Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совладание со стрессом




Регистрация стрессовых реакций

 

В литературе приводятся разные методы регистрации стрессовых реакций (Cohen et al., 1995). Они бывают одномерными или многомерными и могут проводиться в виде опросников собственной оценки или интервью. Содержательно они распространяются, среди прочего, на самочувствие (Sölva, Baumann & Lettner, 1995), специфические стрессовые эмоции (например, гнев и т. д.), состояние здоровья (Collegium Internationale Psychiatriae Scalarum, 1996), вплоть до клинических симптомов и синдромов (например, шкалы тревоги, депрессии; Stieglitz & Baumann, 1994) или диагнозов (МКБ-10; DSM-IV).Наряду с инструментами, регистрирующими эмоциональные реакции, имеют значение и методы регистрации стрессовых реакций в других плоскостях (например, амбулаторный мониторинг физиологических и психофизиологических реакций; см. Fahrenberg & Myrtek, 1996). Для детального ознакомления см. главу 7 и соответствующие главы по классификации и диагностике нарушенных функций, паттернов функционирования и межличностных систем.

 

 

Методы, относящиеся к совладанию со стрессом, можно описывать по различным параметрам (обзор см. Rüger, Blomert & Förster, 1990; Westhoff, 1993; Stieglitz & Baumann, 1994; примеры методов см. в табл. 17.4).

 

Таблица 17.4. Некоторые немецкоязычные методы регистрации совладания со стрессом

Методы/авторы Временной промежуток, реальность, выборка поведения Сферы стресса Число пунктов / шкалы
Fragebogen zur Erfassung des Umgangs mit Belastungen im Verlauf (Опросник для регистрации взаимодействия с перегрузками/ стрессами в процессе этих перегрузок/ стрессов (UBV)), (Reicherts & Perrez, 1993) Опросник собственной оценки Будущее: 18 гипотетических событий, повседневность Общие 79/9 (например, пассивность, уход)
Ways of Coping Checklist (WCCL), (список видов копинга) Folkman и Lazarus (Westhoff, 1993) Опросник собственной оценки Прошлое: 1 реальное стрессовое событие Общие 64/2 (например, 5-8 шкалы; копинг, ориентированный на проблему и на эмоции)
Streßverarbeitungsfragebogen (Опросник переработки стресса (SVF))*, Jahnke, Erdmann и Kallus (Westhoff, 1993) Опросник собственной оценки Прошлое/настоящее: профиль реальных событий Общие 114/19 (например, недооценка, разочарованность (Краткая версия: 6 шкал)
Fargebogen zur Erfassung der Formen der Krankheits-Bewaltigung (Опросник для регистрации форм совладания с болезнью (FEKB)), Klauer, Filipp и Ferring (Westhoff, 1993) Опросник собственной оценки Прошлое: реальная конкретная болезнь Болезнь боль 64/5 (руминация [Умственная жвачка.], поиск социальной опоры, защита от угрозы, поиск информации, поиск опоры в религии)
Freiburger Fragebogen zur Krankheitsverarbeitung (Фрайбургский опросник переработки болезни (FKV)**, Mythny (Westhoff, 1993) Опросник собственной оценки Прошлое: реальная конкретная болезнь, событие, связанное с болезнью (например сообщение диагноза), или временной промежуток Болезнь 142/27 (например, поиск информации, дать волю чувствам)
COMES / COMRES, (Perrez & Reicherts, 1989) Дневник событий/стрессов (компьютерная запись) Настоящее: реальные события за временной интервал Общие 41/комплексная оценка по индикаторам

Примечание. Для всех методов указаны надежность и валидность.

* SVF — имеется также версия, относящаяся к ситуациям.

** FKV имеет различные версии (в том числе сокращенная версия в форме сторонней (внешней) оценки).

 

Приведем некоторые существенные оси измерения.

- Способ регистрации:бумага/карандаш (большинство способов); компьютерный (например, COMES / COMRES,Perrez & Reicherts, 1989, 1996; Fahrenberg & Myrtek, 1996).

- Плоскости данных:помимо регистрации психических компонентов есть также методы регистрации психофизиологических и биологических данных (Fahrenberg & Myrtek, 1996; Cohen et al., 1995).

- Источники данных:очень часто опросники собственной оценки; иногда интервью.

- Временной отрезок оценки:прошлое (особенно стрессовое событие последних 6 месяцев), настоящее (актуальная ситуация), будущее (как бы Вы себя повели?).

- Реальность стрессовой ситуации:гипотетическая стрессовая ситуация (например, совладание с перегрузками в процессе этих перегрузок (UBV),Reicherts & Perrez, 1993); лабораторные ситуации с реальными или снятыми на кинопленку стрессорами; конкретно пережитый повседневный стресс (стресс в прошлом: например, Ways of coping checklist WCCL,Folkman и Lazarux; Westhoff, 1993; стресс в настоящем: например, COMES / COMRES);«усредненная» стрессовая ситуация без какой-либо специфики (например, Опросник переработки стресса SVF,Janke, Erdmann и Kallus; см. Westhoff, 1993).

- Величина выборки поведения:Одно конкретное или гипотетическое событие (например, WSSL);профиль множества событий (например, SVF);популяция поведения (напр., систематическое самонаблюдение повседневного поведения с помощью компьютерного дневника COMES / COMRES).

- Специфичность сферы:общие стрессы (например, SVF);стресс из-за болезни или боли (например, Опросник для регистрации форм совладания с болезнью FEKB,Klauer, Filipp и Ferring; Опросник по переработке болезни FKV,Mythny; Westhoff, 1993).

- Индивидуальный или интериндивидуальный копинг. Большинство методов подразумевают индивидуальное стрессовое переживание и поведение (например, SFV, WCCL, COMES / COMRES).Для диадического стресса и соответственно совладания со стрессом у партнеров Боденманн (Bodenmann, 1995) разработал и метод лабораторного наблюдения, и опросник. Для измерения семейного стресса и совладания исследователи до сих пор сосредоточивались в основном на критических семейных событиях типа макрострессоров, причем часто опрашивались только родители. Перре, Бергер и Вильгельм (Perrez, Berger & Wilhelm, 1998) в дополнение к COMES / COMRES -методам предложили такой метод компьютерного самонаблюдения за стрессовыми переживаниями и совладанием со стрессом в семьях, при котором все члены семьи (старше 13 лет) семь раз в день по плану выборок времени и событий регистрируют с помощью компьютера признаки своего собственного и чужого поведения. Запись отражает как стрессовое событие, так и индивидуальное и интериндивидуальное совладание с ним.

- Возраст. Большинство методов предназначено для взрослых. Однако был сконструирован (Seiffge-Krenke, 1989) опросник копинга для молодых людей в возрасте от 12 до 20 лет, который основан на матрице, состоящей из восьми типичных для молодежи гипотетических проблемных ситуаций и двадцати копинг-стратегий.

- Регистрируемые признаки. В зависимости от метода регистрируются стрессоры (вид, длительность, интенсивность и т. д.), признаки оценки (контролируемость, каузальная атрибуция и т. д.), признаки стрессовых эмоций (виды эмоций, интенсивность, длительность и т. д.) и признаки совладания (типы реакций). Для форм совладания обычно имеется несколько шкал (см. табл. 17.4).

Большое число степеней свободы ясно говорит о том, что на уровень исследований влияет и дисперсия методов. До сих пор предпочтение отдавалось опросникам и интервью собственной оценки, которые в конечном счете регистрируют совладание лишь в общем и целом. В последнее время разрабатывались компьютерные методы, более точно и дифференцированно регистрирующие динамику совладания. Можно надеяться, что эти подходы дадут сильный импульс для создания теории.

 

5.4. Социальная сеть / социальная поддержка

 

Для регистрации социальных сетей и социальной поддержки в психологии существует большое количество методов (Laireiter, 1993b). Источники вариантности при операционализации социальных сетей и социальной поддержки характеризуются следующими существенными параметрами.

1) Методические аспекты. Опросники, интервью, дневники (бумага/карандаш; компьютер); письменные или графические стандартные формы (сеть); временной отрезок регистрации (прошлое, настоящее, будущее); критерии включения (см. пункт 2); методическая разработанность и качество с точки зрения теории теста.

2) Содержательные аспекты (параметры сбора данных).

2.1) Социальная сеть. Таксономия сети; критерии сети (частота контактов, роли, эмоциональное качество, перегрузка, поддержка и т. д. как индикаторы для индивида в сети); ограничение числа называемых лиц; установление структурных (например, частных групп), интеракционных (например, частота контактов, ролевая принадлежность), функциональных (поддержка, перегрузка и т. д.) признаков членов сети; оценки (например, удовлетворенность контактом).

2.2) Социальная поддержка. Компоненты понятия (ресурсы, восприятие, поведение/интеракция и т. д.); относительная ситуация (повседневность, перегрузки (стрессоры); специфические события); источники поддержки (партнеры, друзья/подруги, семья и т. д.); содержание поддержки (психологическая, инструментальная и т. д.).

До сих пор эти понятия регистрировались главным образом с помощью опросников собственной оценки; что касается сети, то здесь по причине сложности понятий общеприняты интервью. В последнее время некоторые понятия, особенно повседневная поддержка во время стресса и интеракционная сеть, измеряются адекватно понятию с помощью метода ведения дневника (Laireiter & Thiele, 1995).

- Социальные сети можно отобразить, пользуясь следующими критериями: контакт, роли, интеракции и обмен, а также их комбинации; соответственно регистрируются очень разные частные сферы индивидуальной системы отношений. Кроме того, в последнее время разрабатывались методы регистрации стрессовых отношений в зависимости от их значимости (Lettner, 1994; Lettner, Solva & Baumann, 1996). Обзор наиболее существенных методов можно найти в: Laireiter, 1993b; Baumann & Laireiter, 1995. В таблице 17.5 обобщенно приводятся самые распространенные в немецкоязычных странах методы.

 

Таблица 17.5. Некоторые методы регистрации социальных сетей и социальной поддержки

Методы/авторы Понятия Число пунктов/шкалы
Interview zum Sozialen Netzwerk und zur Sozialen Unterstützung (Интервью социальной сети и социальной поддержки (SONET)), Baumann et al. (Westhoff, 1993) Стандартизированное интервью Социальная сеть ресурсы поддержки 56/-
Mannheimer Interview zur Sozialen Unterstutzung (Маннгеймское интервью социальной поддержки (MISU), Veiel (Westhoff, 1993) Стандартизированное интервью Сеть поддержки 38/-
Social Support Questionnaire (SSQ) (Опросник социальной поддержки; краткая версия из 6 пунктов, Sarason, Sarason, Shearin и Pierce) (Westhoff, 1993) Опросник собственной оценки Сеть поддержки, удовлетворенность поддержкой 12/2 (поддерживающие лица, удовлетворенность)
Beziehungs-Intervalltagebuch (Дневник интервала отношений SONET-T, Laireiter, Baumann, Reisenzien и Untner (1998)) Дневник итогов / интеракция Интеракционная сеть 8/1
Computersiertes Interaktionstagebuch (Компьютерный дневник интеракций SONET-CT, Baumann, Thiele, Laireiter и Krebs (1996)) Дневник событий / интеракция (компьютерная запись) Интеракционная сеть 43/-
Fragebogen zur Sozialen Unterstützung (Опросник социальной поддержки (F-SOZU)), Sommer и Fydrich (Краткая версия SOZU-K-22) (Westhoff, 1993) Опросник собственной оценки Воспринимаемая поддержка 54/1 общая шкала, 6 отдельных шкал
Interpersonal Support Evaluation List (Опросник межличностной поддержки (ISEL)), Cohen и Hoberman (Laireiter, 1996); Westhoff, 1993 Опросник собственной оценки Воспринимаемая поддержка 40/1 общая шкала, 4 отдельные шкалы
Social Support Appraisal Scale (Оценочная шкала социальной поддержки (SS-A)), Vaux (Laireiter, 1996; Westhoff, 1993) Опросник собственной оценки Воспринимаемая поддержка 28/1 общая шкала, 4 отдельные шкалы
Inventory of Socially Supportive Behaviors (Опросник социально поддерживающих способов поведения (ISSB)), Barrera (Laireiter, 1996); Westhoff, 1993 Опросники собственной оценки Полученная поддержка 40/1

Примечание. Ко всем методам имеются указания о надежности и валидности.

 

В немецкоязычных странах чаще всего используют предложенное Бауманном и его сотрудниками Интервью социальной сети и социальной поддержки (SONET)(Laireiter, Baumann, Reisenzein, Feichtinger & Untner, 1997; Westhoff, 1993). Этот метод строится на комбинированных критериях (комбинируются ролевые, интеракционные и аффективные критерии); формально и содержательно он подтвердился в самых различных исследованиях (обзор у: Laireiter et al., 1997).

В отношении социальной поддержки методы дифференцируются прежде всего исходя из компонентов понятия (см. выше). Соответственно можно выделить методы, регистрирующие ресурсы поддержки (сети поддержки), воспринимаемую поддержку и полученную поддержку.

1) В соответствии с критериями, лежащими в основе методов анализа ресурсов, в большинстве случаев называются те лица, которые оказали бы поддержку в повседневной жизни или при не очень больших проблемах (относительное время: будущее), иногда расспрашивается также об актуально предоставленной поддержке (относительное время: настоящее). Есть несколько методов регистрации и тех лиц, которые предоставили бы поддержку при бОльших перегрузках и кризисах (относительное время: будущее). Наиболее известные в немецкоязычных странах инструменты — это Маннгеймское интервью социальной поддержки, MISU,Veiel (Westhoff, 1993), а также немецкоязычный перевод 6-пунктовой краткой формы Social Support Questionnaire SSQ (Опросник социальной поддержки),авторы Sarason, Sarason, Shearin и Pierce (Westhoff, 1993). Это достаточно хорошие психометрические инструменты, и их валидность доказана. Некоторые инструменты регистрируют также сеть поддержки при стрессах. Правда, эти способы еще не очень хорошо разработаны и обычно включаются в более комплексный метод, где наряду с этим исследуются также вид пережитых перегрузок, совладание со стрессом и полученная социальная поддержка.

2) Сравнительно много инструментов имеется для понятия «воспринимаемая поддержка»,потому что его легко операционализировать, а также концептуализировать как личностную переменную. Эти методы составлены почти исключительно в виде опросников собственной оценки и, как правило, имеют отношение к повседневным стрессам или к желанию поддержки, не связанному со стрессом. Большинство из них ориентируются на два измерения: источники и содержание поддержки; правда, такого метода, при котором бы систематически учитывались оба аспекта, нет. Наиболее известные в немецкоязычных странах инструменты — это Опросник социальной поддержки (F-SOZU),авторы Sommer и Fydrich (Westhoff, 1993), в полной и краткой форме, а также перевод американского опросника Interpersonal Support Evaluation List ISEL (Опросник межличностной поддержки), авторы Cohen и Hoberman, и Social Support-Appraisal Scale SS-A (Оценочная шкала социальной поддержки),автор Vaux (оба: немецкий перевод Laireiter, 1996; Westhoff, 1993). Психометрически высокая надежность доказана прежде всего для F-SOZU и SS-A -шкалы, кроме того, можно считать, что их валидность хорошо подтверждена. Воспринимаемая поддержка при стрессах и кризисах до настоящего времени была задействована разве что изредка.

3) Полученную поддержку регистрируют иногда безотносительно перегрузки, то есть поддержку вообще, а иногда — применительно к стрессам. При этом используются методы ведения дневника или интервью и опросников. Из общих методов наиболее известен опросник собственной оценки Inventory of Socially Supportive Behaviors ISSB (опросник социально поддерживающих способов поведения),автор Barrera, все больше применяемый и в немецкоязычных странах (немецкая формулировка: Laireiter, 1996; Westhoff, 1993). Этот опросник содержит 40 пунктов и измеряет объем полученной поддержки в повседневных делах за последний месяц (например: полить цветы, присмотреть за квартирой, сходить за покупками). Из многих методов ведения дневника, измеряющих полученную поддержку в рамках интеракций, в первую очередь надо назвать дневник отношений SONET-T (Laireiter, Reisenzein, Baumann & Untner, 1998), а также компьютеризированный дневник интеракций SONET-CT (Baumann, Thiele, Laireiter & Krebs, 1996; дальнейшее развитие SONET-CT-96).

Большое значение имеют способы регистрации полученной поддержки в связи со стрессом. Это делается и в отношении повседневных перегрузок, и для критических жизненных событий. Поддержку при повседневных стрессах, как правило, регистрируют с помощью дневников (ср. Laireiter & Thiele, 1995), при критических жизненных событиях — в основном с помощью интервью, иногда применяются и опросники. Для повседневных перегрузок один из испытанных способов — это (Perrez & Reicherts, 1989, 1996) компьютеризированный дневник совладания COMES / COMRES (расширен за счет включения социальной поддержки: Perkonigg, Baumann, Reicherts & Perrez, 1993). Наиболее известный метод регистрации поддержки в связи с кризисами — интервью поддержки,автор Brown (ср. Brown, 1992), с помощью которого исследуется поддержка, полученная со стороны окружения, в преодолении тяжелых жизненных перегрузок и хронических трудностей (LEDS;см. выше), после чего осуществляется оценка на основании схемы дифференцированного кодирования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.