлежащими ему от рождения и не зависимыми от принадлежности к конкретному государству (т.е. наличия или отсутствия гражданства). [40]

Личные права и свободы в Российской Федерации гарантируются ст. 20-28 Конституции РФ. Это право на жизнь; на охрану государством достоинства личности; на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность частной жизни; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия; право на неприкосновенность жилища; право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность; право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства; право въезда и выезда за пределы России; свобода совести, свобода вероисповедания.

Следовательно, законодательное закрепление личных прав – это признание социальной значимости личной свободы, возможности выбора различных форм самоопределения и самореализации человека в сфере личной жизни[41].

Личные (гражданские) права и свободы — неотчуждаемые и принадлежащие каждому человеку от рождения. Это права и свободы, необходимые для обеспече­ния его жизни, свободы, достоинства как личности, а также другие естественные права, связанные с его индивидуальной частной жизнью и не выте­кающие непосредственно из принадлежности к гражданству конкретного государства. В настоящее время они содержатся практически в каждой конституции. Они были первыми, получившими отражение на конституционном уровне.[42]

Личные (гражданские) права призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Органическая основа и главное назначение гражданских прав состоят в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров развития каждой личности.

Эта категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государства. Она обеспечивает, так называемую негативную свободу. Эти права, являясь атрибутом каждого индивида, призваны юридически защитить пространство действия частных интересов, гарантировать возможности инди­видуального самоопределения и самореализации личности.

На различных этапах возникновения этих прав они призваны были ограждать человека от незаконного вторжения го­сударства в сферу личной свободы. Однако в дальнейшем для осуществления гражданских прав недостаточно было пассив­ной обязанности государства воздерживаться от вмешательства в сферу свободы личности. Выявилась потребность содейство­вать в осуществлении прав и свобод индивида. Это значит, что мало установить прямые запреты, оберегающие сферу личной свободы и частной жизни от противоправных и произвольных попыток ее ущемления, в том числе со стороны государства. Необходимы его активные действия для реализации прав и свобод человека.

Личные конституционные права и свободы призваны обеспечить свободу, индивидуальную безопасность и автономию человека и гражданина как члена гражданского общества. Основная функция личных прав человека и гражданина состоит в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров развития каждой личности посредством системы запретов любых действий государственных органов, общественных объединений, других лиц, посягающих на свободу и индивидуальную безопасность индивида. Эти права призваны гарантировать возможности индивидуального самоопределения и самореализации личности, ограждать человека от незаконного вторжения государства в сферу личной свободы[43]. Поэтому личные права человека в XIX в. было принято относить к категории негативных. Однако на современном этапе развития общества и государства выявилась потребность в активных действиях государства для реализации прав и свобод человека. Данная правовая позиция получила воплощение в решениях Европейского суда по правам человека[44].

В период с 1918 по 1985 г. в российском законодательстве и практике его реализации присутствовало представление о первенстве, приоритете социально-экономических прав и свобод личности. Достаточно сказать, что перечисление основных прав и свобод в советских конституциях начиналось с права на труд, а личные права и свободы замыкали общий перечень основных прав и свобод.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. перечень основных прав и свобод начинается с права на жизнь, которое относится к числу личных прав и свобод. Жизнь подтвердила, что трудно переоценить важность личных прав и свобод не только с позиции индивида, но и исходя из интересов общества. Для гражданского общества личная независимость, защищенность индивида представляет собой обязательное условие успешного развития. Без личной свободы жизнь человека не может считаться полноценной[45].

Перечень личных прав также постоянно изменялся от одной российской конституции к другой. Конституции РСФСР 1918 и 1925 гг. не содержали личных прав граждан. Они появились в Конституции РСФСР 1937 г., которая впервые в истории российского государства закрепила неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища и тайну переписки. Конституция РСФСР 1978 г. помимо вышеперечисленных прав уже гарантировала свободу совести, защиту семьи, охрану законом не только тайны переписки, но и личной жизни граждан, телефонных переговоров и телеграфных сообщении. Еще более расширила перечень личных прав граждан Конституция Российской Федерации 1993 г., включив в их число право на жизнь, право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность, свободу выбора языка общения, право свободно передвигаться и выбирать место жительства, право на доступ к информации.

Кроме того, личные права и свободы, закрепленные в Конституции Российской Федерации 1993 г., наполнились новым содержанием. Так, по Конституции РСФСР 1978 г. арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускались как по судебному решению, так и с санкции прокурора. Конституция Российской Федерации 1993 г. допускает арест, заключение под стражу и содержание под стражей только по судебному решению[46].

Особенно следует отметить, что в сфере личных прав действует принцип взаимной ответственности государства и личности. С одной стороны, государство, законодательно закрепляя личные права, берет на себя обязательство ограждать граждан от любых незаконных посягательств на их жизнь, личную безопасность, честь и достоинство. С другой стороны, человек, пользующийся этими социальными благами, обязан сообразовывать свои действия, как с общественными интересами, так и с интересами других лиц, чтобы его действия не наносили вреда существующему правопорядку. Такой характер личных прав призван, во-первых, исключить произвол любых государственных органов и должностных лиц и, во - вторых, создать четкую юридическую основу взаимоотношения государства и человека в сфере личной свободы[47]. Именно поэтому в Российской Декларации прав и свобод человека и гражданина, прежде всего, были определены границы государственного вторжения в сферу личных прав человека: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных интересов других людей в демократическом обществе»[48].

В дальнейшем это принципиально важное положение было закреплено, (с той или иной формулировкой), как в Конституции РФ, так и в отдельных положениях российского законодательства.

Политические права и свободы - права, свободы направленные на участие в политической жизни, на организацию и осуществление политической власти в государстве, отражают положение граждан в политическом процессе. Они обладают четко выражен­ным политическим содержанием. Ими во всей полноте пользуются только граждане данного государства.[49] Это различие отражает Конституция, адресуя личные права «каждому», политические — «гражданам».

Связь политических прав с гражданством не означает, од­нако, что они носят вторичный характер, производны от воли государства и не являются естественными правами каждого гражданина демократического государства. В силу их характера эти права нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же как и личные права человека, государство их признает, соблюдает и защищает. [50]

Политические права и свободы гражданина являются необходимым условием осуществления демократии как народовластия, проявления автономии личности. Наличие и реальная реализация политических прав и свобод обеспечивают легитимацию органов государственной власти и местного самоуправления. Выступая в качестве критерия, определяющего природу государства, средства контроля над властью, признака демократического режима, политические права и свободы - неотъемлемый атрибут цивилизованного общества. Политические права и свободы - это: 1) правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов посредством различных форм представительной и непосредственной демократии (избирательные права, право петиций); 2) правомочия по активному участию в жизни гражданского общества (свобода слова и печати, свобода собраний и манифестаций, право на объединение).

Политические права и свободы призваны обеспечить активное участие гражданина в политическом процессе, создать условия для укрепления связей между гражданином, обществом и государством[51].

Политические права и свободы являются основными конституционными правами и свободами гражданина. Их вполне уместно рассматривать как обеспеченную человеку законом и публичной властью возможность участия (как индивидуально, так и коллективно) в общественной и политической жизни страны и осуществлении государственной власти. Тем самым преодолевается отчуждение гражданина от государства. Политические права граждан являются непременным условием функционирования всех других видов прав, поскольку они составляют органическую основу системы демократии и выступают как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и на которые должна ориентироваться[52].

Политические права и свободы конкретизированы в рамках Конституции РФ (ст. 29 - 33). Они охватывают свободу мысли и слова; право гражданина участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право избирать и быть избранным; право на участие в управлении делами государства через своих представителей; право участвовать в осуществлении местного самоуправления; право гражданина на референдум; право равного доступа гражданина к государственной службе; право гражданина на участие в отправлении правосудия; право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию; право на объединение; право на публичные мероприятия; право на обращения.

Появление политических прав и свобод является следствием буржуазных революций, перехода от монархии как формы правления к республике[53].

Становление и развитие института политических прав - это многовековой процесс. Возникнув в период буржуазных революций, они впоследствии получили конституционное закрепление в национальных системах, и стали важнейшим институтом международного права.

Итогом Французской буржуазной революции стала Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г., провозгласившая политические права и свободы. По словам А. де Токвиля, равенство, делающее людей независимыми друг от друга, вырабатывает в них склонность и привычку руководствоваться в частной жизни лишь собственными желаниями и волей. Полная независимость, которой они постоянно пользуются как в отношениях с равными себе, так и в личной жизни, вызывает у них недовольство властью и формирует у них понятие политической свободы и приверженность ей. Из разных форм правления они более других признают и уважают ту, главу которой они избрали сами и действия которой находятся под их контролем[54].

Специфику политических прав и свобод гражданина отмечал А.Д. Градовский. По его убеждению, «политические права могут принадлежать в данном государстве только таким лицам, которые по своим интересам, по своему политическому миросозерцанию способны руководствоваться в управлении интересами своего отечества. Государство, давая гражданам право участия в политических делах, призывая их к управлению через представителей, делает из этих последних как бы часть верховной власти»[55].

Вопросы реализации гражданами своих политических прав развивал в своих работах известный русский философ И.А. Ильин. Он считал, что демократия как участие граждан в управлении государством, как реализация политических прав и свобод имеет свои жизненные основы в духе народа, в его правосознании, в его социальном укладе. Нет этих основ, и демократия выродится или в охлократию (засилье черни), или в тиранию[56].

Итак, основная функция политических прав граждан состоит в обеспечении демократии, народовластия. И от того, какие условия реализации политических прав граждан предусмотрены Конституцией Российской Федерации и развивающими ее нормы законодательством, зависят условия функционирования российского общества и государства.

Политическим правам и свободам в России не везло. Многие недостатки в этой сфере объясняются тем, что Россия не прошла по-настоящему этап капитализма, который не успел в России выполнить свои важнейшие функции. Возьмем отношение к человеческой личности. Уничтожение при капитализме сословных институтов, привилегий, утверждение парламентаризма, разделения властей - все это внедряет в массовое сознание представление о свободе личности, свободе выбора[57].

В России не успели сложиться прочные буржуазно-демократические традиции. От самодержавного правления она перешла к диктатуре пролетариата, военному коммунизму, а затем вскоре и надолго - к авторитарно-бюрократическим формам регулирования всей жизни общества.

В этих условиях представления людей о личной свободе, об их праве на самостоятельный выбор, на уважение и учет их индивидуальных особенностей и мнений со стороны государственных органов не могли развиться в полной мере.

Особенно не везло политическим правам и свободам гражданина в трагическое время культа личности Сталина. Грубые и массовые нарушения законности, практика двойной морали - все это наносило огромный вред сознанию, развитию человеческой личности, достоинства, способствовало разложению личности, порождало цинизм и безверие.

Серьезным образом изменилась ситуация с принятием новой Конституции РФ. Конституция Российской Федерации в ст. З называет носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонациональный народ. Народ как совокупность граждан Российской Федерации осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы ого самоуправления. Участие граждан в осуществлении народовластия позволяет каждому раскрыть свой внутренний потенциал, достичь определенного положения в обществе, принести конкретную пользу обществу, самореализоваться в сфере политики. Формой участия граждан в политике является реализация политических прав и свобод.

Обращаясь к истории, мы видим, какой трудный путь прошли политические права и свободы в нашей стране. Вместе с тем, перечень политических прав от одной российской конституции другой постоянно изменялся, расширялся. Так, по Конституции РСФСР 1918 г. граждане имели: право свободно устраивать собрания, митинги, шествия; право на пригодные для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением; право участвовать в выборах только для трудящихся.

Конституция РСФСР 1925 г. дополнила вышеприведенный перечень политических прав свободой организации и объединения.

По Конституции РСФСР 1937 г. гражданам РСФСР уже предоставлялись свобода слова, свобода печати, свобода собраний и митингов, свобода уличных собраний и демонстраций, а также право на участие в выборах для всех граждан без изъятий по признаку классовой принадлежности.

Конституция РСФСР 1978 г. закрепила за гражданами в сфере политической жизни право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения, осуществляемое посредством возможности избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принятия участия во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства; право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе; свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; право на объединение в общественные организации.

Конституция Российской Федерации 1993 г. уточнила вышеприведенный перечень политических прав граждан Российской Федерации закрепив свободу мысли и слова; право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей; право на равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия; право на информацию; право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В юридической литературе нет единства мнений по вопросу о том, к какой группе прав и свобод следует отнести свободу мысли и слова. Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин свободу мысли и слова относят к личным правам и свободам, исходя из того, что мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни[58].

Другие авторы считают свободу мысли и слова политическими, поскольку благодаря им человек получает возможность реализовать себя как личность в процессе общения и они составляют фундамент политической свободы человека в целом[59].

Промежуточную позицию занимает М.В. Баглай, который разделяет ст. 29 Конституции Российской Федерации на две части. При этом свободу мысли и слова он относит к группе личных прав и свобод, а свободу печати и информации - к группе политических прав и свобод[60]. Если свободу мысли можно признать личным делом каждого, то свобода слова предполагает известность мыслей человека окружающими. Представляется, что хотя в данной концепции есть рациональное зерно; неразрывность свободы мысли и слова является основанием отнесения их к сфере политических прав и свобод.

Политическая свобода, по существу, является одной из граней личной свободы: человек как разумное существо, носитель политического сознания и политической воли вправе действовать в качестве самостоятельного и свободного участника политического процесса. Следует особо подчеркнуть, что политические права обычно признаются лишь за гражданами.

Современные международно-правовые документы о правах человека универсального и регионального характера, устанавливая объем неотчуждаемых прав и свобод, включают туда такие политические права, как свобода слова и убеждений, свобода информации, свобода мирных собраний и принимать участие в управлении государством. Таким образом, цель международных документов состоит в формулировании базовых правовых принципов, которые государства обязуются соблюдать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.