КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод экономико-математического моделирования
Метод социологических исследований. Нормативный метод. Метод обоснования показателей с помощью установленных норм и нормативов, в пределах которых должны совершаться проектные социально-экономические и технологические явления и процессы. Существует 3 подсистемы норм и нормативов: 1. Ресурсная подсистема (запасы сырья, расходы материалов, топлива, энергии на единицу продукции или услуг). 2. Подсистема эффективности общественного производства (производство продукции на 1 руб. затрат, фондоотдача, производительность труда и т.д.). 3. Подсистема социально-экономических и экологических норм (денежные доходы на душу населения, средняя з/п, потребление продуктов питания на душу населения и т.д.). Задачи, решаемые прикладной социологией зависят от регулярных конкретных социально-экономических процессов прогнозирования, планирования, управления в четко очерченных сферой жизни. Совокупность способа расчета социально-экономических показателей с применением прикладной математики и математической статистики (модель транспортировки груза – транспортная задача). 2. Первый этап – возникновение и развитие территориально-экономических исследований. С 20-х по 70-е гг. это начало широкомасштабных территориально-экономических исследований и создание предпосылок для формирования рег. эк. В этот период теоретическим «компасом» территориального планирования и изучения региональных проблем служила экономическая география. Ученные: Александров, Васютин, Ковалевский, Никитин и др. Второй этап – исследование регионального развития и размещения производственных сил СССР. Период с 60-х по 90-е гг. характерны коренной перестройкой. Зарождение и стартовое развитие при плановом хозяйстве рег. эк. Научным центром территориальной организации производительных сил был «Совет по изучению производительных сил» (СОПС) (разработка генеральных схем развития и размещения производительных сил страны, включая региональные и отраслевые схемы). Третий этап – переход от плановой к рыночной экономики. С начала 90-х гг. сопровождался адаптацией рег. эк. к рыночным отношениям (способствовало: распад СССР, смена форм государственного управления). Вместо планов стали разрабатывать вариантные прогнозы, в зависимости от макро и микро показателей. Приоритет – интересы региона. 3. Критерии понятия региона. 1. Географические (расположение, величина территорий). 2. Производственно-функциональные (специфика преобладания видов деятельности). 3. Градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилье и обслуживание). 4. Социологические (нормы общения, поведения и т.д.). Регион – это территория в административных границах субъекта федерации. Характеризуется: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличие политико-административных органов управления. 4. Основным элементом территориальной структуры на макроуровне выступает экономический район. Он выделяется специализацией территориального разделения труда и имеет присущую только ему структуру хозяйства. Деление территорий на регионы – районирование (необходимое в целях выделения достаточно устойчивых для конкретного этапа развития территориальных образований). Обязательный признак экономического района – относительно законченная система воспроизводственного процесса. 11 крупных экономических регионов: Северный, Северо-западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-черноземный, Поволжский, Северо-Кавказкий, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Они не имеют органов управления. 7 федеральных округов: Центральный (Москва), Северо-западный (Санкт-Петербург), Южный (Ростов-на-Дону), Приволжский (Нижний Новгород), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Новосибирск), Дальневосточный (Хабаровск). Субъекты РФ (83): 21 республика, 46 областей, 9 краев, 4 автономных округа, 2 города федерального значения, 1 автономная область. Административно территориальное устройство – система территориальной организации государства, на основе которой действуют органы государственной власти и местного самоуправления. Административно территориальное образование (АТО) в составе регионов – субъектов РФ, представляет собой относительно самостоятельные производственной территории единицу с собственной системой управления, с собственными закономерностями общественного производства, т.к. выделяются с у четом рационального размещения производительных сил, тесноты внутренних связей, территориальных особенностей (исторические, национальные, этнические). Выделение АТО в составе субъектов РФ определяется спецификой расселения населения и сложностью централизованного управления социально-экономическими процессами на обширной территории государства, и направленно на обеспечение оперативности и эффективности территориального управления. 5. Проблемный регион – это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства. Проблемные регионы – это не только субъекты федерации в целом, но и отдельные их части, сопредельные части нескольких субъектов федерации и даже территории, вмещающие несколько субъектов. Признаки проблемных регионов: 1. Особая кризисность проявлений той или иной крупной проблемы, создающая угрозу социально-экономическому положению страны, политической стабильности, экологическому равновесию. 2. Наличие ресурсного потенциала (производственного, научно-технического, трудового, природного), использование которого, особо важного для национальной экономики. 3. Особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для стратегических интересов страны. 4. Недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения проблем общенационального и мирового значения. Признаки классификации проблемных регионов: 1. Уровень социально-экономического развития. 2. Динамичность развития. 3. Природно-географические условия. Типы проблемных регионов:
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |