КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы выявления и анализа факторов рациональной организации и размещения производительных сил 3 страница
Важнейшее значение земельного кадастра заключается в том, что он необходим для организации наиболее полного, рационального и эффективного использования земель и их охраны, планирования народного хозяйства, размещения и специализации сельскохозяйственного производства, мелиорации земель и химизации сельского хозяйства, а также проведения других народнохозяйственных мероприятий, связанных с использованием земель. Материалы земельного кадастра находят широкое применение при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве. Они используются при формировании землепользований, размещении отделений и хозяйственных центров в совхозах, бригадных массивов и производственных центров в колхозах, установлении состава соотношения угодий и севооборотов, их размещении, трансформации угодий, устройстве территории севооборотов сельскохозяйственных угодий, размещении сельскохозяйственных культур в соответствии с экологической пригодностью земель для их выращивания. Данные земельного кадастра позволяют дифференцировать ценность земель для рационального использования и охраны по агропроизводственным группам почв природно-сельскохозяйственных зон страны. Тем самым земельный кадастр приобретает большую значимость на разных уровнях народнохозяйственного планирования и управления земельными ресурсами. Федеральный закон о Государственном Земельном кадастре (ГКЗ) был принят Государственной Думой 24 ноября 1999 года и одобрен Советом Федерации 23 декабря 1999 года. Основной целью создания системы является обеспечение экономического и социального развития городов через оптимальное регулирование земельных отношений в городе. Для этого в ГКЗ заложены следующие основные понятия (Глава I, Статья 1): - государственный земельный кадастр – систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. ГКЗ ведется Государственным комитетом РФ по земельной реформе и его органами на местах по единой для всей страны системе за счет средств бюджета страны. - государственный кадастровый учет земельных участков – описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель, земельных участков. Включает учет наличия и качественного состояния земель, распределение земель по их категориям, пользователям, арендаторам, а также по различным другим признакам. Необходимо различать учет количества земель, осуществляемый по их целевому назначению и по хозяйственному использованию, от учета качества (ценности) городских земель, которое зависит от природных и иных потребительских характеристик земельных участков. - земельный участок – часть поверхности (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, или иными федеральными законами. - межевание земельного участка – мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности. Изменение границ земельного участка влечет за собой прекращение существования прежнего кадастрового номера (уникальный номер, присваиваемый каждому объекту недвижимости, который сохраняется за объектом до тех пор, пока он физически и/или юридически существует как единое целое). Уникальность кадастрового номера заключается в его постоянстве в пространстве и во времени. На территории России не может быть двух объектов недвижимости с одинаковыми номерами. Уже использованный кадастровый номер не может быть присвоен другому объекту недвижимости, даже если объект недвижимости под данным кадастровым номером физически или юридически прекратил свое существование. - территориальная зона – часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным законодательством и другими законами РФ. Правовое регулирование деятельности по ведению ГКЗ и использование его сведений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом о Государственном Земельном кадастре, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принимаемыми в соответствии с Федеральным законом о Государственном Земельном кадастре, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Земля может находиться в: - частной собственности; - государственной (федеральной и областной); - муниципальной (городов, других поселений, районов, кроме районов в городах); - иных форм собственности, которые предусмотрены в Гражданском кодексе и в законодательстве субъектов Федерации. Оценка экологической ситуации в России и в отдельных регионах В последние годы на территории Российской Федерации напряженность экологической ситуации существенно не снизилась, несмотря на то, что в целом по стране несколько сократился выброс вредных веществ в атмосферу и сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы. Более чем для 40% субъектов Российской Федерации характерны проблемы загрязнения атмосферного воздуха городов и промышленных центров, обезвреживания и утилизации промышленных отходов, рациональной безопасности; на 30% территории остро стоят вопросы загрязнения поверхностных вод, загрязнения и истощения подземных вод; задачи сохранения плодородия почв и земель актуальны для всей территории Российской Федерации. В отдельных районах Российской Федерации обострилась проблема сохранения биологического разнообразия и ресурсов растительного и животного мира. В ряде регионов антропогенные нагрузки давно превысили установленные нормативы, и сложилась критическая ситуация, при которой возникают значительные изменения ландшафтов, происходит истощение и утрата природных ресурсов, значительно ухудшаются условия проживания населения. К числу таких регионов относятся крупнейшие городские агломерации – Московская и Санкт-Петербургская, промышленные центры Центральной России, промышленные и горнодобывающие центры Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, Среднего Поволжья, Северного Прикаспия, Среднего и Южного Урала. Они также оказывают заметное негативное влияние на экологическое состояние соседних регионов. При этом на территориях, где сосредоточено основное население Российской Федерации, удельные показатели нарушения окружающей среды на единицу площади и единицу валового внутреннего продукта являются повышенными. Так, в расчете на 1 км2 территории в Москве приходится 114,04 т выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и 1480,15 тыс. м3 сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы, в Санкт-Петербурге, соответственно, 50,88 т и 954,36 тыс. м3, в Липецкой области – 15,83 и 6,21, в Челябинской области – 10,80 и 8,76, в Кемеровской области – 10,07 т и 8,33 тыс. м3. Следует отметить, что в крупных городах основной вклад в объеме выбросов вредных веществ в атмосферу приходится на долю автотранспорта, например, в Москве – 88%, в Санкт-Петербурге – 71%. В тоже время обширные территории Российской Федерации еще обладают большим природно-ресурсным потенциалом и малоизмененными человеком природными условиями: в Европейской части – это, прежде всего, северо-восточные территории, в Азиатской части – почти весь север Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также районы Западной Сибири. Сохранение их естественного состояния является одной из приоритетных задач. При реализации стратегии экономического развития России необходимо учитывать допустимый уровень дополнительного антропогенного воздействия. Это допустимое воздействие зависит как от современной экологической напряженности, так и от устойчивости отдельных экосистем. Разберем более подробно один из самых загрязненных экономических районов России – Центральный. Сравнительные данные по удельным показателям загрязнения окружающей среды по этому району приведены в таблице 2. Таблица 2 Удельные показатели загрязнения окружающей среды Центрального экономического района России в 1999 г. Как видно из таблицы, по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу в расчете на душу населения наиболее неблагоприятные показатели имеет Костромская, Рязанская, Тульская и Ярославская области. По сбросам загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты в расчете на одного жителя наибольшие удельные показатели имеют Владимирская, Ивановская области, Москва, Тульская и Ярославская области. Что касается образования токсичных отходов в расчете на одного жителя, то наибольшее количество таких отходов образуется во Владимирской, Орловской, Смоленской и Тульской областях, что предполагает принятие соответствующих управленческих решений. Таким образом, в результате анализа экологической ситуации в России можно выделить следующие приоритетные проблемы по регионам: - неблагоприятная экологическая обстановка на реке Волга и ее притоках; - неудовлетворительное состояние окружающей среды в городах Нижний Тагил (Свердловская область), Братск (Иркутская область), Чапаевск (Самарская область); в Кемеровской, Московской, Оренбургской, Тульской, Самарской областях и промышленных центрах Красноярского края; - охрана экосистемы озера Байкал; - последствия нерационального использования природных ресурсов Черного и Азовского морей и прилегающих территорий; - экологическая ситуация в бассейне Балтийского моря - экологические последствия затопления и подтопления ряда населенных пунктов и объектов, расположенных на побережье Каспийского моря, а также в Астрахани; - экологическая ситуация, складывающаяся в результате наводнений в Приморском крае, а также на территориях, подвергшихся воздействию Краснодарского водохранилища (Республика Адыгея); - состояние окружающей среды в регионе Кавказских Минеральных Вод. Приоритетные направления обеспечения национальной безопасности РФ в экологической сфере Решение задач охраны окружающей среды и обеспечения экологически устойчивого развития осуществляется путем совершенствования действующих, разработки и внедрения новых механизмов экологической политики (включая нормативно-правовую базу, экономическую и финансовую систему, методы государственного экологического мониторинга и контроля, экологическую экспертизу), а также проведения научных исследований в целях более глубокого понимания экологических проблем и поиска путей их решения, формирования общественного экологического сознания. Принципы и положения долгосрочной экологической политики Российской Федерации были сформулированы в таких основополагающих документах, как “Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию”, Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации, планах действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Экологическая политика должна быть совместима с экономической политикой и обеспечивать ее результатами эколого-экономического учета и оценки природных ресурсов; стимулировать эффективные экономические, финансовые, а также институциональные механизмы управления и формирования рынка, чтобы сделать выгодным для хозяйствующих субъектов переход на принципы ресурсосбережения; стимулировать экологически ориентированное и экономически эффективное управление предприятий (с использованием соответствующих нормативов и стандартов, например, экологического аудирования, международных экологических стандартов ISO –14000). Тем самым экологическая политика также должна быть совместимой с социальной политикой, способствуя улучшению здоровья населения, созданию экологически благоприятных условий для проживания, развитию экологического сознания и образования, усилению экологических факторов при формировании структуры потребления и спроса, общественного участия в принятии решений, относящихся к окружающей природной среде. “Государственная стратегия устойчивого развития” определяет долговременные приоритеты развития экономики и природопользования как единого целого. Она рассматривает Государственную политику по важнейшим направлениям на длительную перспективу как стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы. Целью государственной экологической политики является создание необходимых условий для реструктуризации и снижения антропогенного воздействия на окружающую среду до экологически допустимого уровня, поддержания жизнеобеспечивающих функций биосферы, для охраны и воспроизводства природных ресурсов. Для достижения этой цели необходимо решение целого ряда задач в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В сфере природопользования к таким задачам относится: - совершенствование системы управления природопользованием, включая осуществление обоснованного разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; - развитие института государственной собственности на природные ресурсы с учетом возможного разграничения прав собственности между Российской Федерацией и ее субъектами; - реформирование и развитие системы учета и экономической оценки природных ресурсов, систем экологических ограничений и лицензирования природопользования; - проведение постепенного реформирования налоговой системы, направленного на увеличение доли ресурсных платежей в доходной части бюджета при снижении ставок по другим видам налогов; - совершенствование экономических и финансовых механизмов воспроизводства природных ресурсов (плата за природопользование, оценка и возмещение причиненного вреда, экологическое страхование и др.), развитие рынка работ и услуг в области природопользования; - развитие систем мониторинга состояния природных ресурсов и контроля за использованием и охраной природных ресурсов - проведение научных исследований, развитие новых методов и технологий в области охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, а также стимулирование внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, увеличение доли использования вторичных ресурсов, повышение степени утилизации отходов. Совершенствование хозяйственного механизма в сфере охраны окружающей среды предполагает: - развитие методов экономической оценки негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на состояние окружающей среды; - совершенствование платежей за загрязнение окружающей природной среды; - последовательный переход на систему международных стандартов технологических процессов и производимой продукции; - выделение и реабилитация территорий с опасными изменениями качества окружающей природной среды, возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан, нанесенного в результате негативных экологических последствий; - усиление деятельности по сохранению биологического разнообразия, экосистем и ландшафтов, развитие сети особо охраняемых природных территорий и территорий с уникальными природными ресурсами и свойствами, расширение зон ограниченного природопользования; - широкое распространение достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей природной среды; - поддержка общественных экологических движений и привлечение неправительственных организаций к решению экологических проблем; - обоснование и проведение внешней политики в сфере обеспечения экологической безопасности, отвечающей национальным интересам России и отдельных регионов страны. Задача по обеспечению эффективного управления природопользованием включает в себя следующие направления: - учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов территории, ведение кадастров природных ресурсов; - совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы рационального природопользования; - разработка и реализация региональных целевых программ по использованию, воспроизводству природных ресурсов и охране окружающей среды; - организация на лицензионной основе и установление природоохранных и экологических лимитов использования природных ресурсов (лимитов на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов и лимиты на изъятие природных ресурсов из экосистемы); - определение размеров доходов, которые должны быть получены от использования или передачи природных ресурсов пользование, обеспечение использования соответствующей части платежей за природопользование для воспроизводства природных ресурсов; - обеспечение условий для финансирования деятельности по управлению охраной, использованием и воспроизводством природных ресурсов; - лицензирование деятельности в сфере работ и услуг в области охраны окружающей среды и природопользования; - развитие сети охраняемых природных территорий на региональном уровне; - осуществление международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на региональном уровне. С развитием научно-технического прогресса роль природных ресурсов в жизни общества не ослабевает. Прежде всего, в связи с ростом потребностей населения и производствам из природы извлекаются все большие массы первичного сырья. Значимость тех или иных элементов природы для общественного производства не остается неизменной. Если в XVIII в. природную основу хозяйства составляли обрабатываемые земли и лес, то в XIX в. на первое место вышли каменный уголь и железная руда. К середине XX в. неизмеримо возросла роль нефти, природного газа, цветных металлов. В настоящее время все большую ценность приобретают ресурсы пресной воды, нетронутые ландшафты, пригодные для отдыха населения, участки земли для размещения нового строительства и земледелия, ресурсы атомного сырья и редких металлов. На современном уровне развития производительных сил специализация и хозяйственный комплекс регионов зависят прежде всего от наличия минерального сырья и топлива, гидоэнергоресурсов, а также биологических ресурсов. Однако следует помнить, что возможности поддержания темпов экономического роста за счет увеличения масштабов использования природных ресурсов уже практически исчерпаны. Все очевиднее становится ограниченность энергетических, водных, лесных, земельных и других естественных ресурсов. В этих условиях разработка и реализация мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды рациональному использованию природных ресурсов является одним из стратегических направлений обеспечения экологической безопасности национальной экономики и обеспечения благоприятного качества окружающей среды для настоящего и будущего поколений. Тема 5. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ, ЕГО СТРУКТУРА.
2. Формы пространственной организации производства и расселения — промышленных и транспортных узлов, агломерации, территориально-производственных комплексов, городских и сельских поселений разного типа. Получившая широкое признание теория полюсов роста усиливает теорию центральных мест В. Кристаллера, используя более современные достижения экономической науки (в частности, метод «затраты — выпуск» В. Леонтьева). Вместе с тем она во многих отношениях соприкасается с теорией производственно-территориальных комплексов Н.Н. Колосовского. В основе идеи полюсов роста, выдвинутой французским экономистом Ф. Перроу, лежит представление о ведущей роли отраслевой структуры экономики, и в первую очередь лидирующих отраслей, создающих новые товары и услуги. Те центры и ареалы экономического пространства, где размещаются предприятия лидирующих отраслей, становятся полюсами притяжения факторов производства, поскольку обеспечивают наиболее эффективное их использование. Это приводит к концентрации предприятий, формированию полюсов экономического роста. Западные экономисты показали, что в качестве полюсов роста можно рассматривать не только совокупности предприятий лидирующих отраслей, но и конкретные территории (населенные пункты), выполняющие в экономике страны или региона функцию источника инноваций и прогресса. По их определению, региональный полюс роста представляет собой набор развивающихся и расширяющихся отраслей, размещенных в урбанизированной зоне и способных вызывать дальнейшее развитие экономической деятельности во всей зоне своего влияния. Таким образом, полюс роста можно трактовать как географическую агломерацию экономической активности или как совокупность городов, располагающих комплексом быстро развивающихся производств. Теоретические положения о полюсах развития используются во многих странах при разработке стратегий пространственного экономического развития. При этом идеи поляризованного развития по-разному приспосабливаются, когда речь идет о хозяй ственно освоенных регионах или о новых регионах хозяйственного освоения. В первом случае поляризация происходит в результате модернизации и реструктуризации промышленных и аграрных регионов, создания в них передовых (инновационных) производств вместе с объектами современной производственной и социальной инфраструктуры. Такой подход применялся во Франции, Нидерландах, Великобритании, Германии и других странах с достаточно высокой плотностью хозяйственной деятельности. Во втором случае наиболее характерными полюсами роста становятся промышленные узлы и особенно территориально-производственные комплексы (ТПК), которые позволяют комплексно осваивать природные ресурсы, создавая технологическую цепочку производств вместе с объектами инфраструктуры. Основной экономический эффект достигается благодаря концентрации и агломерации. Теория формирования территориально-производственных комплексов в новых регионах детально разработана учеными новосибирской школы. Эта теория использует математическое моделирование структуры, размещения и динамики ТПК. Она предполагает активное организационное и экономическое участие государства в создании ТПК посредством программно-целевого планирования и управления. Пример использования теории в новых российских условиях — разработка федеральной целевой программы использования природных ресурсов Нижнего Приангарья. В современной практике пространственного экономического развития идеи полюсов роста реализуются в создании свободных экономических зон, технополисов, технопарков. Принцип функциональной дифференциации экономического пространства используется также в теориях (концепциях) взаимодействия центра (ядра) и периферии.
В системном анализе межрегиональных взаимодействий важнейшую роль играют три фундаментальных понятия: оптимум Парето ядро экономическое равновесие. ^ Оптимум Парето во многорегиональной системе — это множество вариантов развития экономики, которые нельзя улучшить для одних регионов, не ухудшая положения других. Но разные оптимальные, по Парето, варианты не одинаково выгодны для: отдельных регионов. Существуют возможности, что какие-либо регионы, действуя самостоятельно или в коалиции с другими регионами, могут достичь более выгодных для себя состояний. Наиболее важным требованием при выборе взаимовыгодных вариантов для регионов является условие принадлежности к ядру. Ядро многорегиональной системы представляет собой множество таких вариантов развития, в осуществлении которых заинтересованы все регионы в том смысле, что им невыгодно выделяться из системы, образуя коалиции. Ядро, если оно существует, состоит только из оптимальных, по Парето, вариантов. Понятие экономическое равновесие в многорегиональной системе допускает много модификаций. Например, если каждый регион находит оптимальное решение исходя из интересов своего населения, то при каких условиях общего рынка (ценах обмена, тарифах, налогах и т.п.) сочетание региональных решений даст сбалансированное решение для всей системы регионов? Естественный случай экономического равновесия в системе регионов, когда для каждого из них сальдо межрегионального обмена, измеряемое в ценах равновесия, равно нулю. Соотношение фактического, гипотетических и потенциальных состояний в двухрегиональной системе представлено на рис. 4.1. Предполагается, что органы регионального управления, выражающие интересы населения своего региона, стремятся найти такие экономические решения, которые при имеющихся возможностях наилучшим образом удовлетворяют потребности населения (максимизируют благосостояние). Пусть уровни удовлетворения потребностей населения регионов 1 и 2 измеряются целевыми функциями, или целевыми показателями, f 1 и f 2. Это могут быть, например, значения некоторого выбранного макропоказателя (ВВП, конечного потребления и т.п.). Если каждый регион хозяйствует автономно (не вступает в межрегиональное сотрудничество), то максимально достижимыми значениями целевых показателей будут f 1 0 и f 2 0. Точка Е характеризует состояние автаркического развития обоих регионов. Пусть F — фактическое состояние, достигнутое в наблюдаемом году. Для региона 1 фактическое значение f 1 есть сумма Of 1 0 + EH; для региона 2 — фактическое состояние f 2 есть сумма Of 2 0? EH. При этом ЕН — величина эффекта, получаемого регионом 1 от кооперации с регионом 2 (или вклад региона 2 в целевой показатель региона 1); ЕС — величина эффекта, получаемого регионом 2 от кооперации с регионом 1 (или вклад региона 1 в целевой показатель региона 2). Рис. 4.1. Фактическое состояние (F), граница Парето (AB), ядро (CD), экономическое равновесие (М) в системе двух регионов Максимально достижимые значения целевых показателей на рис. 4.1 характеризуются кривой ^ АВ. Это оптимум по Парето. Каждая точка кривой АВ — вариант, который нельзя улучшить для одного из регионов, не ухудшая положения другого. Варианты, принадлежащие кривой АВ, предпочтительнее всех находящихся внутри множества АОВ. Однако для региона 1 не выгодны варианты, лежащие левее точки С, а для региона 2 — лежащие ниже точки D. Регионы заинтересованы только в экономическом сотрудничестве, обеспечивающем им дополнительный эффект. Этим свойством обладает множество вариантов СЕ D. Кривая CD включает варианты с наибольшим выигрышем от экономического сотрудничества. Это и есть ядро двухрегиональной системы. Наконец, точка ^ М соответствует экономическому равновесию (торговые или платежные балансы имеют нулевое сальдо в ценах равновесия). Все другие точки ядра CD соответствуют вариантам взаимовыгодного, но не эквивалентного обмена. При этом точки кривой CD, лежащие правее М, более предпочтительны для региона 1 (в частности, это соответствует отрицательному сальдо вывоза-ввоза товаров для региона 1 и положительному сальдо для региона 2). Точки, лежащие левее М, более предпочтительны для региона 2 (знаки сальдо вывоза-ввоза продукции меняются на противоположные). Заметим, что в точке К, являющейся пересечением луча OF с границей Парето, соотношение целевых показателей f 1 и f 2 такое же, как в фактическом состоянии. Для вычисления рассмотренных выше оптимальных состояний и эффектов межрегиональных взаимодействий используются многорегиональные многоотраслевые модели. Информационную их основу составляют национальные и региональные межотраслевые балансы. Влияние межрегионального товарообмена на показатели региональных экономик измеряется посредством специальных экспериментов на этих математических моделях. Теоретики-регионалисты видели свою главную научную задачу в создании целостной теории пространственной экономики. Эту же цель ставила перед собой в конце 50-х годов Международная ассоциация региональной науки. 30 лет назад X. Ричардсон, автор одной из самых умных книг по региональной экономике, отмечал: «Региональная экономика еще находится в эмбриональном состоянии, и теоретический простор все еще довольно свободен. Однако время для главного синтеза может быть близко. Такой синтез объединит акцентированный анализ связей внутри региона с межрегиональным анализом потоков и одновременно объяснит пространственную организацию регионов, городов, фирм и домашних хозяйств». Определение того, что представляет собой регион, является началом и важнейшим условием изучения региональной экономики. В литературе термин "регион" используется в чрезвычайно широком смысле, регионом называют практически любое территориальное образование, относя это название и к небольшим населенным пунктам, и к огромным трансконтинентальным системам. Любая пространственная единица, в том числе национальная экономика, может быть представлена в виде иерархически организованной системы регионов различного размера, в которой каждый регион, являясь подсистемой более высокого ранга, сам может быть представлен в виде набора подрегионов. Какую именно структуру избрать в качестве базы для анализа, зависит от характера решаемых региональных задач.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |