Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Стимулирование труда гражданских служащих




12.1. Денежное содержание гражданского служащего

Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Согласно ст. 50 закона о гражданской службе, денежное содержание гражданского служащего включает:

·месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее должностной оклад);

·месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее оклад за классный чин), который составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее оклад денежного содержания);

·ежемесячные и иные дополнительные выплаты (далее дополнительные выплаты).

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлении Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

 

при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет – 10 %
от 5 до 10 лет – 15 %
от 10 до 15 лет – 20 %
свыше 15 лет – 30 %;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 % этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Следует отметить, что размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации. Так, например, Указом № 519 от 10 апреля 2004 г. повышены должностные оклады и размеры денежного поощрения федеральным государственным служащим в центральных аппаратах федеральных министерств и федеральных служб, находящихся в ведении Правительства РФ, в центральных аппаратах федеральных служб и федеральных агентств, подведомственным этим федеральным министерствам.

Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя, а порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент). Гражданским служащим производятся и другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлении Правительства Российской Федерации.

В субъектах РФ размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта РФ.

Закон предусматривает, что по отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются указанные выше условия оплаты труда. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Поскольку оплата труда государственных служащих все теснее увязывается с его результатами, следует подчеркнуть: специфические показатели эффективности и результативности деятельности государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений утверждаются правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций.

Учитывая зависимость оплаты труда гражданского служащего от стажа, в ст. 54 включены следующие нормы.

1. В стаж (общую продолжительность) гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу включаются периоды замещения:

1) должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы;

2) государственных должностей;

3) должностей муниципальной службы;

4) выборных должностей в органах местного самоуправления;

5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.

2. Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации и зачета в него иных периодов замещения должностей устанавливается указом Президента Российской Федерации.

3. Стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим устанавливается в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Росстат опубликовал данные по уровню среднемесячных зарплат чиновников в первом полугодии 2010 года. В Москве самыми высокооплачиваемыми являются служащие в аппарате правительства с доходом в 88,5 тыс. рублей. За ними следуют работники Счетной палаты. Их зарплата составляет 81,97 тыс. рублей. И замыкает тройку лидеров администрация президента РФ с ежемесячным доходом в 80,7 тыс. рублей. А вот самые бедные чиновники России трудятся в Федеральной миграционной службе всего за 29 тыс. рублей в месяц.
Конечно, если это сравнить с зарплатой по всей стране, то кажется, что суммы внушительные. Но если сравнивать с заработком по Москве, то эти суммы воспринимаются несколько иначе, учитывая, что средняя зарплата в столице составляла в этот период 45,7 тыс. рублей. По данным Росстата, три четверти федеральных министерств, служб, агентств платят среднюю зарплату своим служащим ниже этого уровня. А в 39 федеральных органах (это 53% от общего числа) среднемесячная зарплата в 2010 г. даже уменьшилась по сравнению с первым полугодием прошлого года. Тем временем в среднем по экономике Москвы она выросла на 13,7%.
По данным статистики, в среднем, зарплата госслужащих составляет 50,3 тыс. рублей. Самыми высокими темпами она росла в Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (на 58,1% по сравнению с первым полугодием 2009 года), Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (на 38,5%), Министерстве иностранных дел РФ (на 34,5%), Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков (на 26,5%), Министерстве спорта, туризма и молодежной политики (26%), Федеральной службе по финансовым рынкам (15,8%) и в аппарате правительства РФ (12%).
Впрочем, самые богатые российские чиновники живут вовсе не в Москве. В 2009 году Счетная палата РФ после проверки пришла к выводу, что лидирующие позиции в рейтинге личного благосостояния тогда заняли государственные управленцы, работающие в Якутии, Новгородской области и Ненецком автономном округе.[19]
Если рассматривать оплату труда чиновников в целом по стране, то в 1 квартале 2010 г. среднемесячная начисленная заработная плата федеральных гражданских служащих составила 24,5 тыс. руб., государственных служащих органов исполнительной власти субъектов РФ – 32,4 тыс. руб., муниципальных служащих – 22,9 тыс. руб. При этом в большинстве субъектов РФ (53%) средний размер зарплаты федеральных госслужащих находился в диапазоне 15-20 тыс. руб., а в органах исполнительной власти примерно такого же количества субъектов федерации – от 15 до 30 тыс. руб. [20]

В Волгоградской области по данным Волгоградстата за январь-декабрь 2010 года среднемесячная оплата труда федеральных гражданских служащих составила 21.185 рублей, региональных гражданских служащих – 35.414 рублей, а муниципальных служащих – 20.038 рублей. Среднемесячная начисленная заработная плата федеральных государственных должностных лиц составила 98.289 рублей; региональных государственных должностных лиц – 83.636 рублей и муниципальных должностных лиц – 33.914 рублей.[21]

Существующая система оплаты государственных служащих РФ не лишена недостатков. Как отмечают специалисты ГУ-ВШЭ, на уровень денежного содержания гражданского служащего в большей степени влияет занимаемая им должность. Надбавки к должностному окладу в своем большинстве играют роль постоянно выплачиваемых компенсаций. При этом критерии их установления четко не указываются. Другой недостаток заключается в том, что надбавки дублируют функции оклада государственного служащего, поскольку основанием их выплаты служат те же факторы, которые определяют и сам оклад.

Стимулирующая роль существующей системы премирования также занижена, поскольку удельный вес премий в структуре денежного содержания относительно невелик. В итоге премиальные выплаты используются как средство повышения размера оплаты труда, их назначение в большинстве случаев не связано с фактическими результатами деятельности гражданского служащего. «Премии за результативность практически не применяются, проявляется определенная субъективность в процессе определения размеров таких премий. Отсутствуют формализованные и четкие критерии премирования по результатам, положения о премировании в большинстве случаев не соответствуют реалиям сегодняшнего времени, обычно в них предусматривается премирование гражданских служащих за качественное выполнение должностных обязанностей или за выполнение особо важных поручений, что на практике может означать что угодно. Кроме того, непрозрачны и не всегда понятны механизмы распределения премий, существует тенденция смещения (в сторону возрастания) размеров премий по отношению к группе высших должностей государственных служащих».[22]

Было бы упрощением считать отмеченные недостатки лишь следствиями консерватизма и недооценки значимости системы оплаты и стимулирования государственной службы. В действительности разработка четких критериев оценки трудового вклада гражданских служащих представляет собой весьма сложную задачу, решать которую необходимо на основе установления зависимости уровня оплаты труда государственных служащих от результативности их деятельности. В этой связи Программой реформирования и развития системы государственной службы РФ предусматривается:

- совершенствовать структуру денежного содержания (денежного вознаграждения), денежного довольствия федеральных государственных служащих с учетом особенностей видов государственной службы в целях повышения доли оклада денежного содержания в общем размере денежного содержания (денежного вознаграждения), денежного довольствия;

- совершенствовать правовой механизм регулярной индексации денежного содержания (денежного вознаграждения) государственных служащих;

- регламентировать особый порядок оплаты труда по отдельным должностям государственной службы в зависимости от показателей результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.