Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Высшая нервная деятельность




Назовите функции коры больших полушарий.

Опишите расположение и функции ядер двигательных (моторных) анализаторов.

Назовите и опишите расположение и функции ядер анализаторов различных видов чувствительности (зрительной, слуховой, вкусовой, обонятельной).

Назовите части анализатора.

2. Каковы функции периферического и центрального отделов анали­затора?

Высшая нервная деятельность человека обеспечивает индивидуаль­ные поведенческие реакции и на их основе осознанное приспособление организма к изменяющимся усло­виям внешней среды. И. М. Сеченов впервые показал, что психическая деятельность человека базируется на рефлекторном принципе работы нервной системы. По Сеченову реф­лексы головного мозга включают три звена. Первое, начальное звено – это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействия­ми. Второе, центральное звено – процессы возбуждения и торможе­ния, протекающие в мозгу. На их ос­нове возникают психические явления (ощущения, чувства и т.д.). Третье звено – движения и действия чело­века, т. е. его поведение. Все реф­лекторные реакции были разделены на безусловные и условные.

Безусловные рефлек­сы – это реакции организма на определенные внешние воздействия. Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей и пере­даются по наследству. Человек, как и все живые организмы, обладает врожденной способностью реагиро­вать на конкретные внешние воз­действия, адекватно отвечать на них. Примером безусловного рефлекса яв­ляется деятельность слюнных желез во время еды. Пища, поступившая в ротовую полость, раздражает вку­совые и тактильные рецепторы сли­зистой оболочки языка и полости рта. Возникшее в рецепторах воз­буждение направляется по опреде­ленным центростремительным нер­вам в центр слюноотделения продол­говатого мозга, а из него по соот­ветствующим центростремительным нервам к слюнным железам и вы­зывает слюноотделение.

Различают пищевые, оборонительные, половые и ориентировочные рефлексы. К пищевым рефлексам относят отделение пищеварительных соков в ответ на раздражение по­лости рта, глотание, сосательные движения у новорожденных. К обо­ронительным рефлексам относят отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, чихание, ка­шель, моргание и др. К половым рефлексам относят процесс размно­жения. Ориентировочный рефлекс обеспечивает восприятие незнако­мого раздражителя.

Безусловные реакции выполняют­ся в основном на уровне низших отделов центральной нервной систе­мы: спинного мозга, ствола головно­го мозга.

Благодаря безусловным рефлек­сам у человека (как и у других животных) поддерживается посто­янство внутренней среды (гомеостаз), обеспечивается согласован­ность функций органов, систем и ап­паратов.

Однако одной безусловно-рефлек­торной деятельности явно недоста­точно, чтобы выжить, существовать в сложных условиях постоянно меняющейся внешней обстановки. В процессе эволюции у человека сформировались высшие отделы нервной системы – полушария боль­шого мозга, которые стали анато­мическим субстратом высшей нерв­ной деятельности. В результате че­ловек, обладая высоко развитыми отделами центральной нервной сис­темы (полушариями большого моз­га), приобрел качественно новые возможности для аналитико-синтетической деятельности. Эта сложная работа выполняется благодаря условно-рефлекторной дея­тельности коры полуша­рий большого мозга. Ус­ловные рефлексы обеспечивают за­боту о пище, позволяют предусмотреть опасность, ориентироваться в пространстве и времени, приспосо­биться к изменению обстановки.

Новые возможности высшей нервной деятельности связаны с возникновением речи. Слова, как сигналы с определенным смысловым содержанием, дают возможности для абстрактного видения конкретных предметов, ситуаций, явлений. Сис­тема словесных сигналов в виде устной и письменной речи характер­на только для человека.

Деятельность коры полушарий большого мозга направлена на пос­тоянный анализ и синтез поступаю­щих в нее сигналов (нервных им­пульсов), в том числе в виде слов. Все раздражения, которые восприни­маются организмом, в коре диффе­ренцируются по их особенностям, силе и характеру воздействий, анали­зируются. При этом кора полушарий большого мозга выполняет и синте­тические функции. Синтетическая деятельность коры полушарий боль­шого мозга обеспечивает объединение, осмысливание сигналов, посту­пающих от различных анализаторов, органов чувств, функциональных центров нервной системы. Такая синтетическая функция мозга чело­века возможна благодаря многочисленным и разнообразным ассо­циативным связям между различ­ными отделами центральной нервной системы.

На основе анализа и синтеза поступающей в мозг информации создаются разные по сложности осо­знанные поведенческие акты. Это может быть защита от чего-то опас­ного, поиск пищи при чувстве голода и многие другие. В зависимости от поступившей в высшие отделы мозга информации принимаются соответст­вующие решения. Деятельность мозга, его высших аппаратов направле­на на достижение конечных результатов. В каждый такой момент орга­низм и его мозг сосредотачивают все свое внимание на главных вопро­сах, как бы отодвигают в сторону все менее важное. При необходи­мости проводится поиск дополни­тельной информации из «запасни­ков» памяти, из окружающей среды. В поведенческих реакциях участ­вуют многие функциональные систе­мы, начиная от рецепторов до ядер различных анализаторов в коре по­лушарий большого мозга и до ис­полнительных органов в виде органов опорно-двигательного аппарата, пищеварительных желез или желез внутренней секреции.

Типы нервной системы. У чело­века, как и у животных, имеются индивидуальные особенности высшей нервной деятельности. Это прояв­ляется в виде различной скорости оценки ситуаций, в неодинаковой реакции на события, эмоциональ­ности и т. д. Такие различия опре­деляются индивидуальными врож­денными особенностями и взаимоот­ношениями процессов возбуждения и торможения, которые И. П. Павлов взял за основу для классификации типов высшей нервной деятельности. Павловым были выделены сильный и слабый типы нервной системы.

Слабый тип нервной системы от­личается быстрой утомляемостью, малой работоспособностью. В нерв­ной системе преобладают процессы торможения.

Сильный тип нервной системы может быть неуравновешенным (воз­будимым, безудержным), когда про­цессы возбуждения преобладают над процессами торможения, и уравно­вешенным. Уравновешенный тип нервной системы может различаться по подвижности нервных процессов, по быстроте перестройки поведения. Выделяют подвижный и инертный уравновешенные типы. При подвижном типе возможна быстрая переориен­тация в ответ на смену жизнен­ных обстоятельств. При инертном (неподвижном) типе нервной систе­мы переориентация деятельности дается с трудом, протекает медленно.

Интересно, что типы нервной сис­темы, выделенные И. П. Павловым, соответствуют классификации тем­пераментов человека, предложенной знаменитым врачом древнего мира Гиппократом 2500 лет назад. Он подразделил людей по их темпера­менту на холериков (неуравновешен­ных, легко возбудимых), сангвиников (уравновешенных, с живой, подвиж­ной нервной системой), флегматиков (уравновешенных, спокойных, рассу­дительных, инертных) и меланхоли­ков (мрачных, подавленных, вечных скептиков).

Тип нервной системы наследуется от родителей, однако на него ока­зывает существенное влияние и ок­ружающая среда. Особенности ха­рактера формируются в индиви­дуальной жизни человека.

Слабый тип нервной системы фор­мируется при воспитании в теплич­ных условиях, когда за ребенка все и всегда решают взрослые, когда ему шагу не дают ступить само­стоятельно. Изоляция ребенка от трудностей, от влияния внешней сре­ды даже при врожденном сильном типе нервной системы может вызвать у него перенапряжение корковых процессов возбуждения или тормо­жения, что приводит к срывам нерв­ной деятельности, к неврозам.

И. П. Павлов выделил три типа нервной деятельности: мыслитель­ный, художественный и смешанный (средний). Лица мыслительного ти­па склонны к отвлеченному мышле­нию, к рассудительности, у них пре­обладает вторая сигнальная систе­ма. У лиц художественного типа присутствует конкретное, образное мышление, они отличаются склон­ностью к фантазии. У них дейст­вие Второй сигнальной системы вы­ражено в меньшей степени, чем у лиц мыслительного типа. У лиц сме­шанного типа, к которому относят большинство людей, обе сигнальные системы уравновешены.

Мотивации и эмоции. Большое значение в жизни человека и его поведении играют мотивации (по­буждения) и эмоции. Их влияние на сложные поведенческие акты челове­ка весьма велико. Речь идет о реали­зации жизненных потребностей, та­ких, как пищевые, питьевые, половые, материнские функции, чувства тре­воги, страха и другие.

Эмоциональная настроенность, мотивации, сохранение постоянства внутренней среды контролируют лимбическая система и гипоталамус. К лимбической системе относят структуры обонятельного мозга (обо­нятельную луковицу, обонятельный тракт) и другие отделы головного мозга (поясную и зубчатую изви­лины, гиппокамп, свод мозга). В лим­бической системе и гипоталамусе выявлены участки мозга, при по­вреждении или раздражении (у жи­вотных) которых появляется неудер­жимая пищевая реакция (центр го­лода) или, наоборот, отказ от пи­щи (центр насыщения). Имеются центры стремления к воде (центр жажды), полового влечения, агрес­сивности, подавленности и другие.

Лимбическая система имеет об­ширные связи с другими отделами мозга, в частности с подкорковыми ядрами, гипоталамусом, с ретику­лярной формацией. Она участвует в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем организма, в функциях обмена веществ, восполнении энерге­тических запасов.

Сон. Для нормальной жизнедея­тельности, для восстановления сил необходим периодический полноцен­ный отдых. Такой отдых обеспечи­вает сон, являющийся физиологи­ческой потребностью организма. Примерно одну треть своей жизни человек проводит во сне. Если человека лишить сна в течение не­скольких суток, то у него появляют­ся тяжелые психические расстрой­ства. Потребность в продолжитель­ности сна меняется с возрастом. После рождения (до 4 – 5 мес.) де­ти спят 17 – 18 ч в сутки. К 5 – 6 го­дам длительность сна уменьша­ется до 9 – 11 ч, к 16 – 20 годам – до 9 – 10 ч. После 20 лет про­должительность сна – 5 – 8 ч в сутки.

Во время сна ограничивается связь человека с внешней средой. Органы чувств не воспринимают обычные раздражения. Полностью тормозится условно-рефлекторная деятельность, мышцы расслаблены, тонус мышц уменьшен, снижаются функции и других органов, реже сокращается сердце, снижается ар­териальное давление, более редким становится дыхание.

И. П. Павлов рассматривал сон как охранительное торможение, ох­ватывающее кору полушарий боль­шого мозга и ближайшие к ней подкорковые отделы. Это торможе­ние предохраняет нервные клетки от переутомления и истощения.

В течение сна глубина его ме­няется. Наиболее глубокий, или «быстрый», сон наблюдается обычно в первые один – два часа, и затем повторяется периодически 4 – 5 раз через каждые 60 – 80 мин в течение всего сна. Во время глубокого сна человека трудно разбудить. В это время он нередко видит сновидения, которые, как считал И. М. Сеченов, являются различными комбинациями пережитых впечатлений. Во время глубокого сна учащаются дыхание и пульс, нередко появляются резкие движения тела, отражающие переживаемые сновидения. Если ли­шить человека «быстрого» сна и сно­видений, у него может расстроиться память, возникнуть нарушения пси­хики. В промежутках между «быстрым» сном сон ровный, спокойный, сновидения в это время бывают ред­ко. Сон – это сложный процесс. Его функциями управляют структуры промежуточного мозга (гипоталамус и таламус), а также ретикулярная формация.

 

1. Как вы понимаете высшую нервную деятельность, в чем она прояв­ляется?

2. В чем состоят различия между безусловно-рефлекторной и условно-рефлекторной деятельностью?

3. Какую работу высших отделов нервной системы называют аналити­ческой и синтетической деятельностью?

4. Какие типы нервной системы были выделены И. П. Павловым? Дайте характеристику каждому из этих типов нервной деятельности.

5. Что вы можете сказать о формировании слабого типа нервной системы?

6. Какие состояния называют поведенческими актами? Что они собой представляют и на выполнение чего они направлены?

7. Какую роль мотивации и эмоции играют в жизни человека?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.