КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы выявления и анализа факторов рациональной организации и размещения производительных сил 4 страница
В дальнейшем мы будем предполагать, что рассматриваемая нами система регионов в целом образует национальную экономику, ограниченную одинаковой законодательной системой, единой денежной и институциональной системами. Мы не будем рассматривать регионы, выходящие за рамки национальной экономики, оставляя их изучение международной экономике. Любая национальная экономика может быть разделена на регионы множеством различных способов, однако существует ряд ограничений, которые вытекают как из свойств самой системы, так и просто из здравого смысла. Одним из ограничений на выбор определения региона является смежность (непрерывность) пространственного разбиения, поскольку при разделении национальной экономики каждая территория должна войти в тот или иной регион. Если это условие не соблюдается, то нельзя будет анализировать взаимоотношения между агрегированной экономикой и отдельными ее частями. Другим ограничением является количество регионов, которое может быть вовлечено в анализ, оно зависит от природы анализа. Например, для национального планирования система должна содержать меньшее количество регионов, чем для разработки районных планировок. В пределах этих ограничений существует множество различных подходов к определению региона, однако все они могут быть отнесены к одной из трех категорий7: • унифицированные однородные регионы; • узловые (нодальные) регионы; • программные или плановые регионы. В соответствии с первым подходом регионы рассматриваются как естественные однородные ареалы, имеющие одинаковые характеристики. Выделение однородных, или унифицированных, регионов основано на идее, что отдельные пространственные единицы, являющиеся объектами экономического анализа, должны иметь определенные унифицированные характеристики. Такие характеристики могут включать одинаковую структуру производства, одинаковые среднедушевые доходы, распределение рабочей силы, отражать географические факторы, такие как доминирующие природные ресурсы, это определение может включать и неэкономические характеристики, например, сходство социального положения, региональных политических взглядов и т.д. Главная проблема такого разделения состоит в том, что регионы, однородные по одному признаку, могут существенно различаться по другому, границы унифицированных регионов при этом оказываются неясными и спорными. При выделении унифицированных регионов для целей макроэкономического анализа приходится прибегать к допущению, что регионы однородны внутри и их средние характеристики относятся к любой части региона, что в жизни обычно не так. Тем не менее регион рассматривается как точка, лишенная внутреннего пространства. Узловые (нодальные), или поляризованные, регионы выделяются на основе тесноты взаимосвязи различных компонентов хозяйства, складывающихся внутри такого региона. Поскольку функциональные связи между пространственными единицами ограничены в пространстве, то нодальные регионы можно четко выделить в пространстве, например, при помощи гравитационной модели. Функциональные части нодальных регионов тесно взаимосвязаны, и эти взаимодействия более четкие и определенные, чем потоки населения, товаров и услуг, связывающие однородные регионы. Потоки товаров, трудовых ресурсов и инвестиций в нодальном регионе имеют тенденцию направляться к одному доминирующему центру, как правило, крупному городу, поэтому нодальный подход концентрируется на его ядре, определяющем взаимосвязи, а не на всем пространстве. Для анализа узловых районов наиболее важным оказывается внутреннее пространство региона, поэтому границы нодального региона можно не определять четко. Этот подход ясно демонстрирует не только функциональную зависимость внутри региона, но и взаимосвязи между узлами регионов, которые осуществляются через транспортную сеть, коммуникации, миграционные потоки и потоки сырья и готовой продукции. Третья концепция региона - программный, или плановый, регион. Она определяется в терминах принятия экономических решений и выработки региональной политики. Программный регион выделяется как пространственная система, на территории которой реализуются некоторые региональные или общенациональные задачи и которая становится в этой связи особым объектом управления. Выбор одного из трех перечисленных типов регионов зависит от структуры той экономической системы, которая анализируется. Если национальная экономика разделяется на несколько примерно однородных и равнозначных регионов с определенными границами, то разумно описывать такую экономику в терминах унифицированных районов. Однако если национальная пространственная система не сбалансирована, а сформирована одним или несколькими развитыми регионами и несколькими очень небольшими или система состоит из регионов, экономическая структура которых не имеет явно обозначенной специализации, то анализ такой системы возможен в терминах поляризованных потоков. Выбор типа региона ограничивается целями разбиения, а также внутренней структурой и степенью интеграции системы в целом. Преимущество рассмотренного нами подхода к выделению региона, определение его конкретного типа и границ в зависимости от целей анализа состоит в том, что позволяет не концентрироваться на проблеме классификации, любая из которых является спорной, а определять регион и пространственное разбиение национальной экономики в зависимости от типа решаемых аналитических задач. Практика регионального анализа показывает, что на самом деле так и происходит, даже если определения строго классифицируются то классификация строится под те аналитические задачи, которые предполагается решать. Рассмотрим наши построения, характеризующие возможные типы территориального деления, на конкретных примерах. В экономической литературе термином "регион" обозначаются самые разные территориальные образования, отождествляя это понятие как с огромными по территории и экономическому потенциалу пространственными структурами, например, Азиатско-Тихоокеанский регион, Сибирь и Дальний Восток, так и с локальными территориальными образованиями, например, Московский регион. С другой стороны, в практике регионального анализа, особенно в советской литературе, использовано множество терминов, попадающих под общее понятие "регион", однако обозначающих чрезвычайно разные экономические объекты. К регионам относят и макрозоны, и субрегионы, и территориально-производственные комплексы, и отдельные населенные пункты. Поэтому попытаемся распределить территориальные образования различного ранга, названия которых фигурируют в региональной литературе, в соответствии с изложенными выше подходами. Первый тип пространственного разбиения экономической системы - административно-территориальное деление. Данный тип пространственного деления с определенной долей условности можно считать унифицированным, при этом классификация строится на основе существующего в стране государственного территориального устройства, в этом смысле административные регионы являются "однородными". Региональное (территориальное) деление в странах проводится как на формальной, конституционно закрепленной основе, так и на основе исторически сложившихся традиций или специально поставленных задач. Административно-территориальные единицы - это регионы, являющиеся объектом государственного управления, границы и статус которых закреплены административным способом. В Российской Федерации территориально-административные единицы закреплены Конституцией РФ в качестве субъектов Российской Федерации. Такими регионами являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные области, автономные округа. Отличительными чертами этого типа территориальных образований являются: четко определенные географические границы, наличие государственного органа, через который осуществляется управление социально-экономическим развитием территории, сбор органами государственной статистики информации о состоянии данного объекта управления в соответствии с установленной схемой. Территориально-административное деление сложилось исторически и не имело в своей основе экономических критериев, поэтому в число субъектов Федерации входят чрезвычайно разнородные с точки зрения численности населения, экономического потенциала, финансовых ресурсов единицы. В мире существует большое разнообразие систем территориально-административного деления. Например, в США это штат, графство, сити (города с населением свыше 10 тыс. чел.), бороу, таун - небольшие поселения и тауншип, вилидж - мелкие поселения. В Японии - префектура, город, поселок, деревня. Все они сформированы в зависимости от исторических особенностей развития и системы государственного управления, существующей в той или иной стране. Границы этих территориально-административных образований могут меняться в зависимости от тех или иных ситуаций. Так, в России процессы суверенизации, происходившие в начале 90-х годов, привели к образованию новых субъектов Федерации, которое произошло путем повышения статуса административно-территориальных образований, таким путем статус субъекта Федерации получили, например, Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ. В отличие от административно-территориального деления все другие способы пространственного разбиения являются менее четкими и определенными. Унифицированные однородные регионы выделяются преимущественно для целей макроэкономического пространственного анализа развития национальной экономики. В практике отечественных региональных исследований к числу однородных пространственных единиц, выделяемых для аналитических целей, можно отнести макрозоны и экономические районы. В соответствии с административно-территориальным делением, закрепленным Конституцией Российской Федерации 1993 года, Российскую Федерацию образуют 21 республика, 1 автономная область, 5 автономных округов, 6 краев, 49 областей, 2 города с особым статусом (Москва и Санкт-Петербург), все они являются субъектами Федерации, т.е. субъектами государственного управления. Макроэкономические зоны, или макрорегионы, представляют собой крупные территориальные образования с характерными природными и экономическими условиями развития, зависящими от сочетания и концентрации на них природных ресурсов, исторических факторов хозяйственного развития и регионального распределения населения. Примером территориальных образований такого типа являются зона Севера, разделение страны на зоны Запад и Восток, выделение Нечерноземной зоны России. Существует множество определений понятия "экономический район", не останавливаясь на различиях этих определений, отметим наиболее характерные его черты. Экономический район - это крупная территория страны с относительно однородными природными условиями и характерной направленностью развития в нем производства, определяющей его специализацию, сложившейся материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой. Основной чертой, определяющей экономический район, является его специализация. В настоящее время территория России разделена на 11 экономических районов. Каждый экономический район включает определенные субъекты Федерации по принципу смежности. Строго говоря, выделение экономических районов следует не из концепции построения системы однородных пространственных единиц, а из административно сложившейся системы экономического районирования страны, и более логично относить ее к первому типу - административному делению. Однако экономическое районирование не закреплено законодательно, экономический район не является субъектом управления, а относится к учетно-статистическим пространственным единицам, используемым для целей анализа и прогнозирования. Следующими аргументами в пользу того, что экономический район может быть отнесен к данной классификационной группе, является, во-первых, то, что экономические районы выделялись в гораздо большей мере на основе экономических критериев их относительной однородности, чем административные единицы, во-вторых, они в действительности гораздо более сравнимы по масштабам экономической деятельности в них, чем чрезвычайно разнородные субъекты Федерации. В настоящее время в государственной статистике сетка экономического районирования включает 11 территориальных образований: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный районы, и отдельно выделяется анклавная Калининградская область, не включаемая в состав никакого из экономических районов. Узловые (модальные) регионы выделяются на основе складывающихся в них пространственно-функциональных связей и их замыкания на определенной территории. Из числа территориальных образований, определения которых фигурируют в литературе, к узловым регионам можно отнести такие пространственно-функциональные образования, как территориально-производственные комплексы, промышленные узлы и транспортные узлы. Териториально-производственный комплекс (ТПК) представляет собой сочетание различных технологически связанных производств с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры. ТПК включает в себя все отрасли производства, сосредоточенные на ограниченной территории и совместно использующие ее ресурсы и единую инфраструктуру. Использование единой производственной и бытовой инфраструктуры дает возможность всем предприятиям, входящим в состав ТПК, получать экономию, кроме того, расположение на единой территории создает дополнительные возможности производственной кооперации. Промышленный узел - это низовое звено в территориальной организации производства, решающим фактором, определяющим его формирование, являются производственно-экономические связи между предприятиями, расположенными на единой территории. Транспортный узел - это пересечение транспортных коммуникаций, как правило, сочетающееся с концентрацией производства и населения. Формирование этих понятий и их выделение в особые категории были связаны с развитием теории размещения производительных сил, они широко использовались в предплановых и предпроектных разработках. Сейчас аналитические работы по ТПК и промузлам проводятся при составлении генеральных схем расселения и размещения производительных сил. Если границы ТПК или промышленного узла совпадают с административным делением, то вследствие этого они могут получить признаки, характерные для административных регионов, т.е. оказаться объектами государственного управления. Однако, как правило, при использовании экономических критериев локализации ТПК и промузлов они являются только объектами экономического анализа. Классификационные признаки регионов третьего типа - программных, или плановых, регионов не очень четкие, поскольку административные регионы, являющиеся объектами государственного управления, также являются субъектами принятия экономических решений и выработки региональной политики, хотя интуитивно разделение понятно, программные, или плановые, регионы - те регионы, по которым принимаются специальные управленческие решения, не укладывающиеся в существующую систему принятия и реализации территориальных решений. В соответствии со сложившейся практикой к числу таких регионов могут быть отнесены регионы, получающие особый статус, не укладывающийся в сложившуюся систему управления, которые могут относиться или не относиться к числу административных образований, но которые в соответствии с законодательными актами становятся объектом государственного управления с особым режимом хозяйствования на территории на определенный срок. К их числу относятся регионы программного управления -регионы, по которым приняты специальные государственные программы, в соответствии с которыми они получают особый режим ведения хозяйственной деятельности на их территории или становятся объектом государственного управления. В зависимости от статуса программы в таких регионах могут быть созданы специальные органы управления. Третий тип регионов формируется на основе наличия на определенной территории, которая может быть или не быть территориально-административным образованием, некой проблемной ситуации, для разрешения которой необходима реализация определенного комплекса мероприятий, создающих на территории особый режим хозяйствования. К попыткам создания особого хозяйственного режима можно отнести кризисные и депрессивные регионы, в отношении которых приняты специальные программы развития и создания в них также особого хозяйственного режима. К регионам такого типа нами отнесены специальные экономические зоны, в частности, свободные экономические зоны, как территории, на которых создаются особый режим внешнеэкономической деятельности и особые условия для привлечения иностранного капитала. Очевидно, что, как и в случае узловых регионов, границы программных регионов могут совпадать или не совпадать с административным делением, так же как и то, что программный регион может иметь свой особый орган управления либо не иметь его. В данной группе могут оказаться административно-территориальные образования, одно или несколько, если они получают особый статус, либо регионы, отнесенные ко второму типу, например, ТПК или экономические районы, если они становятся объектами специального государственного управления. Органы государственного управления в регионах третьего типа могут существовать в различных формах и иметь различные функции. Таким образом, с точки зрения организации управления однородные, узловые или программные региону могут быть отнесены к одной из следующих категорий: Отраслевая и территориальная структура экономики России Главной целью производства является потребление, т. е. использование благ и услуг населением. Так как потребитель формирует спрос, от которого в свою очередь зависит предложение, то и во многом ответы на вопросы Что? Как? и Для кого производить? будут даваться с опорой на информацию о численности населения разного пола и возраста, его культурном уровне, вкусах, бытовых нуждах. Также численность населения в стране или отдельном регионе оказывает значительное влияние на экономический потенциал, на развитие производительных сил общества. Однако прямой зависимости между этими понятиями не прослеживается. Так, государства с высоким уровнем экономического развития при меньшей численности населения производят в десятки раз больше валового национального продукта, чем государства, превосходящие их по численности населения, но уступающие технической оснащенностью, производительностью труда, уровнем квалификации рабочей силы. Большая зависимость отмечается между высокой заселенностью регионов, обеспеченностью высококвалифицированными кадрами и размещением наукоемких отраслей и отраслей, определяющих научно-технический прогресс. Население характеризуется системой взаимосвязанных показателей, таких как численность и плотность населения, его состав по полу и возрасту, национальности, языку, семейному положению, образованию, принадлежности к социальным группам и др. 2. Изменение численности населения России Естественное движение населения характеризуют такие показатели, как уровень рождаемости, смертности, естественного прироста, средняя продолжительность жизни людей. Наиболее информативным показателем, характеризующим состояние и перспективы воспроизводства населения территории, является коэффициент естественного прироста, который рассчитывается как разность между общим показателем рождаемости и общим показателем смертности и не зависит от уровня миграции. Рассмотрение эволюции этого показателя приводит к неутешительным выводам - если в 1990 г. только для 22 из 89 административных территорий России коэффициент естественного прироста был отрицательным, то в 2008 г. он был отрицательным уже для 62 территорий. Однако, по данным главы Минсоцразвития, впервые за последние 15 лет август 2009 года показал естественный прирост населения РФ на 1000 человек (родилось 151,7 тыс. детей, умерло 150, 7 тыс. человек). Превышение смертности над рождаемостью связано не только с ухудшением социально-экономических условий в связи с рыночными преобразованиями России, продолжением старения населения, иммиграционными процессами, возросшей потерей населения трудоспособного возраста. На снижение показателя общей численности населения также оказывает влияние и неблагополучное экологическое состояние окружающей среды во многих регионах страны. Миграционный прирост из стран ближнего и дальнего зарубежья не перекрывает показателей естественной убыли. В то же время положительная динамика естественного прироста сохраняется в национальных образованиях Северного Кавказа, Поволжья, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Это связано с сохранением исторически сложившихся традиций многосемейности в этих республиках, а также высокой долей населения, проживающего в сельской местности, где сохраняется высокий уровень рождаемости. Показатель рождаемости мальчиков несколько превышает уровень рождаемости девочек и составляет 104 - 107 чел. на 100 девочек в год. Однако к 30 годам соотношение численности мужского и женского населения выравнивается. Это связано с более высокой смертностью лиц мужского пола. С 40 лет начинается преобладание женского населения над мужским. Наибольшее превышение женщин над мужчинами приходится на возрастную группу 70 лет и выше, что в значительной степени связано с потерями в годы ВОВ. Отмечается неблагоприятная тенденция и в изменении возрастной структуры населения. Деформированная возрастная структура свидетельствует как о сокращении трудового потенциала в настоящее время и в будущем, так и об увеличении своеобразной нагрузки на занятое население. 3. Национальный состав населения России
Север и северо-запад европейской территории страны заселен народностями финно-угорской языковой группы: коми-пермяки, карелы, саамы. В Поволжье, Приуралье, Прикамье и Сибири наряду с русскими проживает ряд народов и народностей, получивших свою автономию после Октябрьской революции 1917 г., например, относящиеся к финно-угорской группе удмурты, мордва, марийцы и говорящие на языках тюркской группы татары, башкиры, чуваши и кумыки. Одним из самых многонациональных регионов России является Северный Кавказ, который населяют народы нахско-дагестанской языковой группы: чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины, балкарцы, лакцы, даргинцы и абхазско-адыгской — кабардинцы, адыгейцы, черкесы. Малочисленные народы Севера представлены самодийской группой. К ней относят ненцев, нганасан и селькупов. В центральной части Западной Сибири проживают народы финно-угорской группы ханты и манси. Населяющие территорию Восточной Сибири и Дальнего Востока эвенки, эвены, нанайцы и удэгейцы составляют тунгусо-маньчжурскую группу. Чукчи, коряки, юкагиры, нивхи относятся к полиазиатским народам, а эскимосы и алеуты — к особой семье, имеющей американоидные черты. В монгольскую группу входят буряты, проживающие на юге Восточной Сибири. К этой группе относят также и калмыков, населяющих юго-западную часть Поволжья. Рассредоточенность размещения многих народов, их интенсивные контакты между собой и особенно с русскими способствовали прогрессам ассимиляции. Так, среди угро-финских народов наиболее рассредоточена этническая территория мордвы: лишь 1/3 её живёт на территории Мордовии. Среди всего населения Мордовии мордва составляет лишь около 1/3, остальное население в основном русские, немного татар и чувашей. Специфика нынешнего этапа становления национальных отношений состоит в том, что тенденции, способствовавшие распаду Советского Союза, перекинулись и на Россию. Сепаратизм образованных суверенных республик проявился в стремлении к обособлению отдельных республик и регионов. Эти объективные причины постоянно сохраняющегося напряжения на Кавказе усугубляются отсутствием четко сформулированной национальной политики в регионе. Конфликтная ситуация в регионе складывается между казачеством и национальностями, на территории которых оно проживает, что порождает проблему беженцев в Краснодарском, Ставропольском краях и Ростовской области и как следствие - рост социальной напряженности, безработицы и других негативных явлений. Сложной является и проблема малочисленных народов Севера, численность которых в Европейской части России достигает 9,7 тыс. чел. Многие меры по социально-экономическому развитию этих народов не были до конца реализованы. Напряженная ситуация сложилась в обеспечении занятости населения, что является следствием неразвитой социальной инфраструктуры, острого жилищного вопроса, слабого развития промыслов и производств по переработке продуктов оленеводства, по изготовлению товаров народного потребления. В районах проживания малочисленных народов ухудшилась экологическая обстановка, состояние охотничьего и рыбного промыслов, сократилась площадь оленьих пастбищ. Одной из задач государства является разрешение этих конфликтов.
Средняя плотность населения Российской Федерации составляет 8,6 чел. на 1 км². Весьма неравномерно размешено население и внутри каждой части территория страны. 78,4% населения Российской Федерации концентрируется на территории Европейской части и Урала, занимающей 25,4% общей площади России. Плотность населения здесь составляет 36,7 чел. на 1 км², более чем в 4 раза превышая средние показатели заселенности по России. В то же время в Сибири и на Дальнем Востоке проживает 2 1,6% населения страны на площади, составляющей 74,6% всей территории России. Средняя плотность заселенности в 3,4 раза уступает средним показателям по Российской Федерации и составляет 2,5 чел. на 1 км². Слабая освоенность территории европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока связана с природно-географическими факторами: суровыми природно-климатическими условиями и орографическими сложностями, а также с неразвитостью инфраструктуры. Существенные различия в плотности населения наблюдаются и внутри федеральных округов. На уровне регионов по заселенности выделяется Центральный федеральный округ. Плотность населения здесь составляет 61,3 чел. на 1 км². В пределах региона особое место занимают Москва и Московская область с максимальной для России заселенностью - 320,8 чел. на 1 км². Высокая плотность населения отмечается на Северном Кавказе (средняя плотность составляет 49,6 чел. на 1 км²) и в Центральном Черноземье (46,9 чел. на 1 км²). Максимальная для Урала плотность населения наблюдается в Челябинской области — 41,8 чел. на 1 км². Причиной тому высокая концентрация промышленного производства. А наименьшая заселенность характерна для Курганской области — 15,6 чел. на км² как следствие недостаточного развития промышленного производства и земледелия. Наименьшую плотность населения имеет Север — 4,0 чел. на 1 км², что объясняется суровыми природно-климатическими условиями региона и недостаточным развитием промышленного производства. На Дальнем Востоке проживает 5% численности населения страны при средней заселенности, более чем в 7 раз уступающей показателям в Российской Федерации (1,2 чел. на 1 км²).
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |